Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме :"Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Воевода Анрей Михайлович

Урок содержит подробный материал изложенный по теме. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

( из раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»)

Открытый урок  №  25  для 4 класса

по музыке по программе  Е.Д. Критской. Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Учитель музыки МКОУ Сокурская СОШ № 19 Воевода А.М.

 

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Музыка» по теме «  Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)»

( из раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»)

Задачи  урока :

- познакомить кратко с историей появления гитары и с инструментами – предшественниками гитары;

- раскрыть перед учащимися богатые возможности гитары;

- привлечь внимание учащихся к трём основным видам деятельности: сочинение (композитор) – исполнение (исполнитель) – слушание(слушатель);

- познакомить с известными исполнителями авторской песни;

 - развивать художественный  вкус и интерес к музыкальной деятельности;

- в процессе вокально-хоровой работы продолжать развивать певческие навыки.

ТИП УРОКА:  Изучение и закрепление новых знаний и способов действий.

Методы и технологии:

- метод наблюдения за музыкой;
- метод  объяснительно- иллюстративный;
-метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному ;
-метод   (рефлексия);

- методика использования мультимедиа технологий  - просмотр видеофрагментов,  иллюстрирующих особенности нового материала 

 

Материалы:

Видеоматериалы :  История гитары, «Резиновый ёжик» С.Никитина; «Песня о друге» В. Высоцкий, Б.Окуждава «Пожелание друзьям»

 Аудиоматериалы: Т. и С. Никитины «Пони», «Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского.  

Оборудование: баян, учебники для 4   класса по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой , мультимедийное оборудование для показа  презентации и фрагменты выступлений музыкантов, классическая гитара, ноутбук.

 Формируемые умения

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Учатся  пониманию  учащемуся значимость решения учебных задач, увязывать их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Познавательные УУД

Учатся  соотносить картину (изобразительное искусство)  с музыкой

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

Учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Формирование устойчивого  представления о содержании  авторской песни  и в ее связях с другими видами искусства.

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

Регулятивные УУД

 Учатся извлекать необходимую информацию из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров.

 Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

 Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

 Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Развитие умения осмысливать полученную  информацию.

 Общеучебные  УУД

 Обучающиеся учатся осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме .

Коммуникативные УУД

Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры.

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Предметные УУД:

учатся размышлять о содержании музыкального произведения;

определять средства музыкальной выразительности;

учатся различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;

учатся понимать музыкальный язык, музыкальные термины;

Информационные УУД

 владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, слайдами презентации,  извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача.

Планируемый результат деятельности: размышлять о добре и зле, оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового интонационно-осмысленного исполнительства на основе развития певческого голоса.

                                                      

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУ

Организационный момент

   

 Приветствует учащихся.

«Рад ребята видеть вас

И приветствовать сейчас…»

Предлагает проверить, всё ли готово к уроку.

Входят в класс под музыку «Пони»

При помощи жеребьёвки делятся на 3 группы

Приветствуют учителя:

«И мы рады, очень рады –

Здравствуйте, учитель наш!»

Организуют своё рабочее место.

 

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Актуализация

темы

Этап подготовки к усвоению нового материала

Открытие и усвоение новых знаний

 

Работа по теме урока

Вокально-хоровая работа

 Этап проверки понимания учащимися нового материала.

 

Обобщение урока и вывод

Рефлексия.

Домашнее задание.

Слайд 2

Начинает урок с пословицы:

«Петь хорошо вместе, а говорить по одному».

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Как она нам поможет вам на уроке?

- Эта пословица будет сегодня нашим девизом. Будем его придерживаться.

Слайд 3

Предлагаю вам отгадать загадку:

Шестиструнка – чужестранка

Романтичная испанка,

Этот звонкий инструмент

Любит бард, солдат, студент

И заслуженный артист

И загруженный турист.

Разыгрывает ситуацию с доставкой посылки (в класс вносят гитару)

- Посмотрите на этот музыкальный инструмент. (показывает настоящую классическую гитару) Знаете ли вы, как он называется? Где вы встречались с ним?

Задаёт вопросы:

— Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

— Правильно, гитаре.  А что такое гитара? (выясняю первоначальные знания детей об этом инструменте).

— Скажите, а легко ли играть на гитаре? Нужны ли знания и умения?

— Как называют человека, который знает свое дело, а его умение.

— А что такое мастерство?

— Вот мы и определили тему нашего урока. «Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)».

 

Предлагает записать тему урока: Слайд 4.

«Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)»

   Слайд 5. 

Эпиграф нашего урока нам прочитает… (учащаяся или учащийся)

— М.Ю. Лермонтов посвятил гитаре замечательные строки, скажите, как поэт относится к гитаре, нравится ли она ему?

 

— Итак, кое – что об этом инструменте — гитара вы уже знаете, я предлагаю получше познакомиться с историей гитары. Слайд 6. 

Просмотр видео (знакомит  

учащихся с инструментом)

Слайд 7.  (вопросы)

1. Кто такой Антонио Торрес? (испанец, который придал гитаре современный вид)

2. Кто такой Таррега? (создал основу школы игры на гитаре)

3. Как появилась гитара? (варианты ответов детей)

Выполнение практического задания. Конверт №1

Слайд 8. 

— Как вы думаете, для чего мы выполняем это задание? Как оно вам пригодится?

—   Гитара самый массовый и распространённый инструмент. Людей, играющих на ней гораздо больше, чем играющих на каких-либо других инструментах. Гитара распространилась по всем континентам, включая Антарктиду. Гитара побывала даже в космосе. Космонавты взяли её на космический корабль, чтобы в короткие минуты отдыха наслаждаться игрой на любимом инструменте.

Слайд 9. 

Предполагают, что родилась шестиструнная гитара в 15 веке в Испании, а в России появилась в 19 веке, её полюбили и именно в России гитара стала семиструнной, и называется такая гитара РУССКОЙ. Гитара -- струнный щипковый инструмент.

-   А моя гитара русская? (6-струнная)

А как вы думаете, на гитаре можно сыграть простую народную песню? А лирический романс? ...Возвышенную музыку Баха? … Джазовую импровизацию? ...

– Гитара, ребята, очень разносторонний инструмент. Она может аккомпанировать, вести музыкальное сопровождение песни, на ней можно играть классические произведения, она может играть в ансамбле с другими инструментами.

Слайд 10.

- Предлагаю послушать переложение для гитары А.Иванова-Крамского русской народной песни  «Тонкая рябина» . (3.35)

– Как звучала мелодия?

– Каким настроением и чувствами наполнена мелодия?

– Как вы думаете, какова идея этого произведения?

 

- Ребята, а вы бы хотели послушать гитару в живом исполнении?

У нас сегодня в гостях учащийся детской музыкальной школы по классу гитары, С. Мелькеевич.

Сейчас он исполнит на гитаре выученное произведение. (3.00)

(Объявляет название и автора)

- Ребята, гитара появилась в 16 веке в Испании. Но у многих народов есть предшественники гитары.

Слайд111,12,13,14, 15. .

  Посмотрите на слайд, может быть узнаете их?

Хорошо, предлагаю проверить себя поработав в группе.

  Слайд 16 .

(Предлагается выполнить групповое задание (заполнить таблицу)) Конверт №2

 

В наше время со звучанием гитары тесно связан ЖАНР  АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
В ней  поэт-композитор и  гитара ведут со слушателями разговор по душам.
А  авторов-исполнителей называют  БАРДАМИ. С творчеством некоторых из них мы с вами познакомимся.

Более подробно, кто такие барды нам расскажет ……. Слайд

Слайд 17.

Знакомьтесь, Булат Окуджава. Мы сейчас послушаем в его исполнении песню «Пожелание друзьям». (1.38)

 - О чем рассказала песня?

История бардовской песни связана с творчеством ещё одного замечательного человека- В. Высоцкого  

Слайд 18.

Давайте посмотрим и послушаем песню из кинофильма «Вертикаль».

«Песня о друге» Слайд 19.

(1.55)

- О чем рассказала нам эта песня?

Слайд 20.

Татьяна и Сергей Никитины — очень известные исполнители авторской песни. Сергей Никитин пишет музыку не только для взрослых, но и для детей. Мы с вами сейчас посмотрим клип на его песню  «Резиновый ёжик» (2.30)  Слайд 21.

  Слайд 22.

-Знаете ли вы этого  барда? Олег Митяев.  Его  самая популярная песня «Изгиб гитары жёлтой», которую я  предлагаю спеть  её всем классом. Если споём хорошо, будем аплодировать.

  Слайд 23.

Песня «Изгиб гитары жёлтой»

Слайд 24.

-  Назовите родину гитары.

  • Сколько струн у гитары?
  • Как играют на гитаре. 
  • Назовите  авторов-исполнителей одним словом.

  - Как вы думаете, в чем секрет популярности   песен, которые мы услышали сегодня на уроке?   

 

- О каком жанре песни вы сегодня узнали?

  • Какой музыкальный инструмент помогает авторской песне заговорить?

  •  Давайте ответим на вопрос: на гитаре можно сыграть простую народную песню ?
  • А  лирический романс?
  • Возвышенную музыку Баха?  Слайд 28.

Предлагаю составить синквейн. Слово у нас уже есть – гитара.

- Кто из вас захотел научиться играть на гитаре после сегодняшнего урока?

- Оцените свою работу на уроке. Конверт №3

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно он работал.

Я вам предлагаю побыть в роли Антонио Торреса и сделать рисунок вашей авторской гитары. Кто знает, может быть и вы внесете свой вклад в историю гитары.

  • Спасибо за урок!  Вы сегодня отлично поработали. Урок окончен.

 Слайд 19.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Рассуждают о смысле пословицы.

-  Гитара

 - Да, это гитара, некоторые дети из нашей школы ходят в музыкальную школу по классу гитары

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

-Гитаре

Гитара – это музыкальный инструмент…

Уч-ся высказывают своё мнение

-  Мастер

Мастерство

Высказывают свои предположения

Записывают тему урока

 

Ученик читает со слайда:

Что за звуки! Неподвижен,

внемлю сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю, самого себя...

         М.Ю.Лермонтов

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

 Отвечают на вопросы

 

(в раздаточном материале, на картинке с изображением гитары, учащиеся дописывают основные части из которых состоит гитара)

-Знания пригодятся на других уроках, пригодится при игре на гитаре, в конкурсах, олимпиадных вопросах и заданиях, для общего развития

- Нет, потому что у русской гитары семь струн.

 Предполагаемые ответы:

-Наверное, возможно.

Слушают музыку.

Отвечают на вопросы учителя.

- Плавно, напевно, неторопливо, грустно.

-Грустными, плачущими интонациями.

Размышляют, высказывают своё мнение.

(несбыточные мечты, тоска, одиночество)

- Да, конечно.

Возможно, дети узнают гитару, гусли, арфу или лютню.

 

Заполняют таблицу.

 

 

Слушают объяснение учителя.

 

Смотрят запись с живого концерта барда.

 - О том, что в жизни нужно стараться делать добро.

Смотрят отрывок из фильма «Вертикаль»

Отвечают на вопрос, размышляют, высказывают свое мнение

 

Смотрят клип на песню.

Радуются очень «детским» рисункам и финалу песни.

 

Поют под гитару.

Аплодируют по окончании пения.

- Испания.

- Шесть. А  у русской –семь.

  • Щипком .

- Барды.

 

- В личном тёплом отношении автора-исполнителя, и гитарном сопровождении.

 

- Авторская песня.

 

  • Гитара.

  • Да.

  •  Да.

- Возможно.

  • Некоторые учащиеся поднимают руки.

Пишут  SMS

 

Проявляют интерес к учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

 

Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. 

Учатся пониманию учащемуся значимость решения учебных задач, увязывать их с реальными жизненными целями и ситуациями.

 

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Овладевают умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Рассуждают, анализируют услышанную музыку, отвечают на вопросы учителя.

Учатся строить осознанное и произвольное   речевое высказывания в устной  форме .

 

 

 

Учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Учатся соотносить картину (изобразительное искусство) с музыкой

Учатся анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

 

 

 

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Отвечают на вопросы, аргументируя своё мнение.

Формирование устойчивого представления о содержании авторской песни и в ее связях с другими видами искусства.

Учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Отвечают на вопросы, аргументируя своё мнение.

 Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры.

 Владеют основами смыслового чтения, одновременно вокализируя текст. Пение музыкального произведения легко, напевно, не форсируя звук.

 

Развитие умения осмысливать полученную  информацию.

 Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

 Учатся строить понятные

аргументированные высказывания.  

 Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

 

 

Обобщают.

Подводят итоги.

Оценивают свою деятельность на уроке. Анализируют, сравнивают, обобщают полученные на уроке знания.

  Список используемой литературы

 

«Учебник для 4 класса начальной школы» Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина  Москва «Просвещение» 2013

Методическое пособие «Музыка 1-4 классы » Москва «Просвещение» 2006

 

MULTIMEDIA

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

http://www.openclass.ru/ Искусство и информационная культура


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки. 3 класс "Музыкальные инструменты. Скрипка".

Урок разработан для 3 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергееевой.Цели урока: 1.     Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте....

Технологическая карта урока музыки, 4 класс

Технологическая карта урока музыки 4 класс по теме "С чего начинается Родина?",предметная линия Т. Баклановой....

Технологическая карта урока. Музыка 2 класс. "Инструмент оркестр. Фортепиано"

Урок музыки во 2 классе. Тема "Инструмент оркестр. Фортепиано". Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак "Музыка 1-4 классы"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».

Технологическая карта  урока музыки 1 класс :  «Русские народные инструменты»....