Интегрированный урок русского языка и литературы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Таран Светлана Алексеевна

Интегрированный урок русского языка и литературы проводится во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Повторение.  

ЦЕЛЬ: Учить детей проверять чередования звуков в корнях слов, которые не видны на письме, создав контекстные условия для их узнавания в устной и письменной речи через разнообразие прекрасного мира, который нас окружает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения

Тема: Повторение.  

ЦЕЛЬ: Учить детей проверять чередования звуков в корнях слов, которые не видны на письме, создав контекстные условия для их узнавания в устной и письменной речи через разнообразие прекрасного мира, который нас окружает.

Задачи: 

- Закреплять умения находить безударную гласную в корне, парную согласную в корне, подбирать проверочные однокоренные слова;

-развивать  орфографическую зоркость, наблюдательность,логическое мышление, проявлять творческую активность;

 -воспитывать интерес и любовь к спорту, целеустремленность, коммуникабельность, объективность.

Тип урока: Повторение пройденного

Методы: словесный, наглядный, практический.

Методики: дифференцированное обучение.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Учебник “Русский язык” Н.А.Чураковой, 1-2 ч
  • Рабочая тетрадь №1;
  • Учебник 2 часть: Толковый словарь, Обратный словарь,
  • Карточки для самоанализа.
  • Смайлики.

Ход урока:

1. Организационный момент

Заливается звонок
Начинается урок.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

- Наш урок сегодня необычен, а необычен он тем, что мы проводим интегрированный урок по двум предметам – русскому языку и литературному чтению.

Прочтите фразы.              ( слайд 1)

“ Чередование звуков в корнях слов…

Красота в простом…”

– Ребята, а как вы понимаете слова “чередование звуков”? ( В одном и том же месте слова можно услышать то один, то другой звук.)

- Как вы думаете, о чем будет урок?

- Чем мы будем заниматься на уроке? (Искать и находить слова с чередованием звуков в устной речи и тексте и проверять их)

- Сегодня на уроке мы учимся практически применять эти правила в самых разных ситуациях.

- А что обозначает вторая часть темы? ( Мы должны замечать красоту в обычных предметах).

3. Работа со словом из Толкового словаря.

- Сегодня мы отправимся в гости к Литературному герою. К кому вы узнаете позже. Но чтобы отправиться к нему в гости, надо проверить наш багаж.

Слайд 2 

БАГАЖ

- Откройте Толковый словарь и найдите значение слова багаж (с.98). Прочтите. О каком багаже мы с вами сейчас говорим? (О багаже знаний.)

- Запишите слово багаж в строчку. Что вы можете сказать об этом слове (количество звуков, букв, слогов; ударение; род, основа, окончание; предмет и т.д.)

(Работа у доски цепочкой)

- Запишите формы слова.

- Образуйте родственное слово – признак. Выделите корень.

- Какое чередование мы видим  в этом слове? (парный согласный). Какое из записанных нами слов может быть проверочным. Почему?

4. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

- На слайде записаны слова. Прочитайте их.      Слайд 3

  • стихотворение
  • барсук
  • поэт
  • страна

Ученики запоминают их в течение 20-и секунд. Затем учитель закрывает слова.

Вопросы:

  • Были ли слова, которые относятся к мужскому роду? /барсук, поэт/
  •  Были ли слова, где звуков больше, чем букв? / стихотворение/
  • Назовите слово, в котором 4 буквы. (Поэт)
  • Были ли слова  с парными согласными на конце слова? /барсук, поэт/
  • Были ли слова  ж.р. с безударными гласными  в корне слова? / страна/

- Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

                                                                   Слайд 4

          БАРСУ…  ,  ПОЭ …  , СТР…НА , АДРЕ … , НАРО… , КР … СОТА.

Слайд 5

Проверка по образцу.

БАРСУК  ,  ПОЭТ  , СТРАНА , АДРЕС , НАРОД , КРАСОТА.

5. САМООЦЕНКА.

Оцените себя, по памятке.

Слайд 6

              Правильно вставил (а)  6  орфограмм

                     Правильно вставил (а)  4- 5  орфограмм

                     Правильно вставил (а)  3  орфограммы

                     Правильно вставил (а)  менее 3 орфограмм

- Молодцы! Вы показали свои знания по проверке чередований звуков в слове. Теперь мы готовы отправиться в гости.

6. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Слайд 7

Япония – удивительная страна. Вся она расположена на островах. Наверное, поэтому у японцев необыкновенное, трепетное отношение к природе.

Слайд 8-10

Сад из камней, ветка сакуры, икебана. Все эти образы пришли к нам из Японии. Они навеяны настоящим волшебником – Природой. В каждом японском доме есть своеобразный уголок красоты – ниша, где стоит ваза с цветами, висят картина, ковер.

Вот и мы пришли в гости в такой домик

Слайд 11

(Плакат Чайного домика)

- Где Мы очутились, в каком Домике? Кто хозяин этого домика? (Гостеприимный барсук).

- Что еще знаем об этом домике? (есть секрет – секрет любования, т.е. надо уметь видеть красоту)

- Как вы думаете, о чем мы будем вести речь? (О стихах). Только не о простых стихах, а о японских стихах.

Стихи из трех строчек  называются по-японски ХОККУ или ХАЙКУ. В них поэты выражают свое восхищение красотой мира. Эти стихи о красоте, которую человек не хочет нарушить.

Я прочту вам стихотворение, которое мне дал Гостеприимный Барсук, а вы определите, чей образ представлен нам? 

- Чем любуется автор? С чем сравнивает автор луну? Как вы думаете, почему?

7. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

А) - Давайте запишем это стихотворение в тетрадь и проведем орфографическую работу по тексту.

Слайд 12 

В небе такая луна,

Словно (……………..) д…р…во спилено под корень.

(…………………) Б…леется свежий (………………..) сле…

- Каким способом вы пользовались при проверке чередующихся звуков, которые не видны на письме?

Б) - А сейчас нам нужно сосредоточиться. Следующее задание такое: запишите в тетради текст, исправив ошибки.

Слайд 13 

Раса сверкает на трове. Блистят глаткие маладые листя бирезы. 

В) Работа в паре. Взаимопроверка выполнения задания. Затем дети вслух объясняют орфограммы в словах, подбирая проверочные слова.

Г) Работа в группах.

- Откройте Обратный словарь с.138. Найдите слова на – СА. Выпишите слова с чередованием гласных в корне, которое можно проверить. Запишите слова вместе с проверочными.

Оса – осы

Коса – косы

Роса – росы

8.РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Подведем итоги урока. Вам понравился урок? Что именно вам было интересно?

- Справились мы с задачей урока? Значит, мы можем стать поэтами? Потому что мы умеем видеть красоту, любоваться красотой.

- А с каким настроением вы пришли к концу урока? Выберите смайлик вашего настроения.

Слайд 14 (настроение)

I. Организационный момент урока, рефлексия - 1 мин На экране: Проверка настроя детей на урок. Приём "Смайлики"

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Наш Гостеприимный Барсук приготовил нам домашнее задание по выбору.

Слайд 15

- Придумать хокку на следующие слова:

АРБУЗ
БЕРЕГ
ПЛАТОК

Учебник с….. № …..



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Красота в простом… Чередование звуков в корнях слов

Слайд 2

БАГА Ж

Слайд 3

стихотворение барсук п оэт страна

Слайд 4

БАРСУ… ПОЭ … СТР…НА АДРЕ … НАРО… КР … СОТА

Слайд 5

БАРСУ К ПОЭ Т СТР А НА АДРЕ С НАРО Д КР А СОТА

Слайд 6

Правильно вставил (а) 6 орфограмм Правильно вставил (а) 4-5 орфограмм Правильно вставил (а) 3 орфограммы Правильно вставил (а) менее 3 орфограмм

Слайд 7

Япония – удивительная страна. Вся она расположена на островах. Наверное, поэтому у японцев необыкновенное, трепетное отношение к природе.

Слайд 12

В небе такая луна, Словно (……………..) д…р…во спилено под корень. (…………………) Б… леется свежий (………………..) сле …

Слайд 13

Раса сверкает на трове . Блистят глаткие маладые листя бирезы .

Слайд 15

Домашнее задание Придумать хокку на следующие слова: АРБУЗ БЕРЕГ ПЛАТОК Учебник с….. № …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....

интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс

Интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс в рамках проекта "Наш выход". Здесь представлен фрагмент урока....

Интегрированный урок: русский язык+английский язык (4 кл)

Компетентностно-ориентированные задания изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назнач...