Характеристика УУД действий учащихся на уроках музыки
методическая разработка по музыке

Стремоухова Тамара Васильевна

Характеристика УУД действий учащихся на уроках музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Характеристика универсальных учебных

действий учащихся на уроках музыки

Исполнитель Стремоухова Тамара Васильевна,

учитель музыки

    МБОУ «СОШ №90  г.Кемерово

 


                                                  Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-7

 1.Формирование УУД на уроках музыки в начальной школе

     1.1 Специфика уроков музыки……………………………………………..7-8

     1.2 Формирование и развитие УУД на уроках музыки…………………...8-11

     1.3 Структура УУД (номенклатура универсальных учебных действий)...11

     1.4 Виды деятельности на уроках музыки…………………………………12-13

     

     1.5 Формирование  личностных  УУД  на уроках музыки………………..13-15

           Формирование  регулятивных  УУД  на уроках музыки…………………15-17

           Формирование коммуникативных УУД на уроках музыки……… …..17-19

           Формирование познавательных УУД на уроках музыки……………...19-21        

   

2.Результаты формирования УУД на уроках музык……………………..22   

   2.1 Результаты формирования  личностных УУД………………………….22-23

   2.2 Результаты формирования  коммуникативных УУД……………...........23  

   2.3 Результаты формирования  регулятивных УУД………………………..23

   2.4 Результаты формирования  познавательных УУД………………….......24

Заключение……………………………………………………………………25-26

Список литературы…………………………………………………………..26


 Введение

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретёт статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.

Обладая интегративной природой, именно УУД обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Учащийся сам должен стать “архитектором и строителем” образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением содержания предмета “Музыка”.

Предмет Музыка всецело обеспечивает формирование всех видов УУД.

Назначение учебного предмета “Музыка” в реализации данного подхода заключается в том, чтобы формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД через содержание самого предмета “Музыка” и релевантных способов организации музыкально-образовательной деятельности.

Содержание учебного курса предмета “Музыка” в рамках “Стандартов нового поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета “Музыка” становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса “Музыка” обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Основной задачей предмета “Музыка” является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей. Музыкальная педагогика призвана решать задачу “приближения к переживаниям” общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно.  

При реализации ФГОС НОО одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Актуальной  задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением содержания предмета “Музыка”. Предмет Музыка всецело обеспечивает формирование всех видов УУД.

Согласно ФГОС универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие  широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Достижение «умения учиться», как требование ФГОС к результатам образования начальной ступени,  предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) познавательные и учебные мотивы,

2) учебную цель,

3) учебную задачу,

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся в требованиях ФГОС обозначены:
1.        соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
2.        соответствие свойств  универсальных действий заранее         заданным требованиям.
 Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется  его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.  Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят предметный, метапредметный характер;  реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

  Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в  метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как  средство специально организованной учебной деятельности детей и подростков. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством  педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

1.Формироваеие УУД на уроках музыки в начальной школе

 1.1 Специфика уроков музыки

Специфика уроков музыки более точно отвечает потребностям личности ребенка младшего школьного возраста. В отличие от детей других возрастных категорий для младших школьников актуальна игровая деятельность, поэтому урок музыки и знакомство с искусством настолько значимо в начальной школе. При вхождении ребенка в учебную деятельность ему сложно переключиться с занятий дисциплинами науки на занятия музыкальной деятельностью. Уроки музыки влияют на ребенка психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым, сохраняя ребенку здоровье.

Музыкальное искусство обращено ко всем и к каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлением, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальным.

В отличие от других видов искусства, музыка более непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресовано душе каждого школьника, тотчас же вызывая ее резонанс.

Постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер.

Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.

Таким образом, музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и воображение тесно взаимосвязаны с творческими способностями. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделенной и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности.

1.2 Формирование и развитие УУД на уроках музыки

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей:

• формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

• развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

• развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.)

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Возникает необходимость создания метапрограмм – программ совместной учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретно личностно значимых проблем учеников.

В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

В более узком значении Универсальные учебные действия: можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В Регулятивных действиях учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Познавательные универсальные действия в музыке это - приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Моделирование, как универсальное учебное действие (знаково-символические действия).

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические).

Соответственно важно, чтобы учащиеся умели строить, использовать, декодировать (считывать информацию) схемы, модели.

С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие.

Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ.

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах .

Ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа, в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение.

Итак, изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и предметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Если использовать форму моделирования и выразить “Стандарты нового поколения” в знаково-символической форме, то можно их представить в следующей схеме, где цель воспитания творческой личности проходят определенные стадии учебного процесса (от присвоения знаний к творческому мышлению), а базируется процесс

обучения на основных видах универсальных учебных действий:

 

1.3 Структура УУД (номенклатура универсальных учебных действий)

Познавательные        Регулятивные        Коммуникативные        Личностные

1. умение строить высказывание

2. формулировка проблемы

3.рефлексия деятельности

4.структурирование знания

5. смысловое чтение

6. моделирование        1. целеполагание

2. планирование

3. прогнозирование

4. контроль

5. коррекция

6. оценка        1. постановка вопросов

2. разрешение конфликтов

3. умение выражать свои мысли

4. управление поведением партнера

5. планирование учебного сотрудничества        1. самоопределение

2. смыслообразование

3. нравственно-эстетическое оценивание

Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

1.4 Виды деятельности на уроке музыки

Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Вот наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практические методы.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторов и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками. Музыкально- ритмической деятельности школьники осваивают различные движения и способы их исполнения. Обучаясь на игре на элементарных музыкальных инструментах, дети также получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

В процессе слушания и анализа музыки у детей формируется репродуктивный компонент музыкального мышления и узнающая музыкальная память.

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира учащихся; становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, а правильное певческое развитие способствует развитию здорового голосового аппарата.

Музыкально-ритмические движения. Учащимся младших школьников свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности. Музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий.

Игра на детских музыкальных инструментах. Ее назначение на уроке – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать его интерес к исполнительской деятельности. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Итак, музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства и творчества.

   

 1.Формирование личностных УУД на уроке музыки

Таблица №1

УУД

Виды деятельности

Способы деятельности

1. Формирование основ  гражданской идентичности личности

1. Участвовать в хоровом исполнении гимна России, города и школы

2. Создавать музыкальные композиции на основе образцов отечественного музыкального фольклора, принимать участие в традиционных праздниках народов России

3. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях

1. Знакомство с государственной символикой через ряд вопросов:

2. В каких случаях звучит Гимн?

3. Какие чувства вызывает?

4. Обращение к личному опыту детей

5. Осознание своего “Я” как гражданина России

2. Формирование адекватной позитивной самооценки

1. Интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре

2. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников

1. Сравнение ребенком своих достижений “вчера и сегодня”, выработка самооценки

- Понравилось ли тебе твое выступление?

- Что изменилось в твоем выступлении?

2. Сравнение ребенком своих достижений и достижений одноклассников

3. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

1. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения, сочинять мелодии

2. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля

3. Формировать библиотеку, фонотеку, видеотеку

Формирование смыслов учебной деятельности ребенка через развитие его творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности:

- восприятие музыки

- вокально-хоровая работа

- пластическое интонирование

- инструментальное музицирование

4. Ценностно-нравственная ориентация

1. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России

2. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

1. Знание о народах и этнических группах России.

2. Уважение и принятие других народов России

3. Формирование чувства гордости за Родину

5. Развитие эмпатии и сопереживания

1. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений

1. Метод эмоционального воздействия через яркое образное слово, мимику, жесты учителя

2. Побуждение к сопереживанию

3. Подбор эмоциональных эпитетов к музыке, использование “Словаря эстетических эмоций” Ражникова В.Г.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств

1. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении.

2. Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

1. Освоение общекультурного наследия России в слове, пластике, рисунке.

     

1.2Формирование регулятивных УУД на уроке музыки

Таблица №2

УУД

Виды деятельности

Способы деятельности

1. Планирование деятельности

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений

Способность к планированию своей деятельности:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- преодоление импульсивности, не произвольности;

- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого

2. Коррекция

Корректировать собственное исполнение

Сравнение вариантов своего исполнения, вычленение и оценка удачных и неудачных фрагментов, выяснение причин неудачи на основе конкретной самооценки, предоставление ребенку возможности осуществлять равнодостойные выборы, сравнение исполнительских трактовок через серию вопросов:

- понравилось ли тебе свое исполнение, почему?

- что изменилось в твоем исполнении?

- чтобы ты хотел изменить, почему?

3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и оценка

 

Оценивание музыкально-творческой деятельности:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

- умение адекватно воспринимать оценки и отметки У

- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность

- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль

- умение планировать работу до ее начала

- адекватность и дифференцированность самооценки

       1.3Формирование коммуникативных УУД на уроке музыки

Таблица №3

УУД

Виды деятельности

Способы деятельности

1. Планирование учебного сотрудничества - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

1. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов

2. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора

3. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях

4. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)

1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы

2. Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы

3. взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность)

4. коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания

5. планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задач, условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы)

6. рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы)

2. Владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1. Применять словарь эмоций для характеристики музыки

2. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен

3. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки

4. Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности

5. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов

1. Формирование потребности поделиться со взрослыми и сверстниками своими музыкальными впечатлениями, диалоговые формы работы, эмоционально-позитивное отношение к процессу общения на уроке, создание ситуации успеха

2. Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения для определения своего отношение к музыке, раскрытие смысла музыкального произведения, оформление своих мыслей в устной и письменной речи

   

  1.4 Формирование познавательных УУД на уроке музыки

Таблица №4

УУД

Виды деятельности

Способы деятельности

Самостоятельное формулирование познавательной цели

1. Исследовать и выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки

2. Исследовать историю создания музыкальных инструментов

1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно, искать средства её осуществления через: распознавание существенных признаков, свойств и явлений, с помощью наблюдения, сравнения, анализа; распознавание культурных отношений с другими явлениями.

Самостоятельное формулирование познавательной цели

1. Наблюдение за музыкой в жизни человека

2. Различать настроения, чувства и характер человека

3. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов

4. Различать на слух старинную и современную музыку

Умение работать с информацией через: сравнение конкретно-чувственных и иных данных

- анализ и синтез

- сериацию - упорядочение объектов по выделенному основанию, классификацию, обобщение

- установление аналогий

Знаково-символическое моделирование

1. Знакомиться с элементами нотной записи

2. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.

3. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

Знаково-символическое моделирование нотного текста через:

- кодирование/замещение

- декодирование/считывание

- умение использовать наглядные модели

- построение модели и работа с ней

Анализ объектов с целью выделения признаков

1. Знакомиться с элементами нотной записи

2. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.

3. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

Анализ (расчленение целого на части) - процесс мысленного или фактического познания музыкального произведения в виде разъединения его цельного содержания на составные части

Синтез как составление целого из частей

1. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии

2. Сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства

3. Выявлять особенности народного и профессионального музыкального творчества

Синтез (составление целого из частей) - объединение элементов музыкального языка в единое целое; рассмотрение связей произведения с многообразными историко-стилистическими свойствами и чертами

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

1. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен

2. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке

3. Узнавать по звучанию различные виды музыки из произведений программы

Сериация (упорядочение объектов по выделенному основанию) и классификация (отнесение предмета к группе на основе заданного признака):

- узнавать по звучанию различные виды и жанры музыки,

- группы инструментов, инструменты различных видов оркестра, музыкальные голоса и т.д.

Установление аналогий: подбор стихов и рассказов

2.Результаты формирования УУД

В результате формирования УУД в начальной школе по предмету “Музыка” можно выделить следующие общие результаты:

В сфере личностных УУД, перечисленный в таблице №1, будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: смыслообразование (ученик должен задаваться вопросом о том, "какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него) и нравственно–этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

С точки зрения предмета “Музыки” это: стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.

   2.1 Результаты формирования личностных УУД на уроке музыки

  1. Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
  2. Формирование личностного смысла постижения искусства.
  3. Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
  4. Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
  5. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности, и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
  6. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных
  7. Развитие духовно-нравственных и этических чувств.

В сфере коммуникативных УУД, (таблица №3), учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

Коммуникативные учебные действия помогают обеспечить планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое-либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.

 2.2Результаты формирования коммуникативных УУД на уроке музыки

  1. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества поиска компромиссов, распределения функций и ролей
  2. Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном культурном, природном и художественном разнообразии.

В сфере регулятивных УУД, перечисленных в таблице №2,учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

На предмете “Музыка” учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета “Музыка”, которую учащиеся должны ясно представлять.

2.3Результаты формирования регулятивных УУД на уроке музыки

  1. Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий
  2. Понимание их успешности или причин неуспешности
  3. Умение корректировать свои действия

В сфере познавательных УУД ( таблица №4) учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.

Формирование познавательных УУД на уроках “Музыки” осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

2.4 Результаты формирования познавательных УУД на уроке музыки

  1. Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности
  2. Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума
  3. Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера
  4. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
  5. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.


Содержание и методическая концепция урока «Музыка» позволяют формировать виды УУД в процессе развития музыкально-творческой деятельности школьников. Вместе с тем, осознание музыкального искусства как особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные человеческие ценности, позволяет акцентировать внимание на развитие личностных компетенций учащихся.
Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствует становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальное занятие не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству – формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Заключение


Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, при создании условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Основу универсальных учебных действий (УУД) составляет учебно-деятельностный подход.
УУД призван конкретизировать требования к результатам образования и дополнить традиционное содержание образовательно – воспитательных программ.
В результате формирования УУД в начальной школе по предмету «Музыка»:
В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
В сфере регулятивных УУД учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.
Назначение учебного предмета «Музыка» в реализации данного подхода заключается в том, чтобы формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия через содержание самого предмета «Музыка» и релевантных способов организации музыкально-образовательной деятельности.
Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, т.к. исполнительство и творчество базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слышать характер, следить за развитием образа, слышать смену интонации, настроения. Слушание музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Для повышения качества восприятия нужно использовать различные подходы, приемы и методы развития восприятия музыки. Важнейшим методом является наглядно слуховой. Это исполнение музыкального произведения учителем или прослушивание записи.


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Омега – Л., 2014.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования http: //standart.edu.ru.

3. Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2014.

4 . Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 2012

5.Медведева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки

«Организация полихудожественной деятельности учащихсяна уроках музыки во 2 классе по теме:«Н.А. Римский-Корсаков – композитор - сказочник»На курсах повышения квалификации по ИОЧ,вариативный блок«Синте...

Формирование универсальных действий учащихся на уроках русского языка.

В статье содержатся варианты заданий по русскому языку по формированию универсальных действий....

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений

В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истор...

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

Характеристикарезультатов формирования универсальных учебных действий....

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки.

Доклад на педагогическом совете "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки"....

Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературного чтения через поиск и анализ информации"

В основе данного проекта - формирование дистанционных мероприятий, основанных на работе с информацией, использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»

Доклад   на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности»...