Интегрированный урок русского языка и музыки "Средства выразительности " 3 класс
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Татьяна Викторовна Пузанова

Взаимопроникновение темы в русском языке и музыке. Наблюдение над особенностями выразительности речи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока русского языка и музыки «Стредства выразительности в разговорном и музыкальном языке»

Цель: создание условий для уточнения роли прилагательных в речи.

 Задачи:

1. развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, обогащать речь;

2. познакомить с произведением С.Есенина «Поёт зима, аукает…», формировать умение выразительно читать вслух лирическое стихотворение, находить в нём слова, которые помогают передавать настроение автора и картины природы им созданные.

3. определять главную интонацию и выразительные средства в художественном и музыкальном произведении.

1 этап. Организационный

2 этап. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока

- Прослушайте  фрагменты двух музыкальных произведений, написанных композиторами П.И. Чайковским и А.Вивальди, обратите внимание, какое настроение вызвали эти произведения.

- Что вы можете сказать о прослушанных произведениях, сравните их по настроению.

- Одинаково или по-разному передали настроение зимы Чайковский и Вивальди?

Анализ музыкального произведения

характер (весёлый, тревожный и др.), лад – (мажор и минор – переменный), динамика – (не очень громкая), темп (медленный, спокойный- быстрый, подвижный), тембр – (симфонический оркестр), настроение.

- Что выражает музыка?  (настроение человека и природы, чувства человека: радость, восхищение, изумление)

- Что изображает музыка? (сказочная картина зимы; картина суровой зимы, ненастной, вьюжной)

На доске круги Эйлера: средства выразительности в музыке (темп, лад, динамика, характер, тембр)

- Работая с партнёром по плечу, подберите слова, записанные на карточке, которые отражают ваши чувства и эмоции во время слушания.

П.И.Чайковский «У камелька» (январь)

 А.Вивальди «Зима»

Деликатная

Задумчивая

Робкая

Решительная

Доверчивая

Напористая

Светлая

Уверенная

расслабленная

Хмурая

Безмятежная

Тоскливая

Сонливая

Взволнованная

Изящная

тревожная

- Прочитайте слова 1 и 2 столбика, которые вы выбрали для характеристики музыкальных произведений.

- Что вы можете сказать об этих словах? (слова-настроения, имена прилагательные)

- Какие средства выразительности использовали композиторы в своих произведениях? (учащиеся по программе уже знают средства выразительности: темп, тембр, динамика, лад, характер)

- Работая в группе, составьте кластер об имени прилагательном.

- Перед вами два текста, прочитайте их (самостоятельно)

Наступила зима. Снег покрыл землю одеялом. Деревья стоят в уборе.

Наступила снежная зима. Пушистый снег покрыл чёрную грязную землю одеялом. Деревья стоят в зимнем уборе.

- Сравните эти тексты. Какой нравится больше? Почему?

- Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи поставим на урок? (находить имена прилагательные среди других частей речи, наблюдать за ролью прилагательных, учиться правильно использовать их в речи)

 3 этап. Работа по теме урока. (учебник с.81 упр.318)

- Прочитай текст. Прочитайте текст без вопросов. Какое задание к упражнению вы бы предложили, исходя из темы нашего урока.

Завыла, закружилась(какая?) вьюга. Закачались, зашумели (какими?) ветвями (какие?) ели и сосны. Попрятались (какие?) обитатели в  (какие?) норы , в (какие?) дупла, зарылись в (какие?) сугробы.

Используй слова для справок, изменяя окончания имён прилагательных. Запиши текст.

Слова для справок: злой, сердитый, снежный, мохнатый, пушистый, раскидистый, колючий, старый, высокий, могучий, лесной, тёплый, укромный, уютный, глубокий.

Вывод:

- Что изменилось? Какую роль играют прилагательные в нашей речи? (составление схемы)

Речь – образная, выразительная, точная, красивая, понятная, богатая…

РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

        

4 этап. Наблюдение над ролью имён прилагательных в поэтических произведениях

Первичное восприятие.

- Предлагаю вам понаблюдать, как поэт С. Есенин в стихотворении «Поёт зима, аукает…» использует  имена прилагательные для более точного, яркого, выразительного раскрытия лирического образа.

Прослушивание аудиозаписи.

- Какие картины зимы представили?

- Одинаковое ли настроение на протяжении всего стихотворение или оно меняется?

Вторичное чтение с маркировкой текста.

- Прочитайте самостоятельно произведение С.Есенина и подчеркните в тексте все словосочетания существительных с прилагательными.

- С партнёром по лицу сравните результаты своей работы.

Выборочное чтение словосочетаний с комментированием 1 строфа.

Уточнение лексического значения

- Как вы понимаете значение выражения мохнатый лес?

Мохнатый лес – лес, где много деревьев с густой хвоей, покрытой снегом.

Подбор синонимов

- Подберите синонимы к словосочетанию глубокая тоска (бездонный, сильная, безнадёжная, великая, безумная)

С тоской глубокой – грустные облака плывут по небу в далёкую страну, возможно не-ведомую.

Прямое и переносное значение слов

- В каком значении употреблено словосочетание седые облака*? (в переносном)

Седые облака – грязно-белые, тусклые, сероватые, хмурые.

Выборочное чтение словосочетаний с комментированием 2 строфа.

- Послушайте ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна»

- Почему С.Есенин выбрал прилагательное шелковым (ковром)? Обменяйтесь мнением с партнёром по плечу.

- Какой звук наиболее часто используется в этой фразе? (звук (л) метелица, шелковым, стелется, больно, холодна)

- Как вы думаете, с какой целью идёт повтор этого звука? (звукопись – усиливается ощущение холода, и сравнение с шёлком неслучайно: шёлк – прохладная, холодящая ткань)

- Зачем столько прилагательных использовал поэт? (для предания образности, лиричности, выразительности  своему произведению)

- Вспомните музыкальные произведения, прослушанные в начале урока. Какое из них, наш ваш взгляд, наиболее подходит к данному стихотворению? Почему?

5 этап. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок Средства выразительности в разговорной и музыкальной в речи

Слайд 2

Цель : создание условий для уточнения роли прилагательных в речи. Задачи: развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, обогащать речь; 2. познакомить с произведением С.Есенина «Поёт зима, аукает…», формировать умение выразительно читать вслух лирическое стихотворение, находить в нём слова, которые помогают передавать настроение автора и картины природы им созданные; 3. определять главную интонацию и выразительные средства в художественном и музыкальном произведении. Роль имени прилагательного в речи

Слайд 3

Этап актуализации знаний Работая с партнёром по плечу , подберите слова, записанные на карточке, которые отражают ваши чувства и эмоции во время слушания. П.И.Чайковский «У камелька» А.Вивальди «Зима» Робкая Тревожная Доверчивая Решительная Светлая Напористая Расслабленная Уверенная Безмятежная Хмурая Сонливая Тоскливая Задумчивая Взволнованная Что вы можете сказать об этих словах?

Слайд 4

Какие средства выразительности использовали композиторы в своих произведениях? РУССКИЙ ЯЗЫК МУЗЫКА Характер Темп Лад Динамика Тембр ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Слайд 5

Определение темы и цели урока Работая в группе , составьте кластер об имени прилагательном. Имя прилагательное Самостоятельная часть речи Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? Изменяется по числам и родам (в единственном числе) Является второстепенным членом предложения Обозначает признак предмета

Слайд 6

Роль имени прилагательного в речи Работа с партнёром по лицу Прочитайте тексты. Сравните их. Какой нравится больше? Почему? Наступила зима. Снег покрыл землю одеялом. Деревья стоят в уборе. Наступила снежная зима. Пушистый снег покрыл чёрную грязную землю одеялом. Деревья стоят в зимнем уборе. Какие задачи поставим на урок? Сформулируйте тему нашего урока находить имена прилагательные среди других частей речи, наблюдать за ролью прилагательных, учиться правильно использовать их в речи

Слайд 7

Работа по теме урока (учебник с.81 упр.318) Индивидуальная работа Прочитайте текст без вопросов. Какое задание к упражнению вы бы предложили, исходя из темы нашего урока. Завыла, закружилась (какая?) вьюга. Закачались, зашумели (какими?) ветвями (какие?) ели и сосны. Попрятались (какие?) обитатели в (какие?) норы , в (какие?) дупла, зарылись в (какие?) сугробы. Используй слова для справок, изменяя окончания имён прилагательных. Запиши текст. Слова для справок: злой, сердитый, снежный, мохнатый, пушистый, раскидистый, колючий, старый, высокий, могучий, лесной, тёплый, укромный, уютный, глубокий.

Слайд 8

Что изменилось? Какую роль играют прилагательные в нашей речи? (составление схемы) Работа по теме урока

Слайд 9

РУССКИЙ ЯЗЫК (образные выражения – эпитеты) МУЗЫКА Характер Темп Лад Динамика Тембр ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Слайд 10

Наблюдение над ролью имён прилагательных в поэтических произведениях Первичное восприятие. Прослушивание аудиозаписи - Какие картины зимы представили? - Одинаковое ли настроение на протяжении всего стихотворение или оно меняется? Вторичное чтение с маркировкой текста. - Прочитайте самостоятельно произведение С.Есенина и подчеркните в тексте все словосочетания существительных с прилагательными. - С партнёром по лицу сравните результаты своей работы.

Слайд 11

Выборочное чтение словосочетаний с комментированием 1 строфа. Уточнение лексического значения словосочетаний - Как вы понимаете значение выражения мохнатый лес ? Мохнатый лес – лес, где много деревьев с густой хвоей, покрытой снегом. Подбор синонимов Подберите синонимы к словосочетанию глубокая тоска (бездонная, сильная, безнадёжная, великая, безумная) С тоской глубокой – грустные облака плывут по небу в далёкую страну, возможно неведомую. Прямое и переносное значение слов В каком значении употреблено словосочетание седые облака* ? Седые облака – грязно-белые, тусклые, сероватые, хмурые.

Слайд 12

- Зачем столько прилагательных использовал поэт? (для предания образности, лиричности, выразительности своему произведению). - С помощью каких средств выразительности более точно удалось передать картины зимы? Рефлексия урока

Слайд 13

РУССКИЙ ЯЗЫК (образные выражения – эпитеты) МУЗЫКА Характер Темп Лад Динамика Тембр ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (образные выражения) СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Рефлексия урока Вспомните музыкальные произведения, прослушанные в начале урока. Какое из них, наш ваш взгляд, наиболее подходит к данному стихотворению? Почему?

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык+чтение в 3 классе.

Интегрированный урок в 3 классе чтение+русский язык. Тема "С.А.Есенин. Черёмуха. Обобщение знаний о имени прилагательном"....

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ 4 класс

Цель: - развитие орфографической грамотности, словарного запаса, речи учащихся;- формирование умения определять число, время, лицо глагола, составлять словосочетания с глаголами неопределённой ф...

Интегрированный урок русского языка "Корень слова" 2 класс

В уроке реализуется технология  системно деятельностного подхода  - методологическая основа внедрения ФГОС второго поколения. Организована частично поисковая  и...

конспект интегрированного урока русский язык - литературное чтение 1 класс

конспект урока был разработан для 1 класса по УМК Свиридовой (система Занкова)....

Интегрированный урок русский язык + окружающий мир 3 класс

Интегрированный урок русский язык + окружающий мир 3 класс...