Зима в музыке
учебно-методический материал по музыке (1 класс)

Учащиеся 1  класса любят петь, проигрывать ситуации в играх, рассуждать о музыке, отвечать на заданные вопросы. Не могут долго заниматься одним видом деятельности, часто отвлекаются, необходимо заинтересовывать и часто менять виды деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc64.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе:  Швецова Наталья Ивановна,  I квалификационная категория

Предмет: музыка         класс 1 «а»     УМК  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Тема урока: «Зима в музыке»

Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, фортепиано

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся 1 «а» класса любят петь, проигрывать ситуации в играх, рассуждать о музыке, отвечать на заданные вопросы. Не могут долго заниматься одним видом деятельности, часто отвлекаются, необходимо заинтересовывать и часто менять виды деятельности.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные действия

Слушание музыки П.И.Чайковский. "У камелька" (Из цикла "Времена года")

А. Вивальди. "Зима" ("Времена года")

Исполнение попевки Н. Перунов. "Дед Мороз"

Исполнение  песни Е. Поплянова. "Снежный ком"

Анализ музыки

У ученика формируется общее понятие о том, что музыка обладает изобразительными возможностями, в ней можно услышать "холод и тепло".

У учащихся появляется интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности 

Развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления, тембрового слуха, творческих способностей.

метапредметные

Познавательные УУД

Общеучебные УД

Логические УД

Учащиеся ориентируются в учебнике: определяют знания, которые будут сформированы при изучении данной темы.

Учащиеся отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике

Регулятивные УУД

Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

Саморегуляция

Развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных жанров

Учащиеся способны мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Учащиеся умеют сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач

Учащиеся слушают и понимают речь других, отвечают на вопросы учителя

Личностные

Самоопределение

Нравственно-эстетическое оценивание

У учащихся формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству.

Учащиеся реализуют творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального творчества.

У учащихся формируется позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.


Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Орг. момент

5 минут

Настроить на хорошее настроение

Музыкальное приветствие

Музыкальное приветствие:

У. Музыка, музыка

Вы пришли на музыку.

Здравствуйте ребята.

Д.  Музыка, музыка

Мы пришли на музыку.

Здравствуйте учитель.

Дети входят в класс, рассаживаются

Коммуникативные: взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Актуализация знаний

Ввести в тему урока

Слушание музыки

А. Вивальди. "Зима"

Учитель читает стихотворение отрывок из стихотворения И.З.Сурикова "Зима")

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно:

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,-
Вот пришли морозцы-
И зима настала.

на фоне музыки А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года")

Слушают музыку, представляют

Познавательные:

Отвечают на вопрос учителя

Коммуникативные: слушают и понимают речь учителя, отвечают на его вопрос.

Беседа

Рассматривание картины И. Шишкина «Зима»

У.: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д.: О зиме

У.: Как описывает зиму русский поэт? (Ответы детей)

У.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину И. Шишкина "Зима". Что вы видите? А что слышите?

Д.: Треск сучьев, скрип снега и т.д.

Сообщение темы и целей урока

У.: Ребята, вы догадались, чему посвящен наш урок?

Д.: Зиме, произведениям композиторов о зиме.

У.: Чему вы должны научиться на уроке?

Д.: Слушать, фантазировать, рисовать картины природы.

Работа над темой урока

Научить определять эмоциональную и выразительную основу музыки

Слушание музыки П.И.Чайковский. "У камелька" (Из цикла "Времена года")

А. Вивальди. "Зима" ("Времена года")

У.: Как вы думаете, зима очень холодная?

 У.: Если бы вы были композиторами, то какими звуками нарисовали бы холод?

 (Учитель играет звуки в разных регистрах, а дети выбирают их. Можно предложить нескольким ученикам самостоятельно найти на инструменте эти звуки).

У.: Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Композитор, с музыкой которого мы с вами знакомились на прошлом уроке (Чайковский) написал музыкальный альбом, который назвал "Времена года". Всего в альбоме 12 пьес, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. Для каждой из них подобраны несколько строк из стихотворений русских поэтов А.Пушкина, А.Майкова, А.Фета и др. Кроме названия месяца, все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины. Послушайте первую пьесу альбома - "Укамелька" (Январь).

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы? (Ответы детей)

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина?

У.:В исполнении, какого инструмента звучит пьеса?

Д.: Фортепиано

У.: Правильно. Молодцы!

Познавательные:

Отвечают на вопрос учителя

Коммуникативные: слушают и понимают речь учителя, отвечают на его вопрос.

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные:

понимают и  выполняют задания учителя

Личностные:

Осваивают роль певца

Предметные:

Умеют выразительно передать тот или иной образ

У.: Такое же название дал своему произведению Антонио Вивальди-итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог.(Показываю портрет). В его произведении 4 музыкальных картины, каждая из которых посвящена определенному времени года ("Зима", "Весна", "Лето", "Осень"). Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину "Зима".

Слушание. А. Вивальди. "Зима"

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы?

Д.: Музыка тихая, спокойная, плавная, нежная, добрая, немного грустная и т.д.

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина? (Ответы детей)

У.: В исполнении, какого инструмента звучит произведение?

Д.: Скрипка.

У.: (Показываю и рассказываю об инструменте). Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

У.: Вот так русский и итальянский композиторы в своей музыке изображают картины природы. Одинаково или по-разному они передают настроение зимы? (Ответы детей)

Подготовить певческий аппарат

Передать образ героев песни через ее драматизацию

Разучить песню

Исполнение попевки Н. Перунов. "Дед Мороз"

У.: А теперь представим себе-вокруг нас белый снег. (Вместе с детьми читаем):

Белый пух,
Снежный пух -
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках,
Пух на шубах,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно, ух!
Кто щекочет?
- Пух! (Н. Перунов)

- Мы замерзли. Греем ручки, греем ножки!

Дети поют, правильно отвечая на вопросы песни

Дети-солисты выразительно исполняют роли героев

Дети реагируют на дирижерский жест учи

Исполнение попевки "Дед Мороз" с движениями (хлопки, притопы), можно исполнить, импровизируя и инсценируя по тексту.

Исполнение  песни Е. Поплянова. "Снежный ком"

У.: Ребята, с какой песней мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Д.: "Снежный ком".

У.: Итак, исполняем песню легко, весело, задорно, не забываем о правилах пения.

Исполнение. "Снежный ком"

У.: Молодцы! Весело исполняли песню.

Итог урока

Обобщить новые знания, полученные на уроке

У.: Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она нам нарисовала?

Д.: Холодную, снежную, морозную зиму и т.д.

У.: С произведениями, каких композиторов мы познакомились?

Д.: С произведениями П.Чайковского и А. Вивальди

У.: Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение.

Дети вспоминают изученный материал и отвечают на вопросы теста

Предметные:

Обобщение полученных знаний

Регулятивные:

Мобилизация сил для преодоления препятствий

Домашнее задание: Нарисуйте, пожалуйста, зиму, которую вы сегодня услышали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

Технологическая карта урока "Зима в музыке" 1 класс

Один из возможных вариантов проведения урока по теме "Зима в музыке"...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина"Зимний вечер" и проиведения А.Вивальди "Зима"

На уроке анализируются произведения литературы и музыки . Развиваются умения слушаь,понимать ллитературное произведение. Показать музыку как средство слышать. чувствовать...

Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."

  В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...

1 кл. 18 ур. "Зима в музыке.."

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...

Методическая разработка на тему "Зима и музыка"

Цель: Дать понятие выразительности и изобразительности в разных видах искусства....