Конспект урока в 3 классе "Ледовое побоище"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Скорых Галина Анатольевна

 Сценарий урока по музыке в 3 классе. К уроку прилагается презентация. Урок разработан с опорой на УМК М.С.Красильниковой, О.Н. Яшмолкиной, О.И. Нехаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx7.22 КБ
Office presentation icon ledovoe_poboishche.ppt648.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План — конспект урока музыки в 3 классе.

Тема:  «Ледовое побоище».

Цель: Рассмотреть, как преобразованы в музыкальных темах основные образы кантаты.

Задачи: -Осознать музыкально-сценический портрет защитников Отечества;

               -Развитие умения прослеживать и анализировать развитие образов в музыке;

               -Воспитание интереса и уважения к отечественной истории.

Ход урока: - (Вход детей под музыку). Приветствие, музыкальное приветствие.

-Я предлагаю вам послушать музыкальный фрагмент. (Слуш. «Вставайте, люди русские!») -Что это за произведение? -О чем мы будем говорить на уроке? (о кантате). -Только ли об этом номере? (нет, продолжим дальнейшее знакомство). А с каким дальнейшим номером кантаты мы познакомимся?  Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (предположения). (Слайд 1: «Вставайте, люди русские! Ледовое побоище»). Что мы с вами знаем о жанре кантата? Кто написал музыку к кантате «Александр Невский»? Давайте вспомним, какие номера кантаты нам уже известны.

-(Работа с презентацией, краткий анализ фрагментов).

(1. Русь под игом монгольским-музыка передает настроение мертвой степи, выжженой и вытоптанной кочевниками, музыка передает настроение «мертвой тишины». 2. «Песнь об Александре Невском» -рассказ о героических событиях, героизме русского народа. 3. Крестоносцы во Пскове -мелодия католического хорала, на латинском языке, настойчивая и беспощадная. 3. «Вставайте, люди русские!» -торжественная, призывная часть кантаты.)

-Давайте вспомним, в каком месте кантаты звучало это произведение, в чем его смысл? (Перед решающим сражением, оно призывает весь русский народ на решающую битву). Давайте вспомним характер и напоем мелодию этой части. (Работа с нотной записью, текст -в учебнике, работа-стоя). Как должно звучать это произведение? (Призывно, торжественно, приподнято, очень выразительно).

-Ребята, как вы думаете, это самый яркий номер кантаты? Можно было бы закончить кантату исполнением этого фрагмента? (Нет, в дальнейшем должна звучать тема сражения - «Ледовое побоище»).

-Действительно, это самое яркое событие в кантате. Оно действительно, настолько яркое и значимое событие в истории России 13 века, что не могло быть не замеченным деятелями искусства. В 1937 году наш отечественный поэт и писатель Константин Симонов написал замечательную поэму «Ледовое побоище». Сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент этой поэмы, сцену сражения с крестоносцами.

Но мы не просто послушаем, а попробуем прочувствовать настроение стихотворного текста.

-Читаю фрагмент поэмы:

                                                                                                                                         1

К. Симонов «Ледовое побоище» (1937г.)

Князь поскакал к прибрежным скалам,

На них вскарабкавшись с трудом,

Высокий выступ отыскал он,

Откуда видно всё кругом.

И оглянулся. Где-то сзади,

Среди деревьев и камней,

Его полки стоят в засаде,

Держа на привязи коней.

А впереди, по звонким льдинам

Гремя тяжёлой чешуёй,

Ливонцы едут грозным клином -

Свиной железной головой.

Был первый натиск немцев страшен.

В пехоту русскую углом,

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом.

Как в бурю гневные барашки,

Среди немецких шишаков

Мелькали белые рубашки,

Бараньи шапки мужиков.

В рубахах стираных нательных,

Тулупы на землю швырнув,

Они бросались в бой смертельный,

Широко ворот распахнув.

Так легче бить врага с размаху,

А коли надо умирать,

Так лучше чистую рубаху

Своею кровью замарать.

Они с открытыми глазами

На немцев голой грудью шли,

До кости пальцы разрезая,

Склоняли копья до земли.

И там, где копья пригибались,

Они в отчаянной резне

Сквозь строй немецкий прорубались

Плечом к плечу, спиной к спине.

С каким настроением автор рассказывает о событиях? (ответы детей).

-Также это историческое событие очень ярко показано в картинах художников. Я предлагаю вашему вниманию картину художника Вячеслава Михайловича Назарука «Ледовое побоище». Что мы здесь видим? Легко ли можно определить, где русские воины, а где крестоносцы? Какое настроение хотел выразить художник?

-Сегодня мы с вами также послушаем 5 часть кантаты «Ледовое побоище». Во время слушания вы не прослушаете музыку. А обратите внимание-из каких тем состоит эта часть — из новых, или уже знакомых нам. Также мы попробуем после прослушивания ответить на вопросы на стр. 26-27. Во время слушания вы можете  делать заметки в тетрадях.                                                                                                                                            

 - Слушание «Ледовое побоище». Анализ. Что вы скажете мне об этом произведении? (ответы. Работа с заданиями).

-Итак, как звучала сегодня тема нашего урока? Как были преобразованы в музыкальных темах образы кантаты? В каких видах искусства мы рассмотрели сцену Ледового побоища? Почему такое огромное значение деятели искусства придавали этому историческому событию? (Потому что-от исхода этого события зависела история нашей страны, России).

-Сегодня мы также с вами исполним песню «Моя Россия».

Д/з: Творческая работа — рисунок или сочинение стихотворения на тему «Ледовое побоище».

Выход под музыку «Моя Россия».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ледовое побоище»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 3 класс. Александр Невский. Ледовое побоище

Александр Невский. Ледовое побоище Урок изучения нового материала 1. Познакомить детей с историческим периодом, событиями 1240-1242 гг., с исторической личностью Александра Невского. 2. Учить дават...

Конспект урока окружающего мира "Ледовое побоище"

Разработка урока по окружающему миру для учителей начальной школы к уроку прилагается презентация...