Внеклассные занятия
план-конспект по музыке

Сокушева Екатерина Евгеньевна

Внеклассные занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_1.docx17.61 КБ
Файл beseda_2.docx14.53 КБ
Файл beseda_3.docx22.54 КБ
Файл beseda_4.docx24.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1

Кафедра музыкального образования

Беседа №1

 «Классическая музыка»

Челябинск 2020

Тема беседы: «Классическая музыка»

Образовательная цель: Обогатить представления учащихся о предпосылках классического музицирования

Этап беседы

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Иллюстрационный материал

  1. Организационный момент (2 минуты)

Здравствуйте ребята! Сегодняшний наш урок будет проходить в форме беседы.  Беседа будет посвящена истории создания классической музыки.

Дети заходят в класс, садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

  1. Актуализация знаний (7 минут)  

Понятие «классической музыки» очень размытое с точки зрения терминологии понятие. В общепринятом понимании, классической называют музыку, выдержавшую проверку временем и оставшуюся популярной на протяжении многих лет после момента своего создания. Классическую музыку относят к музыкальной традиции классицизма, а именно 18 и 19 века. Другая периодика, на которой мы и остановимся, ограничивает период классической музыки Средневековьем, когда она зародилась, и нынешним временем, когда она все еще существует. Как вы понимаете, что же такое Классическая музыка? Где она исполнялась?

Классическая музыка - образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры, которые сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в далёком прошлом, так и современные сочинения. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической». Классическая музыка сыграла очень большую роль в истории развития музыкального искусства. Сотни великих произведений, которые известны каждому человеку, были написаны именно в этом жанре. Вивальди, Бетховен, Моцарт, Шопен и другие (- все они известны любому, даже не особо разбирающемуся в музыке, человеку. Они писали симфонии, сонаты - их и можно отнести к понятию "классическая музыка". То и есть, классическая музыка - это эталон написания музыки, мы её слышали, мы её знаем.

Фон - звучит концерт А. Вивальди «Времена года»

Дети отвечают на вопросы.

Классическая музыка – музыка старых времён. Классическая музыка – образцовая музыка, пример всех музыкальных жанров. На балах, на каких-то торжествах.

ТРЕК1. Концерт

Портреты композиторов

  1. «Открытие нового знания» (10 минут)

А сейчас, я вам расскажу историю появления классической музыки. Не зря придумал такую фразу один гений, «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках». Ведь действительно, классика сыграла очень большую роль  истории развития музыкального искусства. Сотни великих произведений, которые известны каждому человеку, были написаны именно в этом жанре. Бетховен, Бах, Моцарт (зарубежные композиторы), Глинка, Березовский, Бородин (отечественные композиторы) - все они известны любому, даже не особо разбирающемуся в музыке, человеку. Они писали симфонии, сонаты - их и можно отнести к понятию «классическая музыка». То есть, классическая музыка - это эталон написания музыки, мы её слышали, мы её знаем. А что для вас является примером из Классической музыки? Как же всё-таки появилась классическая музыка? Ещё с давних времён человек подбирал звуки по своему настроению. Сначала, это были примитивные удары палкой по какому-нибудь хрупкому предмету (глиняные горшки, кастрюли и т.д.) Тогда и начала зарождаться музыка. Стали появляться минорные и мажорные звучания, появлялись мелодии (гармонические, мелодические и тонические), стали появляться (уже известные всем нам в современном мире) инструменты. Это были деревянные приплюснутые платформы с натянутыми струнами. Так появился первый «прототип» смычкового инструмента.

Выделяют большое количество периодов развития классической музыки. Вы знаете эти периоды?  Сегодня мы затронем Эпоху Барокко (1600-1750 гг.), в этот период характерны более сложные музыкальные формы, появление новых жанров, разнообразие жанров, полифония. Одним из представителей этого периода является итальянский композитор Антонио Вивальди. Пожалуй, одним из самых популярных музыкальных произведений в мире является цикл из 4-х концертов Антонио Вивальди - «Времена года», которые композитор написал в 1723 году для солирующей скрипки и оркестра. 1725 год был ознаменован выходом в свет одного из самых значимых сборников композитора – восьмого опуса, который он озаглавил как «Опыт гармонии и изобретения». В него Вивальди включил 12 виртуозных скрипичных концертов, первые четыре из которых носят название «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сегодняшняя исполнительская практика объединила эти сочинения в цикл «Времена года», однако в оригинальном варианте этого заголовка нет. Считается, что идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла у А. Вивальди во время его путешествия по Италии. Свою первую большую поездку он совершил в 1713 году, когда был назначен главным композитором Сиротского приюта для девочек. Маэстро взял отпуск на месяц и отправляется в Виченце, чтобы поставить там свою оперу «Оттон на вилле». Это событие стало отправной вехой для его творческой биографии – с этого времени он погрузился в работу над оперными творениями и с удовольствием принимал множество заказов на спектакли, не забывая при этом посещать самые разные города родной страны. Путешествовал он на популярных в то время почтовых дилижансах. Вот именно тогда, по утверждениям биографов, наблюдая из окошка за миром живой природы и вслушиваясь в цокот копыт и стук колес, он и задумал создать свои гениальные скрипичные концерты. Вот только над датой создания «Времен года» до сих пор ведутся споры. 1725 год – именно он и значится во многих авторитетных справочных изданиях. Интересно, но содержание всех частей исследователи не ограничивают только лишь природным сюжетом. С этими четырьмя концертами ассоциируют и четыре фазы человеческой жизни – детство, юность, зрелость и старость. «Времена года» А. Вивальди считаются эталоном программной музыки. Каждому концерту предшествует сонет – своего рода литературная программа, которая настраивает слушателя на нужный лад. Кто является сочинителем этих поэтический строк, до сих пор доподлинно неизвестно. Предполагается, что это был сам Вивальди. Во всех четырех барочных концертах композитор достигает высот изобразительности.  

Послушайте отрывок, картинку какого времени года вы представите ?

Итак, в «Весне» перед слушателями разворачивается грандиозная картина ликования, которая вызвана приходом тепла и пробуждением природы. В музыке легко угадывается пение птиц, журчание ручья, раскаты грома, шелест листвы и даже лай собаки.  

Дети отвечают на вопросы.

Запись на доске с годами:

Ренессанс, Барокко, Классицизм, Романтизм.

ТРЕК 2. «ВЕСНА» фрагмент

  1. Организация слушательской деятельности (20 минут)

Сейчас прозвучит еще один отрывок произведения. Мелодия знакома вам? (Слушание: Весна)

Как изменилась музыка? Есть ли какие-то изменении во вступлении? Добавились ли какие – то музыкальные инструменты? Поменялся ли ритмический рисунок? Менялся ли тембр? Менялась ли динамика? Какой из двух отрывков более понятен вам, современен.

Сейчас прозвучит ещё два отрывка  из этого же цикла, в классическом и современном исполнении. Какое время года нам представил композитор?

 Найдите сходство и различие отрывков.

Что напоминает? Самым ярким моментом этого концерта, несомненно, является последняя часть, «Гроза». Вот «Грозу», именно такой - бурной стихией, о которой говорит Вивальди в сонете, которая звучит в его музыке  Чем отличается от предыдущего? Может быть ещё какие – то были изменения. Какой из форматов вам ближе? Почему? Может быть вы где –то слышали эту музыку? Если да, то где? А слышали вы когда-нибудь его в фильмах?

ДЗ. Запишите домашнее задание, узнайте, в каких фильмах используется музыка из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в современном и классическом исполнении.

Дети предполагают.

«Весну» можно услышать в фильмах: «Начинающие» (2010), «Календарь» (1993), «Флаббер» (1997), «Бильярдная братия» (2016), «Близко к сердцу» (1996), «Рапсодия Майами» (1995), «Шпионские игры» (2001), «Вид на убийство" (1985), «Голограмма для короля» (2016) , в музыкальном мультфильме Гарта Дженнингса «Зверопой» (2016).

ТРЕК 3. «ВЕСНА» фрагмент современное исполнение

ТРЕК 4 и 5. ЛЕТО

  1. Рефлексия деятельности (5 минут)

Итак, подведём итоги нашей сегодняшней беседы и узнаем кто из вас был внимательным.

  1. Что такое классическая музыка?
  2. Что вы понимаете под понятием «Классическая музыка в современной обработке»?
  3. Какое музыкальное произведение мы слушали?
  4. Какое из направлений : классика или его обработка вам понятнее?

На следующем уроке, мы с вами продолжим беседовать о классической музыке, а именно, о  классической современной популярной музыке. До свидания!

Дети отвечают на вопросы.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1

Кафедра музыкального образования

Беседа №2

«Людвиг Ван Бетховен – Лунная соната»

 Челябинск 2020

Тема беседы: Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната»

Образовательная цель: Познакомить детей с современной классической музыкой.

Этап беседы

Действия учителя

Деятельность учащихся

Музыкальный материал

  1. Организационный момент (2 минуты)

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами беседовали о классической музыке и современном прочтении классики. Отрывки какого автора и  произведение в разном исполнении мы слушали?

Дети заходят в класс, садятся на места и приветствуют.

Музыкальный материал.

  1. Актуализация знаний (5 минут)

На данный момент - классическая музыка не перестаёт удивлять нас. Даже сегодня, когда верх берут совершенно другие жанры музыки, классическое написание музыки остаётся великим и известным жанром. Сегодня мы продолжим знакомиться с классической музыкой в современной обработке, но уже другого композитора.

Звучит вступление к произведению, кто узнал это известное произведение?

Дети отвечают на вопросы.

ТРЕК 1. Вступление «Лунная»

  1. Открытие нового знания (8 минут)

Сегодня вряд ли найдется человек, никогда не слышавший «Лунной сонаты» Л. Бетховена, ведь это одно из самых известных и любимых произведений в истории музыкальной культуры. Такое красивое и поэтичное название произведению дал музыкальный критик Людвиг Рельштаб уже после смерти Бетховена. А если быть точнее, то не всему произведению, а только его первой части. А частей в сонате три. Была написана в 1801 году. В «Лунной» сонате все особенности композиции и драматургии зависят от поэтического замысла. В центре произведения душевная драма, под действием которой настроение меняется от скорбной самопогруженности, скованной печалью размышления к бурной активности. Удивительно, но название «Лунная» прочно закрепилось за сонатой благодаря берлинскому поэту, сравнившем первую часть произведения с прекрасным пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь. Любопытно, но многие композиторы, музыкальные критики выступали против такого названия.

Сам композитор дал своему сочинению название «соната в духе фантазии». Связано это с тем, что привычная для этого произведения форма была нарушена и части изменили свою последовательность.

Дети отвечают на вопросы.

ТРЕК 1. продолжение «Лунная»

Репродукция  «Озеро в лунную ночь»

  1. Организация слушательской деятельности (10 минут)

За все время своего существования, соната всегда вызывала неизменный восторг не только у слушателей, но и у исполнителей. Не удивительно, что за все время ее существования появилось очень много интерпретаций и необычных исполнений. 

Большую популярность получила аранжировка Гленна Миллера для джазового оркестра. (слушание)

Что вы представляли, слушая музыкальное произведение? А были ли какие-то изменения между старым и новым исполнением? Изменялись ли здесь средства музыкальной выразительности? Есть ли здесь ещё какие- то изменения?

А теперь на минуту представьте, если бы Бетховен жил в наши дни, и для воссоздания этих эмоций выбрал другой музыкальный инструмент. Какой, спросите вы? Тот самый, который сегодня является лидером по воплощению эмоционально тяжелой, переполненной эмоциями и кипящей страстями музыки – электрогитару. Ведь никакой другой инструмент настолько ярко и точно не изобразит стремительный ураган, сметающий все чувства и воспоминания на своем пути. Что из этого получилось бы – смотрите сами.

Так, известный гитарист Марсель Робинсон создал переложение для гитары. (видео)

Без сомнений, «Лунная соната» Бетховена относится к числу наиболее популярнейших произведений композитора. Более того, она является одним из ярчайших сочинений всей мировой музыки. Все три части этого произведение – это неразрывное чувство, которое нарастает до самой настоящей грозной бури. Герои этой драмы, а также их чувства живы по сей день, благодаря этой замечательной музыке и бессмертному произведению искусства, созданного одним из величайших композиторов. 

Уже сейчас можно сделать вывод - классическая музыка вечна, как и само человечество. Мы не представляем свою жизнь без музыки -она везде, она вторая часть нашей жизни!

Классическая музыка – музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе.

Классическая музыка никогда не выйдет из моды, и всегда будет нравиться людям, т. к. она затрагивает душу человека и дает повод к размышлению над многими жизненными вопросами. А чтобы нам больше углубиться в мир классики, мы слушаем ее в современном переложении.

ТРЕК 2  фрагмент совр  джаз

ТРЕК 3. Видеофрагмент  с совр гитарой

Более того, 14-я соната вошла в русскую художественную литературу благодаря Льву Толстому («Семейное счастье»). Ее изучением занимались такие известные критики, как Стасов и Серов. Ромен Роллан также посвятил ей множество вдохновенных высказываний, при изучении творчества Бетховена. А как вам отображение сонаты в скульптуре? Это тоже оказалось возможным, благодаря работе Пауля Блоха, который представил в 1995 году свою мраморную скульптуру с одноименным названием. В живописи произведение также получило свое отражение, благодаря творчеству Ральфа Харриса Хаустона и его картине «Лунная соната». 

  1. Рефлексия деятельности (5 минут)

1.Какое произведение мы сегодня рассматривали в разных вариантах.

2. Кто является автором?

3. В каком исполнении вам больше понравилось музыкальное произведение?

ДЗ. Выявите общее между «Лунной сонатой»  и

- Львом Толстом и его рассказом«Семейное счастье»

- работой Пауля Блоха.

- творчеством Ральфа Харриса Хаустона.

На следующем уроке, мы с вами продолжим беседовать о классической музыке. До свидания!

Дети отвечают на вопросы.

 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1

Кафедра музыкального образования

Беседа №3

«Моцарт Вольфганг Амадей – Маленькая ночная серенада»

 Челябинск 2020

Тема беседы: Моцарт Вольфганг Амадей «Маленькая ночная серенада»

Образовательная цель: Познакомить детей с современной классической музыкой.

Этап беседы

Действия учителя

Деятельность учащихся

Музыкальный материал

  1. Организационный момент (2 минуты)

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с музыкой известного немецкого композитора. С каким известным немецким композитором мы познакомились? Какое музыкальное произведение мы рассматривали в разных вариантах? Были ли какие-то изменения между старым и новым изменениями? Менялись средства музыкальной выразительности? Были ли ещё какие-то изменения? А кто создал современное переложение для гитары? В каком исполнении вам больше понравилось музыкальное произведение?

Дети заходят в класс, садятся на места и приветствуют.

Музыкальный материал.

  1. Актуализация знаний (5 минут)

Музыка, которая по известности превзошла многие серьезные и глубокие классические композиции, представляет собой миниатюрный камерный шедевр. Кажется, что она способна неуловимо прозвучать и раствориться в эфире. Мимолетная и легкая как вдох, она наполнена жизнерадостным смыслом, восторгом и упоением. Сегодня мы продолжим знакомиться с классической музыкой в современной обработке, но уже другого композитора. Звучит вступление к произведению, кто узнал это известное произведение? 

Дети отвечают на вопросы.

ТРЕК 1. Вступление «Маленькая ночная серенада»

  1. Открытие нового знания (8 минут)

Жанр серенады имеет несколько трактовок и богатую историю. «Sera» (в начале слова) с итальянского переводится «вечер», «serena» - вечерняя песня трубадуров, певцов любви. Это романс, который исполняет влюбленный под балконом возлюбленной, аккомпанируя себе на гитаре или лютне. Романтичную таинственность пению придает ночная темнота, скрывающая воздыхателя, и луна – извечный спутник сердечных дел.

Позднее, в эпоху барокко, жанр трансформировался в более массовый. Серенады писали для торжественных празднеств на открытом воздухе и исполняли также в ночное время. В Вене в садах и парках аристократических домов устраивались балы, ассамблеи, вечера, на которых звучала подобная музыка. Для композиторов это служило источником дохода. Авторству Моцарта принадлежит множество серенад, самая известная из них - №13, соль-мажор. «Eine kleine Nachtmusik» (так в оригинале называется произведение) Моцарта близка по своему характеру и строению дивертисменту или сюите. Она полна ликующей радости . Словно после жаркого, душного дня наступил прохладный, освежающий вечер – «serno» также переводится как «теплая погода».Оживленный быстрый темп передает эмоциональный порыв. Мелодия главной темы построена на размашистых взлетах и напоминает живой разговорный диалог, а ритм аккомпанемента подражает счастливо-возбужденной пульсации сердца человека, внезапно получившего прекрасную весть.Невозможно оставаться спокойным во время звучания столь искренней, полной искрящегося смеха музыки. В те времена ночные народные гуляния были не редки, и специально для подобных случаев композиторы писали музыку для усиленных оркестров, чтобы она эхом разносилась повсюду. У Моцарта же его серенада соль-мажор звучит камерно, в исполнении струнного оркестра или квинтета (2 скрипки, альт, виолончель и контрабас).

Несмотря на небольшой объем (продолжительность не более 16 минут), она имеет безупречную форму и законченность. Именно эта симметрия и лаконичность придают ей такую легкость и изящество, что слушатель воспринимает ее на одном дыхании. Здесь нет конфликтов или противоречий, это один уверенно развивающийся мотив, словно ручей, несколько раз возвращающийся к истокам. Так повторяется тема-рефрен в Рондо. Обладатель феноменальной памяти, Вольфганг вел подробный учет своим произведениям, записывая в каталог каждое под определенным номером. В «Маленькой ночной серенаде» из 5 частей по неизвестным причинам сохранилось только 4:Allegro;Romance;Menuet;Rondo.Из сохранившихся записок Моцарта следует, что был еще один менуэт между 1-ой и 2-ой частями. Но по какой причине он исчез, мы уже никогда не узнаем. Музыковед Альфред Эйнштейн предположил, однако, что Соната для фортепиано си-бемоль мажор (К.498а) и есть недостающий менуэт. Издана впервые она была лишь в 1827 году, через 36 лет после смерти автора и через 40 лет после сочинения. Это удивительный факт для музыки Моцарта, которая преимущественно издавалась еще при его жизни.

Дети отвечают на вопросы.

ТРЕК 1. продолжение 

«Маленькая ночная серенада»

  1. Организация слушательской деятельности (10 минут)

 Ее популярность мало с чем можно сравнить. Иногда это даже окрашено в негативный тон, когда изысканную и утонченную музыку используют утилитарно. Так мелодия Серенады №13 Соль-мажор звучит в качестве рингтона для мобильного телефона или «фоном» на общественных мероприятиях для того, чтобы подчеркнуть торжественный момент какого-либо события, или в рекламе. Но и в традиционных концертах – сценических или стилизованных под старину – эту музыку играют часто. Ничто не способно отменить или умалить ее музыкальную ценность. Существует много переложений для фортепиано и даже хоровые зарисовки. Очаровательную обработку для малышей знают даже те, кто далек от мира искусства. Серенаду, по-прежнему, любят профессиональные музыканты, исполняющие ее струнным ансамблем или оркестром. А для любителей-меломанов эта мелодия подобна драгоценности, которой никогда не устанешь любоваться.

ТРЕК 2.

«Маленькая ночная серенада для детей»

ТРЕК 3 «Маленькая ночная серенада для детей»

 Майк Террана - современная обработка на барабанах

ТРЕК 4 «Маленькая ночная серенада - Дэн Мамм - современная обработка на гитаре (металл) 

 

  1. Рефлексия деятельности (5 минут)

1.Какое произведение мы сегодня рассматривали в разных вариантах.

2. Кто является автором?

3. Как переводится слово «Sera»?

4. Как переводится слово «serena»?

5. В каком исполнении вам больше понравилось музыкальное произведение?

ДЗ: Узнать, в каких фильмах была использована «Маленькая ночная серенада»?

На следующем уроке, мы с вами продолжим беседовать о классической музыке. До свидания!

Дети отвечают на вопросы.

 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1

Кафедра музыкального образования

Беседа №4

« Фридерик Шопен –« Ноктюрны »

 Челябинск 2020

Тема беседы: Фридерик Шопен «Ноктюрны»

Образовательная цель: Познакомить детей с современной классической музыкой.

Этап беседы

Действия учителя

Деятельность учащихся

Музыкальный материал

  1. Организационный момент (2 минуты)

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с музыкой известного немецкого композитора. С каким известным немецким композитором мы познакомились? Как переводится слово «Sera»? А как переводится слово«serena»? Какое музыкальное произведение мы рассматривали в разных вариантах? Были ли какие-то изменения между старым и новым изменениями? Менялись средства музыкальной выразительности? Были ли ещё какие-то изменения? В каком исполнении вам больше понравилось музыкальное произведение?

Дети заходят в класс, садятся на места и приветствуют.

Музыкальный материал.

  1. Актуализация знаний (5 минут)

Фредерика Шопена называют поэтом и душой фортепиано. И не удивительно, ведь все свое творчество, за исключением нескольких произведений для других инструментов, голоса и оркестра, он посвятил именно ему. Весомое место в наследии Шопена занимают ноктюрны – мечтательные, лиричные, бурные, страстные, скорбные и строгие - все они очень любимы в музыкальном мире. Мы привыкли слышать эти пьесы в фортепианном звучании, но в последнее время большую популярность набирает их исполнение в переложении для других инструментов.

Дети отвечают на вопросы.

  1. Открытие нового знания (8 минут)

 В XIX столетии ноктюрны считались самыми популярными произведениями Фредерика Шопена. Почему современники отдавали предпочтение именно им, догадаться совсем не сложно. В них сконцентрировалось то главное, что было свойственно романтической эстетике - глубоко личное, субъективно-лирическое, интимное переживание, которое целиком и полностью захватило сознание художника новой эпохи. В них проявился и новейший камерный пианизм и салонное изящество, ставшие своеобразным противовесом виртуозной фортепианной музыке того времени. Всего в творческом наследии польского гения насчитывается 21 ноктюрн. Любопытно, но их нумерация совершенно не соответствует порядку их появления на свет, поскольку ведется она по датам издания. Так, пьесы с №1 - №18 были созданы в 1830-1846 годах, а вот оставшиеся три являются юношескими. Они были опубликованы только после смерти композитора и поэтому называются посмертными.

Дети отвечают на вопросы.

  1. Организация слушательской деятельности (10 минут)

Жанр ноктюрна был очень близок Шопену. Работать над ним он начал еще в юном возрасте до отъезда из Варшавы. Первые его ноктюрны (посмертные, e-moll, c-moll) появились в 1827 году, на тот момент он второй год обучался в Варшавской консерватории под руководством Ю. Эльснера. Эти первые композиторские опыты еще сложно назвать полностью самостоятельными, самобытными творениями, поскольку они очень близки по стилю композициям родоначальника этого жанра Дж. Филда. На сегодняшний день существует множество обработок произведений Шопена для самых разных составов. Одним из первых, кто начал экспериментировать с его пьесами, был Н. Римский-Корсаков. В 1950 году в его архиве были обнаружены рукописи -  переложения шопеновских творений для оркестров разного состава – духового, малого симфонического, струнного. В их числе были и ноктюрны. Свои обработки сочинений Шопена делал и И. Стравинский. Правда, это было не его инициативой – сделать транскрипции его попросил С. Дягилев, чтобы дополнить ими постановку балета «Сифильды». Одним из сочинений, подвергшихся переработке, стал ноктюрн As-dur op. 32 №2. Печатное издание этой инструментовки, а также оригинальный автограф, в настоящее время хранятся в Архиве Игоря Стравинского в Фонде Пауля Захера.

Современные исполнители продолжают работу в этом направлении и предлагают слушателям свое видение шопеновских опусов. Очень интересна в этом плане работа французского пианиста Жака Лусье. Он прославился на весь мир тем, что стал исполнять классические произведения в джазовой обработке. Правда, делал всегда это он преимущественно в составе трио, а вот в случае с Шопеном сделал исключение – он записал диск с 21 ноктюрнами для фортепиано соло. (Слушание - Жак Лусье - Ноктюрн №1.)

Своими переложениями ноктюрнов Шопена известен и малазийский гитарист Филипп Хии. Конечно, он не был первооткрывателем в этой области – ранее транскрипции этих пьес делали известные испанские классические гитаристы Франсиско Тарреги и Мигель Льобет. (Слушание - Филипп Хии - Ноктюрн №2)

К созданию своих ноктюрнов Шопен подошел как истинный романтический творец – он сохранил контуры оригинального жанра, и при этом наделил его огромной силой чувства и глубоким содержанием. В 21 сочинении он смог затронуть целую палитру образов и тем, как сугубо личных, так и общих, затрагивающих интересы целого поколения и не только. Как человек, горячо любящий свою родину, Шопен отразил в своих композициях и свои переживания за ее судьбу. Показателен в этом плане ноктюрн c-moll op.48, который некоторые исследователи даже сравнивают с документальным фильмом, рассказывающим о национальной драме – подавлении польского восстания русскими войсками. В первой части этого сочинения перед слушателями предстает образ самого Фридерика, рыдающего над трагическими событиями, унесшими в лету жизни многих его близких друзей. А вот в нижнем регистре этой части мастерски воссозданы боевые действия – вой летящих снарядов и их взрыв. Средний раздел этого сочинения представляет собой не что иное, как польский гимн, призывающий соотечественников не склонять головы и дальше бороться за свободу. А. Гаврилов считает, что этот ноктюрн более достоин называться «Революционным», нежели знаменитейший этюд c-moll, который так озаглавили современники. Сегодня ни у кого нет сомнений, что ноктюрны Ф. Шопена принадлежат к числу самых сердечных и теплых страниц его музыкального наследия. Эти, на первый взгляд, скромные лирические композиции с изящной формой и красивой фортепианной фактурой прочно вошли в репертуар всех исполнителей мирового уровня и стали частью золотой коллекции бессмертных шедевров музыкального искусства всех времен и народов.

Ноктюрн № 20 до-диез минор был написан Шопеном в 1930 году. Иначе этот ноктюрн называется посмертным, поскольку он был издан уже после смерти композитора. Предлагаем вам послушать это произведение в исполнении гениального польского пианиста Владислава Шпильмана, одного из лучших интерпретаторов шопеновской музыки. Под его пальцами изящная и утонченная мелодия ноктюрна звучит как льющаяся песня, как живой человеческий голос.  (Слушание  - Ноктюрн №20)

А в качестве «нестандартного» варианта ноктюрна – его переложение для скрипки и оркестра. Солирует немецко-американский скрипач-виртуоз Дэвид Гаррэтт. Вслушайтесь, неторопливая и нежная мелодия «ночной песни» в исполнении скрипки звучит совсем иначе - еще более глубоко, волнующе, проникно…. а впрочем, делайте выводы сами!


ТРЕК 1 – Ноктюрн 1

ТРЕК 2 Жак Лусье - Ноктюрн №1.

ТРЕК 3 – Ноктюрн №2

ТРЕК 4 - Филипп Хии - Ноктюрн №2.

ТРЕК 5- Ноктюрн №20

ТРЕК 6 – Ноктюрн №20 – Обработка Дэвид Гаррэтт

 

  1. Рефлексия деятельности (5 минут)

1.Какие произведения мы сегодня рассматривали в разных вариантах?

2. Кто является автором?

3. Кто являются авторами обработок произведений?

4. А что ещё вы сегодня запомнили?

5. В каком исполнении вам больше понравилось музыкальное произведение?

ДЗ: Узнать, в каком фильме был использован Ноктюрн №20? В каком году был снят фильм? Как называется фильм?

Вот и подходит конец урока, до свидания!

Дети отвечают на вопросы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...