рабочая программа по музыке 1 класс
методическая разработка по музыке (1 класс)

Селиверстова Наталья Эдуардовна

Данная рабочая программа разработана для 1 класса по программе "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_pr_1_kl.docx28.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

__________/ Иванова Р.Д.

Протокол № _____

от «___» ________20___ г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «Гимназия-интернат №13»

____________/ ХайруллинаЧ.М.

от «___» _________20___ г.

Утверждаю

Директор  МБОУ «Гимназия-интернат №13» НМР РТ

______________/ Р.М. Шакиров

Приказ № ______

от «___» __________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке  для 1 А класса

Селиверстовой Натальи Эдуардовны,

учителя первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия-интернат №13»  НМР РТ

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерных программ (Музыка: программа: 1-4 классы / Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.– М.: Вентана-Граф», 2013 г);Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия-интернат №13» (протокол №         от             ),учебного  плана МБОУ «Гимназия-интернат №13» на 2018-2019 учебный год.  

Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

1. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;

2. Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);

3. Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти

4. Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству

5. Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

6. Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

7. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.

Предмет «Музыка» изучается  33 часа, из расчета 1 час в неделю .

1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностными результаты:

-восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;

- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за

русскую народную музыкальную культуру;

- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского

восприятия музыкальными произведениями

- уважение к чувствам и  настроениям другого человека, представление о дружбе,

доброжелательном отношении к людям.

- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и

исполнителя музыкальных сочинений;

- первоначальной ориентации на оценку  результатов собственной музыкально-исполнительской

деятельности;

- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

Метапредметными результатами  являются :

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу;

-понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и

музыкальных зарисовок из жизни детей

- осуществлять первоначальный контроль  своего участия в интересных для него видах

музыкальной деятельности;

- адекватно воспринимать предложения учителя.

- принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;

- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений;

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно

исполнения музыки) сверстников, родителей.

Познавательные УУД:

 − ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной

информации;

− использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи

(«Музыкальный домик»);

− первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;

− находить в музыкальном тексте разные части;

− понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

− читать простое схематическое изображение.

Коммуникативные УУД:

− воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

− учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

− принимать участие в групповоммузицировании, в коллективных инсценировках;

− понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают,

учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

− контролировать свои действия в коллективной работе

− исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом

разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

− использовать простые речевые средства  для передачи своего впечатления от музыки;

− следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной

музыкальной деятельности.

Предметными результатами являются :

формирование следующих умений:

−воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;

−различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;

−выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;

-воплощать настроение доступных музыкальных произведений в пении;

−отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;

 −вслушиваться в звуки родной природы;

−воплощать образное содержание народного творчества в играх, движениях, импровизациях,

пении простых мелодий, играх, импровизациях;

−понимать значение музыкальных сказок, шуток, роль музыки в мультипликации и кино.

− слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части,

выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;

− находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;

− различать темпы, ритмы марша, танца и песни;

− определять куплетную форму в тексте песен;

− различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения (форте – пиано и др.).

− исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку;

− чисто интонировать попевки и песни в доступной тесситуре;

− воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;

− различать звучание русских народных и элементарных детских музыкальных инструментов.

Планируемые результаты обучения

К концу 1 классаобучающиеся научатся:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;

- участвовать в коллективном пении;

-исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося) досуга, составлении домашней фонотеки, посещении концертов, фестивалей и т.д.

2. Содержание учебного предмета

Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

3.Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Музыка в жизни человека

1

Истоки возникновения музыки

-Рождение музыки.

-Образ музыканта. Композитор, исполнитель, слушатель.

-Три сферы музыки (песня, танец, марш).

-«Маршевый порядок». Истоки происхождения марша.

-«Человек танцующий». Истоки происхождения танца.

-«Песенное дыхание». Истоки происхождения песни.

-Где найти песню? Колыбельные песни

- Искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений.

-Взаимопроникновение сфер музыки.

9

Воспринимать окружающий мир,выделяя в егозвучании отдельныемузыкальные звуки,

мелодии, фразы.

Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики,

страны).

Различать характерные признаки и основных жанровмузыки - «песня», «танец», «марш».

Приводить примеры песен, танцев, маршейиз собственногожизненного опыта.

 Переносить признаки

музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.

Характеризовать деятельность

композитора, исполнителя,

слушателя.

Слушать и исполнять

Музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать

народные песни, пословицы, поговорки, загадки.

Экспериментировать

со звучащими предметами,

простейшими музыкальными

инструментами, подбирать

ритмический аккомпанемент к

исполняемым детским песням.

Основные закономерности музыкального искусства

2

Содержание и формы бытования музыки

-Музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревогу).

-Музыка выражает различные черты характера.

- Музыка создает портреты людей.

- Музыка создает портреты сказочных персонажей.

- Каждый композитор – художник

- Музыка живая. Музыка изображает движение.

-Музыка изображает картины природы. Природа родного края.

-Фрагменты бытования музыки

- Рождение музыкальной формы. Масштаб формы.

-Знакомство с музыкальным театром.

-Знакомство с симфонией.

-Знакомство с балетом.

Идем в театр. Язык театра.

-Чудеса в музыке и в жизни.

-Чудеса в музыкальном театре. Знакомство с жанром «концерт»

-Противоречивость жизненных явлений. Добро и зло.

16

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах

Музыка в жизни человека

3

Язык музыки

-Музыкально-выразительные средства музыки.

- Тембры музыкальных инструментов.

- Слушаем музыкальную сказку С.Прокофьева «Петя и волк».

-Музыкальный образ: «Я, музыка и природа».

-Песенность, танцевальность, маршевость.

- Элементарное понятие музыкальной формы.

-«Как живет музыка»?

-Пусть музыка звучит. Урок –концерт.

9

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.

Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.

Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)

Календарно-тематическое планирование

№ урока (сквозная нумерация)

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1.

Образ музыки.

1

2 .

Родина музыки. А.

1

3.

Мелодия.

1

4.

Характер музыки.

1

5.

Искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений.

1

6.

Где найти песню? РС. Колыбельные песни

1

7.

Где взять танец?

1

8.

Маршевый порядок.

1

9.

Содержание музыки.

1

10-11.

Можно ли увидеть музыку?

2

12.

Как увидеть музыку?

1

13.

Музыка живая.

1

14.

Каждый композитор – художник.

1

15.

Изобразительность в музыке.

1

16.

Изобразительность в музыке.

1

17

Фрагменты бытования музыки.

1

18.

Рождение музыкальной формы. РС. Свадебные песни

1

19-20

Музыкальный театр.

2

21.

Музыкальный театр.

1

22.

Что такое балет?

1

23.

Музыкальный театр.

1

24.

Идём в театр Язык театра.

1

25.

Идём в театр. Язык театра.

1

26.

Чудеса в музыке и в жизни. РС. Хоровые песни

1

27.

Чудеса в музыкальном театре.

1

28.

Язык музыки.

1

29-30.

Язык музыки.

2

31.

Язык музыки.

1

32.

Язык музыки.

1

33.

Урок - концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает».

1

Приложение 1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету

Учебно – методический комплект

  1. Музыка:программа: 1-4 классы /В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр –М.: Вентана - Граф, 2013г.
  2. Музыка: 1 класс: методическое пособие / В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр – М.: Вентана - Граф, 2014 г.

Технические средства обучения.

Компьютер.

Мультимедиа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...