интегрированный урок в 4 классе "Богатыри в литературе и искусстве"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Татьяна Викторовна Пузанова

Интегрированный урок  в рамках  практико-ориентированного подхода, проблемный подход к определению темы, сравнение разговорной и музыкальной речи, выполнение аппликации "Богатыри" в технике коллажа. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме « Богатыри в литературе и в  искусстве»

Литературное чтение

Тема урока: Святогор-богатырь. Л.Н. Толстой.

Тема по музыке « Традиции русской музыки в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

Тема по технологии «Изготовление панно «богатыри» в технике аппликации—коллажа »

Цели урока:Расширить представление детей о былинных героях на основе произведения Л. Толстого « Святогор – богатырь» и оперы Н. Римского – Корсакова « Садко»

Учебные задачи:

- обобщить и углубить знания учащихся о былинах, богатырях;

-развивать умение выразительно читать текст

- сравнить музыкальную  и разговорную речь

- особенность прочтения былин и исполнение рус.нар. песен

-познакомить с понятием речетатив

- совершенствовать умение работать по технологической карте, в технике коллажа

Этапы работы

Содержание этапа

УУД

1

Организационный момент

Организация класса.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашей школы. Сегодня у нас необычный урок. Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

ЛУУД:проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2

А) Актуализация опорных знаний.

Обратите свое внимание на экран.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0783/00017a9a-68ec2ab3/5/img3.jpg

http://day.sibnet.ru/upload/attach-45542.jpg

Что объединяет эти изображения?

Ответы детей: Римский –Корсаков написал оперу –былину «Садко», Л.Н.Толстой  были о богатырях.

Учитель: Ребята, по-вашему мнению о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Итак, тема нашего урока «Богатыри в литературе и в  искусстве»

Цель нашего урока: Расширить представление детей о былинных героях на основе произведения Л. Толстого

 «Святогор – богатырь» и оперы-былины  Н. Римского – Корсакова «Садко»

Учитель: Какие задачи ставите перед собой? Я вам дам подсказку. Слайд

Задачи: обобщить и углубить знания учащихся о былинах, богатырях;

-развивать умение выразительно читать текст

- сравнить музыкальную  и разговорную речь

- особенность прочтения былин и исполнение рус. нар. песен

-познакомить с понятием речетатив

- совершенствовать умение работать по технологической карте, в технике коллажа

РУУД: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

3

Изучение учебного материала

Б) Постановка проблемы.

В) Открытие новых знаний.

Учитель музыки

Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад. Посмотрите, послушайте музыкальный фрагмент из уже известной нам оперы и потом скажите какой музыкальный помощник был у Садко?

(Слушание музыкального фрагмента.)

Ответы учащихся: гусли. 

-Как называли человека, который играл на гуслях?

(гусляр)

Выход гусляра

Учитель: К нам на урок пришёл настоящий гусляр -

Учитель: Кто же такие гусляры?

До и после – технология

-В колонке ДО отметьте + или –  выражения

(до прочтения текста – отмечают в колонке до)

До

После

Гусляры развлекали народ игрой на гуслях.

Гусляр – это сказитель, хранитель древних законов и предписаний.

Гусляр приносит беду.

Гусляров с неохотой звали на свадьбы.

Учитель: А теперь предлагаю прочитать текст о гуслярах.

Текст:

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.  

Учитель: А теперь отметьте в колонке ПОСЛЕ. Посмотрите – ваше мнение изменилось?

-Расскажите же теперь, кто такие гусляры? Используйте выражения: «Раньше я думал… А теперь я считаю….)

Гусляр: Правильно ребята.

Учитель: Уважаемый гусляр, расскажи нам об инструменте, на котором играли гусляры?

Гусляр: (рассказывает и показывает слайды о видах гуслей)

Учитель: А как играли на них в старину? (Показ: клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук.Дети имитируют показ игры на гуслях – звучит музыка)

Учитель:  Так кто же играл на гуслях в древности? (Ответы детей)

Гусляр: А еще  на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых,  играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.

Учитель 4Г кл: Продолжим наш урок.

Гусляры, они же сказители, исполняли былины. Что же такое былина?

1.Знакомство с былиной. - Понравилась вам былина? Чем?

2.Слушание

Учитель:

-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого. Это былина «Святогор - богатырь». Найдите её в учебнике. Приготовьтесь слушать. Сейчас я включаю запись. Слушайте внимательно. После вы должны  ответить на вопросы: Понравилось ли вам это произведение? Что больше всего запомнилось?

(Аудиозапись)

3. Беседа после слушания и работа с текстом

-  Понравилось вам это произведение? Что больше всего запомнилось? Назовите правильно произведение.

(ответы детей)

-Словарная работа в парах.

- Былина написана особенным языком, встречаются слова, вышедшие из употребления. Как называются устаревшие слова?
- Поработайте в парах со словарём, приведённым на стр. 22-23 учебника.

Давайте прочитаем слова и их значения. Найдите предложения с этими словами в тексте.

(Работа со словарём в учебнике стр.22-23)

-  О чём же рассказывает Л.Н.Толстой в былине «Святогор-богатырь»?

  (Л.Н.Толстой рассказывает в былине о встрече двух русских богатырей - Святогора и Микулы Селяниновича.)

4.Повторное чтение былины детьми вслух

-  Ребята, давайте попробуем почитать былину Л.Н.Толстого. Какой вы выберете тон, темп чтения? Как надо читать эту былину?

  (Эту былину надо читать напевно, медленно, негромко, с гордостью.)

(Чтение былины детьми вслух)

Теперь возьмите карточку № 3 и ответьте на вопросы теста.

1.Где гулял Святогор?А) в степи Б) в поле В) в лесу

2.Кого встретил Святогор?

А)прохожего Б)коня В)Илью Муромца

3.Назовите жанр произведения Святогор-богатырь.

А)рассказ Б)былина В)повесть

4.Что было у прохожего?

А) мешок Б)корзина В) сумочка

5. Как звали встреченного Святогором человека?

А)Алеша Попович  Б) Добрыня Никитич

В)Микула Селянинович

6.Смогли Святогор поднять сумку?

А)легко поднял Б)поднял лишь на волос от земли

В)не поднял

Учитель музыки: Ребята, когда вы слушали и читали былину, какой речью вы пользовались? (Устной, письменной)

-То есть литературной, разговорной речью. А вы знаете, что есть еще и музыкальная речь?

-Предлагаю послушать еще один фрагмент из оперы-былины «Садко».

- Итак Садко на пиру среди купцов, обличает их в том, что плавают по морю они только для обогащения, а нет в них интереса в дальних странах. Обратите внимание на музыкальную речь Садко.  (Слушают)

- Итак, как говорит Садко? Какой речью пользуется?
(музыкальной)

- Он как бы говорит и поет одновременно. Что-то среднее. Такая певучая речь. Такое исполнение называется в музыке РЕЧЕТАТИВ.

- Я предлагаю былину «Святогор-богатырь» прочитать по ролям речетативом. Хотите попробовать?

(Прочтение по ролям)

ЛУУД:проявляют интерес к изучению темы.

ПУУД:владеют понятиями

РУУД: принимают и сохраняют учебную задачу

Предметные результаты:читают выборочно, отвечают по тексту произведения

ПУУД:осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;овладевают навыками смыслового чтения; воспроизводят по памяти информацию

1-б

2-а

3-б

4-в

5-в

6-б

3

Закрепление учебного материала

Работа в парах.

Рабочая  тетрадь (стр. 12) Задания 1, 2.

- Персонажи былин – богатыри. Они, в первую очередь, воины. И вооружены как воины того времени.

- Назовите доспехи и оружие богатырей, которые находятся на выставочном столе. (щит, шлем, меч)

- Какие ещё доспехи и оружие богатырей вы знаете? (копьё, топор, палица, лук и стрелы, кольчуга и т.д.)

КУУД: строят понятные для окружающих высказывания

 Работа по технологической карте – урок технология

   Много горьких испытаний выдержала русская земля. Много выстрадала. Но во все времена на ее защиту выступали самые смелые и сильные герои.

У.В какой технике мы начали работать на предыдущем уроке? Какие детали изготовили?

Д. Техника – коллаж. Детали – щит, копье, рука, пластины, основа.

У. Коллаж – техника создания картины способом наклеивания деталей из различных материалов (плоских и объемных).
Сегодня нам предстоит выполнить работу до конца. Все материалы нами выбраны. Каким инструментом мы будем работать?

Д. Ножницами.

У. Что нужно помнить при работе с ножницами?

Дети повторяют правила техники безопасности при работе с ножницами. Учитель прикрепляет к доске технологическую карту «Богатырь» с планом работы.

Технологическая карта

План работы

1. Внимательно рассмотри выкройку богатыря, вырежи ее. Подбери нужные материалы для деталей костюма: бумагу, фольгу, тесьму и т.д.

2. Переведи выкройку на картон. (Это основа игрушки.)

3. Изготовь щит и 4 пластины.

Для этого переведи на картон детали щита и пластин, вырежи их, а затем оберни их фольгой, укрась по желанию.

4. Трубочку для коктейля также оберни фольгой. Это копье.

5. Аккуратно вырежи лицо богатыря и наклей его на основу.

6. Затем по одной вырезай детали костюма, наклеивай их крестом вниз на выбранный материал. Когда деталь подсохнет, вырежи ее и сразу приклеивай к основе (1 – шлем, 2 – науши, 3 – ворот, 4 – копье, 5 – пластины). Прежде чем приклеивать кольчугу, переведи на бумагу руку богатыря.

Внимание! Детали руки и щита не вырезаем.

7. Самостоятельно изготовь руку богатыря. Что для этого нужно сделать?

8. Окончательно оформи изделие. Создай образ, который подскажет тебе твоя фантазия.

9. Убери за собой рабочее место.

http://nsc.1september.ru/2006/18/35.jpg

РУУД: способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её осуществления; планирование УД, поиск эффективных способов решения учебной задачи. ПУУД: структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

КУУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске  способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.

4

Итог, рефлексия

- Чему можно поучиться у богатырей?

- В чём заключалась их сила?

- С какими произведениями сегодня работали? Слайд 16

- Понравился вам урок?

- Что нового узнали?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Заполни карточку «Как я оцениваю своё участие на уроке?» по 5-балльной системе.

1)Как я оцениваю своё участие в работе на уроке?

 1 2 3 4 5

2)Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5

3)Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5

V. Домашнее задание ( дифференцированно)

  1. Выразительное чтение былины Л.Н.Толстого     «Святогор - богатырь».

III.     Подготовить в группах мини – проекты «Произведения о   русских богатырях» по плану:

       1.Имя героя.

       2.Его подвиг.

  3.Книги и произведения о нём.

       4.Почему имя богатыря живёт в XXI веке?

       (Аргументация – 3-5 предложений).

По выбору:

  • Придумать историю встречи Святогора с другими былинными героями. Рассказать её.
  • Взять в библиотеке книгу с былинами и прочитать дополнительно любую былину.



Предварительный просмотр:

До

После

Гусляры развлекали народ игрой на гуслях.

Гусляр – это сказитель, хранитель древних законов и предписаний.

Гусляр приносит беду.

Гусляров с неохотой звали на свадьбы.

До

После

Гусляры развлекали народ игрой на гуслях.

Гусляр – это сказитель, хранитель древних законов и предписаний.

Гусляр приносит беду.

Гусляров с неохотой звали на свадьбы.

До

После

Гусляры развлекали народ игрой на гуслях.

Гусляр – это сказитель, хранитель древних законов и предписаний.

Гусляр приносит беду.

Гусляров с неохотой звали на свадьбы.

До

После

Гусляры развлекали народ игрой на гуслях.

Гусляр – это сказитель, хранитель древних законов и предписаний.

Гусляр приносит беду.

Гусляров с неохотой звали на свадьбы.

До

После

Гусляры развлекали народ игрой на гуслях.

Гусляр – это сказитель, хранитель древних законов и предписаний.

Гусляр приносит беду.

Гусляров с неохотой звали на свадьбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по музейной педагогике и изобразительному искусству для учащихся 3 класса: " В мастерской художника - живописца. Краски".

Конспект урока разработан в системе  интегрированного курса занятий музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" и изобразительного искусства. Материалы урока могут быть испол...

Интегрированный урок по русскому языку и изобразительному искусству в 4 классе

Разработка интегрированного урока по развитию речи. Тема (русский язык): "Основная мысль текста". Тема (изобразительное искусство): "Рисование птиц"....

Конспект интегрированного урока по русскому языку и изобразительному искусству "Заглавная буква в названиях населённых пунктах. Чудеса народных промыслов"

Интегрированный урок для 1 класса по русскому языку и изобразительному искусству. Содержит визитную карточку урока, самоанализ....

Интегрированный урок русского языка и литературы

Интегрированный урок русского языка и литературы проводится во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Повторение.  ЦЕЛЬ: Учить детей проверять чередования звуков в корнях слов, кот...