2 кл. 17 ур. "Куда ведет нас песня?"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Ярковская Юлия Николаевна

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Куда ведет нас песня?

Цели: 1. Создать условия для знакомства с оперным жанром;    

           2. Ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с оперой;      

           3. Воспитание интереса к предмету.

Ход урока

I.

II.

III.

IV.

Организационный момент.

Новый материал, слушание.

   В предыдущей четверти мы с вами говорили о выразительности и изобразительности в музыке (выразительность – настроение, чувства; изобразительность – движение в музыке, создание образа), но это не значит, что в любом музыкальном произведении существует выразительность и изобразительность. Если в таких сочинениях, как «Полюшко» или «Попутная песня» ясно слышится изобразительное добавление (цокот копыт, стук колес) к выразительным песенным мелодиям  и мы можем даже спеть отдельно без сопровождения, а сопровождение сыграть без мелодии. То во многих случаях эти две стороны музыки нельзя отличить одну от другой даже условно. К таким сочинениям относится «Резвушка», где один голос, из которого состоит эта пьеса, и выражает веселое настроение девочки, и изображает ее непрерывную, резкую, подпрыгивающую походку, почти танец.

- Прослушивание пьесы «Упрямый братишка» Д. Кабалевского (как будто-то упрямец повторяет одно и то же, хотя и по-разному; плаксивый мотив выражает характер человека, изображает его нытье).

- Хочет настоять на своем, не поддается никаким уговорам. Хотя в музыке и нет совсем слов, нам понятна она через свою изобразительность. Можно представить двоих: один уговаривает, другой упрямится. Изображаем оба образа рукой. В этом произведении солист передает и выразительность, и изобразительность песни. Тоже можно сказать и о заключительном хоре из оперы «Волк и семеро козлят» Коваля. Звучит хор из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» (стр. 76).

- Какие жанры здесь встречаются? (и марш, и танец, и песня)

- Музыка здесь одновременно и выражает беспечно веселый нрав козлят, и изображает их веселый танец с подпрыгиванием и притопыванием. Дети рисуют героев оперы, придумают элементы для костюмов героев.

   Бодайка – сломанный рог, взъерошенная шерсть, острые копыта.

   Топтушка – большие ноги, на них огромные тапки, на лбу бант, глаза круглые, пестрая юбочка, носки в полосочку.

   Болтушка – круглоголовая, маленькие рожки, крупные губы.

- Все, кто научился слышать в музыке песня, танец и марш, может войти в любую область музыки. Песня, танец и марш – три основных жанра, которые, развиваясь, перерастают в более серьезные и большие произведения – в оперу, балет, симфонию, в музыку, написанную для любых артистов, оркестров, хоров, театральных спектаклей и кинофильмов.

- Мы с вами немножко познакомимся с оперой «Волк и семеро козлят», которую написал М. Коваль по одноименной сказке.

- Какие «киты», или жанры, вы встречаете в этой опере? (песня, танец, марш)

- А какой жанр привел нас в оперу? (песня)

   Прослушивание русской народной песни «Уж как по мосточку» и хора из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

- Слышите песню? (да)

- Что такое опера?

   Погас свет в зрительном зале, к дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки – и в затихшем зале полились увертюры. Что такое увертюра? Это вступление к большому спектаклю, где звучат темы всех героев, (например, сказки «Волк и семеро козлят») или какого-нибудь другого произведения. Это как бы краткое содержание будущего представления. Увертюра рассказывает слушателю, о чем будет спектакль, о каких героях слушатель узнает, вводит его в мир представления. После увертюры начинается сам спектакль.

   Опера – это и пение, и симфоническая музыка, в ней есть и драматическое действие и немного балета. Но больше всего пения. Опера обычно имеет очень серьезное содержание. Но есть еще маленькие оперы  – оперетты. Все они легче, веселее. Содержание их часто пародийное, а музыка – веселая и увлекательная, легкая. Жизнерадостная. В опереттах часто встречаются небольшие песенки, марши, танцы (менуэты, полонезы, кадрили, галопы, вальсы и др.) В оперетте герои не только поют, но  говорят. В опере бывает плохой конец, а в опереттах – всегда хороший, счастливый и веселый.

   В наши дни распространены мюзиклы, которые являются разновидностью оперетты. Кто слышал о таких спектаклях? («Нотр-Дам де Пари»)

- А кто когда-нибудь был в театре и слушал оперу («слушал» говорят, так как в опере больше поют) или смотрел балет (а в балете танцуют и маршируют, но никогда не говорят и не поют, поэтому говорят, что балет смотрят)?

- А кто был в филармонии на симфоническом концерте?

Пение.

   Разучивание песни «Песня о папе»:

1. Много песен мы с вами вместе

Спели маме своей родной.

А про папу до этой песни

Песни  не было ни одной.

Припев:

Папа может, все что угодно.

Плавать брасом, спорить басом,

Дрова рубить.

Папа может быть кем угодно,

Только мамой не может быть.

2. Папа в доме – и дом справный,

Газ горит и не гаснет свет.

Папа в доме, конечно, главный,

Если мамы, конечно, нет

Припев.

3. И с задачкою трудной самой

Папа справится, дайте срок.

Мы потом уж решаем с мамой

Все, что папа решить не смог.

Припев.

- О ком и о чем эта песня?

- Распевание: пропевание звуков о, а, у, э, и через «о» (ми-ме-мо-мэ-му).

Итоги урока. 

- О чем мы узнали на уроке? (что песня, танец и марш перерастают в большие произведения: симфонию, оперу, балет).

- Мы узнали, что такое опера, оперетта, мюзикл, чем они отличаются (опера – серьезный спектакль, где только поют, изредка разговаривают, конец бывает хороший, а чаще печальный, а оперетта и мюзикл - веселые жанры, конец счастливый, много песен и танцев, разговорной речи).

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 6

Слайд 7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куда ведет нас песня?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 1 классе "Куда ведет нас танец"

урок музыки по системе Кабалевского...

Урок по музыке "Куда ведет нас танец"

"Музыка не только доставляет нам удовольствие.  Она многому учит.  Она, как книга, делает     лучше, умнее, добрее".Д. Б. КабалевскийРасширить представление учащихся о том, ку...

2 кл. 19 ур. "Куда ведет нас танец?"

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...

2 кл. 22 ур. "Куда ведет нас марш?"

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...

2 кл. 23 ур. "Куда ведет нас марш?"

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...