Рабочая программа по музыке 3 класс ПНШ
рабочая программа по музыке (3 класс)

Белухина Светлана Ивановна

Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_3klass.docx39.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).

Планируемые результаты

Личностные результаты:

• наличие нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;

•  сформированность основ музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие;

•  наличие у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к искусству;

•  развитость художественного вкуса;

•  наличие основ образного и ассоциативного мышления и воображения;

•   реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

•  позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Метапредметные результаты:

• наличие нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;

•  сформированность основ музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие;

•  наличие у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к искусству;

•  развитость художественного вкуса;

•  наличие основ образного и ассоциативного мышления и воображения;

•   реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

•  позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметные результаты.

•  сформированность основ музыкальной культуры, первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека;

• развитие художественного  вкуса,  устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

• способность воспринимать музыку и размышлять о ней;

• знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

• умение открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения;

• начальное развитие музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

•  элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой   деятельности:   при   воплощении   музыкальных образов в процессе создания театрализованных и музыкально-пластических композиций, в ходе разучивания и исполнения вокально-хоровых произведений, в игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

•  способность импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

•  умение применять полученные знания  и  приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

•  умение реализовать собственный творческий потенциал, применять музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Предметные результаты по видам учебной деятельности обучающихся

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципа взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника (включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитии музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации). Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.

Предполагается, что по видам учебной деятельности обучающийся будет:

Слушание музыки

1. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

2.  Уметь определять характер музыкального произведения,  его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.

3.  Иметь представление об интонации в музыке; знать о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.

4.  Иметь представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знать особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.

5. Знать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.

6.   Иметь представление о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.

7. Иметь представление о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.

8.  Определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.

9.  Иметь слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.

10.  Уметь импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.

Хоровое пение

1. Знать слова и мелодию Гимна Российской Федерации.

2.  Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

3.  Знать о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.                        

4.  Соблюдать при пении певческую установку. Использовать в процессе пения правильное певческое дыхание.

5.  Петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Петь доступным по силе, не форсированным звуком.

6. Ясно выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные; использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

7.  Исполнять одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.

Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)

1.  Иметь представление о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, синтезаторе, народных инструментах и др.

2.  Уметь исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.

3.  Иметь первоначальные навыки игры в ансамбле - дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеть основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.

4. Использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.

Основы музыкальной грамоты

Владеть следующим объемом музыкальной грамоты и теоретических понятий:

1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.

2.  Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.

3.  Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. I Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; ' 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах, Двух- и трехдольность - восприятие и передача в движении.

4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

5.  Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтений нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.

6.  Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.

7.  Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.

8.  Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:

•  реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

•  организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

•  использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

•  владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

•  адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

•  оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание учебного предмета.

Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».

Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 1-2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, чтобы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевыми ритмами, не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для любого слушателя.

Узловой темой третьего года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах, в широком смысле - как воплощение художествейного образа в музыкальных звуках; в узком смысле - как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия - «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.

Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.

Если музыка - «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На основе того, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. - пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т.д.

Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.

Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлено в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.

Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме - с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М. Глинки, А. Лядова, Н. Рим-ского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Бородина, П. Чайковского, ,С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Л. ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Визе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М. Калининой, В. Калинникова, Е. Крылатова, Н. Мет-лова, М. Минкова, М. Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.

Содержание программы по темам

Художественно-педагогический замысел темы «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» - осознание песенности, танцевальности и маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.

Темы: Открываем для себя новые качества музыки; Мелодичность - значит песенность?; Танцевальность бывает не только в анцах; Где слышится маршевость?; Встречи с песенно-танце-вальной и песенно-маршевой музыкой.

Смысловое содержание тем:

Основные качества музыки, музыкальный язык - ретроспективный обзор. Работа с ритмической партитурой, игра на оркестровом треугольнике. Ощущение песенности, танцевальности и маршевости в крупном музыкальном жанре на примере фрагментов из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок». Определение особенностей музыкального языка фрагментов балета с учетом их нотной записи. Новые музыкальные понятия и термины: тема, пиццикато, фанфара.

Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. «Утро» из музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»: динамические изменения (крещендо, диминуэндо), развитие мелодии, кульминация (скрипки), выразительность и изобразительность, вокализ. Ария Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: либретто, действующие лица, содержание (работа с источниками информации), исполнение главной мелодии с ориентацией на нотную запись. Отличие понятий «песня» и «песенность». Ассоциативные связи музыки и изобразительного искусства. Новые музыкальные понятия и термины: кульминация, вокальная музыка, главная мелодия, музыкальный образ. «Азбука общения с искусством» - «Как правильно петь?» (правила пения).

Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. «Арагонская хота» М. Глинки (акценты, вершины фраз). «Девичий хоровод» Р. Щедрина из балета «Конек-Горбунок» (определение особенностей музыкальной речи по нотной записи). «Пляска рыбок» из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» (темп, динамика, танцевальный характер). Новые музыкальные понятия и термины: хота, былина.

Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов А. Аренского и Л. Бетховена. Основные характеристики маршевости: работа с нотной записью мелодии из третьей части Симфонии № 5 и фрагментом Марша памяти А.В. Суворова; определение главных качеств мелодии, основных интонаций; сравнение маршевости этих произведений. Жизненные основы данных произведений Бетховена и Аренского (работа с источниками информации). Новые музыкальным понятия и термины: эпизод, сольфеджио, пунктирный ритм, хор.

Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки. Музыкальные примеры из произведений Ж. Визе, А. Лядова, Ф. Шопена, И. Дунаевского. Новые  музыкальные понятия и термины: увертюра, сольмизация, такт, тактирование, сюита, прелюдия. Работа с источниками информации. Творческий проект по подготовке списка отечественных и зарубежных композиторов, которые сочиняли прелюдии. |«Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».

Художественно-педагогический замысел темы «Интонация»- осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.

Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-, интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

Смысловое содержание тем:

Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи музыкальной речи по высоте и по длительности звучания; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных обозначений для обозначения высоты разговорной интонации и длительности ее звучания. Сравнение разговорной и музыкальной речи на примере музыки С. Прокофьева («Болтунья», стихи А. Барто),  А. Аренского («Расскажи мотылек», стихи А. Майкова), Я. Дубравина («Снеженика», стихи М. Пляцковского). Музыкальные понятия и термины: интонация, скороговорка, динамические оттенки, ступени лада. Подготовка к коллективному творческому проекту  «Концерт для родителей».

Мелодия - интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов

во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Музыкальная импровизация. Инсценировка музыкальной сказки по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» (музыка С. Соснина). Понятия и термины: импровизация, пьеса, легато, лад, штрих, затакт, зерно-интонация, либретто, авансцена, задник сцены, кулисы, генеральная репетиция, премьера, артист, антракт. Коллективный творческий проект «Музыкальный спектакль».

Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация - основа музыки. Выразительность и изобразительность в произведениях классической музыки (К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов). Самостоятельней; ознакомление с оперой Н. Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» (работа с источниками информации: либретто, аудио или видеозапись оперы). Созвучие оперы со сказкой А.С. Пушкина. Самостоятельное ознакомление с обрядом колядования  (работа с источниками информации). Соответствие выразительных и изобразительных средств музыки и стихов в песнях. Общность народной и композиторской музыки. Понятия и термины: аккомпанемент, звукоряд, струна, напев, смычок, флейта-пикколо. «Азбука общения с искусством» - «Как слушать и слышать музыку?» (правила слушания музыки), «Как правильно петь?» (правила пения). Коллективный творческий проект «Школьный фольклорный праздник». «Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».

Художественно-педагогический замысел темы «Развитие музыки»

- осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.

Темы: Почему развивается музыка?; Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?; Что такое исполнительское развитие музыки?; Развитие, заложенное в самой музыке; Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

Смысловое содержание тем:

Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроениях, мыслях человека. Развитие движения («В пещере горного короля» Э. Грига), музыкальный диалог (Пьеса («Аллегретто» Ф. Шуберта), картины природы (песня «Береза» В. Веселова на стихи С. Есенина). Ассоциации в развитии музыкального произведения и произведении изобразительного искусства (Э. Григ «В пещере горного короли» и Т. Киттельсен «У троллей»). Понятия и термины: фортепьянная миниатюра, мелодист, канон, аллегретто, аккорд, ритенуто.

Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки.  Интонационное развертывание музыкального образа на примере музыки С. Прокофьева, В. Калинникова, И.С. Баха, С. Соснина - изменения динамики, темпа, длительностей, фразировки, характера,  настроения. Сольмизации и сольфеджирование   мелодий.   Инструментальное   исполнение  элементов музыкальной речи в их развитии. «Азбука общения с искусством» - «Как слушать и слышать музыку?» (правила слушания музыки). Понятия и термины: крещендо, диминуэндо, триоль, поступенное движение мелодии, скачкообразное движение мелодии, потомственный музыкант, орган, клавесин, виртуоз, кантилена, синкопа.

Исполнительское развитие музыки, характерное в основном для куплетной формы (на примере русских народных песен «Со вьюном я хожу», «Ах вы, сени мои, сени» и песен композиторов Г. Струве «Отцовская слава», М. Славкина «Старая лестница», Е. Крылатова «Ласточка»). Отражение в этих песнях изменения iсредств  выразительности.  Роль инструментального сопровождения в исполнительском развитии.

Особенности исполнительского развития в песнях о защитниках Отечества (работа с источниками информации). Творческий проект по подготовке списка песен для программы праздничного концерта. Понятия и термины: канон, подголосок, а капелла, вокализ, устойчивая ступень лада, неустойчивая ступень лада, унисон.

Развитие, заложенное в самой музыке - динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное. Осознание особенностей развития музыки на различных примерах: попевки, песни, фрагменты произведений Р. Щедрина (балет «Конек-Горбунок»), Л. Лядов («Восемь русских народных песен»). Песни-заклички (работа с источниками информации, инсценировка песни). «Азбука общения с искусством» - «Как правильно петь?» (правила рения). Понятия и термины: ладовое развитие, попевка, динамическое развитие, темповое развитие, фактурное развитие. Коллективный творческий проект «Музыкальный спектакль».

С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк». Развитие музыке как результат взаимодействия героев сказки: Петя птичкой разговаривают; утка и птичка спорят; кошка быстро лезла на дерево; утка бросилась вон из лужи; птичка и кошка дереве, волк ходит вокруг; Петя с птичкой ловят волка; Петя с птичкой поймали волка; волк в бешенстве; заключительное шествие (Петя-герой). Роль тембров музыкальных инструментов симфонического оркестра в развитии тем героев сказки. Повторение и контраст мелодических и ритмических интонаций. «Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».

Художественно-педагогический замысел темы «Построение (формы) музыки» - осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.

Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными?; Когда музыкальные произведения имеют две или три части?; Рондо - интересная музыкальная форма; Как строятся вариации?; О важнейших средствах построения музыки.

Смысловое содержание тем:

Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения; мотив, фраза, предложение, период. Знакомство с одночастной формой на примере музыки П. Чайковского (маршевый эпизод главной темы третьей части Шестой симфонии), французской народной песни «Пастушья песня», песни М. Минкова «Телега». Разучивание с использованием нотной записи и двухголосное исполнение песни каноном. Термины и понятия: музыкальная форма, тремоло, одночастная форма, канон, цезура.

Содержательно-образные основы построения музыки. Выражение в одном произведении развития чувств человека, переход от одного чувства или настроения к другому. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки, Двухчастная форма. «Песня Сольвейг» Э. Грига: сольфеджирование мелодии первой части, определение ее характера, лада, динамического развития, слушание двух частей, решение проблемных ситуаций, связанных с изменениями во второй части. Построение песни: куплет, запев, припев (простая куплетная форма). Изменения средств музыкальной выразительности н песне «Скрипка» М. Славкина. Простая трехчастная форма, особенности построения и образной выразительности на примере Арии Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Понятия и термины: форте, пиано, простая двухчастная форма, простая трехчастная форма.

Форма рондо. Особенности построения музыки (рефрен, эпизоды). Музыкальные примеры: песня «Зачем нам выстроили дом?» Д. Кабалевского и романс А. Бородина «Спящая княжна». Определение рефрена и эпизодов, соотнесение их с художественно-образным смыслом, выявление особенностей музыкальной речи. Понятия и термины: рондо, рефрен, эпизод, романс.

Особенности построения вариаций: тема и ее варианты с разными изменениями (интонации, ритм, темп, лад, сопровождение и пр.). Выявление данных особенностей на примере музыки В.А. Моцарта и Н. Римского-Корсакова. Песенные темы «Вариаций на тему французской народной песни» и хора из оперы «Сказка о Царе Салтане». Самостоятельная проработка учебного текста на с. 133 учебника. Понятия и термины: вариации. «Азбука общения с искусством» (Беседы Дядюшки Камертона): Беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».

Самостоятельное выявление важнейших средств построения музыки с помощью изучения авторского текста на с. 136 учебника. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки. Перечисление примеров произведений, написанных в разных формах с объяснением особенностей их построения. Обобщение темы года. «Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа шестая «Как размышлять о музыке и рассказывать о ней?». Коллективный проект «Концерт для родителей».

Календарно - тематическое планирование

3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

по плану

Дата

по факту

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

1

Открываем для себя новые качества музыки.

1

Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. Узнавать отечественных и зарубежных композиторов по их портретам, знакомиться с основными сведениями об их творчестве. Анализировать   и   сравнивать   жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений.

Определять авторов новых для школьников классических музыкальных произведений на основе знания особенностей их авторского языка (по знакомым произведениям).

Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения).  Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности.

Высказывать свое мнение о музыке с использованием специальных терминов, размещенных на страницах учебника.

 Использовать нотную и графическую записи при размышлении о музыке и ее исполнении.

Работать  с  музыкальным  словарем,  со словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника).

Находить ассоциативные связи музыки и изобразительного искусства.

Работать самостоятельно с учебным и авторским текстами на с. 7, 10, 12, 17, 18, 19, 22-25, 27, 28, 30, 34, 37 учебника.

Соблюдать правила пения и слушания музыки, представленные в «Азбуке общения с искусством» (форзац учебника).

Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая беседа «Азбуки общения с искусством»).

Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы.

Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий. Проводить работу с источниками информации.

Выполнять   самостоятельно   творческий проект.

Участвовать в подготовке и проведении классных и школьных праздников

03.09 - 07.09

2

Открываем для себя новые качества музыки.

1

10.09 - 14.09

3

Мелодичность – значит песенность?

1

17.09 - 21.09

4

Мелодичность – значит песенность?

1

24.09 - 28.09

5

Танцевальность

бывает не только

в танцах

1

01.10 - 05.10

6

Танцевальность

бывает не только

в танцах

1

08.10 - 12.10

7

Где слышится маршевость?

1

15.10 - 19.10

8

Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой

1

22.10- 26.10

Интонация

9

Сравниваем разговорную и музыкальную речь.

1

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Высказывать свое мнение о музыке с использованием специальных терминов, размещенных на страницах учебника.

Работать  с  музыкальным  словарем,   со словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника). Использовать нотную и графическую записи при размышлении о музыке и ее исполнении.

Импровизировать на заданную тему (зерно-интонацию). Передавать в собственном исполнении (в пении, игре на инструментах, в музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Работать самостоятельно с учебным и авторским текстом учебника. Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись (звуковысотность, движение мелодии, кульминация, тоника, динамические оттенки, темп, характер, штрихи, подтекстовка). Соблюдать правила пения и слушания музыки, представленные в «Азбуке общения с искусством» (форзац учебника).

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая беседа «Азбуки общения с искусством»).

Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы.

Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий. Проводить работу с источниками информации.

Осуществлять  индивидуальный  поиск  в рамках коллективных творческих проектов.

Исполнять, инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. Участвовать в коллективной подготовке к школьному новогоднему празднику

06.11- 09.11

10

Зерно-интонация в музыке.

1

12.11- 16.11

11

Выразительные интонации.

1

19.11- 23.11

12

Изобразительные интонации.

1

26.11- 30.11

13

Изобразительные интонации.

1

03.12- 07.12

14

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

1

10.12- 14.12

15

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

1

17.12- 21.12

Развитие музыки

16

Почему развивается музыка?

1

Определять авторов новых для школьников классических музыкальных произведение на основе знания особенностей их автор ского языка (по знакомым произведениям)

 Использовать специальную терминологию в высказываниях о музыке.

Участвовать в создании исполнительской плана для воплощения различных музыкальных образов в песнях.

Воплощать в собственном исполнена (пении, инструментальном исполнении инсценировке песни) различные музыкальные образы и их развитие (с использованием нотной и графической записей). Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальны) образов.

Соблюдать правила пения и слушания музыки, представленные в «Азбуке общения с искусством» (форзац учебника).

Работать с музыкальным словарем, со словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника).

Находить  ассоциативные  связи  музыки, изобразительного искусства и поэзии.

Осуществлять самостоятельную работу с  учебным и авторским текстами на с. 75, 80, 33, 85, 89, 90, 100, 101, 104-114 учебника. Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая беседа «Азбуки общения с искусством»).

 Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы.

Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий. Предпринимать   индивидуальный   поиск  в рамках коллективных творческих проектов, работать с источниками информации. участвовать в выполнении коллективных творческих проектов.

осуществлять подготовку к участию в Классных и/или школьных весенних праздниках

09.01- 11.01

17

Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?

1

14.01- 18.01

18

Что такое исполнительское развитие?

1

21.01- 25.01

19

Виды развития музыки: повтор и контраст.

1

28.01- 01.02

20

Развитие, заложенное в самой музыке.

1

04.02- 08.02

21

Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

1

11.02- 15.02

22

Тембровое развитие в музыкальной сказке «Петя и волк».

1

18.02- 22.02

23

Тембровое развитие в музыкальной сказке «Петя и волк».

1

25.02- 01.03

24

Музыкальные инструменты в музыкальной сказке «Петя и волк».

1

04.03- 08.03

25

Музыкальные инструменты в музыкальной сказке «Петя и волк».

1

11.03-15.03

Построение (формы) музыки

26

Почему музыкальные произведения бывают одночастными?

1

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.

Перечислять простые музыкальные формы.

Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.

Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одно-, двух- и трехчастных, вариаций, рондо).

Выявлять особенности построения музыки с использованием нотной записи произведений: размышление с ориентацией на нотную запись, сольмизация, сольфеджирование, пение с текстом.

Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия. Осуществлять работу с музыкальным словарем, словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника).

Использовать   специальную   терминологию в высказываниях о музыке.

Принимать участие в хоровом исполнении песен.

Узнавать отечественных и зарубежных композиторов по их портретам, знакомиться с основными сведениями об их творчестве.

Определять авторов новых для школьников  классических  музыкальных  произведений на основе знания особенностей их авторского языка (по знакомым произведениям).

Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая и шестая беседы «Азбуки общения о искусством»).

Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы.

Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий.

Участвовать в выполнении коллективного творческого проекта.

Осуществлять подготовку к участию в заключительном уроке-конце рте, в классных и/или школьных праздниках

18.03- 22.03

27

Когда музыкальные произведения имеют две или три части?

1

03.04- 05.04

28

Когда музыкальные произведения имеют две или три части?

1

08.04- 12.04

29

Рондо – интересная музыкальная форма.

1

15.04- 19.04

30

Рондо – интересная музыкальная форма.

1

22.04- 26.04

31

Как строятся вариации?

1

9.04- 03.05

32

Как строятся вариации?

1

06.05- 10.05

33

О важнейших средствах построения музыки.

1

13.05- 17.05

34

О важнейших средствах построения музыки.

1

20.05-24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...