Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)
презентация к уроку по музыке (4 класс)

Денисова Вера Борисовна

                       

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что за звуки! Неподвижен, Внемлю сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю, Самого себя. Ю.Лермонтов

Слайд 2

«Гитара»

Слайд 3

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

Слайд 5

Первые гитары

Слайд 7

Струнный щипковый инструмент

Слайд 9

Семиструнная гитара

Слайд 12

Классическая шестиструнная гитара используется как: Сольный инструмент

Слайд 13

Инструмент ансамблевый



Предварительный просмотр:

http://auho.ru/sites/default/files/musical-instruments_1.jpg

http://auho.ru/sites/default/files/musical-instruments_1.jpg



Предварительный просмотр:

«Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)»     Класс: 4

Ход урока

1.Оргмомент
Учитель: (поёт) Здравствуйте

Дети: (поют) Здравствуйте

Учитель:ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с композиторами  Шопен и Рахманинов и слушали их прелюдии.

Учитель: А что такое прелюдия.

Дети: -Прелюдия - вступительная часть к музыкальному произведению. Самостоятельная музыкальная пьеса, обычно для фортепьяно.

Учитель: Правильно. Я вам также рассказывала, что жизнь Шопена и Рахманинова была омрачена вынужденной разлукой с Родиной, что нашло отражение в их творчестве.

Дома вы должны были подумать и ответить на вопрос: Что для вас значит слово Родина?

Проверка домашнего задания.

Вывод: - Родина - Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.

Проверка домашнего задания.
2.Актуализация знаний
Учитель: А сейчас послушайте  фрагмент романса на стихи Лермонтова «Выхожу я один на дорогу» и ответьте, какой инструмент звучит?
Звучит фрагмент романса

3. Целеполагание

Учитель: (задаёт вопросы) Какой жанр музыкального произведения прозвучал?

Дети: Жанр – вокальная музыка

Учитель: Какую музыку мы называем вокальной ?

Дети: Музыку, предназначенную для голоса под сопровождение музыкальногоинструмента.

Учитель: А кто помнит что такое романс?

Дети: Романс- это вокальное сочинение на небольшое стихотворение лирическолго характера.

Учитель: А на какой музыкальный инструмент звучал, когда мы слушали это прекрасное произведение?

Дети: Гитара. — М.Ю. Лермонтов посвятил гитаре замечательные строки, послушайте и скажите, как поэт относится к гитаре, нравится ли она ему?

Что за звуки! Неподвижен,

Внемлю сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя. (ответы детей)

Самоопределение к деятельности.

— Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы детей)

— Правильно, гитаре.  А что такое гитара? (выясняю первоначальные знания детей об этом инструменте). Итак, гитара – это  музыкальный инструмент.

— Скажите, а легко ли играть на гитаре? Нужны ли знания и умения? (ответы детей)

— Как называют человека, который знает свое дело (Мастер), а его умение (мастерство).

— Вот мы и определили тему нашего урока. «Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)»

Учитель: Конечно, звук гитары, не спутаешь ни с каким другим инструментом.
-Ребята, а у кого дома есть гитара?
-А у кого кто-нибудь дома играет на гитаре?
4. Постановка проблемы

Учитель: Ребята, какие проблемные вопросы мы поставим перед собой? Что бы вы хотели узнать о гитаре? О чём мы можем поговорить на уроке?

Дети:

- Как и где появилась гитара? 
-
Что может гитара.
- Какие бывают гитары. 
Учитель: Ну, вот мы и определили, о чём будем сейчас говорить, но в начале, я попрошу вас взять ксерокопии снимка гитары, взять цветные карандаши и раскрасить половинку гитары в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению. 
 Дети выполняют задание 


5. Актуализация новых знаний

Учитель: Ребята, давайте вспомним

1. Какие вы знаете профессии музыкантов?

2. Дайте определение профессии.

Композитор – музыкант, который сочиняет музыку.

Певец – музыкант, который исполняет голосом музыку.

Дирижёр – музыкант, который руководит хором или оркестром. Пианист – музыкант, который играет на ф-но.

Скрипач – музыкант, который играет на скрипке.

А как называют человека, который играет на гитаре – гитарист.

3. Работа по теме урока
Учитель: Вот теперь мы можем начать наш разговор о гитаре.

I. История инструмента

Учитель: Гитара самый массовый и распространённый инструмент. Людей, играющих на ней гораздо больше, чем играющих на каких либо других инструментах. Гитара распространилась по всем континентам, включая Антарктиду и  побывала даже в космосе. Космонавты взяли её на космический корабль, чтобы в короткие минуты отдыха наслаждаться игрой на любимом инструменте.
Происхождение гитары теряется во тьме веков. Считают, что она появилась ещё в античные времена и получила своё название от древнегреческого инструмента кифары. К XIII веку, она становится хорошо известна в Испании. Гитара видоизменялась,  (Слайд перые гитары) постепенно вытесняла более простые струнные инструменты и постепенно распространилась по странам Европы.
- А вот зачем придумали гитару? Это мы узнаем, когда ответим на  вопрос Что может гитара? Но прежде чем ответить на этот вопрос давайте узнаем, как называются основные части гитары? А расскажет нам об этом Сербин Илья. Он учится в Давыдовской  детской школе искусств  по классу «Гитара».

II. ЧТО МОЖЕТ ГИТАРА?

Вы сейчас получите листочки с изображением гитары, где и отметите основные части гитары.

Практическое задание. (Каждому ребёнку раздаю картинку с изображением гитары)

(1 раздаточный  материал.)

( презентация  слайд 1)

— Давайте рассмотрим, как называются основные части гитары.

( слайд 2)

 Илья: Основные части: голова, гриф, корпус.

( слайд 3)

Илья: На них находятся: колковый механизм, верхний порожек, лады, ладовый порожек, резонаторное отверстие, верхняя дека, подставка, струны

(Дети дописывают в раздаточном материале)

— Как вы думаете, для чего мы выполняем это задание? Как оно вам пригодится? (знания пригодятся на других уроках, пригодится при игре на гитаре, в конкурсах, олимпиадных вопросах и заданиях, для общего развития)

Илья: На гитаре можно сыграть простую народную песню, лирический романс  и даже джазовые импровизации.

Сейчас я исполню вам на гитаре выученное произведение.

(Илья, объявляет название автора и произведение, которое будет исполнено)

-Спасибо, Илья. Скажите, кто-нибудь из вас хочет научиться играть на гитаре. (Ответы детей)

— Илья, много ли сил и времени нужно потратить на то, чтобы достичь  высокого мастерства? (Ответ Илья). Все с этим согласны?

Испанский композитор и гитарист Лоусон  Роллинз (Lawson Rollins) с восьми лет приобщился к музыке. Уже более 20 лет основой его собственного стиля  является скоростная техника пальцев.

Предлагаю вам посмотреть и послушать фрагмент выступления Лоусона Роллинза

(Просмотр ролика)

— Лоусон  Роллинз мастер? (Ответы детей)

— Что нужно, чтобы достичь такого мастерства? (Ответы детей)

Учитель:  Гитара, ребята, очень разносторонний инструмент. Она может аккомпанировать, вести музыкальное сопровождение песни, на ней можно играть классические произведения, она может играть в ансамбле с другими инструментами. Мы с вами попробуем  играть в ансамбле с гитарой на инструментах, но сначала проведём с вами физкультминутку и поиграем на воображаемых инструментах.


Физминутка «Игра на музыкальных инструментах»

                Чтоб играть в оркестре ловко,

                Инструмент постичь любой,

                Заниматься тренировкой

                Нужно чаще нам с тобой.

                

                Чтоб на клавишах играть,

                Нужно пальцы развивать.

                Беглость, ловкость им нужна,

                Нота каждая важна.  (делают разные движения падьцами)

                Чтобы на трубе сыграть,

                Надо воздуха набрать.

                А чтоб воздуха хватило,

                Тренируй дыханья силу. (вдох – выдох, руки вниз)

                На гитаре чтоб играть,

                надо пальцы укреплять,

                Чтоб освоить арфы суть,

                Надо руки растянуть.

                Чтоб до струн до всех достать,,

И на них легко и грать. (вытягивают руки вперёд и играют на арфе)                

На тарелках чтоб суметь.

Чаще бей в ладони впредь (громко хлопают в ладоши)

Хлопай в нужные моменты,

Привыкай к аплодисментам. (аплодируют друг другу)

                

Учитель: Под  гитару может не только петь песни, но и вести музыкальное сопровождение старинных романсов , но и  играть сложные классические произведения в ансамбле. Тут уж гитаристу нужно очень мастерски владеть инструментом.
Давайте мы прослушаем фрагмент исполнения классического произведения.

Просмотр видео

Учитель: Вам понравилось это музыкальное произведение?
- Как вы думаете это очень сложное произведение?
Дети: Ответы 
Учитель: Я думаю, что такое исполнение требует от музыканта больших творческих и физических стараний.
- Ребята, а кто из вас подскажет, как называют музыкантов, которые в совершенстве владеют техникой игры на музыкальных инструментах?

Дети: Ответа нет.

Учитель: подсказывает

Дети: Виртуоз

Учитель: Ребята, как вы думаете, сколько струн у гитары?

Дети: 6,7 струн
III. КАКИЕ БЫВАЮТ ГИТАРЫ

Учитель: В процессе становления инструмента у гитары было разное количество струн. Были гитары и четырёхструнные и шестиструнные и даже двенадцатиструнные. По количеству струн некоторые гитары и получили своё название. Посмотрите  картинки гитар на экране.
Шестиструнная - это ребята та гитара, игру на  которой мы сейчас слушали. Ее еще называют «КЛАССИЧЕСКАЯ». 
Семиструнка - А вот на русской гитаре было 7 струн. Послушайте, что нам расскажет Илья, о русской семиструнной гитаре и виртуозах игры на ней.

Илья: «Русская семиструнная гитара появилась в России в XVIII веке. К сожалению, сейчас неизвестно кто создал ее, кто решился первым добавить седьмую струну и изменить строй гитары. Зато хорошо известны имена тех, кто очень хорошо играл на ней, кто учил других играть на ней и много сделал, чтобы гитара стала хорошо известным инструментом. (Рассказы сопровождаются показом слайдов с портретами) ИГНАЦ  ГЕЛЬД - чех по происхождению, он приехал в Россию двадцатилетним юношей, вступил в русскую армию, стал офицером.
Получив в детстве прекрасное музыкальное образование, он впоследствии стал преподавать игру на гитаре и фортепиано. Он составил первый самоучитель игры на семиструнной гитаре.

 МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ ВЫСОТСКИЙ - он был сыном крепостного крестьянина и не имел музыкального образования. Но он научился прекрасно играть на семиструнной гитаре, за что его назвали «ГЕНИАЛЬНЫМ САМОРОДКОМ». Вариации Высотского на русские народные песни до сих пор остаются лучшими и интересными.
Учитель: Да, семиструнка очень прославилась рядом с русским романсом и русской песней. Гитара очень гармонично звучит с другими инструментами, например с балалайкой, баяном, или шумовыми инструментами.
- Давайте мы с вами  попробуем сыграть  в ансамбле с этими инструментами.

Шумовой оркестр под гитару.

Электрогитара. ( Показать инструмент) 
Учитель: Ну, а кто знает, как называется этот инструмент?
- Где вы его уже видели, слышали?
Дети: Ответы 
Учитель: Когда на гитару поставили звукосниматель (прибор передачи и усиления звука), то получили новый инструмент-электрогитару. Электрогитары имеют разное предназначение, возможности. 
Просмотр видео игры на соло, ритм, бас гитарах

И в завершении нашего урока мы продолжим учить песню «Как здорово, что все мы здесь сегодгя соброались»

Распевки и скороговорки
Однажды автор песни Олег Митяев отдыхал на Ильменском озере и случайно попал на Ильменский фестиваль авторской песни, который его очень сильно впечатлил. На следующий год он вернулся на фестиваль уже со своей первой песней — «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Исполнение песни «Как здорово…» автор О. Митяев

Учитель: Понравилось вам исполнение под такой аккомпанемент?
- Были ли какие – нибудь трудности при исполнении песни? 
Дети: Ответы 
Учитель: Ну,  вот мы и раскрыли все, что наметили узнать о гитаре, завершая тем самым разговор о ней. А теперь подведем итоги урока.
5. Итоги урока: 
Учитель: Что мы узнали о гитаре? 
- Когда и где она появилась?
- Что она может?
- Сколько у нее струн?
- Какие гитары вы сегодня видели?
Дети: Ответы 
Рефлексия. 
Учитель: А сейчас, я прошу, возьмите в руки карандаши и раскрасьте вторую половинку ваших гитар в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению.
(Дети раскрашивают гитары)
Учитель: Ребята, а давайте оживим ваши гитары, которые мы сегодня раскрасили, как они будут у вас звучать, может радостно, задорно, а у кого – то может грустно. Пусть каждый из вас дома сочинит коротенький напев, как бы голос ваших гитар. Это будет ваше домашнее задание. А на следующем уроке мы послушаем, как вы оживили свои гитары. Я думаю, у вас получится. А также, я  вам предлагаю сделать рисунок вашей авторской гитары. Кто знает, может быть и вы внесете свой вклад в историю гитары.
Оценивание деятельности учащихся. 
Учитель: Итак, ребята, гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться играть. - И еще, что я хотел бы вам сказать сегодня. Многие инструменты своей игрой нарушают тишину, а гитара ее создает. Видимо поэтому так много желающих научиться играть на ней для себя, родных, друзей. - И если кто - нибудь из вас после этого урока заинтересуется гитарой, приходите к нам в музыкальную школу, мы с удовольствием вас научим.
Учитель: А сейчас, до свиданья, до следующего урока.



Предварительный просмотр:

     

 «Изгиб гитары желтой»    Олег Митяев

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба - большой и звездноснежный,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

 

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет,

Ты что грустишь, бродяга? А,ну-ка улыбнись!

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

 

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена как раны на сердце запеклись,-

Мечтами из и песнями мы каждый вдох наполним,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

«Изгиб гитары желтой»    Олег Митяев

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба - большой и звездноснежный,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

 

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет,

Ты что грустишь, бродяга? А,ну-ка улыбнись!

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

 

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена как раны на сердце запеклись,-

Мечтами из и песнями мы каждый вдох наполним,

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

сравнительная таблица по теме: Музыкальные инструменты скрипка, гитара

сравниттельная таблица по теме: Музыкальные инструменты скрипка, гитара...

Мастерство исполнителя.

Данная методическая работа является разработкой открытого урока музыки для учащихся 4 класса, по программе «Уроки музыки» - Критской Е.Д, Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С., отвечающей ФГОС нач...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме :"Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

Урок содержит подробный материал изложенный по теме. Урок соответствует требованиям ФГОС....