Методическая разработка урока Музыки в 4 классе "Старый замок".
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Барковская Наталия Геннадьевна

Цель урока: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

Задачи :

Образовательная :

- продолжить знакомство с творчеством М.П. Мусоргского и его сюитой

«Картинки с выставки» - пьеса « Старый замок» (определять характер, настроение и средства музыкальной выразительности);

- продолжить знакомство учащихся с клавишным инструментом – фортепиано.

Развивающая: развитие памяти, вокально- хоровых навыков, развитие тембрального слуха.

Воспитательная : воспитывать интерес к музыкальному искусству, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_staryy_zamok.docx499.49 КБ
Файл 4_kl_staryy_zamok_schaste_v_sireni_zhivyot.pptx1.21 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 4

Тема. «В концертном зале»

Художественное название урока: «Старый замок».

Цель урока: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

Задачи :

Образовательная :

- продолжить знакомство с творчеством М. П. Мусоргского и его сюитой

« Картинки с выставки» - пьеса « Старый замок» (определять характер, настроение и средства музыкальной выразительности);

- продолжить знакомство учащихся с клавишным инструментом – фортепиано ;

-работа над исполнительским планом песни « Чему учат в школе» В. Шаинского .

Развивающая: развитие памяти, вокально- хоровых навыков, развитие тембрального слуха.

Воспитательная : воспитывать интерес к музыкальному искусству, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

Универсальные учебные действия:

Личностные : стимулировать формирование эмоционально- нравственной отзывчивости; соотношение личностного восприятия музыки с восприятием класса;

Познавательные : учиться на слух определять музыкальные произведения в исполнении фортепиано, использовать специальную терминологию;

Регулятивные : уметь характеризовать музыкальные произведения, находить соответствующие средства музыкальной выразительности ; уметь соотносить произведения искусства ( архитектуру и музыку);

Коммуникативные : участие в коллективном пении и выполнении поставленных задач в исполнении песни; учиться грамотно строить высказывания и аргументировать их.

Музыкальное содержание : пьесы из сюиты « Картинки с выставки» М. П. Мусоргского ( Старый замок, Балет невылупившихся птенцов, Баба-Яга)

Ресурсы: портрет М. П. Мусоргского, игра « музыкальное лото», презентация, папки со средствами муз. выразительности.

Тип урока: комбинированный



Ход урока

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие

Звучит в исполнении фортепиано мелодия песни « Чему учат в школе »

Вопросы :

- Что прозвучало ? ( песня), определить название.

Голоса, инструменты имеют свою окраску голоса - это ( тембр).

звучание какого инструмента вы слышали ( пианино, фортепиано).

2.Актуализация знаний.

Сегодня мы будем говорить о замечательном инструменте. По способам извлечения звука музыкальные инструменты делятся на три больших семейства: какие ? (струнные, духовые и ударные).

Но есть музыкальные инструменты, которые как бы не укладываются в обычные рамки. Это фортепиано и его две разновидности : рояль и пианино. Рояль называют королём музыкальных инструментов и обращаются к нему: «Его величество рояль».

Мы познакомимся с историей создания инструмента и его развитием.

hello_html_m5d9a29e3.jpghello_html_5b25e8a4.jpg

Выступление ученика

Изобретение ФОРТЕПИАНО принято связывать и именем итальянца Бартоломео Кристофори. Звук в новом инструменте извлекался ударом по струнам деревянных молоточков с обитым упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче – piano или forte. Вот откуда взялось название инструмента – пианофорте, а позже – фортепиано. Название это сохранилось до наших дней, объединяя все струнные клавишные инструменты. Но мы их можем отнести и, к ударным, ведь звук извлекается ударом молоточка по струне.

Учитель. Конечно первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были не совершенны. Но шло время, новый инструмент улучшался, устройство его усложнялось, изменилось расположение струн.

У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу.

В 19 веке фортепиано развивалось очень интенсивно. Сложились два вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски – королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный – пианино (по - итальянски – маленькое пианино). Рояль – это концертный инструмент. Пианино мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука. Многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты. Достаточно назвать Бетховена, Шопена, Шуберта, Рахманинова. Для фортепиано музыку писали композиторы следующих произведений. Вспомним их имена.

- « Детский альбом» : пьесы - Марш деревянных солдатиков, Мама, игра в лошадки, Баба-яга.

-« Детская музыка» - Марш, Прогулка, Шествие кузнечиков.

« Картинки с выставки» - балет невылупившихся птенцов, Баба-яга.

Дети вспоминают композиторов - П.И. Чайковского, С. С. Прокофьева, М. П. Мусоргского.

Прочитаем стихотворение.

Все окна открыв, опустив занавески,
ты в зале роялю сказала: живи!
Как легкие крылья во мраке и блеске,
задвигались руки твои.

Под левой - мольба зазвенела несмело,
под правою - отклик волнисто возник,
за клавишем клавиш, то черный, то белый,
звеня, погружался на миг.

Учитель играет фрагмент пьесы « Старый замок»

У. Какое настроение пьесы? ( печальная, сумрачная, загадочная)

hello_html_3d75f0d.png

древний замок рвом окружен,

Крепкие стены из гладких камней.

Башня с дозорной вышкой над ней,

Щели бойниц, парапеты, зубцы,

И всюду готовые к битве бойцы.

У.: Как вы думаете, когда был построен замок, как называли бойцов? ( Ответы)

Обратимся мысленно к средневековью – временам замков, рыцарей и прекрасных дам – это 12-14 века.

Композитор обращается к давно ушедшей эпохе, которая оставила в память о себе немногие уцелевшие памятники: древние замки, старые песни трубадуров, ещё хранящие отблеск былых чувств и стремлений… Однако эти чувства и стремления утратили для нас своё живое тепло; они теперь далёкая история, окутанная дымкой печали, сожаления об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном.

Слушание: «Старый замок» М.П. Мусоргский

У.: Старый замок это пришелец из глубины далёких веков или старый замок – это замок сегодняшнего дня? –

Д.: Из глубины далёких веков.

У.Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

Он для нас является воплощением вечности или воплощением современности?

Д.: Воплощением вечности.

У.: Старый замок одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня или мы слышим в музыке движение и устремлённость вперёд? –

Д.: Одинокий и безразличный.

У.: Какими же средствами музыкальной выразительности композитор рисует нам пришельца из глубины далёких веков?

Мелодия –

Д.: Звучит скорбно, сумрачно, печально, напевно, очень певуче.

У.: Темп

Д.: Медленный.

У.: Лад – минор.

У.: Ритм

Д.: Однообразное ритмическое сопровождение.

У.: Что идёт в развитии ритм или мелодия? –

Д.: Мелодия.

У.: А мы можем сказать, что это песня средневекового певца ( трубадура)? –

Д.: Да.

У.: Тогда о чём поёт свою песню бродячий певец – трубадур? –

Д.: Вспоминает об ушедшем времени. Ему жаль это время, поэтому песня печальная.

У.: Какой образ несёт однообразный музыкальный ритм? –

Д.: Ощущение вечности, все живет вне времени.

У.: Что общего в музыке «Старого замка» и в музыке «Ноктюрна» А.П. Бородина?

Д.: Музыка звучит как монолог, воспоминание, неоднократное повторение основной мелодии,

У.: Вспомним принципы развития музыки. Какой принцип развития в музыке: повтор, контраст, вариационность?

Д.: Повтор.

Сделаем вывод: русский композитор 19 века Модест Петрович Мусоргский средствами музыкальной выразительности нарисовал образ средневековой старины, воспоминание об ушедшем мире, над которым уже не властно время. Оказывается музыке подвластно всё, и даже изображение вечности.

Звучат фрагменты пьес « Балет невылупившихся птенцов » и « Баба- яга»

Эти пьесы, с которыми вы знакомились во 2 классе, вместе с пьесой «Старый замок» М.П. Мусоргский включил в фортепианную сюиту и назвал «Картинки с выставки». Это фортепианный цикл, он написал под впечатлением выставки рисунков художника Виктора Гартмана в 1874 году.

Дать понятие сюита.

Сюита – ряд, последовательность; в музыке –это музыкальное произведение, которое состоит из нескольких пьес, разных по настроению и объединённых общим замыслом.

В сюите « Картинки с выставки» 10 пьес.

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Подберем ударные инструменты для этой пьесы : маракасы, треугольник, бубен.

1 часть : маракасы, ритм пьесы ; 2 часть: на сильную долю - треугольник, а на 2,3 доли бубен ( тихо), а 3 часть – как 1.

У.: Вызывает ли пьеса « Старый замок» у нас у слушателей живое сожаление об ушедших временах с их рыцарями и прекрасными дамами, величественными замками и чудесными песнями? (ответы учащихся)

4.Вокальная работа

У. Чему мы учимся на уроках? Ответы детей

В начале урока звучала мелодия песни « Чему учат в школе».

Распевание и работа над исполнительским планом песни – выделить смысловые кульминации в 1, 2, 3 куплетах.

Пение песни

5. Рефлексия

Игра « музыкальное лото» ( 6 карточек) « Средневековый замок»

1. какой инструмент создал Бартоломео Кристофи ( фортепиано),

2. Рояль переводится как ( королевский),

3. Из каких динамик состоит фортепиано ( громко, тихо),

4. Какой композитор написал Детский альбом – пьесы для фортепиано ( П. И. Чайковский)

5. Как называется сюита М. П. Мусоргского? ( Картинки с выставки),

6. Как звали средневекового певца ? ( трубадур)

Средневековый замок – великое прошлое, которое хранит в себе душу времени. И мы с вами прикасаемся к ней, как к великой загадке, изучаем.

6. Домашнее задание. Нарисовать старый замок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М узыкальные инструменты

Слайд 2

Это квартет?

Слайд 3

А это квартет?

Слайд 4

Как называется этот коллектив?

Слайд 5

Ноктюрн Вариации

Слайд 6

Модест Петрович Мусоргский

Слайд 7

Запись в тетради Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, объединённых общей темой. М.П.Мусоргский «Старый замок ».

Слайд 8

Сергей Васильевич Рахманинов

Слайд 9

Запись в тетради Сопрано – высокий женский голос. С.В.Рахманинов романс «Сирень ».

Слайд 10

Домашнее задание Нарисуйте иллюстрацию к сюите «Старый замок» или к романсу «Сирень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки «В современных ритмах. Мюзикл»

Отличительной особенностью современного урока музыки  стало широкое применение межпредметных связей, охват большого  культурологического пространства. Также новый Образовательный стандарт пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  хар...

Методическая разработка урока музыки "Что за прелесть эти сказки!"

Урок музыки в 4 классе по теме "Что за прелесть эти сказки!" из цикла "День полный событий" посвящён творчеству А.С.ПушкинаАвтор: Супрун И.Н....

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»

Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...

Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...