Конспекты уроков: русский язык и музыка
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Бродзянская Татьяна Владимировна

Здесь вы можете найти конспекты уроков, которые, возможно, помогут вам в работе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: ___________

План-конспект

урока русского языка

в 4 «А» классе

4.03.2020 г.

Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________

 

Конспект урока русского языка
УМК: «Перспективная начальная школа», 4 класс

(Учебник «Русский язык» Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 4.03.2020 г.

Время: 15:50- 16:35

Место: МАОУ Гимназия №2

Класс: 4«А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Орфограммы в корнях слов.»

     Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель урока: создание благоприятных условий для систематизации знаний обучающихся о корневых орфограммах и способах проверки. 

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний об орфограммах в корнях слов.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности:  совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять  интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, самооценку.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах; осуществлять взаимоконтроль.

Предметные: повторить орфограммы в корнях слова; формировать умение распознавать орфограммы и употреблять их в речи; развивать внимание, память учащихся; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к русскому языку, способствовать развитию коммуникативных умений.

Организация пространства: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, Н.А. Чуракова. 

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

II. Актуализация умений и знаний.

У: - Откройте тетради, запишите дату и классная работа, помните о положении тетради и о посадке при письме.

2. Орфографическая разминка

У: начинаем наш урок с орфографической разминки, которая поможет узнать, что нас ждёт сегодня на уроке. С помощью неё мы сумеем определить тему нашего урока.

У: на экране слова: ветер, грустный, бежал, ножкакапуста (слайд)

У: найдите и запишите слово с…

1.С буквой непроизносимого согласного в корне слова (грустный)

2.С буквой безударного гласного в корне слова, проверяемого ударением (бежал)

3.С буквой парного согласного в корне слова (ножка)

4. С буквой беглого гласного в корне слова (ветер)

5. С буквой безударного гласного в корне слова, непроверяемого ударением (капуста)

У: проверяем. Какое слово вы записали с буквой непроизносимого согласного в корне слова?

О: грустный

У: какая здесь непроизносимая согласная?

О: буква «т».

У: а можно ли её проверить?

О: её можно проверить словом грусть.

У: да, ребята! непроизносимую согласную «т» можно проверить словом грусть.

У: следующее слово с буквой безударного гласного в корне слова, проверяемого ударением.

О: бежал

У: какое проверочное слово мы подберём?

О: словом бег (пробег, пробежка, забег)

У: верно, ребята!

У: какое слово вы выписали с буквой парного согласного в корне слова?

О: ножка.

У: хорошо, как будем проверять это слово?

О: словом ноженька, (словом в форме Р.п. (нет чего?) ножек)

У: правильно! Следующее слово с буквой беглого гласного в корне слова.

О: ветер

У: хорошо. Что будем делать в этом слове?

О: беглость этого гласного можно доказать правилом: после мягких парных согласных, шипящих, перед всеми согласными, кроме й, беглый гласный передается буквой е. Ветер – (нет чего?) ветра.

У: хорошо. И последнее слово с буквой безударного гласного в корне, непроверяемого ударением.

О: капуста.

У: ребята, а какое это слово?

О: словарное.

У: верно! Это словарное слово, его необходимо запомнить, а если запомнить тяжело, то пользуемся словами-образами. Это слова, которые очень похожи на те, которые нам нужно запомнить. Чтобы правильно написать словарное слово "капуста", необходимо вспомнить cлoвo-oбpaз "кочан" и другие подобные cлoвa-oбpaзы. 

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: сейчас вы проверяли свою орфографическую зоркость – умение обнаруживать орфограмму в слове. Чтобы правильно написать слово с орфограммой, нужно хорошо знать правила русского языка. Наша орфографическая разминка связана с темой урока. Давайте сделаем предположение, какова же тема нашего урока?

О: «Орфограммы», «Орфограммы в словах», «Орфограммы в корнях слов»

У: давайте проверим наше предположение. Откройте учебники на стр.66 и прочитайте тему урока (на слайде записана тема урока)

У: ребята, а для чего вы должны знать орфограммы в корнях слов? 

О: чтобы писать грамотно.
У: чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать. Это выражение и будет девизом нашего урока. Вы согласны?

О: да.

У: хорошо!

У: начнём с того, что откроем учебники на стр.66, давайте прочитаем вопрос Евдокии Васильевны. Но чтобы вспомнить и ответить на вопросы Евдокии Васильевны, мы выполним с вами следующее задание.

На слайде написаны слова:

Место

Местный

Месть

Поместить

У: найдите лишнее слово.

О: месть.

У: хорошо, а почему оно лишнее?

О: эти слова имеют значение пребывать где- либо, в этих словах корень – «мест». А слово месть – это другое значение слова.

У: как называются оставшиеся слова?

О: родственные (однокоренные).

У: верно! Теперь мы можем ответить на вопросы Евдокии Васильевны.

У: какие слова называются родственными?

О: cлова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.

У: правильно! А могут ли родственные слова быть разных частей речи?

О: могут.

У: почему?

О: однокоренные слова объединены с помощью одного и того же корня.

У: верно, ребята! Ведь не просто так эти слова называют однокоренные, они все с одним корнем.

У: как вам могут пригодиться эти знания при изучении данной темы?

О: родственные слова нужны для того, чтобы подбирать способы проверки.

О: отлично! Молодцы!

IV. Открытие новых умений, знаний.

Работа по учебнику.

Упражнение 59

У: посмотрите на упр. 59, стр.67. Прочитайте первую часть задания.

О: запиши пять групп родственных слов. В каждом слове выдели корень, а сверху одной буквой укажи часть речи. (С — сущ., П — прил., Г — глаг.)

У: из всех этих слов, вам нужно составить группы родственных (однокоренных) слов.

Выполняем

Злость, злой, злить, злюка. (сущ.), (прил.), (гл.), (сущ.)

Лесочек, лесник, лесной, лес. (сущ.), (сущ.), (прил.), (сущ)

Перелетать, лететь, полёт, улетать. (гл.), (гл.), (сущ.), (гл.)

Крикун, крик, крикливый, кричать. (сущ.), (сущ.), (прил.), (гл.)

Бегать, бег, беговая, бегун. (гл.), (сущ.), (прил.), (сущ.)

У: завершаем. Поменялись тетрадками и проверяем. (слайд с проверкой)

У: поднимите руки те, у кого было всё правильно.

У: поднимите руки те, у кого 2-3 ошибки.

У: поднимите руки те, у кого более 3 ошибок.

У: хорошо. Приступим ко второй части нашего задания.

У: прочитайте задание.

О: разбери по составу слово на цветном фоне. Покажи, как от его усечённой основы было образовано первое слово в рамке. Затем покажи, как было образовано второе слово в рамке. Проверь себя по словарю.

У: кто желает разобрать слово у доски? Все остальные самостоятельно у себя в тетрадке.

О: бегать – окончание нулевое, основа слова – «бега», корень – «бег», суффиксы – «а», «ть»

У: молодец, присаживайся.

У: как от усечённой основы слова бегать, образовалось слово бег?

О: бег+ суффиксы «а», «ть».

У: а второе слово бегун?

О: бег+ суффикс «ун»

У: отлично!    

Упражнение 60

У: следующее упражнение на этой же странице упр. 60. Прочитайте задание.

О: прочитайте слова. Определите, в какой части слова находятся выделенные орфограммы.

Искать, ловкий. доблестный, тропинка, известность, ошибка, ночной, секрет, хлестнуть, узел, опушек, вишня.

У: Петя Захаров решил, что в двух последних словах выделены орфограммы в суффиксах.

Миша уверен, что выделены орфограммы в корнях.
А ты как считаешь?

У: кто как считает?

О: в словах этого упражнения выделены наиболее часто встречающиеся корневые орфограммы.

У: верно, ребята! Прочитайте 2 часть задания.

О: запиши все слова под разными цифрами столбиками — в зависимости от того, какая орфограмма выделена:

1. безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением;
2. непроизносимый согласный в корне слова;
3. парный по глухости/звонкости согласный в корне слова;
4. беглый гласный в корне слова.

Орфограммы подчеркни. Рядом напиши проверочные слова или формы слов, доказывающие наличие этой орфограммы.

У: есть ли желающие поработать около доски? ( 4 человека) Все остальные работают у себя в тетрадях.

1. искать (ищет), тропинка (тропка), ночной (ночь).

2. доблестный (доблесть), известность (известие), хлестнуть (хлестать).

3. ловкий (ловок), ошибка (ошибочка), секрет (секреты).

4. узел (узлы), опушек (опушка), вишен (вишня).

У: слово Искать. Где находится орфограмма?

О: в корне

У: в какую группу мы его отнесем?

О: (1)

У: лоВкий где находится орфограмма?

О: в корне.

У: в какую группу мы его отнесем?

О: (3)

У: доблесТный где находится орфограмма?

О: в корне

У: в какую группы мы его отнесем?

О: (2)

У: трОпинка где находится орфограмма?

О: в корне

У: в какую группы мы его отнесем?

О: (1)

У: извесТность где находится орфограмма?

О: в корне

У: в какую группы мы его отнесем?

О: (2)

У: ошиБка где находится орфограмма?

О: в корне.

У: в какую группы мы его отнесем?

О: (3)

У: нОчной где находится орфограмма?

О: в корне

У: в какую группы мы его отнесем?

О: (1)

У: секреТ где находится орфограмма?

О: в корне

У: в какую группы мы его отнесем?

О: (3)

У: хлесТнуть где находится орфограмма?

О: в корне

У: в какую группы мы его отнесем?

О: (2)

У: узЕл где находится орфограмма?

О: в корне

У: в какую группы мы его отнесем?

О: (4)

У: опушЕк где находится орфограмма?

О: в суффиксе

У: в какую группы мы его отнесем?

О: (4)

У: вишЕн где находится орфограмма?

О: в корне

У: в какую группы мы его отнесем?

О: (4)

V. Физминутка

У: встаньте из-за парт.

У: Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

О

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

VI. Открытие новых умений, знаний. (продолжение)

Упражнение 62

У: все большие молодцы!

У: прочитайте упражнение 62 на странице 69

О: спиши текст, вставляя нужные буквы. Найди слова с орфограммой «написание ЧА-ЩА под ударением» Покажи с помощью значков, в какой части находится эта орфограмма.

В лесной чащ/е (1 скл., П.п.) дымился снежок (в суффиксах существительных, после шипящих под ударением, пишется гласная буква "о", без ударения - гласная "е"). На голой (П.п.) верхушке (П.п.1 скл.) дуба шуршали ржавые (И.п.) листья (в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я, всегда пишется разделительный мягкий знак). Тростник (непроизносимый согласный в корне, проверочное слово трость) у замёрзшего ручья (разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И) кач/а/лся, скрипел, переливался снежным (Т.п.) бисером (Т.п. 2 скл.) — инеем. Засинели (приставка -за) ранние сумерки. (двойное н пишется на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н. Слово ранние образовалось от слова рано+ суффикс н + окончание ие) 

Под широкой, с лапами (Т.п.) (проверочное слово лапа ед.ч. 1 скл.) до земли, ёлкой (Т.п., 1 скл. ёлочкой) сидел старый (под ударением - ой, без ударения - ый) леший (И.п. 2 скл.), сосал ледяную сосульку, посматривал (приставка -по) сквозь мохнатый снежный шатёр (И.п., 2 скл.) ветвей и зевал.

Ворона над головой закопошилась (приставка – за), снег (парная согласная в корне слова, проверочное слово (нет чего?) снега (Р.п.) крылом задела, полетела вниз холодная вата (И. п.1 скл.), прямо лешему на нос. Нигде покоя не найдёшь! (окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, пишется ь знак)

Объясняют орфограммы.

У: молодцы! Прочитайте 2 часть упражнения

О: выпиши из текста три прилагательных, три существительных и три глагола с орфограммой «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением».

Рядом напиши проверочные слова. К доске пойдут 3 обучающихся.

У: проверяем

Лесной (лес), широкой (ширь), ледяную (лёд);

снежок (снег), на верхушке (верх), над головой (головы, головушка);

качался (качка), скрипел (скрип), засинели (синий).

У: поднимите руки те, кто сделал всё правильно.

У: поднимите руки, у кого была 1-2 ошибки.

У: поднимите руки, у кого было более 2-3 ошибок.

У: хорошо!

У: и последнее задание нашего упражнения.

О: выпиши родственные слова. Выдели в них корень. Подчеркни чередование согласных в корнях слов, видимое на письме.

Снежок, снежным, снег

У: поменялись тетрадями. Проверка на слайде.

Игра «Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?»

У: сейчас ваши знания пригодятся вам в игре, которую я вам приготовила. Игра называется «Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?». Работать будем по парам. Каждая пара получает карточку с отрывком из стихотворения. Вы должны отыскать ошибки, исправить их и рассказать, какую орфограмму вам надо было вспомнить.

1. «Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?» (безударная гласная, непроверяемая ударением в корне слова)

Баю-баю-баю-бай, 
Ты, сабачка, не лай.
Ты, карова, не мычи,
Ты, питух, не кричи. (Чайкин, Канаев)

2. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слова)

Код ловил мышей и крыз, (кот- котик, крыз - грызёт)
Кролик лист капустный грыс. (грыз – грызёт)

VI. Итог урока

Обобщение наших рассуждений по плану:

У: А теперь закрепим сегодняшнюю тему

У: какие бывают орфограммы в корне слова?

О: С буквой непроизносимого согласного в корне слова

    С буквой безударного гласного в корне слова, проверяемого ударением

    С буквой парного согласного в корне слова

    С буквой беглого гласного в корне слова

    С буквой безударного гласного в корне слова, непроверяемого ударением

У: молодцы!

VII. Рефлексия  

Дети отвечают на вопросы:

У: что понравилось в работе…

У: с какими трудностями встретились?

У: что особенно заинтересовало вас во время урока?

У: что нового узнали на уроке?
У: если вы считаете, что хорошо сегодня поработали, поднимите зелёный круг.

У: если вы считаете, что могли работать лучше, то поднимите красный круг.

VIII. Домашнее задание

Откройте дневники запишите дом задание

Страница 68, упражнение 61.



Предварительный просмотр:

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока музыки

в 4 «А» классе

11.03.2019

Консультация методиста_______________

Консультация учителя_________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Школа: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа» №2 г. Черняховск, Калининградская область.

Студентка/Практикантка: Бродзянская Татьяна Владимировна

Группа: 13 школьная

Организационно - деятельностный  компонент

Дата: 11.03..2019        

Время: 13:50-14:35

Место: МАОУ СОШ № 2 кабинет № 36

Участники (класс): 4«А» класс

Целевой компонент урока

 Тема урока: Балет «Петрушка» И.Ф. Стравинского

 Цель: создать благоприятные условия для знакомства учеников 4 класса с творчеством И.Ф. Стравинского и его постановкой «Петрушка»

  Задачи:

  Воспитательные:

  1. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 4 класса;
  2. Формирование интереса к изучению музыкального творчества И.Ф. Стравинского   
  3. Воспитывать любовь к Родине, народным традициям; 

        Образовательные:

  1. Познакомиться с литературным и музыкальным содержанием балета «Петрушка»
  2. Расширить и углубить представление учащихся о народных традициях;

     Развивающие:

     1.развивать творческие способности.

Ученическая цель: познакомиться с образами

Планируемые результаты

Формирование Универсальных учебных действий

Личностные УУД:         

  1. Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества

Метапредметные:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

2. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Познавательные УУД:

1. Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;

2. Излагать свою точку зрения;

3. Глубже понимать смысл произведения;

4. Анализировать и оценивать свою деятельность;

5. закрепление понимания знаково-символических элементов музыки как средства выявления общности между музыкой и другими видами искусств.

Коммуникативные УУД:

1. Воспринимать музыку как образное искусство;

2. Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

3. Строить понятные аргументированные высказывания; грамотно строить речевые высказывания;

4. Доброжелательно и эмоционально-нравственно отзываться на музыку;

5.Совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:

1. Слушать вопросы учителя и отвечать на них;

2. Осмысливать полученную информацию;

3. Оценивать результаты собственной деятельности.

4.Планирование собственных действий в процессе восприятия исполнения «сочинения»(импровизации) музыки.

- Предметные УУД:

1. Понимание основных закономерностей музыкального искусства (опера, балет, увертюра);

2. Формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне.

 

   Тип урока: приобретение новых знаний.

    Формы работы обучающихся на уроке: групповые, фронтальные, индивидуальные.

                                                         

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): УМК

«Школа России», учебник «Музыка»

Основные образовательные ресурсы (Оборудование и оформление:)

Учебник: Основные образовательные ресурсы (Оборудование и оформление): Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной;

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Восприятие музыки: просмотр балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  ПОДГОТОВКА К УРОКУ

  1. Знакомство с учебно-методическим комплексом «Школа России»;
  2. Анализ программы по музыке «Школа России»;
  3. Определение темы урока, постановка цели и задач;
  4. Определение структуры урока;
  5. Составление конспекта урока;
  6. Подготовка музыкальных произведений в mp3 формате, видеоматериалов;
  7. Оформление доски;
  8. Подготовка учебника: В.В.Алеев Музыка. 4 класс;
  9. Подготовка рабочей тетради: В.В.Алеев Музыка. 4 класс;
  10. Проверка мультимедиа аппаратуры

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организация начала урока (приветствие): 3 мин.
  1. Приветствие: 1 мин.
  2. Проверка готовности: 1 мин.
  3. Мотивация к учебной деятельности: 1 мин.
  1. Актуализация знаний: 5 мин.
  2. Открытие новой темы. Целеполагание. 5 мин.
  3. Открытие новых знаний: 20 мин.

Слушание: 2 мин.

Беседа по слушанию: 5 мин.

Физ. Минутка: 1- 2 мин.

Творческое задание:10 мин

  1. Рефлексия: 5 мин
  2. Итог урока: 2 мин.
  3. Домашнее задание:1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока

1.Приветствие

У: Здравствуйте, дети! Сегодня урок музыки у вас буду вести я, и зовут меня Татьяна Владимировна.

2. Проверка готовности

УРебята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Уберите все лишнее с парты.

3. Мотивация к учебной деятельности

У: Работа нам предстоит очень интересная. Сегодня мы отправимся в мир волшебного театра.

 Актуализация знаний

У: Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? 1 слайд.

О: Балерин.

У: Правильно, а что они делают?

О: Танцуют, показывают представление.

У: А как называется представление, где они танцуют?

О: Балет.

У: Правильно. Балет - это музыкальный спектакльв котором действующие лица танцуют под сопровождение симфонического оркестра. 2 слайд.

У: Хорошо.

У: А где мы можем увидеть балет?

О: В театрах.

У: Действительно, балет мы можем увидеть в театрах.

У: А какие театры вы знаете?

О: Музыкальный (Калининград), Большой (Москва), Драматический (Калининград), Мариинский (Санкт-Петербург).  3, 4, 5, 6 слайд.

У: Молодцы.

У: Посмотрите внимательно на слайд. Что интересного вы видите?

О: Объявления, надписи и т.д. Афиша. 7 слайд.

У: Хорошо. А кто знает, что же такое афиша.

О: …..

У: Афиша - объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте.

У: Как вы думаете, что изображено на афише?

О: Время спектакля, название, композитор, герои.

У: Верно ребята, с помощью афиши, мы можем узнать, когда нам приходить, во сколько, какие будут герои. Даже указывается место.

У: В театрах  нам показывают балеты, оперы, пьесы. А как можно назвать первое представление нового спектакля или балета?

О: Премьера. 8 слайд.

У: Очень хорошо.

У: А вы когда-нибудь были в театре?

О: Да, были.

У: А что интересного вам запомнилось в нём?

О: Перечисляют.

У: А давайте с вами поговорим, как устроен театр и с чего он начинается.

У: Первым делом, мы изучаем афишу.

У: Затем нам нужно взять билеты. Где мы покупаем билеты? 9 слайд.

О: В кассе

У: Верно. Билеты у нас в руках. Какая информация содержится на билете?

О: Ряд,  место, дата и время представления.

У: Молодцы. Теперь заходим в театр. У дверей стоит билетер. Нужно показать ему свои билеты и обязательно поздороваться.

У: Куда далее направляются зрители?

О: В гардероб. 10 слайд.

В гардеробе – большом зале с огромными зеркалами, зрители снимают верхнюю одежду, переобуваются. Зеркала здесь для того, чтобы было красиво и у зрителей возникало праздничное настроение.

У: Зачем в гардеробе дают номерок? Можно ли его терять?

О: Чтобы знать, где находиться твоя одежда. Терять нельзя.

У: Что нужно сказать гардеробщице, когда она подала номерок?

О: Спасибо.

У: Правильно. Ведь вежливость неотъемлемая часть этикета.

У: Вот мы и в театре. Входим в огромное помещение. Как называется это место?

О: Фойе. 11 слайд.

У: Что интересного можно увидеть в фойе? 

О: Много людей,  на стенах интересные фотографии артистов, буфет, продают мелкие игрушки.

У: Раздается звонок. В театре их бывает три. Первый предупреждает о скором начале спектакля и о том, что пора двигаться по направлению к своему месту. Второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах, а задержавшихся - поторопиться. Третий звонок дают с началом представления, и входить в зал после третьего звонка неприлично.

Когда открываются двери в зрительный зал, пройти надо спокойно до своего ряда и сесть на место, которое указано в билете. Желательно прийти немного пораньше, чтобы настроиться на спектакль.

У: Если не можешь найти свое место в зале, то нужно обратиться к капельдинеру. 12 слайд.

Капельдинер осуществляет запуск зрителей в зрительный зал, отвечает на вопросы посетителей, в зрительном зале помогает отыскать нужное место.

У: И так, мы на своих местах, куда падает наш взгляд первым делом?

О: На сцену.

У: Верно. Сцена ( С др.- греч. «палатка, шатёр») — часть помещения театра, место основного театрального действия. 13 слайд.

У: Что мы видим на сцене?

О: Занавес, декорации.

У: Верно. Кто знает, что такое занавес?

О: Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Декорации  - способ оформления спектаклей в театре.

У: Ребята, а кто знает, где находиться оркестр?

О: Под сценой. Верно, такое место называется оркестровой ямой. 14 слайд.

У: Правильно.

У: Так же в зале есть  ложи - часть зрительного зала для нескольких лиц, отделенная от остального зала. 15 слайд.

У: Есть   Партер - это места в зоне зрительного зала, которые находятся ближе всего к сцене. 16 слайд.

Амфитеатр - пространство сразу за партером. Обычно зона амфитеатра чуть выше партера.

Места в бельэтаже - еще выше.

На самом верху - балкон.

У: Вам интересно было узнать, как устроен театр?

У: Хорошо. А теперь перейдём к нашей теме.

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Вы догадались, что  мы будем сегодня изучать?

О: Балет

У: Верно. Молодцы! Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего урока балет И. Ф. Стравинского «Петрушка» 17 слайд.

IV.Открытие новых знаний

У: К теме русских праздников обращались в своем творчестве многие писатели, композиторы и художники. Сегодня мы поговорим об Игоре Фёдоровиче Стравинском.

У: Немного о самом композиторе. 17 июня 1882 года в Ораниенбауме родился Игорь  Фёдорович Стравинский, композитор, оставивший свой неповторимый след на музыкальном небосклоне. Он родился в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского. 18 слайд.

Вначале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

У: Ребята, для того, чтобы отправиться в музыкальный театр и посмотреть какой-либо спектакль, нам нужно подготовиться. А что значит «подготовиться к спектаклю»

О:…….

У: Нужно знать краткое содержание – либретто. А кто помнит, что означает слово «либретто» в переводе с итальянского языка?

О: Маленькая книжечка.

У: Правильно.  19 слайд.

У: Действие этого «балета-улицы», как назвал его Александр Бенуа, происходит в старом Петербурге 1830-х годов, во время народных гуляний на масленой неделе. Основные действующие лица — куклы, наделённые чувствами и страстями настоящих людей. Между куклами развертывается драма (впрочем, как и у людей) Это история несчастной любви Петрушки, традиционного персонажа народного театра, к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника - Петрушку. 

У: Итак, посмотрим начало спектакля.

Просмотр начала спектакля. (Отрывок)

У: Ребята, какое мероприятие проходит в начале спектакля?

О: Ярмарка.

У: Как вы представляете себе ярмарку? (иллюстрация на экране) 20 слайд.

О: Шумная, большая.

У: Хорошо.  А кто знает, что такое ярмарка?

О:

У:  Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить всё: бублики, валенки, бочки для засолки, мёд и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.

Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например: «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!» 21 слайд.

У: А какая музыка была по характеру в спектакле?

О:  Веселая, задорная, широкая…

О:  Чтобы передать эту картину И.Ф. Стравинский написал множество мелодий, которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши. Поэтому особенность музыки Стравинского в том, что она написана в народном стиле.

У:  Продолжим знакомство с содержанием балета: 2 картина рассказывает нам о характере героя – Петрушки. Петрушка - перчаточная кукла, персонаж русского народного кукольного театра, главный герой нашего балета.

Просмотр 2 части балета. (Отрывок) 

У: Ребята, вы сейчас посмотрели 2 отрывок. Каким нам представлен герой этого балета? 22 слайд.

О: Он взволнован, его терзают мысли о том, что он некрасив.

У: Правильно.

Физ. Минутка: Мы с вами немного засиделись. Сделаем физ. минутку вместе с крабом. 23 слайд.

У: Молодцы, присаживайтесь.

У: Посмотрим ещё один отрывок

Просмотр 3 части балета. (Отрывок)

У: Вы посмотрели 3 отрывок. В нём были ещё персонажи. Каким вам

показался Арап? 24 слайд.

О:  Он немного глупый.

У: Конечно.  Арап смешон, ленив и глуп. По сравнению с Петрушкой, он кажется Балерине красивым и сильным.

У: А что вы можете сказать о Балерине.

О: Красивая

У: Да, она красивая, но легкомысленная. Она не понимает любви Петрушки.

У: Продолжим просмотр.

Просмотр 4 части балета. (Отрывок)

У: Ребята, как вы думаете, почему Арап убивает Петрушку? 25 слайд.

О: Из-за ревности Петрушки.

У: Правильно. Наш герой очень ревнует Балерину к Арапу. Его обижало то, что любовь предпочла совсем другого.

У: Скажите, какая музыка по характеру?

О: Шумная, страшная, грозная, пугающая.

У: Правильно.

У: А вам жалко героя?

О: Да.

У: И мне тоже жалко. Ведь он не виноват, что всё так получилось.

У: Посмотрим последнюю часть балета.

Просмотр последней части. (Отрывок)

У: Скажите, как же звучала музыка в начале? 26 слайд.

О: Жалобно, тихо.

У: Правильно. В этот момент Петрушка погибал. Но потом вышел старый фокусник. Какое настроение было у музыки в момент его выхода?

О: Мрачное, пугающее.

У: Верно. Фокусник поднимает Петрушку, показывая притихшей толпе, что это всего лишь кукла, а всё происшедшее – часть театрального спектакля. Люди расходятся и на этом спектакль оканчивается.

У: Вам понравился наш балет?

О: Да.

У: Отлично.

Творческое задание 27 слайд.

Ребята, сейчас мы с вами будем делать афишу, но задача будет не простая. Вам представлены портреты композиторов, картинки персонажей и надписи. Выберите композитора, который соответствует нашей теме, выберите персонажей и наклейте на наш ватман.  

V. Рефлексия:

Вопросы:

1. Что такое балет?

2. Назовите композитора балета «Петрушка».

3. Перечислите героев балета «Петрушка».

4. В чем особенность музыки И.Ф. Стравинского?

5. Что такое либретто?

6. Что такое афиша?

7. Что такое премьера?

8. Что такое ярмарка?

  1. Итог урока:

У: Ребята, вы все сегодня молодцы и очень хорошо поработали! Вы грамотно отвечали на вопросы, и мне очень понравилось с вами беседовать.

Используемая литература:

1. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»

Приложение:

1.План-конспект урока музыки.

2. Презентация.

3. Циклопедия «История создания балета И. Стравинского «Петрушка. Потешные сцены в четырёх картинах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...

Интегрированный урок русского языка и музыки "Средства выразительности " 3 класс

Взаимопроникновение темы в русском языке и музыке. Наблюдение над особенностями выразительности речи....