Конспекты уроков по музыке в среднем звене
план-конспект урока по музыке

Суворкова Екатерина Алексеевна

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_a.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon 6_a.doc68 КБ
Файл 7_1.docx26.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 21.04.20

Школа№4

Класс: а

Студентка 40 группы

Суворкова Екатерина

Учитель музыки: _____

Тема урока музыки: «Волшебная красочность музыкальных сказок.»

Цель: Формирование умения отслеживать взаимосвязь между музыкальными жанрами и сказкой. Понятие роли музыки и проявление её волшебной силы в сказках.

Планируемые результаты:

Предметные:  

  1.  Учиться анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику;
  2. находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Личностные:

1) Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства

2) находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Тип занятия: «Открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель

Музыкальный реп-р: Н.А. Римский-Корсаков «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок»; П.И. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».; С.С. Прокофьев. «Полночь» из балет «Золушка»; Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету». «С чего начинается Родина». В.Баснер.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог урока

Этап урока

УУД

Действия учителя

Действия ученика

T

1

Организационный момент

Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества с учителем и учениками

Познавательные: усвоение знания материала прошлого урока

-Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. 

Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я сегодня проведу у вас урок музыки. 

5 мин

2

Актуализация знаний

 Л – Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

Прослушивание «В гостях у сказки»

 Вам знакома музыка, под которую вы входили в класс?

-Ребята, кто изображен на картинке?  Правильно. Кот учёный приглашает вас совершить путешествие в мир прекрасных… сказок.

-Посмотрите на великолепные работы, назовите сказки, которые изображены на этой выставке 

-А что происходит в сказках?

-Значит наша сказка какая?

- Если в сказках звучит музыка, то мы попадаем в мир каких сказок?

- Музыка изображает красочность сказочного мира. Какое новое слово услышали? 

-Так как же звучит тема нашего урока?

ответы детей:

-да, эта музыка из телепередачи «В гостях у сказки»

- Кот учёный

-Колобок, Щелкунчик, Конек-Горбунок, Три поросенка, Русалочка и т.д.

-чудеса, волшебство

-волшебная

-музыкальных

-красочность

-волшебная красочность музыкальных сказок

10 мин

3

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные: прививать интерес и любовь к музыке, литературе, потребность общения с искусством, совершенствование эмоциональной сфер учащихся.

Личностные: воспитание художественного, музыкального и эстетического вкусов, нравственных качеств личности.

Назовите русского композитора, который по праву считается в музыке великим сказочником? 

 Волшебный мир сказочного творчества по-разному находил свое выражение в музыке. Сказка могла лечь в основу сюжета оперы, балета, инструментального сочинения, благодаря чему она становилась более зримой, более живописной. Римский-Корсаков написал 7 сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

-Спасибо за прекрасную работу! Благодаря музыке можно узнать, что в сказке все звуки особенные, волшебные. Необычно шуршат  падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.

-Послушайте музыку и определите, какая картинка соответствует звучанию музыки и почему?

Слушание «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» 

-А фрагмент называется «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

-Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла. Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Это не просто пляска, а своеобразный танец цветов и бликов подводного мира - сверкающих, изменчивых. Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.

великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н.А. Римский-Корсаков

-картинка с рыбками подходит больше, потому что рыбки лёгкие, настроение весёлое, они резвятся, а гном не подходит, потому что он шагает, крадётся, и хромает

10 мин

4

Организация исполнительской деятельности

Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен

Теперь мы разучим с вами новую песню «С чего начинается Родина». В.Баснер.

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «К», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста; Пение дуэтом «Помоги другу»

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма; Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Скачок на октаву

Графический показ, Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

        

10 мне

5

Итог урока

Коммуникативные: сотрудничество с учителем

Познавательные: систематизация и обобщение знаний

На доске плакат подводного мира с тремя окошками для рыбок и где крепятся результаты

(Каким был урок: интересным, познавательным;

скучным и неинтересным;

веселым и жизнеутверждающим)

Домашнее задание:

Ответить на вопросы:

1. Русский композитор, автор оперы «Садко». Николай Андреевич… (ответы детей: Римский-Корсаков)

2. Фрагмент из оперы «Садко». Пляска златопёрых и …(ответы детей: сереброчешуйных рыбок)

3. Герой физминутки?... (ответы детей: Колобок)

4. Балет Чайковского-игрушка для колки орехов… (ответы детей: Щелкунчик)

5. Танец феи Драже и принца Коклюша…(ответы детей: Па-де-де)

6. Песня Е. Птичкина и М. Пляцковского… (ответы детей: Сказки гуляют по свету)

7. Героиня, потерявшая туфельку…(ответы детей: Золушка)

8. Русский композитор, автор балета «Золушка»… (ответы детей: Прокофьев)

5 мин



Предварительный просмотр:

Дата: 22.04.20

Школа№4

Класс: а

Студентка 40 группы

Суворкова Екатерина

Учитель музыки: _____

Тема урока музыки: «Громкость и тишина в музыке»

Цель: Расширить знания учащихся о нюансах музыкальной динамики, формировать общую культуру учащихся, способствовать развитию эстетического вкуса на примерах лучших произведений музыкального и изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

Предметные:  

  1. Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.
  2. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музык.произведениях

Личностные:

1) Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии

2) повышать учебную мотивацию музыкально-учебной деятельности

Тип занятия: «Открытие» нового знания

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель

Музыкальный реп-р: Е. Дога «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Слушание.; «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен»; «Симфонии №6» Л.Бетховен; «Куда уходит детство»

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Организация слушательской деятельности
  4. Организация исполнительской деятельности
  5. Итог урока

Этап урока

УУД

Действия учителя

Действия ученика

T

1

Организационный момент

Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества с учителем и учениками

Познавательные: усвоение знания материала прошлого урока

-Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. 

Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я сегодня проведу у вас урок музыки. 

5 мин

2

Актуализация знаний

 Л – Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

- Проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:

- Что мы можем сказать о музыке?

- Имеет ли музыка развитие или она неподвижна?

- Музыка плавно течёт или бурлит и бьёт ключом?

- Что происходит в этом произведении?

 Как называется изменение силы (громкости) музыкального звучания? (динамика)

- Назовите основные обозначения динамики

(форте (forte), пиано (piano), а также крещендо (crescendo) и диминуэндо (diminuendo); т.е. нарастание или спад (ослабление) динамики соответственно)

Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо в лесу: то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

Представим себе, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь всё громче, всё сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя её раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.

Такой характер музыки можно схематично изобразить музыкальными знаками «крещендо» и «диминуэндо», то есть постепенное усиление и ослабление динамики (силы звучания).

музыка появляется из тишины, набирает максимальную силу и мгновенно угасает,

звучание набирает силу и теряет её

10 мин

3

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные: прививать интерес и любовь к музыке, литературе, потребность общения с искусством, совершенствование эмоциональной сфер учащихся.

Личностные: воспитание художественного, музыкального и эстетического вкусов, нравственных качеств личности.

Ярким примером изменения динамики может служить Антракт к III действию из оперы Бизе «Кармен», который называется «Утро в горах».

Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.

«Утро в горах». Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен»(слушание)

Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.

На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии №6 Л.Бетховена! Послушайте, как проявляет себя в этом сочинении динамика.

Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает её наступление: хмурится небо, усиливается ветер (литавры), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных). Всё это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к наивысшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски.

Музыканты очень требовательно относятся к соблюдению мельчайших изменений громкости.

В музыке приняты два базовых обозначения громкости:

f (фо́ртеитал. forte) — громко,

p (пиа́ноитал. piano) — тихо.

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

 Mf (меццо-фортеитал. mezzo-forte) — умеренно громко,

Mp  (меццо-пианоитал. mezzo-piano) — умеренно тихо.

- Как, по-вашему, обозначается звучание «тихи-тихо»?

ff(форти́ссимоитал. fortissimo) — очень громко,

pp (пиани́ссимоитал. pianissimo) — очень тихо.

 

10 мин

4

Организация исполнительской деятельности

Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен

Теперь мы с вами разучим новую песню, в которой и попробуем петь и громко, и тихо «Куда уходит детство»

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «К», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста; Пение дуэтом «Помоги другу»

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма; Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Скачок на октаву

Графический показ, Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

10 мне

5

Итог урока

Коммуникативные: сотрудничество с учителем

Познавательные: систематизация и обобщение знаний

- Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?

- Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы из Симфонии №6 Л.Бетховена?

- Каким музыкальным термином, обозначающий динамику, можно охарактеризовать фрагмент «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен»?

Домашнее задание: подумайте и запишите в тетради какими динамическими оттенками можно передать различные звуки природы: шум дождя, грохот грома, шелест листвы, тишину ночи. Можете продолжить этот ряд.

5 мин



Предварительный просмотр:

Дата: 19.10.19                                                                                                Учитель музыки: _____

Школа №                                                                                                        Руководитель практики ЧПК № 1: ________

Класс: 7                                                                                                          

Студентка ЧПК № 1                                                                                      

Суворкова Екатерина, 40 группа

                                                                           

Тема урока музыки: Франц Шуберт. Баллада «Лесной Царь»

Образовательная цель: Углубление знания о творчестве Ф. Шуберта; знакомство с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа; выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.

Планируемые результаты:

Предметные: Ставить перед собой задачи; исполнять песню «Быть человеком».. С настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить детей с баллада «Лесной Царь».  Сделать анализ прослушанных произведений.

Личностные: Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Методы и приёмы: Метод размышления о музыке, наглядный метод, метод музыкальных обобщений, словесный метод, наглядно-слуховой метод, беседа, слушание

Оборудование: компьютер, фортепиано, доска.

Музыкальный репертуар: : Ф. Шуберта «Аве Мария», баллада «Лесной Царь», Непоседы «Быть человеком»

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.
  3. Открытие нового знания
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Организация исполнительской деятельности
  6. Рефлексия деятельности

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Сегодня на уроке нам предстоит узнать много нового и интересного.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л – Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

 

 Знаком ли вам образ композитора ,которого вы видите на портрете?

-Да,это австрийский композитор ФРАНЦ ШУБЕРТ.

Мы уже знакомились с творчеством Шуберта, а сегодня я хочу, чтобы ваши знания стали более углубленными вы также как я полюбили музыку этого композитора.

Как вы уже поняли из моего предисловия, мы наш урок посвятим творчеству этого гениального композитора и познакомимся с одним из лучших произведений балладой «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»

Л – Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

3. «Открытие нового знания»

– Каким человеком был Шуберт? Ответить на этот вопрос мы сможем      после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я    раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

Р – Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

5. Организация слушательской деятельности

 

-Ф. Шуберта зачаровала поэзия Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.

Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было 18 лет.

Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта:

Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «ЛЕСНОГО ЦАРЯ» .Он прошёлся с книжкой взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом.»

- Чем взволновала Шуберта поэзия ГЁТЕ?

-Что увидел и услышал композитор в балладе «Лесной царь?» Что почувствовал?

-Читаем по ролям стихи Гёте. Четверо обучающихся читают выразительно

- Композитор Шуберт увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.

Если бы вы были композиторами ,какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? Мелодия какого героя будет самой красивой? Почему?

Давайте послушаем балладу «Лесной царь» и сравним «ВАШУ МУЗЫКУ» С КОМПОЗИТОРСКОЙ.

Охарактеризуйте темы. Интонации героев.У кого они меняются, а у кого остаются неизменными? (рассказчик-взволнованный; отец-встревоженный; сын- безумно испуганный, задыхающийся. Лесной царь-сладостно-завлекательный. Какое развитие в этом произведении? Усиливается ли напряжение? Развитие динамическое. Напряжение усиливается к концу произведения;

-Музыка выразительная или изобразительная? (И выразительная и изобразительная).--Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Р – Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л -проявление эмоциональной отзывчивости;

Л -личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

 

Мы с вами послушали балладу «Лесной царь», теперь мы с вами прослушаем  и разучим новую песню.

«Быть человеком»..

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «К», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста; Пение дуэтом «Помоги другу»

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма; Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Скачок на октаву

Графический показ, Пение по рядам; Пение закрытым ртом «М»

Л – Корректировать собственное исполнение;

К -Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».

Конспект урока по  музыкена тему: «Музыка Венгрии»....

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

Конспекты уроков музыки в среднем звене

По программе Е. Д. Критской....

Конспекты уроков по музыке в среднем звене

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 класса по темам второго полугодия...

конспект урока по теме: Ломаные линии. Звено ломаной линии. Вершины

Конспект урока по математике в 1 классе, "Школа России"...

конспект урока математики Тема: «Ломаная линия. Звено, вершины ломаной», 1 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с понятием «ломаная линия»; формирование умения строить ломаные линии.Планируемые результатыПредметные:Знать: кривые, прямые и ломаные ...