рабочая программа по музыке 4 кл
рабочая программа по музыке (4 класс)

рабочая программа по музыке 4 кл (2020-2021 уч.г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_4_kl.docx462.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Комитет по образованию» АМО «Еравнинский район»

МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»                                                                             «Согласовано»

директор школы                                        зам.директора по УВР

____________ Маласагаева Э.Э.                                        _______________ Ишеева Т.Г.

«____»_______________20___г.                                                 «____»_______________20___г.

Рассмотрена и одобрена на заседании

МО учителей начальных классов

Руководитель_________ Цыдыпова Ц-Д.З.

Протокол №___ «____»____________20___г.

Рабочая программа

по  музыке

УМК «Школа России»

4  класс

Количество часов: 34

Учитель начальных классов: Маласагаева Эржена Эрдыниевна

Учебный год: 2020/2021

п. Целинный

Пояснительная записка

Нормативная база

Рабочая программа по  музыке для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ  от 29.12.2012г. (вступил в силу 01.09.2013г.).

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2012г.  

Примерные программы основного начального общего образования по предмету   музыка.

Федеральный учебный план общеобразовательных учреждений.

Положения «О рабочей программе» Приказ МОиН РФ №223 от 17.01.2012г.

Республиканский базисный учебный план общеобразовательных учреждений.

Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Целинная общеобразовательная школа», утвержденного приказом директора школы  № 87 от 31.08.2020г.

Положения  «О рабочей программе учителя» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Целинная общеобразовательная школа, утвержденного приказом директора школы  № 119 от  31.08. 2017г.

Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МОН РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ и учебно-методического комплекта   «Школа России» для 4 класса под редакцией Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной, допущенного  Министерством  образования РФ, включающего следующие компоненты: учебник, книга для учителя.

Цель курса:

-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи курса:

-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

-воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству;  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

-развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Структуру программы  составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 4 классов семь разделов: «Россия-Родина моя», «День, полный событий», «О России петь-что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

                                          Общая характеристика учебного курса

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному  и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван  формировать у ребёнка современную картину мира.

Особенность построения курса состоит в том, что он  охватывает  широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Место учебного курса в учебном плане

 Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение курса музыки в 4классе отводится    время в объёме 34 часов, в неделю-1 час.

Результаты освоения учебного курса..

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести  в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

-формирование уважительного отношения к культуре других народов.

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;  

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям

-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

                                    Планируемые результаты изучения учебного курса

ученик научится:

- расширению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
- выявлению характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;        
- воспитанию навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитию умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формированию постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формированию умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитию навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;        
- расширению представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;                
- совершенствованию умений и навыков творческой  музыкально-эстетической деятельности.

ученик получит возможность:

-  воспринимать музыку различных жанров;

-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей             человека;

-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;

-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

-ценить отечественные народные музыкальные традиции;

-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы  в звучании различных музыкальных инструментов;

-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;

 -исполнять музыкальные произведения разных форм  и жанров;

Национально – региональный компонент

Нет мелодии лучше, чем звуки родного языка. Душа маленького человека открыта для  прекрасного и особенно,  чувствительна к музыке. Напевая их, ребёнок незаметно для себя, без поучений, поймёт красоту родного языка, мудрость народа и красоту родной земли.

От детских голосов заструится прозрачный воздух бурятских степей, невидимый жаворонок  будет подпевать этим песням, ветры донесут эти мелодии к вершинам священных гор, молитвой воспримут эти песни наши божества-хранители.

Включение национально-регионального компонента, позволяет обеспечивать приобщение учащихся к самобытности народов Бурятии реализуется через учебный план и программу внеклассной воспитательной работы.

"Музыка Бурятии"

"Театральное искусство Бурятии",

"Бурятские народные песни, танцы",

"Бурятские эстрадные песни",

"Бурятские народные инструменты",

"Бурятская живопись".

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уроки музыки позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.  Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формирование культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.

                                                           Содержание учебного курса

1.Россия-Родина моя (3ч).

Познакомить детей с интонацией народной музыки и музыки русских композиторов, с жанрами народных песен, с православными праздниками, с мифами, легендами преданиями  о музыке и музыкантах, с различными жанрами вокальной фортепианной и симфонической музыки

2. День, полный событий (5ч).

«В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

3. О России петь, что стремиться в храм (4ч).

Святые земли русской. Праздники  Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения.

4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло(3ч).

Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Мифы, легенды, предания. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Праздники русского народа. Троицын день.

5.В музыкальном театре (6ч).

Линии драматургического развития в опере. Основные темы: музыкальная  характеристика действующих лиц. Восточные мотивы в творчестве композиторов. Оперетта. Мюзикл.

6.В концертном зале (6ч).

Различные  жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных песен. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7ч).

Произведения композиторов-классиков и  мастерство исполнителей. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки. Авторская песня.

Тематический план курса

основные разделы

количество часов

1

«Россия-Родина моя»

3

2

«День, полный событий»

5

3

«О России петь - что стремиться в храм»

4

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

3

5

«В музыкальном театре»

6

6

«В концертном зале»

6

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

7

Итого:

34

Календарно – тематическое планирование.

Музыка - 34 ч.

№ 

урока 

п/п

Дата проведения

Наименование  раздела, темы

Кол-во часов

Тип

урока

Оборудование

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Нац.

регион компонент

по плану

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 четверть 9 ч

1

03.09.2020

Раздел 1. Россия – Родина моя.

Мелодия.

1

Урок - путешествие

Диск 3-4 к № 12

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - эмоционально. Откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

Р: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.

П: высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения.

К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов.

2

10.09

Ты запой мне эту песню…

1

Урок – воспоминание

Гимн Бурятии композитор - А.Андреев, стихи - Д.Жалсараев

Выучить на русском языке

3

17.09

Что не выразишь словами, звуком на душу навей…

1

Урок-фантазия

Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки.

Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям.

П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.

К: творческое задание.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Гимн Бурятии

Выучить на бурятском языке

4

24.09

Раздел 2. День, полный событий.

Как сложили песню.

1

Урок-фантазия

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Различать жанры русских народных песен.

Р: самостоятельно образцы народно-музыкального творчества.

П: выявлять общность истоков народной и композиторской музыки

К: исполнение народных песен.

Гордиться и уважать русские традиции.

5

01.10

Звучащие картины.

1

Урок- викторина

6

08.10

Ты откуда, русская зародилась, музыка?

1

Урок новых знаний

Диск 1к1ч -№ 2,11,15

Диск 2к2ч -№ 26

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

7

15.10

Раздел 3. О России петь, что стремиться в храм.

Я пойду по полю белому.

1

Аукцион знаний

Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях.

Р: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество.

П: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой.

К: высказывать свое мнение о содержании произведения.

Гордиться патриотами и историей своей Родины

8

24.10

На великий праздник собралась Русь!

К.К. Праздники на Дону

1

Урок - праздник

Уметь распознавать значение колокольных звонов.

Р: самостоятельно определять жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

П: иметь представление о традициях православных праздников.

К: выполнение творческого задания.

Хранить шедевры православного наследия.

9

29.10

Святые земли Русской.

1

Урок-фантазия

Диск 3-4 к № 16

Диск 1к2ч -№ 3

Диск 2к2ч -№ 2

Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при

воплощении различных музыкальных образов.

Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека.

Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: исполнение стихиры.

Уважать память о русских святых.

2 четверть 7 ч

10

12.11

Илья Муромец.

Р.К.Защита Отечества

1

Путешествие в прошлое

Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при

воплощении различных музыкальных образов.

Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека.

Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: исполнение стихиры.

Уважать память о русских святых.

11

19.11

Кирилл и Мефодий.

1

Путешествие в прошлое

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.

Знать создателей славянской азбуки.

Р: сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

П: свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира.

К: рассуждать о значении азбуки в наши дни.

Почитать создателей славянской азбуки.

12

26.11

Светлый праздник.

1

Урок- викторина

Диск 3-4к № 19,20,21

Диск 1к1ч -№ 9,27,28

Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.

Уметь распознавать значение колокольных звонов.

Р: самостоятельно определять жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

П: иметь представление о традициях православных праздников.

К: выполнение творческого задания.

Хранить шедевры православного наследия.

13

03.12

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Р.К.Милосердие и сострадание

1

14

10.12

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Что за прелесть эти сказки!

1

Урок - сказка

Диск 3к2ч -№ 13

Диск 3-4к № 22

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

Уметь различать образы, воплощенные в музыке.

Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов.

К: выполнение творческого задания.

Гордиться русской поэзией и музыкой.

15

17.12

Приют, сияньем муз одетый…

1

Урок открытых мыслей

Диск 4к1ч -№ 2,3

Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Знать русские народные традиции.

Р: самостоятельно распознавать духовную музыку.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Уважать русские народные традиции.

16

24.12

Композитор – имя ему народ.

1

Урок новых знаний

Диск 1к1ч -№ 3,4

Диск 2к2ч -№ 31,16,19

Диск 3к1ч - № 3

Диск 3к2ч -№ 18

Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Различать тембры и звуки народных инструментов.

Р: самостоятельно определять мелодику народной музыки.

П: различать народную и композиторскую.

К: выполнение творческого задания.

Уважать народные легенды, мифы и предания.

Познакомить с композиторами Бурятии:

Бау Ямпилов,  

Ирдынеев Юрий

Прилож1

3 четверть 8 ч

17

14.01

Музыкальные инструменты России.

Р.К.Как христианство пришло на Русь

1

Аукцион знаний

Диск 4к1ч -№ 4,5

Различать музыкальные символы России.

Р: самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ.

П: знать народные обычаи, обряды.

К: исследовать историю создания муз.инструментов.

Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.

18

21.01

Раздел 5. В музыкальном театре.

Музыкант-чародей.

1

Урок – спектакль

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

19

28.01

Народные праздники на Дону.

К.К. «Троица»

1

Урок- праздник

20

04.02

Музыкальные инструменты.

1

Урок – концерт

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения.

Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация.

Р: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов.

П: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения.

К: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке.

Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей.

Национальные инструменты Бурятии

Прилож 2

21

11.02

Старый замок.

1

Диск 4к1ч -№ 6

Диск 1к2ч -№ 15

Видеотека.

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения.

Различать понятие старинной музыки и её рисунок.

Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки.

П: понимать смысл муз. терминов.

К: творческое задание.

Расширять музыкальный кругозор.

22

18.02

Раздел 6. В концертном зале.

Не молкнет сердце чуткое Шопена.

1

Урок-концерт

Диск 4к1ч -№ 8-12

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки.

Р: самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: размышлять о муз.произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

Уважать творчество зарубежных композиторов.

23

25.02

Патетическая соната.

1

Урок - фантазия

Диск 4к1ч -№ 13-15

Диск 4к1ч -№ 3

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств

Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки.

Р: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

П: узнавать музыкальные жанры.

К: понимать смысл терминов.

Расширять музыкальный кругозор.

24

04.03

Годы странствий.

1

Диск 4к1ч -№ 13-15

Диск 4к1ч -№ 3

25

11.03

Царит гармония оркестра.

1

Урок – концерт

Диск 2к1ч -№ 1

диск 2к2ч -№ 1,6.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Различать группы муз.инструментов входящих в симфонический оркестр.

Р: самостоятельно определять звучание муз. инструментов входящих в состав симфонического оркестра.

П: ориентироваться в музыкальных терминах.

К: различать и понимать жанры муз.произведения

Расширять музыкальный кругозор.

26

18.03

Опера «Иван Сусанин».

1

Урок спектакль

Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Различать музыкальные образы разных персонажей оперы.

Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

П: рассказывать либретто муз. произведения.

К: выявлять особенности развития образов.

Гордиться патриотами нашей Родины.

4 четверть 9 ч

27

01.04

Исходила младёшенька.

1

Урок- викторина

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина»

Р: самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Знать историю своей Родины.

28

08.04

Русский Восток.

1

Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов

Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской.

Р: самостоятельно выявлять особенности развития муз. образов.

П: знать муз. термины.

К: творческое задание.

Формировать представление о роли музыки в жизни человека.

29

15.04

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Балет «Петрушка».

1

Урок -концерт

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Формирование основ музыкальной культуры.( балет)

Р: самостоятельно

определять тембры муз.инструментовсимф. оркестра.

П: логически анализировать и выявлять жанровую линию.

К: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

Развивать музыкально-эстетический вкус.

30

22.04

Театр музыкальной комедии.

1

Урок спектакль

Презентация, аудиозаписи

Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Уметь распознавать оперетту и мюзикл.

Р: самостоятельно определять интонационную линию в музыке.

П: знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла.

К: творческое задание.

Уважительно относиться к муз.культуре других народов.

31

29.04

Прелюдия.

Р.К.Заповеди блаженств

1

Урок – конкурс

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Уметь распознавать трехчастную форму в музыке.

Р: определять и сопоставлять различные по смыслу интонации.

П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

К: соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе муз.произведений русских композиторов.

32-33

06.05

13.05

Мастерство исполнителя.

1

Аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр» (диск )

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Уметь различать многообразие жанров музыки.

Р: самостоятельно уметь распознавать жанры музыки.

П: знать музыкальные термины.

К: Творческое задание.

Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров.

Певцы Бурятии

Дугаржап Дашиев, Галина Шойдагбаева, Бадма-Ханда Аюшеева

Прилож 3

34-35

20.05

27.05

Музыкальные инструменты – гитара..

Музыкальные инструменты казаков.К.К.

Рассвет на реке Дон. К.К.

1

Урок концерт

Аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр» (диск )

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром.

Р: самостоятельно называть имена известных бардов.

П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары.

К:Творческое задание.

Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 4 класса под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2017г.

Учебник, учебное пособие

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 кл. М.: Просвещение, 2019г.

Рабочая тетрадь для обучающихся

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: рабочая тетрадь 4 кл. М.: Просвещение, 2019г.

Электронное  приложение к УМК

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс. (СD)

Дидактический  материал

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Олимпиадные задания  «Музыка» для 1-4 классов, Волгоград: Учитель, 2017г.

Методическое  пособие с поурочными разработками

Пособие для учителя.  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2017;

Список  используемой литературы

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

ОМС (по темам курса), презентации,  мультимедийные пособия, видеофильмы из коллекции классических произведений, авторские разработки педагога, электронные модули для интерактивной доски.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, пианино, цифровая доска, видеомагнитофон.

Приложение 1

 

Бау Ямпилов - выдающийся бурятский композитор

Выдающийся композитор, основоположник бурятской композиторской школы, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РСФСР им.М.Глинки и Бурятской АССР, кавалер орденов Ленина, «Дружбы народов», «Знак Почета», неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Бурятской АССР, председателем Верховного Совета Бурятской АССР VIII-го и IX-го созывов.
Родился 15 сентября 1916 г. в с. Булак, ныне Кижингинского района Республики Бурятия.
Творческая судьба композитора отразила те громадные перемены, которые принес Великий Октябрь. Музыкальная одаренность сына потомственного крестянина-скотовода была замечена и заботливо развита. Шестнадцатилетним Баудоржа Ямпилов пришел в республиканский техникум искусств, еще не владея азами музыкальной грамоты, но уже через неполных восемь лет успешно дебютировал на I декаде бурятского искусства и литературы в Москве в качестве композитора и дирижера. Государственный оркестр СССР исполнил под управлением автора его симфоническую сюиту. Сегодня, спустя 66 лет, это воспринимается в особом свете: не только как факт биографии композитора, но и как важная веха в истории всей национальной музыкальной культуры. Именно Б. Ямпилову суждено было стать одним из ее основоположников, вывести ее за национальные рамки.
В 1937 г. Б. Ямпилов поступает в Свердловскую консерваторию, становится учеником известного композитора и педагога Маркиана Фролова. Опытный наставник раскрывает перед ним секреты профессионального мастерства, передает ему высокие традиции русской классической школы, но вместе с тем учит его искать новые пути, черпая материал для творчества и жизни, в богатейшем фольклоре своего народа. Так стал высокопрофессиональным музыкантом бывший пастух Баудоржа Ямпилов, навсегда сохранив в своем сердце благодарность к тем, кто открыл ему широкие горизонты музыкального искусства.

В годы Великой Отечественной войны он с оружием в руках отстаивал свободу и независимость Страны Советов на Ленинградском фронте и был отмечен несколькими боевыми наградами. Затем, возвратившись в родные края, энергично включился в строительство основ музыкальной культуры. Ямпилов долгие годы работал художественным руководителем Бурятской филармонии, вел класс сначала в педагогическом, а затем в музыкальном училище, один из создателей и первый председатель Союза композиторов Бурятии. Активный общественный деятель, он неоднократно избирался в Верховный Совет республики, на протяжении ряда лет занимал ответственный и важный пост председателя Верховного Совета Бурятской АССР.
Параллельно с этой кипучей деятельностью, в неразрывной связи с ней, идет и напряженная творческая работа. Баудоржа Базарович пробует свои силы в разных жанрах и неизменно добивается успеха. В первые послевоенные годы он создает музыку к драматическим спектаклям, затем пишет ряд крупных инструментальных произведений – поэму «Легенда о Баторе», сюиту «Цветущий край», эпическую поэму, симфонические танцы, поэму для скрипки и фортепиано. В 1958 г. увидела свет рампы лирико- комическая опера «У истока родника», ставшая первенцем этого жанра в национальной музыке. Спустя год к композитору приходит крупный успех: балет «Красавица Ангара» (1959), написанный совместно с Л. Книппером, ставится в Бурятском театре оперы и балета и выдерживает там рекордное число представлений (он не сходит со сцены и поныне). В балете ожили старинные народные легенды, связанные с происхождением реки Ангары. Музыкальность сюжета, в котором каждая сцена словно бы сама просилась быть воплощенной в музыке, не могла не вдохновить композитора и его соавтора. В 1972 г. вторая редакция произведения была отмечена Государственной премией РСФСР им. М. Глинки. Балет увидели зрители Москвы, Львова, Хабаровска, Иркутска и других городов.
Б. Ямпилов работает в исключительно широком жанровом спектре. За веселыми музыкальными комедиями «Проделки дяди Моргана» и «Будамшуу» следуют большие оперные и балетные полотна. Разные эпохи из жизни родного народа вдохновляют композитора. Опера «Прозрение» написана на современную тему, в основе оперы «Цыремпил Ранжуров» события революционного прошлого Бурятии, опера «Грозные годы» рассказывает о становлении новой жизни на бурятской земле, в балете «Патетическая баллада» он обращается к эпохе Великой Отечественной войны. В 1983 г. этот сюжетный круг расширила опера «Сильнее смерти», воссоздавшая на сцене исторические события двухвековой давности. Она повествует о добровольном вхождении Бурятии в состав Российского государства.
Одной из признанных вершин бурятской музыки является оратория Б. Ямпилова «Гудящие сосны» на образные и многоплановые стихи народного поэта Бурятии Николая Дамдинова. В ней с особенной силой и глубиной композитор выразил свое восхищение красотой родной земли, мысль о единстве человека и природы. Тема-мелодия «поющих сосен» проходит через все произведение и определяет ее характерный колорит. Эта мелодия по- своему близка бурятской народной лирической песне. Обаяние музыкальных образов «Гудящих сосен» заставляет вспомнить мягкий шум и терпкий аромат бесконечных лесов Забайкалья.
С неизменным успехом долгие годы шла детская опера-сказка «Чудесный клад» в двух театрах страны: в Москве на сцене Центрального детского музыкального театра им. Н. И. Сац и в Бурятском Государственном академическом театре оперы и балета. Также спектакль был поставлен в Монголии на сцене Улан-Баторского театра оперы и балета.
Из многих симфонических сочинений Б. Ямпилова особенно выделяется его сюита «Цветущий край» (1953). Четыре части сюиты – это картины жизни и быта республики. Мелодичность, свежие национальные краски, простота и искренность высказывания принесли «Цветущему краю» широкую популярность. Незадолго до смерти Б. Б. Ямпилов написал балет «Чингисхан» на либретто Ю. Хазанова.
Умер Баудоржа Базарович Ямпилов 11 мая 1989 г.
Имя народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, композитора Бау Ямпилова увековечено. Его именем названа улица в г.Улан-Удэ и в с.Кижинга Кижингинского района, на доме, где он проживал установлена мемориальная доска.

Баудоржа Базарович Ямпилов – признанный классик национальной музыкальной культуры. Его произведения не только часть золотого фонда национальной культуры, они живут сегодня в народе, на них, как на высоких образцах, учатся новые поколения музыкантов.

  Ирдынеев ЮрийИрдынеев Юрий

Заслуженный деятель искусств России (1993)

Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1985)

Лауреат Государственной премии Республики Бурятия (1991)

Юрий (Цыбикжап) Ирдынеевич Ирдынеев родился 26 августа 1941 г. в селе Амгалантуй Бичурского аймака Бурят-Монгольской АССР.

В 1964 г. окончил теоретико-композиторское отделение Улан-Удэнского музыкального училища им. П. Чайковского (класс композиции Д.Д. Аюшеева и Б.Б. Ямпилова). В 1965-1970 гг. работал в Бурятской филармоии, в ДМШ Новоселенгинска, села Цогто-Хангил Агинского округа, в Улан-Удэнском педучилище. В 1975 г. окончил Новосибирскую консерваторию им. М. Глинки (класс композиции профессора Е. Н. Иванова). В 1975-1995 гг. преподавал в Улан-Удэнском музучилище и одновременно был ответственным секретарем Союза композиторов Бурятии. С 1995 г. — на творческой работе. Член Союза композиторов СССР с 1975 г.
В своем творчестве композитор Ю. Ирдынеев стоит некоторым особняком среди своих коллег. «Виною» этому является масштабность мышления творческой личности, неординарность художественных замыслов, рождающихся под влиянием музыкальных и внемузыкальных импульсов. Обретая свое звуковое воплощение, они заставляют о себе говорить, будоража общественное мнение. Так было с балетом «Лик богини», поставленным осенью 1990 г. на сцене нашего театра. Пролежав в «портфеле» автора двенадцать лет, он, тем не менее, получил сценическое воплощение, благодаря общим усилиям балетмейстеров О. Игнатьева и Д. Даваа (МНР), дирижера А. Говорова, художника Ч. Гунгаасуха (МНР). К великому сожалению, балет не смогли сохранить в репертуаре театра по ряду причин, хотя и премьера, и последующие спектакли предполагали продолжительную сценическую жизнь, и что «Лик богини» будет не только открытием театрального сезона 1990-1991 гг., но и продолжит лучшие традиции бурятского балета. Республиканская государственная премия, присужденная в 1991 г. композитору Ю. Ирдынееву явилась ярким свидетельством высоких заслуг в области музыкального искусства.
В центре «романтической хореодрамы» — трагическая история Мастера и его Возлюбленной. Типично романтический конфликт здесь обретает свою особенную окраску: смерть Возлюбленной и ее перерождение, но не в последующих жизнях, в соответствии с законом реинкарнации, а в виде совершенной статуи богини милосердия Зеленой Тары с чертами простой, земной девушки — последнего, прекрасного и воистину бессмертного творения Мастера.
Впервые указанная тема была намечена в консерваторском сочинении — струнном квартете «Элегические стансы», посвященного памяти Дондока Улзытуева — бурятского поэта, рано ушедшего из жизни. Образный строй квартета сплетается из разных линий, а основная идея связана с непреходящим чувством боли и горечи утраты. Очень интересно выстроена последняя часть квартета, которая, благодаря разным приемам звукоизвлечения, обретает ирреальный оттенок — все звуки растворяются и как бы тают в высоком регистре.
Близка по духу квартету и «Драматическая поэма». Конфликт художника и окружающей его косности неразрешим, и все же трагическая концепция поэмы носит возвышенный и величественный характер: жизнь художника продолжается в его творениях.
Традиционная для бурятской культуры пентатоника и двенадцатитоновая хроматика впервые находят свое воплощение в фортепианной сонате, напи¬санной на I курсе Новосибирской консерватории. Бурятский фольклор явился благодатной почвой, на которой «взросли» жесткие созвучия, различные ин¬тервальные параллелизмы, не ложащиеся на слух музыкального обывателя, воспитанного в рамках песенной культуры. Годы учебы в классе профессора Г.Н. Иванова были не простым временем освоения сочинительского ремесла, но и периодом расширения своего кругозора на материале музыки XX в. Падение «железного занавеса» в 1960-х гг., заполнение информационного вакуума — западный музыкальный авангард стал ощутимой реальностью того времени. Все это натолкнуло композитора на собственные поиски, эксперименты в области гармонии, ритма, формы. Удивительным является тот факт, что музыка Ю. Ирдынеева, несмотря на свой «авангардизм» и «левизну», имеет свой ярко выраженный национальный характер.
Активным творческим поискам также предшествовала длительная работа в области вокальной музыки — это обработки народных песен, кантаты и песни. Интерес к вокально-инструментальному жанру Ю. Ирдынеев сохраняет на протяжении всего творческого пути — это оратории «Ода революции» и «Апассионата», циклы для смешанного и детского хоров, кантата «Ода о братстве народов» и многие другие. Некоторые из сочинений были приурочены к праздничным датам, в этом смысле композитор проявлял свою гражданскую позицию, откликаясь на значительные общественные события. В этих произведениях Ю. Ирдынеев использует традиционный прием цитирования. Музыкальные цитаты являются своего рода знаками, уточняющими и дополняющими общую картину музыкального действа. Кроме этого, в своих сочинениях он использует прием аллюзии — квази-цитаты. Тончайший намек на прообраз позволяет детализировать и углубить концепции произведения.
Кульминацией в данном жанре явился сборник «Бурят-монгольских духовных песнопений» для смешанного хора a capella, получивший благословение от главы Буддийской Традиционной Сангхи РФ, хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. Их создание — своеобразный символ нового времени, которое возвращает нас к своим истокам, к духовной жизни прошлого. В цикле представлены Молитвы, обращенные к высшим божествам — Будде Шакьямуни и его воплощениям, учителям — распространителям буддизма, буддийским дацанам, святым местам и реликвиям, реквием памяти друзей — художников, поэтов, музыкантов. Гимны бурятскому народу на трех языках — санкскрите, тибетском и бурятском. Композитора привлекала возможность воплощения буддийских молитв в европейских хоровых формах.
«Духовные песнопения» — единственное крупное произведение бурятской хоровой музыки в истории мировой музыкальной культуры. Пройдет время и будущие поколения проявят истинный интерес к нему и сумеют воздать должное творению композитора.
Ю. Ирдынеев — композитор, работавший над крупными вокальными и симфоническими произведениями. Он является автором балета, оперы, симфоний, концертов, кантат, ораторий и других жанров.

Приложение 2

У каждого народа есть своя традиционная музыка – фольклор, который является неотъемлемой частью народного творчества. Сегодня мы расскажем вам о мотивах республики Бурятия и представим бурятские народные инструменты. Вы сможете узнать о них много интересного, а в помощь вам будут картинки с названиями.

Немного о музыкальности населения

На протяжении всей истории музыкальная культура бурят возникала под влиянием разных частей мира – начиная от Центральной Азии оканчивая Дальним Востоком. Музыкальные эксперты отмечают, что местные мотивы близки музыке монголов, тувинцев, калмыков и других народностей Алтая.

Старинные виды музыки Бурятии имеют тесный контакт со скотоводством (игра на дудках), с ритуальными поклонениями богам и шаманскими традициями.

Народный стиль пения не отличается динамическими оттенками. Песни поются «во все горло» открытым и сильным звуком. Объясняется это тем, что издавна буряты музицировали на открытом степном воздухе, где нужно было перепевать ветер и пространство. Такие песни пели пастухи. Бурятские мотивы также исполняются горловым пением, которое народ позаимствовал у тибетских буддистов. 

Эпический жанр и моринхур

В фольклоре страны есть несколько жанров:

  • семейно-бытовой, 
  • культовый, 
  • обрядовый, 
  • исторический, 
  • эпический,
  • лирический. 

Оригинально звучат сказания народа о богатырях – баторах. Исполнителей эпического жанра называют улигерами. До сих пор в дальних частях страны можно насладиться песнями старцев. Особенный интерес представляет их музыкальный инструмент хур (моринхур).

Он струнно-смычковый, трапециевидной формы с шейкой, гриф которой украшен в виде головы коня. Почему именно этого животного? Дело в том, что звук моринхура очень похож на ржание лошади. Инструмент двухструнный и состоит из «мужской» струны, которая изготовляется из сто тридцати волосков скакуна и «женской» хвоста кобылы. В восточной традиции это символы мужчины и женщины. 

Струны не щипаются, а зажимаются ногтями указательного и среднего пальцев, их внешней частью. Правой рукой держится смычок. На хуре играют в сидячем положении. Это преимущественно мужской инструмент, хотя на нем играют и женщины. Используется он как сольно, так и в аккомпанементе. 

Подробнее о моринхуре вы можете почитать здесь.

Струнные

Еще одним струнным народным инструментом гордятся местные жители – чанзой. Она сходна по форме с хуром, однако может быть и трапециевидной формы, с шейкой и грифом. Имеет три струны, которые щипаются. Чанза издает своеобразное шуршащее и дребезжащее звучание. 

Зачастую она звучит в симфоническом оркестре, некоторые композиторы используют чанзу в качестве аккомпанемента под оперу из-за необычного тембра. Такое соло «струнной красавицы» можно услышать в балете Жигжита Батуева «Во имя любви». 

Другой щипковый инструмент очень напоминает славянские гусли – иочин. На корпус натянуты струны, о которые ударяют палочками из дерева, тростника или бамбука. Современные композиторы могут также пользоваться клавиатурой на иочине. Его используют по большей части в оркестре или ансамбле.

Деревянные духовые

Буряты славятся своим умениям игры на духовых инструментах. Старинным представителем таковых является лимбэ, она похожа на флейту. Это трубка из бамбука, верхний торец которой закрыт пробкой из дерева. Звучит сильно и очень пронзительно.

По диапазону охватывает около 2-х октав. Удивительно, но этого хватает для исполнения виртуозных мелодий с хроматическим рядом звуков. А чтобы играть непрерывно, следует дышать специальным образом.

На звучание лимбэ очень похожа музыка, извлекаемая из инструмента суур, только мелодии получаются мягче и нежнее. Суур изготовлен в виде флейты. Чаще всего его можно услышать в западной части Бурятии, а на востоке большая часть музыкантов играет на лимбэ. 

Бишхур – духовой инструмент в виде гобоя. Исторически мастера изготовляли его таким образом, что он издавал пять звуков. Современные музыканты могут выдавать хроматический ряд.

Барабаны

Еще жители используют ударные. Самым распространенным и интересным можно назвать дынчики – это небольшие медные диски, которые нанизывают на стержень из металла и потом по ним бьют палочкой. Звучание получается вибрирующим и очень нежным.

Своеобразен барабан под названием дамару, имеющий форму песочных часов. Он обтянут кожей с обеих сторон. По ним музыканты ударяют кожаными шариками, которые прикреплены на веревках к самому барабану. Чаще всего на нем играют путешественники из-за его небольшого размера. Еще дамару используют в ритуальных практиках буддизма, об этом можете подробнее прочитать здесь.

Варган

Еще один интересный маленький музыкальный инструмент, который очень любит народ – это варган — губной щипковый идиофон (источник звука – само тело инструмента).

Чтобы сыграть на нем, меняя тембр мелодии, нужно приложить его к зубам, изменять артикуляцию и правильно дышать. Делают варган обычно из кости, металла или дерева.

Заключение

Мы рассмотрели самые известные инструменты Бурятии.

Бурятские народны музыкальные инструменты

Морин-хуур – это двухструнный смычковый музыкальный инструмент. Название состоит из слов : морин – лошадь, и хуур – струна, голос. Звук морин-хуура сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи.

Головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. С глубокой древности морин хуур используется для сопровождения протяжных и героико-эпических песен, танцев, а также как сольный инструмент.

Имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями.

Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади, на которой крепятся два деревянных колка. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.

На шейку натягиваются две струны из конского волоса: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская» из 105 волосков из хвоста кобылы.

Лимба – один из самых древних музыкальных инструментов степных кочевников, напоминает европейскую флейту. Инструмент представляет собой бамбуковую трубку, закрытую в верхнем торце деревянной пробкой. Звук лимбы очень сильный, пронзительный.

Чтобы играть на ней непрерывно, нужно дышать особым образом. Незнающему человеку игра на лимбе кажется легким занятием. Научиться закрытому или как его еще называют круговому дыханию не так то просто. Нужны годы тренировок, старание и, конечно, талант.

Суур – это духовой деревянный музыкальный инструмент, являющийся одним из древнейших инструментов этнических предков бурятского народа. Деревянный духовой инструмент типа продольной свистковой флейты изготовленной из дерева (сосны или ели).

Свистковое устройство инструмента располагается в 200-250 мм. от вдувного конца трубки. Полено раскалывается вдоль волокон, в каждый из половин выдалбливается углубление, затем половины склеиваются и скрепляются обручами, а целому придается форма, сужающаяся к обоим концам.

Ча́нза – монгольский и бурятский струнный щипковый инструмент. Оригинален внешний вид чанзы — очень длинная шейка с большими колками соединена с плоским овальным корпусом-резонатором, обтянутым, по традиции, змеиной кожей. Три шелковые или жильные струны издают звук — дребезжащий, шуршащий, чуть стучащий.

В оркестре чанзам чаще всего поручается роль аккомпанемента. В народной практике чанзой нередко сопровождается пение. Бурятские композиторы включают чанзу в симфонический или оперный оркестр, где её

Иочин – струнный щипковый инструмент, напоминающий гусли. Этот инструмент под различными названиями и с определенными конструкторскими отличиями известен у многих народов, как Востока, так и Запада.

Он имеет деревянный трапециевидный корпус, на котором натянуты струны. Звук извлекается посредством удара о струны палочками (деревянными, тростниковыми, бамбуковыми) с утолщением на концах.

ЯТАГ – бурятский щипковый народный музыкальный инструмент, завоевавший сердца народа за четверть века.

Без нее невозможно представить бурятскую музыку. У ятаги изысканное и колоритное по тембровой окраске звучание. Этот народный инструмент стал классическим за рекордно короткий промежуток времени. Инструмент имеет продолговатый корпус, на котором натянуты струны.

Оркестр бурятских народных музыкальных инструментов



Приложение 3

 Дугаржап Дашиев родился 15 мая 1939 года в селе Улзар (ныне Бурятия, Россия).

В 1957 году окончил среднюю школу, где принимал активное участие в художественной самодеятельности. По окончании школы, в течение года работал в родном колхозе «Улаан Торей», был избран секретарём его комсомольской организации.

В 1958 году был принят в качестве солиста хора в ансамбль песни и танца «Байкал» Бурятии (ныне Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал»). Уже через год стал участником второй декады литературы и искусства Бурятской АССР в Москве.

В 1961 году поступил в Уральскую консерваторию в Свердловске (ныне Екатеринбург) в класс З. В. Щёлоковой[1]. Через 2 года был призван в ряды Советской Армии, службу проходил в составе ансамбля песни и пляски Уральского военного округа. В 1966 году продолжил учёбу в консерватории, которую окончил в 1969 году.

По возвращении в Улан-Удэ в 1969 году стал солистом Бурятского театра оперы и балета. В начале 1970-го года состоялась премьера первой национальной детской оперы «Чудесный клад» Б. Ямпилова, где с успехом выступил в главной роли пастуха Баира. За годы работы в театре исполнил почти сорок заглавных ролей.

Выступал в концертах, где пел арии из опер, романсы, народные песни. В камерном репертуаре певца свыше 230 произведений, в том числе бурятских композиторов.

В сентябре 2000 года руководство Бурятского государственного университета пригласила его на преподавательскую работу в качестве исполняющего обязанности профессора кафедры музыкального и изобразительного искусства. Уже через год за успешную преподавательскую работу ему было присвоено звание профессора[2].

В 1980—1987 годах — председатель правления Бурятского отделения Всероссийского театрального общества (ныне Союз театральных деятелей РФ).

Член КПСС с 1975 года[3]. Делегат XXVI съезда КПСС. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 11 созыва (1984—1989) от Бурятской АССР[4]. Избирался депутатом Улан-Удэнского горсовета депутатов, членом горкома партии.

Умер Дугаржап Цыренович Дашиев 17 ноября (по другим источникам — 19 ноября[5]) 2003 года в Улан-Удэ[6]. Похоронен на Центральном городском кладбище (посёлок Стеклозавод).

Награды и звания

Партии

Память

  • 16 мая 2004 года в селе Улзар, где родился Д. Дашиев, открыт музей его имени.
  • В Улан-Удэ, на доме по проспекту Победы, 11, где жил певец, установлена мемориальная доска.
  • Издана книга о творческом пути певца — «Дугаржап Дашиев. Голос как судьба».
  • 18-19 мая 2009 года в Улан-Удэнском музыкальном колледже им. П. И. Чайковского состоялся первый Международный конкурс вокалистов имени Д. Ц. Дашиева.
  • В августе 2014 года в 128 микрорайоне Октябрьского района Улан-Удэ появилась улица имени Дугаржапа Дашиева.

        

 Бадма́-Ханда́ Аюше́ева (род. 28 мая 1979, Шэнэхэн, провинция Хэйлунцзян) — российская бурятская певица, Заслуженная артистка Республики Бурятия (2006), Народная артистка Республики Бурятия (2018), солистка Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал» (1998—2010).E:\Badma-Handa_Ayusheeva.png

Биография

Родилась 28 мая 1979 года в бурятской семье в Автономном районе Внутренняя Монголия КНР[1]. Её прадед вынужден был эмигрировать из Агинских степей в Китай во время Гражданской войны в России.

В 1993 году семья переехала в Россию, поселившись в городе Улан-Удэ, Бурятия. Здесь Бадма-Ханду, в совершенстве владевшую бурятским языком, сразу приняли на учёбу в Республиканский бурятский национальный колледж-интернат. После колледжа окончила Восточно-Сибирский государственный институт культуры 

С 1998 года Аюшеева солирует в Государственном театре песни и танца «Байкал». В её песенном репертуаре особое место занимют старинные бурятские напевы, утраченные бурятами в годы советской власти, но сохранившиеся в первозданном виде среди бурятских эмигрантов в местности Шэнэхэн в Эвенкийском хошуне Хулун-Буирского городского округа Внутренней Монголии Китая.

Она обладает уникальным голосом и очаровывающей манерой пения, которое завоевывает сердца слушателей. Музыкальный критик отмечал: «Тембр ее голоса звонок и чист, когда слушаешь, как поет Бадма-Ханда, порой кажется, что слышишь, как бежит чистый горный ручей»[2].

В народе полюбились такие её песни, как «Цагаатай голни», «Наян Наваа», «Яахаш хум биб» и «Эжыдээ».

В 2006 году ей присвоено звание Заслуженной артистки Бурятии.

Бадма-Ханда Аюшеева стала первой и пока единственной бурятской певицей, которую пригласили выступить на одной из самых престижных концертных площадок мира — Карнеги-холл в Нью-Йорке[3].

С 2010 года постоянно проживает в Москве.

За вклад в дело развития и сохранения бурятской национальной культуры Главой Республики Бурятии Алексеем Цыденовым Указом от 20 марта 2018 года Аюшеевой присвоено почётное звание Народной артистки Республики Бурятия.

Награды и звания

  • Заслуженная артистка Республики Бурятия (2006)
  • Народная артистка Республики Бурятия (2018)[4]

      Галина Бадмажаповна Шойдагбаева родилась 5 июля 1953 года в с. Сосново-Озёрское Еравнинского района Республики Бурятия.
       Даже не верится, что народной артистке СССР Галине Шойдагбаевой уже исполнилось 60 лет. Вроде бы совсем недавно, в 1980 году, полная молодого задора и ясной мечты — петь ведущие сопрановые партии (а какие же ещё с таким талантом!) выпускница Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова переступила служебный порог Бурятского государственного академического театра оперы и балета, театра, принесшего ей всенародное признание и славу оперной примадонны.
     Сама же любовь к пению пришла к Галине Бадмажаповне в далёком безоблачном детстве в озёрной и степной Еравне, откуда она родом. А если по большому счёту, то ещё раньше — с молоком матери. Её мама Хандажап Цыреновна Дашиева обладала таким же сильным голосом, как Галина. Потому не удивительно, что и родная сестра Татьяна Шойдагбаева, заслуженная артистка России, тоже талантливая певица. 
     Первую огранку голос Галины Шойдагбаевой (лирико-драматическое сопрано) получил в Улан-Удэнском музыкальном училище имени П.И. Чайковского, где ставила на крыло вчерашнюю школьницу знаменитая Надежда Казаковна Петрова, народная артистка РСФСР, разглядевшая в юной ученице будущую оперную звезду. Ну а настоящее бельканто могло придти к ней только в стенах Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, на уроках профессора Тамары Дмитриевны Новиченко.
      Заслуженная артистка России Т. Д. Новиченко после окончания Ленинградской консерватории была солисткой Академического театра оперы и балета имени И. Франко в городе Львове, где пела ведущие партии лирико-колоратурного репертуара. C 1972 года по настоящее время Т. Д. Новиченко — профессор кафедры сольного пения Санкт-Петербургской консерватории. Ежегодно прославленный вокальный педагог дает мастер-классы в разных городах России и за рубежом — в Германии, Чехии, Словакии, Польше, Южной Корее, Шотландии. За время работы в консерватории Т. Д. Новиченко воспитала свыше 50 учеников, которые работают в ведущих оперных театрах Санкт-Петербурга, России, СНГ и за рубежом. Среди них — лауреаты международных конкурсов Е. Устинова, Г. Шойдагбаева, Т. Шойдагбаева, Е. Миртова, М. Шагуч, А. Нетребко, Т. Павловская, И. Матаева, И.Джиоева, В. Джиоева, Е. Садовникова и другие.
    Первый успех союзного значения Галине Шойдагбаевой принёс Всесоюзный конкурс вокалистов им. М. Глинки в г. Минске в 1981 году, где она была отмечена дипломом. 
   Значительную роль в творческом формировании артистки сыграла её стажировка в 1982-1983 годах в числе пятерых вокалистов Советского Союза в известном всему миру театре «Ла Скала». С ней занималась сама Джульетта Симионато. Тогда же начались успешные выступления Галины Шойдагбаевой на международных конкурсах. Так, в 1983 году она становится лауреатом премии Ронкорони (золотая медаль) XXIII Международного конкурса «Вердиевские голоса» (Италия, г. Буссето); в 1985 году награждается серебряным Гран-при на конкурсе вокалистов в г. Тулузе (Франция). В 1986 году певица становится лауреатом самого авторитетного и престижного в музыкальном мире Международного конкурса на лучшую Чио-Чио-сан (Япония, г. Токио).

Восьмидесятые и девяностые годы стали в творческой жизни выдающейся оперной певицы самыми плодотворными: на сцене родного театра — Бурятского государственного академического театра оперы и балета она вела основной сопрановый репертуар. Крупные достижения певицы связаны как с отечественной оперной классикой, так и с зарубежной. Зрители шли в театр, чтобы услышать в её исполнении партии Иоланты в одноимённой опере Чайковского и Дездемоны в «Отелло» Верди, Микаэлы в «Кармен» Бизе (её дебютная роль в театре) и Арюн-Гохон в «Энхэ-Булат баторе» М. Фролова, Ярославны в «Князе Игоре» Бородина, Чио-Чио-сан, Тоски и Турандот в одноимённых операх Пуччини, Аиды в опере «Аида» и Леоноры в «Трубадуре» Верди, Лизы в «Пиковой даме» Чайковского и Сантуццы в опере «Сельская честь» Масканьи, каватину Нормы из оперы Беллини «Норма», Урмай-Гоохон хатан в «Гэсэре» Анатолия Андреева. Выразительность вокала и драматический талант позволяли певице с блеском исполнять различные партии оперного репертуара, а их у неё более тридцати. Не раз Галина Шойдагбаева вела сопрановую партию в «Реквиеме» Верди. Зрители шли в театр «на Галину Шойдагбаеву», и спектакль с её участием становился всякий раз событием. Чувство просветления и заряды эмоции, полученные людьми от встречи с её искусством, это те же кирпичики, которые вкупе с другими поддерживают сегодня здание Оперного театра, не давая нашему непростому времени разрушить его.

Критики в один голос отмечали у Галины Шойдагбаевой
Шойдагбаева Галина

«гармоничное сочетание благородства исполнительской манеры с красотой голоса, мастерским звуковедением и выразительностью» (доцент Ленинградской консерватории Т. Мелентьева); «искренний глубокий драматизм в исполнении партий, высокое певческое мастерство — ослепительная техника, прекрасное владение дыханием, совершенные фразировка и искусство филировки звука, яркие и выразительные тембровые модуляции, чёткое произнесение поэтического слова. У Галины Шойдагбаевой вокальная и речевая интонации представляют собой единое целое, что подтверждает высокий уровень певческого мастерства»

(музыковед Т. М. Матханова). 

Безукоризненную пластику тембровых звучаний её голоса отметил театральный критик С. Коробков :

«Супер-сопрано Галины Шойдагбаевой — голос итальянской природы, услышав его раз, забыть невозможно: он может стать не меньшей нашей ценностью, чем получившие вольный ход произведения живописи и литературы. Ибо речь идёт о таланте»

(«Театральная жизнь», № 15 за 1989 год).

«Сильный, страстный голос певицы, покоряющий с первой же арии»

(в партии Ярославны), отмечает критик Н. Ончурова («Московская правда», 1989 г.).

 Богат и разнообразен и концертный репертуар певицы, где в каждой песне и каждом романсе, исполняемым ею, мы чувствуем тончайшее движение души певицы и следуем за ним вместе с нею. За тридцать с лишним лет народная артистка СССР Галина Шойдагбаева подарила поклонникам своего таланта огромное количество сольных концертов. Королеве звука, как называет Галину Шойдагбаеву театральный критик Сергей Коробков, аплодировали концертные залы Италии и Франции, Швейцарии и Монголии, Китая и Кореи, Америки и Японии. 

С 1988 года певица преподавала в Улан-Удэнском музыкальном училище имени П. И. Чайковского. С 1993 года Галина Шойдагбаева преподаёт в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, где в 1993 году было открыто вокальное отделение. В 1996 году ей было присвоено звание профессора, а кафедру сольного пения Галина Шойдагбаева возглавляет со дня ее основания. Большой вклад в музыкальную культуру республики вносит Г.Б. Шойдагбаева, обучая профессии оперного певца молодёжь. Зрители любят и узнают по голосам её талантливых учениц, среди них заслуженная артистка Республики Бурятия Лариса Соковикова, народные артистки Республики Бурятия Марина Коробенкова, Вера Васильева и солистка филармонии Татьяна Пастухова. Многие её выпускницы работают в других городах России: Иркутске и Якутске, Хабаровске и Владивостоке. А в 2011 году её ученица, третьекурсница Юлия Шорхоева стала дипломантом первого Байкальского международного конкурса вокалистов. Значит, не зря отданы эти двадцать лет преподавательской работе.

Человек активной жизненной позиции Галина Бадмажаповна принимает активное участие во многих значимых республиканских мероприятиях. Так, в 2011 году голос народной артистки СССР звучал в концерте, посвящённом приезду в Улан-Удэ министра культуры Российской Федерации А.А. Авдеева, на Вечере открытия театра после реконструкции и реставрации, затем в правительственном Гала-концерте в честь приезда В.В. Путина на юбилейные торжества, посвящённые 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. Пела Галина Шойдагбаева и на сцене Большого театра в Дни экономики и культуры Республики Бурятия в Москве. Также с большим успехом выступила известная певица в Улан-Баторе на встрече с представителями российского посольства, посвящённой 90-летию со дня установления дипломатических отношений между Монголией и Россией.

 Голос известной и любимой поклонниками оперного искусства певицы по-прежнему лёгок и полётен, глубок и выразителен, ярок и свеж. Зрители, как всегда, в ожидании новых встреч с искусством народной артистки СССР Галины Бадмажаповны Шойдагбаевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...