Рабочая программа по музыке для 4 класса
рабочая программа по музыке (4 класс)

Рабочая программа по предмету «музыка» для 4  класса общеобразовательных учреждений разработана на основе

  • требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • авторской программы под редакцией Г.С. Ригиной( Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова /Сост. Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров»,   2011. – 224с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_muzyka_4_rigina.docx42.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Общеобразовательное  учреждение  «Таврическая школа» Таврического района Омской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________________  /Юренко Л.А../

Протокол № ___ от ___________2016 г

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

ОУ «Таврическая школа»

________________  /Н.В. Буторова/

         

«Утверждено»

Директор ОУ «Таврическая школа»

________________  / О.А. Никишкина/

Приказ № ___ от  _____________ 2016 г

Рабочая программа по музыке

для 4  класса

на    2016-2017  учебный год

Подопригора Анастасии Викторовны,

учителя начальных классов первой квалификационной категории

        

Таврическое – 2016


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «музыка» для 4  класса общеобразовательных учреждений разработана на основе

  • требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • авторской программы под редакцией Г.С. Ригиной( Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова /Сост. Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров»,   2011. – 224с.)

Программа по музыке  строиться на общих концептуальных положениях.

Цель курса заложить основы музыкальной культуры как части духовно-нравственной  культуры школьника.

Общая характеристика учебного предмета, курса

В программе по музыке раскрыты три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».  Важно единство освоения всех линий.

Место  учебного предмета, курса в учебном плане

Продолжительность изучения курса русского языка 34 учебных недели по 1 часу в неделю , что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Раздел программы

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

обучаемый

научится

обучаемый получит возможность научиться

Раздел «Музыка в жизни человека»

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

Проявлять устойчивый интерес к музыке;

Проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия  интонационного богатства музыкального произведения;

Приобретать навыки слушательской культуры;

Характеризовать интонации по эмоционально-образному строю – лирические, драматические, трагические, героические и др.;

Определять автора и название музыкального произведения по  характерным интонациям (например, Григ – «Пер - Гюнт») и напевать, продирижировать главные мотивы;

Делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунке, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;

Проявлять готовность к самостоятельным пробам.

• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.

Регулятивные:

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

Коммуникативные:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от

доконвенционального к конвенциональному уровню;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Раздел «Основные закономерности

музыкального искусства»

• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных

композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; Определять жанровые признаки;

Называть запомнившиеся формы музыки;

• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

Регулятивные:

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

Коммуникативные:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от

доконвенционального к конвенциональному уровню;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Раздел «Музыкальная картина мира»

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том

числе и современных электронных;

• оказывать помощь в организации и проведении

школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное

музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)

Регулятивные:

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

Коммуникативные:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от

доконвенционального к конвенциональному уровню;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Содержание программы с характеристикой основных форм деятельности

Содержательные линии

Основные формы деятельности

Музыка в жизни человека

Значение музыки в жизни человека, народа, страны. Музыка к календарным праздникам. Новый год, Рождество, Масленица. Рождественская песня. Картины природы в музыке. Инструментальная и вокальная музыка. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Колыбельная песня в опере. Романс. Вальс, полька, менуэт. Гавот. Канон. Симфония как основной жанр классической симфонической музыки. Финал симфонии. Опера. Балет. Вступление к опере. Арии и песни из опер. Концерт для солирующего инструмента (фортепиано) с оркестром. Соната. Музыкальные иллюстрации к литературным произведениям. Классики музыки второй половины XVIII и XIX веков. Русская классическая музыка. Основоположник русской классической музыки - М.И. Глинка. Творчество композиторов «Могучей кучки». П.И. Чайковский. Музыка XX века. Музыка композиторов разных стилевых направлений. Музыкальный язык композиторов XX века. Песенное творчество современных композиторов. Народная музыка. Жанры русской народной песни: плясовые, свадебные, календарные. Особенности музыкального языка народной песни.

Основные закономерности музыкального искусства

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационное разнообразие в музыке. Интонации как источник выражения эмоций и мыслей человека. Основные средства музыкальной выразительности. Эмоционально-образное содержание музыкальных произведений, связанных с картинами природы. Музыкальные формы: вариации. Вариации в творчестве композиторов: Л. Ван Бетховена, В.-А. Моцарта, Д.Б. Кабалевского. Сравнение средств музыкальной выразительности в народных песнях и вариациях на темы песен. Темы, вариации и музыкальные инструменты в сочинении Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юных слушателей». Мелодия и аккомпанемент. Многоголосие. Двухголосие: слушание и исполнение. Ритмическое и мелодическое двухголосие. Канон. Легато. Музыкальные размеры. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4- Лад, характеристика мажорного и минорного ладов. Тональность. Разнообразие ритмического рисунка музыки. Пунктирный ритм. Ритмический аккомпанемент. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: названия нот, ступеней, динамические оттенки, обозначение темпа, длительности нот, обозначение тональностей (тональности с одним знаком альтерации при ключе). Основные приемы музыкального развития. Музыкально-исполнительский замысел. Выражение художественно-образного содержания произведений в форме построения музыки. Музыкальные формы: одночастная, двух- и трехчастная, вариации, рондо.

Музыкальная картина мира

Общее представление о музыкальной жизни страны. Оркестры русских народных инструментов. Выдающиеся исполнительские коллективы: оркестр русских народных инструментов им. В.В. Андреева. Музыкальные ансамбли. Хор. Детский хор. Соло. Дуэт. Хоровая музыка. Хоровое пение a cappella. Хор из оперы («Орлеанская дева» П.И. Чайковского). Вокальная музыка. Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальное образование. Консерватория. Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, альт, виолончель и др. Клавесин. Инструменты симфонического оркестра. Выполнение учащимися творческого проекта «В стране музыкальных инструментов». Исполнительское мастерство. Выдающиеся исполнители музыки. Исполнители вокальной и инструментальной музыки. Певческие голоса: бас, баритон, тенор, контральто, меццо-сопрано, сопрано. Детские голоса. Выдающиеся скрипачи, виолончелисты, пианисты. Музыкальные традиции России. Русские народные песни и пляски. Русские народные инструменты. Знакомство с музыкой других народов (французская, японская, австрийская песни, неаполитанские песни). Баркарола. Афоризмы о музыке


Тематический  план:

№ п/п

Тема

Количество часов по программе

Количество часов в РП

1

Народная музыка в творчестве композиторов

6

6

2

Выдающиеся исполнители музыки

6

6

3

Встречаем зимние праздники

1

1

4

Презентация творческого проекта «В стране музыкальных инструментов»

1

1

5

Классики музыки второй половины 18-19 веков

9

9

6

Встречаем весну  

1

1

7

Композиторы 20 века

8

8

8

Презентация творческого проекта «В стране музыкальных инструментов»

1

1

9

Уроки на природе

1

1



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока в разделе

Дата

Тема

Количество часов

Предметные планируемые результаты

по плану

по факту

Народная музыка в творчестве композиторов (6 часов)

1

1

06.09

Народная музыка в творчестве композиторов. Слушание пьесы «Камаринская» М.И. Глинка

Входная контрольная работа

1

Знать  о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.

2

2

13.09

Народная музыка в творчестве композиторов. Разучивание песни «Музыка». Г.А. Струве.

1

Знать  о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.

3

3

20.09

Народная музыка в творчестве композиторов. Слушание рнп «Калинка».

1

Знать  о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.

4

4

27.09

Народная музыка в творчестве композиторов Разучивание рнп «У меня ль во садочке».

1

Знать  о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.

5

5

04.10

Народная музыка в творчестве композиторов. Разучивание рнп «Я на камушке сижу».

1

Знать  о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.

6

6

11.10

Народная музыка в творчестве композиторов. Разучивание японской народной песни «Вишня»

1

Знать  о роли народной музыки в творчестве композиторов, узнавать известные народные песни в интерпретации, определять исполнительский состав музыки, закреплять вокально-хоровые навыки.

Выдающиеся исполнители музыки (6 часов)

7

1

18.10

Выдающиеся исполнители музыки. Ф.И. Шаляпин в опере «Садко»

1

Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать тембр и особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.

8

2

25.10

Выдающиеся исполнители музыки. Ф.И. Шаляпин в опере «Садко»

1

Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать тембр и особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.

9

3

07.11

Выдающиеся исполнители музыки. Разучивание рнп «Как в лесу, лесу, лесочке»

1

Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать тембр и особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.

10

4

14.11

Выдающиеся исполнители музыки. Женские голоса в опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

1

Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать тембр и особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.

11

5

21.11

Выдающиеся исполнители музыки. Слушание концерта для фортепиано с оркестром  ля минор Э. Грига

1

Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать  особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.

12

6

28.11

Выдающиеся исполнители музыки. Разучивание «Лесной песни» Э. Грига

1

Знать о творчестве выдающихся исполнителей, уметь охарактеризовать особенности исполнительского мастерства, основные этапы творческого и жизненного пути.

Встречаем зимние праздники (1 час)

13

1

05.12

Встречаем зимние праздники

Промежуточная контрольная работа

1

размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;  

воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.

Презентация творческого проекта «В стране музыкальных инструментов» (1 час)

14

1

12.12

Презентация творческого проекта «В стране музыкальных инструментов»

1

размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;  

воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.

Классики музыки второй половины 18-19 веков (9 часов)

15

1

19.12

Венские классики. «Старый добрый клавесин» Ф.-Й. Гайдн

1

различать жанры народной музыки и основные ее особенности;  передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др. определять жанровые разновидности народных песен (плясовые, хороводные, шуточные);

16

2

26.12

Венские классики. «Цыпленок» Ф.-Й. Гайдн

1

17

3

10.01

Венские классики. "Симфония № 40" В.-А. Моцарт

1

18

4

17.01

Венские классики. "К Элизе" Л. Бетховен

1

19

5

24.01

Основоположник русской классической музыки М.И. Глинка

1

20

6

31.01

Композиторы «Могучей кучки»

1

21

7

07.02

1

22

8

14.02

Великий русский композитор П.И. Чайковский

1

23

9

21.02

1

Встречаем весну  (1 час)

24

1

28.02

Встречаем весну

1

размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;  

воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.

Композиторы 20 века (8 часов)

25

1

07.03

С.С. Прокофьев. Балет «Золушка»

1

различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности; размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;  

соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);

26

2

14.03

С.С. Прокофьев. Балет «Золушка»

1

27

3

21.03

И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка»

1

28

4

04.04

И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка»

1

29

5

11.04

Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юных слушателей»

1

30

6

18.04

Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юных слушателей»

1

31

7

25.04

Творчество Г.В. Свиридова, Д.Д. Шостаковича. К. Дебюсси

1

32

8

16.05

Итоговая контрольная работа

1

Презентация творческого проекта «В стране музыкальных инструментов» (1 час)

33

1

02.05

Презентация творческого проекта «В стране музыкальных инструментов».

1

размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;  

воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.

Уроки на природе (1 час)

34

1

23.05

Уроки на природе Экскурсия

«Большой хоровод» Б.И. Савельева

1

размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;  

соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...