урок музыки в 1 классе по теме "Край, в котором ты живешь" Праздник Хейро
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Стурова Елена Владимировна

Этот урок проходит в 1 классе в актовом зале школы. Этот праздник отмечается в конце января на полуострове Таймыр. Северные народы таймыра радостно отмечают восход солнца, конец полярной ночи. Использовала песенный репертуар малочисленного народа Севера - долганы. Игры, танцы, и обычаи долганского народа представлены широко на этом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл heyro_2020.docx18.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Праздник «Хейро»

Урок музыки в 1 классе по теме: «Край, в котором ты живешь»

Место проведения: Актовый зал школы.

(Дети заходят под песню «Я с малых лет люблю Таймыр!»

В зале стоит «костер».

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! По древнему обычаю народов, населяющих нашу Таймырскую землю, прежде чем попасть на праздник, все должны перепрыгнуть или перешагнуть через этот костер, который очистит нас от всех невзгод. Пусть сгорят в нем болезни, печаль, пусть придаст он вам бодрости и веселья! Ведь наш костер – частица Солнца, которое мы собрались сегодня встретить!

(Дети по очереди перепрыгивают через костер и рассаживаются на места)

Ведущий: На Севере зимою солнца не бывает, и в сумерках за днем проходит день,

  Луна на небе ледяном не тает, звенит морозно призрачная тень.

Так холодно, что в небе стынут птицы, и звери леденеют на бегу,

А небо, словно пепел от кострища, ждет злую и холодную пургу.

Стынут руки, слезы льются, холодно и страшно мне, быть пурге!

Звучит «вьюга с ветром» появляется пурга, танцует

Ведущий: Опять пурга завывает! Пурга – это буйство ветра и снега. В пургу не видно ни неба, ни земли, ничего!

Пурга: (обращаясь к девочке) Ну что? Сидишь, ждешь Солнца? А его не будет! Я здесь хозяйка полярной ночи и снегов холодных!

Вед: Ишь ты, расшумелась! Хозяйка она полярной ночи и снегов холодных! И на нашу землю придет солнце и тепло, это я тебе говорю! ( Достает из чума бенгальские огни, бежит за пургой, та отмахивается.)

Пурга: Не надо света, не надо тепла! Пусть будет ночь! Пусть будет тьма! Правда, дети?

Дети: Нет!

Пурга: Как нет? Ночью темно всё спит, отдыхает, делать ничего не надо, думать ни о чем не надо, хорошо, покой…

Ведущий: Плохо, когда ночь и тьма, нельзя даже поиграть.

Пурга: Можно поиграть, давайте поиграем! Засвищу я, запою, всех сейчас переловлю!

Ведущий: Конечно, переловишь, а мы тебе глаза завяжем и посмотрим, как ты всех будешь ловить.

Игра «Жмурки в Пургой»

Ведущий: От нее нам ни света, ни ласки, но шалишь, северянин упрям,

На сияний волшебные краски с восхищеньем глядит по ночам!

Ведущий: Что за чудо-чудеса, загорелись небеса!

                    Всё горит, сияет пламя в небесах сейчас над нами.

Упражнение с султанчиками  «Северное сияние»

 (Пурга снимает повязку) – Смотри, Пурга, красота-то какая!

Пурга: Ох, как эти дети меня сегодня злят. Ох, как при ярком свете                                            глаза мои  болят!              (Кружится, воет)

Дети хором: Наш Таймыр – край родной мы навеки с тобой!

                         Рады снегу и ветрам, Север наш – Бараксан!

Песня «Таймырская земля»

Ведущий: Не успели мы сказать добрые слова о нашем крае, как она тут как тут! Не пугай детей мы тебя не боимся!

Пурга: А почему? Если только я захочу, я испорчу вам весь праздник! Вот если выполните мои испытания, тогда уйду от вас.

Ведущий: Ребята, вы готовы, выстоять перед Пургой?

Пурга: Вот вам 1 испытание – загадки.

1.Любит он глухой овраг, в тундре самый главный враг

Причиняет много бед, рыщет чтоб найти обед

На него картечь – вот толк это кровожадный… (волк)

2.Прыг да скок, замрет, глядит, и от каждого бежит

Белый он и на снегу, незаметен никому

И следы его, как танец -  это наш трусишка…(заяц)

3.она белая, как ватка – это тундровая… (куропатка)

4. В тундре есть один зверек белый сам, а хвостик черный

Он как ящерка проворный, а живет один без стай. Это дети?.... (горностай)

5. Крылья белы, как бумага. Глаз, как блюдце, лапка – лапа, мощный клюв и не мала. Она полярная ….. (сова)

6.И красив, и быстр, и ловок сотня у него уловок. Леменгов по тундре гонит и его охотник ловит Кто пушистый наш хитрец? Угадали вы – (песец)

7. Где сугробы, стужа, лед, где пурга снега метет, там хозяин в шубе снежной, ходит по снегам безбрежным. Весь он белый от зимы, от метельной кутерьмы. Так давно живет он здесь, потому и белый весь, лишь черны глаза и нос, пощади их злой мороз. (Белый медведь)

Упражнение «Белые медведи»

Ведущий: Чтобы нам отправится на охоту, нам нужны капканы, ловушки для зверей.

Давайте проверим, чей капкан будет самым ловким и переловит всех зверей.

 Игра «Капканы».

Мальчики – «капканы», девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек». 

Пурга: А вот и второе испытание. Северные реки и моря богаты рыбой. Какие вы знаете северные породы рыб?

(сиг, чир, ряпушка, таймень, корюшка, нельма, омуль, пелядь, налим, муксун, щука, осетр)

Игра «Рыбаки и рыбки»

 Пурга: Третье испытание.   А для того чтоб охотником стать. Сейчас ребят надо на ловкость испытать.

Игра «Перетягивание хорея»

Вед. В снежном вихре мчат олени. По холмистой тундре мчат.

 Не бегут мои олени, я люблю езду такую – только править поспевай!

И пого, пого, ликуя: «Здравствуй, тундра, милый край!»

Танец «Увезу тебя я в тундру»

Вед. Тундра справа, тундра слева, тундра рядом и вдали. Край суровый, крайний север, крайний пост моей земли. Кто без компаса и карты, мчится в тундре, тянет нарты.

В ночь полярную и день. Это? (Северный олень)

Песенка-игра «У оленя дом большой»

Ведущий. Бродит в тундре важенка, с нею оленята, обьясняет каждому всё, что не понятно. Топают по снегу оленята малые, терпеливо слушают наставленья мамины.

Игра « Важенка и оленята»

( дети – оленята бегают по тундре, ищут мох, едят его. По сигналу «Волк идет!» убегают в свои домишки – обручи. Тот , кто не успевает занять домик, считается пойманым.)

Ведущий: Ребята, нам нужно Шамана позвать, чтобы пургу с праздника прогнать!

Звуки бубна и баргана слышны в чуме у шамана!  (из чума выходит шаман)

Шаман: Гой! гой! гой! Зазываю добрых духов, бойся гнева и огня он все знает про тебя! Пурга ты здесь не шали, лучше по-доброму уходи!(Пурга уходит)

Шаман: Чум, чум, круглый дом! Побывайте в доме том. В нем всегда одна стена, очень круглая она.  До того она кругла, ни единого угла, В чуме нашем круглый год, гости водят хоровод. В нем звучит для северян звонкий бубен и барган. Гостю доброму почет, в круглом доме, круглый год!

Ведущий. Спасибо тебя, Шаман! Но что-то грустен, твой барган.

                    И солнце в тундре не сияет и снег ещё нигде не тает.

Шаман:     Вот ударю в звонкий бубен, говорить я духам буду.

                     Злым и добрым духам тундры: «Солнце вы верните людям!»

                     Все со мной скорей вставайте. Дружно солнце вызывайте!

Ведущий: Вставайте все в круг встретим вместе солнце – красное Хейро! Хейро!

                    Ты вставай! И ребят всех согревай!

Хоровод «Хейро»(шаман бьет в бубен в центре круга)

Ведущий. Здравствуй, Хейро! Красное, Хейро! Здравствуй, солнце, тепло и свет!

                     От быстрых оленей, песцов и тюленей, Прими наш горячий ….

Все: Привет!                                 песня «Солнце - Хейро»

Шаман. Нет места прекрасней Таймыра, многие из вас здесь родились, на этой красивой и   суровой земле. Каждый пусть ударит в бубен, наше солнышко разбудит!

Рук своих ты не жалей, поскорее в бубен бей! (дети по очереди бьют в бубен, Шаман прощается и выходит из зала)

Ведущий: Вот и закончился наш праздник, мы весело провели время, победили Пургу, разбудили солнышко.

(Дети выходят из зала под музыку «Я с малых лет люблю Таймыр!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ    ....

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"

данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...

"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

Урок музыки. 2 класс.Что изображает музыка.

Урок по учебникам В.О.Усачёвой ,Л.В.Школяр,УМК "Школа 2100"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...