Рабочая программа по "Музыке" 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс)

Портнова Людмила Ивановна

               Рабочая программа  по музыке для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,   Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка» для 1-4 классов авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.   

         Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего- 34 часа, в том числе 2 обобщающих урока.  Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_4_klass.docx72.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                       Пояснительная записка

               Рабочая программа  по музыке для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,   Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка» для 1-4 классов авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.  

               Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

               Задачи музыкального образования младших школьников:

-воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

-воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности

-развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

-накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

         Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего- 34 часа, в том числе 2 обобщающих урока.  Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи.

                                                                     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

             Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

              Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

              Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах .

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

              Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.  

Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

                                             ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

             Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

              Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

             Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села.
  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • формирование этических чувств доброжелательности

и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся  в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

                                                                      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

                                                                        СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо .

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

                                                                                                                             

                                                              

                                                                                   

                                                                                   Календарно-тематический план 4 класс

Тема урока

(тип урока)

Кол-во часов

 

Элементы содержания

 Планируемые результаты

 

Образова-тельные ресурсы

Домашнее задание

Дата

  Дата

факт

Предметные УУД

Метапредмет-ные УУД

Личностные УУД

    РОССИЯ-РОДИНА МОЯ -   3 часа

1

  Мелодия (Вводный)

1

 Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского

-Концерт №3 для фор-но с оркестром С.В.Рахманинова,

-« Ты, река ль моя, реченька»,  рус.нар.песня;

-«Песня о России» В.Локтева;

-«Школьный корабль» Г.Струве, К.Ибряева

 Знать понятия:  народная и композиторская музыка, мелодия.

 -внимательно слушать и запоминать названия и авторов произведений.

 Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

 Проникаться эмоциональным содержанием музыки

  Аудиокас-сеты для 4 класса

 

 

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей» (Сообщение  и усвоение новых знаний)

1

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств выраженная в вокализе

-«Вокализ» С.В.Рахманинова (сопрано);

-«Школьный корабль» Г.Струве;

-«Все начинается со школьного звонка» Я.Дубравина, В.Суслова

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка

Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства.

 

Уметь                                                  размышлять о музыке.

применять вокально-хоровые знания на практике Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта

3

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности (Расширение и углубления знаний)

1

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня. Какие жанры народных песен знают дети

-«Колыбельная» обработка А.Лядова;

-« У зори-то, у зореньки», рус.нар.песня;

«Солдатушки, бравы

ребятушки», рус. Нар. Песня;

-«Милый мой хоровод», рус.нар.песня;

-«А мы просо сеяли», рус.нар.песня

Знать жанры народных песен и их особенности

Уметь отвечать на проблемные вопросы;

-размышлять о музыке

Применять вокально-хоровые знания на практике

Аудиокас-сеты для 4 класса

Нарисовать рисунок по теме

«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» -  3 часа

4 5

« Я пойду по полю белому…»                         «На великий праздник собралася Русь!» (Расширение и углубления знаний)

 2

Патриотическая тема  в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя.

-«Вставайте, люди русские!»  (№4)                      -«Мертвое поле» (№6)    из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева;

-«Школьный корабль» Г.Струве;

-«Родные места» Ю.Антонова, М. Пляцковского

Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано, народная и композиторская музыка,   опера, кант.

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Уметь проводить Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Петь легко, свободно, уметь правильно дышать.

Аудиокас-сеты для 4 класса

Изображе-ние горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном фольклоре Националь-но-патриоти-ческие идеи в песенно-музыкаль-ном творчестве

Выучить текст песни

6

Святые земли Русской (Расширение и углубления знаний)

1

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина.

-«Земля русская» , стихиры русским богатырям;

-«Былина об Илье Муромце», былинный напев;

-симфония №2 («Богатырская») А.Бородина;

-«Родные места» Ю. Антонова, М.Пляцковского

Знать понятия: имена святых, их житие, подвиги русских святых, стихира, величание

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

Аудиокас-сеты для 4 класса

ИКТ- Репродукция картины В.Васнецо-ва «Богатыри»

ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» -  5часов

7

« Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» (Сообщение  и усвоение новых знаний. Интегрированный)

1

Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке

-«В деревне» М.П.Мусоргского

-«Пастораль», «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метиель» Г.Свиридова;

-«Осенняя песня» из форт. Цикла «Времена года» П.И.Чайковского;

-«Родная песенка» Ю.Чичкова, К.Ибряев

Знать понятия: лад (мажор, минор).

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.

Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легатто, нон легатто, правильно распределять дыхание по фразам. Распознавать их художественный смысл.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Аудиокас-сеты для 4 класса

Вспомнить стихотворения А.С.Пушкина

8

« Что за прелесть эти сказки…» (Интегрированный)

1

Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина и опера Н.А.Римского-Корсакова. Музыкальная живопись

-«Сказочка» из альбома «Детская музыка» С.Прокофьева;

-«Три чуда», оркестровое вступление ко 2-картине 4 дейст. Из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова;

-«Родная песенка» Ю.Чичкова, К.Ибряева

Знать понятия: регистр, опера, тембр.

Узнавать  изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Передавать настроение музыки и его изменение в пении.

ЦОР – «Сказка о царе Салтане» (355)

Аудиокас-сеты для 4 класса

Вспомнить сказки А.С.Пушкина

9

Музыка ярмарочных гуляний  (Расширение и углубления знаний)

1

Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки

-«Девицы, красавицы»,

-« Уж как по мосту, мосточку» из оперы                      «ЕвгенийОнегин» П.И.Чайковского

-«Все сбывается на свете» Е.Крылатова

Знать понятия: жанры народной музыки

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений

Уметь определять на слух основные жанры музыки;

-проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

ЦОР (241)

Аудиокас-сеты для 4 класса

Вспомнить русские народные песни, которые использовали композиторы

10

11

Святогорский монастырь.

«Приют сияньем муз одетый…» (Сообщение  и усвоение новых знаний.)

 2

Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусоргского « Борис Годунов» Музыка Тригорского                       ( Пушкинские горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М.И.Глинка

Знать понятие опера, романс, дуэт, ансамбль

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений 

Проводить интонационно-образный анализ музыки

Аудиокас-сеты для 4 класса

Придумать программу музыкаль-ного вечера

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!» -3 часа

12

Композитор- имя ему народ (Расширение и углубления знаний)

1

Народная песня- летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле

-«Реченька», белорусская народная песня, обработка А.Свешникова;

-«Солнце, в дом войди», грузинская нар. Песня, обр.Д. Аракишвили;

-«Вишня», японская нар. Песня

-«Аисты», узбекская народная песня;

-русские народные наигрыши

Знать понятия: народная музыка, музыка в народном стиле. Различать тембры народных музыкал. инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, осей проведения народных праздников.

Исследовать историю создания музы инструментов

 

Осуществлять опыты импровизации  на предлагаемые тексты.

Овладевать приемами мелодического   подпевания   ритмического вождения.

Рассуждать  о значении   музыки.

ЦОР (242)

Аудиокас-сеты для 4 класса

Музыкаль-ный фольклор и отражение в нем важнейших событий истории

Вспомнить знакомые русские народные песни

13

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов (Расширение и углубления знаний)

1

Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра.

-«Светит месяц», р.н.п.;

-«Камаринская» из фор-го цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского;

   «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова;

-«Все сбывается на свете» Е.Крылатова

Знать понятия: тембра народных инструментов, состав и ведущие инструменты оркестра

Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов

-передавать настроение музыки и ее изменения в пении

Правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией

Аудиокас-сеты для 4 класса

Вспомнить норвеж-скую народную песню                       «Волшеб-ный смычок»

14

О музыке и музыкантах (Расширение и углубления знаний)

1

Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах

Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах

Аудиокас-сеты для 4 класса

Повторить слова песни

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ – 4 часа

15

Музыкальные инструменты (Расширение и углубления знаний)

1

Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр- ноктюрн. Музыкальная форма –вариация

-«Ноктюрн» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина;

-фрагмент Струнного квартета А.П.Бородина;

-« Музыкант» Б.Окуджавы;

-«Тонкая рябина», вариации на тему р.н.п.

Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации.

 Определять и соотносить различные по

смыслу интонации (выразительные и изобразительные.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Передавать в пении, драматизации,музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

 

 

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Узнавать по звучанию различные виды музыки(вокальная,инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.

Аудиокас-сеты для 4 класса

Вспомнить басню И.А.Крылова «Квартет»

16

Старый замок. «Счастье в сирени живет…» (Расширение и углубление знаний)

1

Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы.

-«Старинный замок» из М.П.Мусоргского

-«Сирень» С.Рахманинова, Е.Бекетовой

-«Снежная песенка» Д.Львова-Компанейца

Знать понятия: сюита, романс.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Узнавать по звучанию различные виды музыки(вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая)из произведений программы.

Корректировать собственное исполнение Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Уметь на слух определять трехчастную музыкальную форму

Аудиокас-сеты для 4 класса

Сочинить рассказ к музыке

17

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Судьба и творчество Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки трехчастная

-Полонез №3 Ф.Шопена;

-Вальс №10 Ф Шопена;

-«Желание» Ф.Шопена;

-«Снежная песенка» Д.Львова-Компанейца

Знать многообразие танцевальных жанров.

ЦОР (444)

Аудиокас-сеты для 4 класса

Выучить текст песни

18

«Патетическая  соната» Л.Бетховена. годы странствий. «Царит гармония оркестра…» (Расширение и углубление знаний)

1

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркорола, симфоническая увертюра

-Соната №8 Л.Бетховена

-«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю. Энтина;

-« Мир похож на цветной луг» В.Шаинского, М.Пляцковского

Знать понятия: музыкальные жанры, соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра, оркестр, дирижер

ЦОР (341)

Аудиокас-сеты для 4 класса

Вспомнить знакомые произведе-ния Л.Бетхове-на

ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ – 1 час

19

Зимнее утро. Зимний вечер (Сообщение и усвоение новых знаний интегрированный)

1

Образ зимнего утра , зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность в музыке.

-«Зимнее утро» из «Детский альбом» П.И.Чайковского;

-«Зимняя дорога» В.Шебалина, А.С.Пушкина;

-«Сквозь волнистые туманы» р.н.п;

-«У камелька»  из «Времена года» П.И.Чайковского;

-«Зимний вечер» М.Яковлева, А.С.Пушкина

Знать понятия: выразительность и изобразительность  в музыке, лад.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений

Распознавать их художественный смысл.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Уметь проводить интонационно-образный , сравнительный анализ музыки

Аудиокас-сеты для 4 класса

Нарисовать рисунок по теме урока

В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ -  6 часов

20

Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин»                 ( 2-3 действ) (Изучение нового материала)

1

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны: польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим!» смена темы семейного счастья, темы разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина.

-«Полонез»

-«Мазурка»

-«Краковяк»

-«Вальс» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке; содержание оперы.

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.

Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Аудиокас-сеты для 4 класса

Нарисовать рисунок по теме

21

Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин»                 ( 4 действ)( Изучение нового материала)

1

Сцена в лесу.

Изменение в образе поляков. Кульминация. Ария Сусанина

-сцена «Иван Сусанин с поляками в лесу» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки

Знать певческие голоса, виды  оркестров и хоров

Уметь

размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание

Аудиокас-сеты для 4 класса

Повторить слова песни

22

«Исходила младешенька…» (Расширение и углубления знаний)

1

Характеристика главной героини оперы М.П.Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ                       -песня Марфы                   « Исходила младешенька…»

 вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского

-«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю. Энтина

Аудиокас-сеты для 4 класса

Выучить текст песни

23

Русский Восток. Восточные мотивы (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Поэтизация Востока русскими композиторами. Нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна

-«Пляска персидок» из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского

-«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки;

-«Колыбельная Гаянэ», «Танец саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатуряна;

-«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю.Энтина

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

 

.

Уметь определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ

-размышлять о музыке

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты

ЦОР (536)

Аудиокас-сеты для 4 класса

Нарисовать рисунок по теме

24

Балет И.Стравинского «Петрушка» (Расширение и углубления знаний)

1

Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры.

-«Ярмарка» из балета «Петрушка И.Ф.Стравинского-«Ваши глаза» Е.Крылатова, Ю.Энтина

Знать процесс выполнения художественного замысла в музыке. Значение народного праздника Масленица.

Уметь определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ

-размышлять о музыке

Уметь определять оркестровые тембры

ЦОР (532)

Аудиокас-сеты для 4 класса

Вспомнить масленич-ные песни и  забавы

25

Театр музыкальной комедии (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития

-«Вальс» из оперетты «Летучая мышь» И.Штрауса;

-«Я танцевать могу» сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу;

-«С чего начинается Родина?» В.Баснера, М.Матусовского

Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности и  историю развития

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов

-определять на слух основные жанры музыки

ЦОР (168)

Аудиокас-сеты для 4 класса

Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт

«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…»  - 2 часа

26

Исповедь души (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма. Трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине

-Прелюдия С.В.Рахманинова

-Прелюдии№7,20

-этюд №12 Ф.Шопена;

 -«С чего начинается Родина?» В.Баснера, М.Матусовского

Знать понятия: этюд, прелюдия Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Общаться и взаимодействовать в процессе, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Уметь проводить интонационно-образный анализ Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Аудиокас-сеты для 4 класса

Выучить текст песни

27

Мастерство исполнителя (Расширение и углубления знаний)

1

Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи.

-Соната №8 Л.Бетховена;

-«Шутка» И.С.Баха;

-«Утро» Э. Грига;

-«Сказка по лесу идет» С.Никитина, Ю. Мориц

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.

Уметь «сочинять» - импровизировать мелодию, начинающуюся с 4 звуков с передачей разного настроения

Аудиокас-сеты для 4 класса

Назвать известных исполните-лей классиче-ской музыки

«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» - 3 часа

28

«Праздников праздник, торжество из торжеств» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Светлый праздник- Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни.

Знать понятия: тропарь, волочебники.

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Аудиокас-сеты для 4 класса

Пасха- светлое Христово Воскресенье- великий праздник.

Повторить слова песни

29

Светлый праздник (Расширение и углубления знаний)

1

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С.В.Рахманинова « Светлый праздник»

Знать понятия: сюита, трезвон

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Аудиокас-сеты для 4 класса

Повторить слова песни

30

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

«Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник - день славянской письменности

-«Величание Кириллу и Мефодию», обиходный распев;

-«Гимн Кириллу и Мефодию» П.Пипкова, О.Михайловски

Знать «житие» и дела святых Кирилла и Мефодия;

 понятия: гимн, величание

Аудиокас-сеты для 4 класса

Придумать ритмиче-ский рисунок

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» -1 час

31

Праздники русского народа: Троицин день (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Народные праздники: троицин день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А.Рублева

-троицкие народные песни: «Ты, березка», «Посею я лен», «как у бабушки козел»;

-«Во поле березка стояла»р.н.п.;

-симфония №4 (финал) П.И.Чайковского;

-«Музыкант» Б.Окуджавы

Знать содержание и значение народного праздника

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, осей проведения народных праздников.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Уметь сочинять мелодию на заданный текст

-определять на слух основные жанры музыки

Аудиокас-сеты для 4 класса

Взаимопереплетение в жизни людей христианских и народ-ных празд-ников

Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонь-ка кудрявая»

«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» - 3 часа

32

Музыкальные инструменты (Расширение и углубления знаний)

1

Музыкальный инструмент- гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара- универсальный инструмент. Авторская песня

Знать историю инструмента- гитара, понятия: обработка, импровизация, переложение музыки; авторская песня.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров

Уметь на слух различать тембры гитары

ИКТ- Музыкаль-ные инструменты

Аудиокас-сеты для 4 класса

Повторить слова песни

33

Музыкальный сказочник (Расширение и углубления знаний)

1

Н.А.Римский-Корсаков- величайший музыкант сказочник. Сюита «Шехерезада» . музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись

Знать художественное единство в музыке и в живописи

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Аудиокас-сеты для 4 класса

Вспомнить симфоническую сказку «Петя и волк» С.С.Прокофьева

34

Рассвет на Москве -реке (Повторение и обобщение знаний)

1

Симфоническая картина М.П.Мусоргского « Рассвет на Москве –реке». Образ Родины

-«Рассвет на Москве-

Знать понятия: изобразительность в музыке.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

ИКТ- М.П. Мусоргский Аудиокас-сеты для 4

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...