Конспекты уроков
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Аня Валерьевна Архипова

Урок музыки во 2 классе на тему:«В детской. Игры и игрушки. Знакомство с пьесами вокального цикла М.П. Мусоргского. Детская. Сравнение с пьесами П.И. Чайковского из Детского альбома».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «В детской. Игры и игрушки. Знакомство с пьесами вокального цикла М.П. Мусоргского. Детская. Сравнение с пьесами П.И. Чайковского из Детского альбома.»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: познакомить с пьесами вокального цикла «Детская» М.П. Мусоргского и с пьесами «Детского альбома» П.И. Чайковского, раскрыть их сходство и различие.

Задачи:

  • образовательные: способствовать ознакомлению обучающихся с детской музыкой
  • развивающие: развивать вокальные способности обучающихся;
  • воспитательные: воспитать интерес и любовь к музыке

Планируемые результаты

Предметные:

  • извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её;
  • давать определение понятиям;
  • анализировать материал, определять причинно -  следственные связи;

Метапредметные:

  • сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • действовать по плану;
  • уметь работать в парах, самостоятельно планируя свою работу;
  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные:

  • принимать социальную роль обучающегося;
  • оценивать свои достижения на уроке;
  • определять мотивы учебной деятельности;
  • проявлять самостоятельность в информационной деятельности;
  • проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Ресурсы урока: музыкальный инструмент – синтезатор, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, аудио и видеозаписи, наглядные и раздаточные материалы.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

приветствие, знакомство;

 - Ребята, давайте мы с вами музыкально  поприветствуем друг друга.

«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

Приветствуют учителя Музыкальное приветствие. (Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!)

ЛУУД

  • проявлять навыки сотрудничества со взрослыми, сверстниками и в разных социальных ситуациях.

эмоциональный настрой к уроку;

- Здравствуйте ребята, сегодня урок музыки проведу у вас я –Аня Валерьевна.

Настраиваются к уроку

проверка готовности к уроку.

- Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку?

 - Отлично!

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

III. Актуали - зация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.        Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Музыка сопровождает человека каждый день и на протяжении всего дня. Сегодня продолжаем день вместе с музыкой. Посмотрите, какие предметы у меня расположены на столе. (матрёшка, машинка, мишка, кукла)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

- Да, мы будем говорить о музыке, написанной для детей.

-Какая тема нашего урока?

-Да, тема нашего урока: «В детской. Игры и игрушки». Многие зарубежные и русские композиторы создавали детскую музыку.

- Посмотрите на портреты двух композиторов. Назовите их имена.

-Правильно. Молодцы.

-Пётр Ильич Чайковский написал «Детский альбом», Модест Петрович Мусоргский – вокальный цикл «Детская».

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

об игрушках, будем слушать музыку о детских игрушках

П. И. Чайковский,

М. П. Мусоргский

ЛУУД

  • определять мотивы учебной деятельности;
  • проявлять самостоятель -

ность и ответственность за свои поступки.

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- А сейчас давайте попробуем сформулировать цель урока. Чему мы должны научиться?

- Да, мы познакомимся с детской музыкой П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского.( показываю их портреты)

Формулируют тему и цели  урока

познакомиться с детской музыкой П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского.

РУУД

  • сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

 Реализация музыкально-исполнительской деятельности

Восприятие музыки

Музыкально – ритмическая разминка

Вокально – хоровая работа

Разучивание песни

1.        Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Цель и тема определены. Для достижения поставленной цели нам нужен  план действий.

- Посмотрите на экран и давайте все вместе прочитаем.

1.Познакомимся с циклом детских пьес П.И. Чайковского «Детский альбом»,  М.П. Мусоргского «Детская»

2. Послушаем песни из цикла композиторов

3. Разучим новую песню

-Хорошо. Молодцы.

- Посмотрите на экран. Мы видим обложки сборника «Детская» М.П. Мусоргского.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

Пункты плана появляются на экране

1.Познакомимся с циклом детских пьес М.П. Мусоргского «Детская» , П.И. Чайковского «Детский альбом».

2. Послушаем песни из цикла композиторов

3. Разучим новую песню

РУУД

  • действовать по плану;
  • понимать учебную задачу, стремиться ее выполнить.

2.        Поиск решения («открытие» нового знания).

- «Детская» - это альбом вокального цикла Модеста Петровича Мусорского  на его собственные тексты. Образы маленьких героев и их окружение рисуют семь музыкальных картинок такие как: «С куклой», «Кот Матрос», «В углу», «На сон грядущий» и другие.

- Ребята, И. Репин ( кто он?)  нарисовал обложку сборника М.П. Мусоргского «Детская». Посмотрите, пожалуйста.(показываю рисунок) слайд 1. На этом рисунке вы можете найти всех героев.

- Слушая эту музыку, мы словно заглядываем внутрь дома и наблюдаем сценки из жизни его маленьких обитателей (рассматриваем иллюстрацию в спальне 31 стр)

-Посмотрите на иллюстрацию 31 страница , что вы видите не ней?

-А кого вы еще там видите? Кто за шторкой? Бывают ли они на самом деле? (только в сказках)

-А зачем художник нарисовал? (то что это сказка и когда нам ее рассказывают, кажется что за шторкой кто то спрятался).

- Композитор Модест Петрович Мусорский написал песню «С няней» давайте послушаем.

-Как мы слушаем музыку?  

- Прослушав музыку вы мне скажете, сколько в ней исполнителей? Кто рассказчик?  Что просит рассказать ребенок?

Извлекают нужную информацию

только в сказках

то что это сказка и когда нам ее рассказывают, кажется что за шторкой кто то спрятался

В идеальной тишине.

КУУД

РУУД

ПУУД

  • уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
  • формулировать собственные мысли, высказывания, и обосновывать свою точку зрения.

-Ребята, вот мы послушали песню «С няней», а сейчас давайте ответим на вопросы.

- Сколько в ней исполнителей? Кто рассказчик? (один, главный рассказчик –ребёнок)

-Что просит рассказать ребенок?

- Как вы думаете. Что понимает маленький ребёнок, когда к нему обращаются в первую очередь? (слова или интонацию)? (интонация)

- Хорошо. Молодцы.

-Давайте прослушаем песню «с куклой». Слушаем внимательно, не разговариваем.

- А композитор П.И. Чайковский (портрет на доске) написал цикл детских пьес «Детский альбом» где можно встретить пьесу «Нянина сказка». А сейчас я предлагаю вам ее прослушать. Прослушав, ответим на вопрос: какое настроение передает музыка Чайковского? И какого характера эта песня?

-Ребята, давайте ответим на вопрос, какое настроение передает музыка Чайковского?Какая она по характеру? (колыбельная,мелодичная,спокойная)

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, анализируют послушанное произведение

Ответы учащихся

КУУД

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

-А сейчас на этой прекрасной ноте давайте встанем и сделаем весёлую физкультминутку. «Чударики-Самолётик»

- Ребята, вы прослушали две пьесы, скажите, пожалуйста, что их объединяет? Чем они отличаются друг от друга?

- А Чайковский написал несколько пьес для детей про игрушки.

- А у вас есть любимая игрушка?

Давайте послушаем пьесу «болезнь куклы».

Прослушав, ответим на вопросы какое настроение после прослушивание? Что вам нарисовала музыка? Какими средствами музыкальной выразительности композитору удается создать образ в музыке? По характеру какая музыка?( печальная,грустная)

-А сейчас давайте ответим на вопросы.

-Какое настроение после прослушивание?

-Что вам нарисовала музыка?

- Какими средствами музыкальной выразительности композитору удается создать образ в музыке?( они сочинены композитором, исполнение на фортепиано, в них детские образы)

- По характеру какая музыка?

-Какие вы образы сегодня увидели?

с помощью средств музыкальной выразительности композиторы передают образы в произведениях.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения

КУУД

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения,  общения и следовать им.

Первичное закрепление.

-Ребята, скажите мне, с какими произведениями мы сегодня с вами познакомились?

-Какие циклы детских пьес сегодня услышали?

-Хорошо. Молодцы.

-А теперь мы с вами разогреем голосовые связки- распоёмся.

-Приняли певчую посадку.

-Как мы поём, ребята?

(Чётко, звонко,  легко и на улыбке)

- Послушайте сперва меня а потом споем вместе.

Распевка «Жук»

Жук, жук, где твой дом?

Жук, жук, где твой дом?

Мой дом под кустом,

Под берёзовым листом.

Зайчики бежали,

Домик поломали.

Жу – жу – жу - жу

Я на веточке сижу.

-Давайте  проговорим слова.

-А сейчас споём вместе.

-Как мы поём, ребята?

(Чётко, звонко,  легко и на улыбке)

-Молодцы, ребята!

-А сейчас мы почувствуем себя в роли капитана и разучим песню Исаака Дунаевского «Капитан».

-Сидим правильно, красиво и внимательно слушаем песню «Капитан».

-Итак, ребята, вот вы послушали. О чем поется в этой песне?

-Вам понравилась она?

-Какая она по характеру?(весёлая,радостная).

Раздаю листочки песни

-Исаак Осипович Дунаевский. Посмотрите на портрет, на годы жизни (1900-1955). Советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог. Автор 11 оперетт и 4 балетов.

-Давайте сейчас попробуем разучить песню по фразам. Я прочитаю первую фразу песни вы повторяете потом за мной.

«Жил отважный капитан »- Повторяем вместе.

-Молодцы!

-А сейчас послушайте как надо спеть. Теперь поём все вместе. Поём легко, звонко и на улыбке.

«Он обьездил много стран»- Повторяем вместе.Слушаем. Поем.

-А теперь соединим  две строчки и споём

-Какие вы молодцы! Учим дальше.

«И не раз он бороздил океан. »- Повторяем вместе.

«Раз пятнадцать он тонул, »- Повторяем вместе.

-А теперь соединим  две строчки и споём.

«Погибал среди акул, »- Повторяем.

«Но ни разу даже глазом не моргнул. »- Повторяем.

-Соединяем две строчки и споём.

«И в беде, и в бою»- Повторяем.

«Напевал он всюду песенку свою: »- Повторяем.

-А теперь соединим  две строчки и споём.

– А давайте сейчас попробуем спеть весь куплет. Поём четко, выразительно и на улыбке.

 Жил отважный капитан,

 Он обьездил много стран

 И не раз он бороздил океан.

 Раз пятнадцать он тонул,

 Погибал среди акул,

 Но ни разу даже глазом не моргнул.

 И в беде, и в бою

 Напевал он всюду песенку свою:

ПРИПЕВ

«Капитан, капитан, улыбнитесь»- Повторяем. «Ведь улыбка это флаг корабля, »- Повторяем.

«Капитан, капитан, подтянитесь, »- Повторяем.

«Только смелым покоряются моря! »- Повторяем.

-Молодцы,ребята. Давайте попробуем спеть нашу песню.(разные приёмы)

-Ребята, вы все молодцы!

 «Детская», «Детский альбом».

Чётко, звонко,  легко и на улыбке.

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью. 

-Итак, ребята,  наш урок уже  подходит к концу.  

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Ребята, добились ли мы цели урока?

- С какой песней мы сегодня познакомились? 

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

-Ребята, на столах у вас лежат смайлики. Если вам урок понравился и вы хорошо работали- то поднимите зеленый смайлик, если вы испытывали трудности- то поднимите желтый смайлик, если же вам было скучно и не поняли тему урока- то поднимите красный смайлик.

-Вижу вам урок понравился, и мне приятно было с вами работать.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Домашнее задание: на листочках А4 нарисовать свою любимую игрушку ещё выучить текст песни.

-Спасибо вам за урок. До свидания!

Фиксируют домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

М.П. Мусоргский «С няней» Колыбельная Спокойная Весёлая Радостная Грустная

Слайд 3

М.П. Мусоргский «С куклой» Колыбельная Спокойная Весёлая Радостная Грустная

Слайд 4

П.И. Чайковский «Нянина сказка» Колыбельная Спокойная Весёлая Радостная Грустная

Слайд 5

П.И. Чайковский «Болезнь куклы» Колыбельная Спокойная Весёлая Радостная Грустная Печальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...