Статья на тему: «Слушание на уроках музыки».
статья по музыке

Статья на тему: «Слушание на уроках музыки».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_statya_slushanie_muzyki.docx16.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Слушание на уроках музыки».

Из опыта работы учителя музыки  ГБОУ СОШ № 368 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга   Шестириковой И.А.

Без развития активного восприятия музыки невозможно формирование музыкальной культуры школьника. Так что же такое музыкальное восприятие? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Музыкальное восприятие – это не просто слушание, а «слышание», то есть эмоциональное, осознанное, глубокое понимание музыки, переживание её. На каждом уроке музыки дети слушают музыкальные произведения   великих и малоизвестных композиторов, представителей музыкальной культуры разных стран и эпох. Интересным и нужным является не только слушание, но и анализ музыкальных произведений. Так  дети определяют характер, настроение, темп, лад, динамику, ритм и другие средства музыкальной выразительности. Часто на уроке  решаются поставленные учителем  проблемные ситуации, например:  1. Как вы считаете, какому композитору по стилю может принадлежать данное музыкальное произведение? 2. Как вам кажется,  какой инструмент или голос мог бы исполнить данное произведение?  3. Где могло бы прозвучать данное музыкальное произведение и почему? Дети стараются обосновать свои ответы, опираясь на имеющиеся  знания, находят  подтверждение   в нотных записях, представленных на страницах учебника и рабочей тетради.

Что же дает процесс слушания? Он обогащает музыкальный опыт ребят, расширяет их кругозор, воздействует на формирование вкуса, способствует развитию музыкальных способностей учащихся. Активное слушание музыки дает возможность охватить всех учащихся, а их знания закрепляются на практике. Детям очень нравится такая форма работы. Учитель имеет возможность  провести фронтальный опрос по конкретной теме, так как данный вид работы может выполняться устно и письменно. В начальной школе это могут быть  использованы отдельные ответы ребят, которые фиксируются в единый анализ музыкального произведения. Это может проходить  в игровой форме, но ответ каждого будет услышан, повторен учителем. В средней и старшей школе ответы учащихся могут быть  как устными, так и   в виде эссе, размышления, отзыва о музыке.

Продумывая урок, учитель должен обратить внимание на следующее.  Работа ведется по трем основным линиям: теоретической, методической и исполнительской.

  1. Теоретическая линия:

а) Тщательно проанализировать самому музыкальное  произведение, с учетом возрастных особенностей учащихся. Записать возможные варианты детских ответов.

 б) Определить структуру,  программность, форму  музыкального произведения.

в) Уяснить для себя, как реализуется тема урока в процессе использования данного произведения.

г) Ознакомиться с биографией, творчеством композитора, его стилевыми особенностями, историческими событиями.

  1. Исполнительская подготовка:

а) Уметь ярко, выразительно исполнить музыкальное произведение. Слабо или плохо исполненное произведение не вызовет интереса у детей.

б) Учитель должен наметить четкий исполнительский план музыкального произведения.

в) Если изучается произведение крупной формы (симфония, опера и др.), то нужно продумать, какие фрагменты, отрывки будут исполнены на инструменте, а какие в записи.

  1. Методическая подготовка:  

а) Четко продумать хронометраж урока:  слушание  фрагментов и  произведения  целиком, беседу, анализ произведения, вписать данные в технологическую карту урока.

б) Продумать терминологию и глубину анализа музыкального произведения.

в) Подобрать видеоряд, видеофрагменты, слайды, сделать презентацию.

г) Использовать цитаты, выдержки, слова известных людей о данном произведении, о композиторе, эпохе, стилевых особенностях.  

д) Наметить виды исполнительства (учитель, учащиеся, в записи).

е) Продумать все вопросы, обращенные к детям.

Важным моментом будет являться вступительное слово учителя.  И хотя ему отводится второстепенная роль, оно в целом может усилить воздействие музыки на учащихся.  Вступительное слово до прослушивания подготавливает и настраивает на восприятие музыки, помогает ярче, пережить произведение. Необходимо заинтересовать детей, привлечь их внимание. При этом важен тон учителя. Это может быть тихо, торжественно, повествовательно, таинственно, но всегда искренне.

Что касается исполнения музыкального произведения, то в начальной школе первое исполнение «живое». Учитель обращается к детям на языке музыки. Впечатление будет более ярким, запоминающимся.  И здесь важно, чтобы учитель хорошо владел голосом и инструментом.

В средней и старшей школе при изучении крупных форм или при звучании оркестровой и хоровой музыки важным моментом будет являться исполнение  в записи. Для более яркого восприятия музыки. Здесь и голоса исполнителей, и  тембры музыкальных инструментов. Развитие мелодических линий, образов, средств музыкальной выразительности, формы музыкального произведения.

Благодаря уроку музыкального общения с великими произведениями мы стараемся привить учащимся желание слушать музыку,  искать интересные транскрипции и интерпретации знакомых произведений, посещать театральные  спектакли и концертные площадки, помогать младшим школьникам в проведении музыкальных вечеров,  конкурсов и  бесед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание художественного вкуса на уроках музыки"

В этой статье представлен материал о формировании художественного вкуса учащихся средствами музыкального искусства....

Статья "Формирование этнотолерантной культуры на уроках музыки"

В статье затрагивается о важнейших проблем в современном музыкальном искусстве-формирование этнотолерантной культуры на уроках музыки....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Статья на тему "Общение с джазовой музыкой как способ эстетического развития младших школьников".

В данной статье делается акцент на воспитательно-эстетических возможностях джазовой музыки, которая в настоящее время в общеобразовательных учреждениях на уроках музыки звучит очень редко....

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки"

В статье раскрываются обновные   идеи гражданско-патриотиечского воспитания школьников на уроках музыки в начальной школе.  Представлены примеры работы с учащимися на уроках музыки по програ...

Статья-"Интеграция предметных областей на уроках музыки"

Музыка рассказывает о жизни в звуках,живопись-в красках,проза и поэзия-в слове!...

Приёмы активного слушания на уроке музыки в начальных классах.

Слушание – это один из ведущих видов деятельности на уроке музыки.«Слушать музыку – значит не только эмоционально откликаться на неё, но также понимать и переживать, хранить её образ...