Конспекты уроков - 2 класс
презентация к уроку по музыке (2 класс)

Кожевникова Юлия Сергеевна

Конспекты  уроков 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс 2

Тема урока музыки:  Волшебный цветик — семицветик. И всё это Бах! Музыкальные инструменты (орган).

Цель: Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, знакомство с творчеством композитора И. С. Баха. Знакомство с инструментами симфонического и народного оркестра.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: развивать мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и со сверстниками, воспитывать эстетическую культуру школьника, развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли. 
  2. Метапредметные: формировать умения осуществлять познавательную, практическую деятельность; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения; выражать свое эмоциональное отношение к музыкальному и изобразительному искусству в процессе исполнения и восприятия произведения.
  3. Предметные: познакомиться с  такими понятиями как: мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, регистр. 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод, метод размышления о музыке, наблюдения за музыкой, метод музыкального обобщения, метод музыкального собеседования.

Материалы и оборудование: ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, ноты, презентация,  слова песни для детей, листья цветка из цветной бумаги.

Музыкальный репертуар:
      1. И. С. Бах -  «Шутка»

      2. Русская народная песня «На горе - то Калина»

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Итог урока.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин)

1

Организационный момент

Личностные УУД- проявление эмоциональной отзывчивости.

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на доброжелательную рабочую атмосферу!

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

- Совершенно верно! И как вы знаете, именно весной природа просыпается, и распускаются первые цветы! Посмотрите, какой цветок расцвел у нас в классе сегодня!

- Как называется этот цветок?

-Этот цветок не простой, все лепестки  заколдованы, но если мы с вами сможем их  расколдовать, то наступит чудо, мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка.

-Ну что, ребята, попробуем расколдовать цветик-семицветик ?

- Вы видите, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют  средства музыкальной выразительности 

- Ребята, кто уже догадался, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? 

- Почти правильно! Тема урока: Волшебный цветик семицветик. Это первая часть нашей темы урока. Запишите в тетрадь.

- Посмотрите, пожалуйста, на наш цветок. Как вы считаете, что в цветке самое главное? Правильно - середина.   Если не будет сердцевины, то лепестки все рассыплются. Сердцевиной нашего цветка является интонация.

Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает Речь человека наиболее связана с таким музыкальным жанром, как песня. А без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»?  

-Правильно! Мелодия - это основа любой песни, любого музыкального произведения.

- Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?

- Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую? 

Замечательно. Также у нас есть сила звучания - это Динамика. f - громко, p - тихо.

-Еще у нас есть темп. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно. А сейчас, сядьте все прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете?

- Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях - каждое исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних - ровно, у других - нет. Этот ритм присутствует и в музыке.

- У нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. (показ на инструменте). (Высокий  - птице.) Средний - человеку.) Низкий - медведь.)

- Правильно! У каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр.

Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого.

- Молодцы, активно работали!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика!

-Здравствуйте.

-Весна

- Цветик - семицветик

.

- Да

- Волшебный цветик-семицветик. Средства выразительности.

- Середина

- Мелодия.

- Мажор и минор

Минор - темную, мажор - светлую. 

- Удары, биение сердца.

 

5

2

Организация слушательской деятельности

Р. адекватно воспринимать предложения учителя.

К. рассуждать о музыке, её характере, средствах выразительности, контрастах.)

-Теперь перейдем к нашей 2ой теме и обратим внимание на доску.

Кто изображен на портрете?

- Совершенно верно! Это Иоганн Себастьян Бах  - это великий немецкий композитор. Он родился в Германии. В 9 лет - умирает его мама, а через год отец. И его берет на воспитание старший брат. Он научил играть мальчика на органе и клавесине. Вы наверняка уже слышали такой инструмент как орган.

- Орган - это самый большой старинный клавишно - духовой инструмент, который звучит при помощи труб. Через эти трубы идет звук этого инструмента. Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук и педальной клавиатурой для ног. Этот удивительный инструмент занимает первое место среди всех инструментов. Его часто называют " Королем инструментов". Часто используют на службе в церкви.

В течении своей жизни И.С.Бах написал очень много разной музыки. Серьезной,  с глубоким смыслом, а так же музыку для обучения игре на фортепиано и для детей. Самым знаменитым произведением для детей является сюита «Шутка», отрывок которой мы сейчас послушаем. Внимательно слушайте и запоминайте какие инструменты

звучат». Какой характер у музыке?

- Флейта является здесь солирующим инструментом.

- Инструменты, которые вы сейчас назвали в какой оркестр входят?

- Совершенно верно! Посмотрите на экран и скажите какие еще инструменты входят в симфонический оркестр?

- Бах так же был народным композитором и писал народную музыку. Скажит, а какие инструменты входят в народный оркестр?

-  Вы назвали практически все инструменты! Посмотрите на экран, какие еще инструменты входят в народный оркестр.

- Какой один инструмент входит и в симфонический оркестр и в народный?

Сейчас мы послушаем одну известную песню в исполнении Русского народного оркестра. Ваша задача определить какие инструменты звучали? Какая музыка была по характеру?

- Правильно, а как же называлась песня?

- Композитор.

- Флейта, скрипка, контрабас, виолончель.

Торжественная,

праздничная,  сказочная, веселая, игривая, задорная.

- Симфонический

(ответы детей)

- Баян, балалайка, бубен, барабан,ложки

- Флейта

- Домбра, балалайка, бубен, баян, барабан. Веселая, танцевальная, игривая...

17

3

Организация исполнительской деятельности

 Л – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле.

Р- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

- Отлично! Посмотрите на экран и скажите, что вы видите ?

Совершенно верно! И мы с вами знаем песню, которая называется на горе - то калина.

- А кто ее сочинил?

- Сейчас все дружно вспомним слова этой песни.

(Распевание, дыхательное упражнение, разучивание песни)

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми
- Попрошу одного из вас исполнить это фрагмент

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Помощь инструмента.

- У вас очень хорошо получилось!

- Ягода калина и малина

- Народ

Учащиеся поют

Учащиеся поют

Ребёнок исполняет фрагмент произведения

15

4

Итог урока

Р – оценка собственной работы, подведение итогов .

- Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы теперь знаем?

-Молодцы!

-Какие инструменты мы сегодня с вами слышали?

А с каким композитором познакомились? 

- Как называется его произведение?

-Домашнее задание! Повторить инструменты народного оркестра. Слова песни "На горе - то Калина"

- Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! 

- Интонация, лад, тембр, темп, регистр, тембр, ритм, динамика, мелодия.

- Флейта, скрипка, баян, балалайка, орган, контрабас...

-Бах

- Шутка

3



Предварительный просмотр:

Класс 2

Тема урока музыки: Звучит нестареющий Моцарт. Опера « Свадьба Фигаро»

Цель: Формирование представления школьников о творчестве австрийского композитора В. А. Моцарта с помощью прослушивания фрагментов из оперы  « Свадьба Фигаро».

Планируемые результаты:

  1. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и со сверстниками, воспитывать эстетическую культуру школьника.
  2. Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность; умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения.
  3. Предметные: ознакомление школьников с музыкальным жанром - опера, понятиями "опера, ария, увертюра", отдельными сценами и с певческими голосами, уметь определять тему урока, ставить перед собой задачи, слушать и анализировать прослушанные произведения.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод, метод размышления о музыке, наблюдения за музыкой, метод музыкального обобщения, метод музыкального собеседования.

Материалы и оборудование: ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, ноты, презентация, фишки из бумаги, слова песни для детей.

Музыкальный репертуар:
      1. В. А. Моцарт - Опера «Свадьба Фигаро»- увертюра и ария Фигаро

      2. Русская народная песня «На горе - то Калина»

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Итог урока.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин)

1

Организационный момент

Личностные УУД- проявление эмоциональной отзывчивости.

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на доброжелательную рабочую атмосферу!

-Сегодня на уроке за каждый правильный ответ я буду раздавать фишки, а в конце урока фишки превратятся в оценки.

- Послушайте стихотворение и подумайте о ком сегодня будет идти речь?

О как же беден был бы мир,

Если бы нам Бог

Моцарта не подарил!

Прошли века -

А он все так же юн,

И свеж, и легок - как всегда! 

- Какую фамилию вы услышали ?

- Правильно! Напомните мне, кто такой Моцарт?

- Как называется  произведение с которым мы познакомились на прошлом уроке?

- Что такое симфония?

- Вспомните, какие инструменты входят в симфонический оркестр?

- Совершенно верно! Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством В. А. Моцартом.

- Сейчас еще раз вернемся на начало нашего урока и посмотрим стихотворение.

- Посмотрите, что хотел сказать поет строчками:Прошли века -А он все так же юн, И свеж, и легок - как всегда! 

- Совершенно верно!Посмотрите на экран, как будет называться тема урока? Запишите тему урока в тетрадь.

-Здравствуйте.

- Моцарт.

- Австрийский композитор

-Симфония №40

- это произведение для симфонического оркестра, состоящие из нескольких частей.

- Скрипки, виолончель, контрабас, альт, арфа, флейта, труба, туба, барабаны....

- Хоть композитора давно нет, но музыка его остается всегда в памяти, она не стареет.

- Звучит нестареющий Моцарт.

(Запись темы в тетрадь)

5

2

Организация слушательской деятельности

Л.выполнять творческие задания (изображение музыки, через художественный вид искусства).

Р. адекватно воспринимать предложения учителя.

К. рассуждать о музыке, её характере, средствах выразительност, контрастах.)

- Предлагаю нам отправиться в путешествие в театр. А вот на какой жанр спектакля мы пойдет вы отгадаете с помощью загадки.

В театре очень интересно,                                                           Когда в спектакле все поют.                                                                     И музыку играл оркестр.                                                                        Спектакль как же назовут?

- Вы правы! Это опера. А что же такое опера?

- Опера - это жанр музыкального искусства, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Запишите определение в тетрадь.

-Какую же оперу мы сегодня будем смотреть? А называется она Опера "Свадьба Фигаро". Кто сочинил ее?

- До начало спектакля, осталось не так много времени. Поэтому предлагаю ознакомиться с сюжетом оперы и главными героями.

- Посмотрите на экран.( На слайде представлен краткий сюжет и главные герои) Запишите героев оперы в тетрадь.

- Итак, сейчас уже начнется опера. Вспомните как нужно вести себя в театре ?

- Опера открывается увертюрой.

- Увертюра - это музыкальное вступление к опере, балету ил другому спектаклю.(Запишите в тетрадь)

- После прослушивание вам нужно будет ответить на вопросы:

- 1. группа: Какое по характеру было произведение?

2 группа: В каком темпе? Звучит в мажоре или в миноре?

3 группа: Какие инструменты звучали?

- Сейчас прозвучит ария Фигаро "Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный".

- Ария - это эпизод, в опере, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.

- Сейчас мы послушаем эту арию и вы скажите про кого поет Фигаро ? Какая музыка была по характеру?

- Какой Керубино ?

- На этой прекрасной арии наше путешествие и спектакль заканчиваются.

- Опера

- Спектакль где все поют.

- Моцарт

(Запись в тетрадь)

- Вести себя тихо, не разговаривать, не кричать.

-Энергичная, задорная, веселая

-Мажор

- Скрипки, контрабасы, флейты, кларнет

- Про Кирубино. Веселая, энергичная.

- Резвый, ловкий, влюбленный в графиню

17

3

Организация исполнительской деятельности

 Л – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле.

Р- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

- Мы совершили отличное путешествие в тетр, познакомились с замечательной оперой. А сейчас предлагаю немного поднять себе настроение с помощью песни, а вот про что она будет вы скажите если отгадаете загадку:

На поляне куст растет,

Белым цветом он цветет -

Будут ягоды на нем,

Осенью их соберем.

Хоть на вкус и не малина

А полезная...

Совершенно верно! И мы с вами знаем песню, которая называется на горе - то калина.

- А кто ее сочинил?

- Сейчас все дружно вспомним слова этой песни.

(Распевание, дыхательное упражнение, разучивание песни)

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми

- Попрошу одного из вас исполнить это фрагмент

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Помощь инструмента.

- У вас очень хорошо получилось!


- Калина

- Народ

Учащиеся поют

Учащиеся поют

Ребёнок исполняет фрагмент произведения

15

4

Итог урока

Р–оценка собственной работы,подведение итогов .

- Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась еще больше.

 Сейчас попрошу вас ответить на вопросы про проеденному материалу.

-Кто написал Симфонию №40?

-Кто такой В.А. Моцарт?

-Что такое симфонический оркестр?

-Какие инструменты входят в симфонический оркестр?

- Назовите героев оперы "Свадьба Фигаро"?

-Как называется песня, которую мы сегодня с вами исполняли?

Д.з найти чем закончилась опера "Свадьба Фигаро".

-Урок закончен!

-В. А. Моцарт

- Австрийский композитор

-большой коллектив музыкантов, исполняющих музыку на разных музыкальных инструментах

- Фигаро, Керубино

- " На горе - то Калина"

3



Предварительный просмотр:

Класс 2

Тема урока музыки: В. А. Моцарт  «Симфония №40»

Цель: Приобщение учащихся к наследию мировой музыкальной культуры, посредством ознакомления с произведением В. А. Моцарта Симфонией № 40.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; уметь работать в   команде
  2. Метапредметные: Расширение кругозора и умения рассуждать, умение сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения.
  3. Предметные: углублять представление учащихся о симфонической музыке, через знакомство с симфонией №40 Моцарта; слушать и анализировать прослушанные произведения.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод, метод размышления о музыке, наблюдения за музыкой, метод музыкального обобщения, метод музыкального собеседования.

Материалы и оборудование: ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, ноты.

Музыкальный репертуар:
      1. В. А. Моцарт - «Симфония №40»

      2. Русская народная песня «На горе - то Калина»

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Итог урока.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин)

1

Организационный момент

Личностные УУД- проявление эмоциональной отзывчивости.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Сергеевна сегодня я проведу у вас урок музыки. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на доброжелательную рабочую атмосферу!

- Посмотрите на экран чей портрет вы видите?

-А кто же такой Моцарт? Вам он знаком?                                       - Как вы думаете: этот композитор как то связан с нашим уроком?

Совершенно правильно ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с австрийским композитором Вольфгандом Амадеем Моцартом и с его знаменитой симфонией №40. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

- Правильно! Запишите тему урока в тетрадь: В. А. Моцарт "Симфония №40".

-Здравствуйте.

- Моцарта.

- Композитор

- Да

- Узнаем кто такой Моцарт, симфония. Познакомимся с Симфонией№40

(Запись темы в тетрадь)

5

2

Организация слушательской деятельности

Л.выполнять творческие задания (изображение музыки, через художественный вид искусства).

Р. адекватно воспринимать предложения учителя.

К. рассуждать о музыке, её характере, средствах выразительност, контрастах.)

В. А. Моцарт - австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру.Первую свою музыкальную композицию Моцарт написал в шесть лет К 8 годам Моцарт виртуозно научился играть на клавесине.

- Знаете ли вы что такое клавесин?  

Клавесин — клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения.

- Моцарт создал около 50 симфоний, сонаты, вариации, концерты для разных инструментов, 19 опер.

-Симфония № 40 – одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.

Что же такое симфония?

- Симфония - это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, связанных между собой одной темой.

- 40 симфония состоит из 4 частей. На первом месте у композитора стоял замысел, идея создания. Но история не сохранила документы, из которых можно было понять идею и сюжет. Давайте прослушаем фрагменты частей и попробуем сами придумать идею и сюжет.

- Начнем с 1 части. Послушайте и расскажите мне, что вы представили, слушая музыку ?

- Интересные ваши представления. А мне представилась , будто в этом произведении герой юноша, который о чем-то переживает борется со своими  внутренними эмоциями  и вскоре он встречает прекрасную девушку  в которую влюбляется.

- Посмотрите на слайд какой  музыкальный  инструмент  вы видите ?

(слайд, на котором изображена скрипка)

Давайте же вспомним, что это за музыкальный инструмент

Скри́пка  — струнный смычковый музыкальный инструмент

Прослушаем 2 часть. И ответить на вопросы:

- Какой характер был у этой музыки? Какая она?

- А какие инструменты вы услышали?

- Какой темп был у музыка, динамика?

-Ребята, а ещё здесь присутствуют альты

Альт- Струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров.

- Дальше идет 3 часть симфонии- Менуэт. Попрошу вас взять карандаши и пока будет играть музыка попытаться нарисовать, то что вы представили.

-  Ребята, кто же исполняет данную симфонию?

Правильно! Но не простой, а симфонический.

Давайте же вспомним, что же такое симфонический оркестр?

Симфонический оркестр - это  большой коллектив музыкантов, исполняющих музыку на разных музыкальных инструментах. Посмотрите какие инструменты входят в симфонический оркестр.

- В этой части герой стал решительней он идет к своей цели.

- Предположите чем же может закончится симфония? Дойдет ли герой до главной цели в жизни? И схожа ли 4 часть с 1 частью?

- Правильно! В 4 части звучат отголоски первой. Главный герой все так же остается со своими чувствами эмоциями, ему очень тяжело дойти до своей цели,  но потом он берет себя в руки и достигает цель.

-  Нет

(ответы детей)

Скрипка

Лирическая, мягкая....

Скрипки, флейты, виолончели

- Темп: Медленный, все звучало тихо

- Оркестр

(Ответы детей)

17

3

Организация исполнительской деятельности

 Л – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле.

Р- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

-Сейчас мы прослушаем еще одно произведение. А вы мне скажите отличается ли оно от Симфонии 40 или нет. Если да, то чем?.

Правильно! Мы с вами послушали и познакомились с инструментальным жанром, а как тогда будет  называтся музыка где поют?

- Правильно! Вокальная. Это звучала русская народная песня

 " На горе - то Калина".

- Скажите, а почему она называется русская народная песня? Кто ее сочинил ?

- Сегодня я предлагаю нам ее разучить.

(Распевание, дыхательное упражнение, разучивание песни)

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми

- Попрошу одного из вас исполнить это фрагмент

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Помощь инструмента.

- У вас очень хорошо получилось!


Отличается, в ней поют и музыка другая.

Вокальная

Народ

Учащиеся поют

Учащиеся поют

Ребёнок исполняет фрагмент произведения

15

4

Итог урока

Р–оценка собственной работы,подведение итогов .

- Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с Симфонией №40.

 Сейчас попрошу вас ответить на вопросы про проеденному материалу.

-Кто написал Симфонию №40?

-Кто такой В.А. Моцарт?

-Что такое симфонический оркестр?

-Какие инструменты входят в симфонический оркестр?

-Как называется песня, которую мы сегодня с вами исполняли?

-Урок закончен!

-В. А. Моцарт

- Австрийский композитор

-большой коллектив музыкантов, исполняющих музыку на разных музыкальных инструментах

- " На горе - то Калина"

3



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Конспект внеклассного мероприятия по теме

«Праздников праздник, торжество из торжеств»

Выполнила:

студентка группы 40

Кожевникова Юлия Сергеевна.

Проверила:

Шумакова Татьяна Валерьевна

Челябинск, 2021

Дата проведения мероприятия: 26.04.2021 г.

ФИО учителя: Шумакова Татьяна Валерьевна

Класс: 2

Тема: Праздников праздник, торжество из торжеств

Цели: Ознакомление с пасхальными песнями,  традициями; пробудить интерес к старинным русским традициям. Формирование представлений о народной художественной культуре, показать ее национальное своеобразие. 

Оборудование: ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, презентация, смайлы из бумаги, карточки.

Ход мероприятия:

Этап

Время

Содержание

1. Организационный

3

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на доброжелательную рабочую атмосферу!


-
За окном весна, а это время года всегда связано со светлыми ожиданиями и надеждами. Именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник, который именует “Праздников праздник, торжество из торжеств”.

- Отгадайте загадку. О каком празднике идет речь.

Весть летит во все концы:

Трубят Ангелы-гонцы,

В небесах поют Христа:

Воскресенья день настал!

То не выдумка, не сказка,

Главный праздник - наша .

Дети: Это – Пасха.

- Празднование Пасхи – многовековая традиция. Праздник пасха празднуется уже более 2000 лет (летоисчисление ведется от Рождества Христова). А сейчас давайте поставим перед собой цель, что мы должны с вами сегодня сделать.

Мы сегодня узнаем о том, как на Руси издавна было принято встречать Светлое Христово Воскресение.

2. Основной

35

- Пасха – радостный и светлый день. Все события, связанные с ним – огромное чудо. Давайте вспомним евангельскую историю, что же произошло с распятым на кресте Иисусом?

Дети: Распятый на кресте и погребенный Иисус Христос воскрес после своей смерти на третий день.

-  Совершенно верно. В этот день принято отмечать воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

У каждого большого церковного праздника есть свои символы: на Рождество – наряженная елка; на Вербное воскресенье – распустившиеся ветки вербы, а на Пасху?

Дети: Куличи, пасхакрашенные яйца.

- Правильно. Верующие пекли куличи, готовили творожные пасхи, посылали родным и друзьям открытки, украшали яйца или изготовляли сувенирные яйца и дарили друзьям и родным, рисовали рисунки.

Почему мы красим яйца на Пасху и центральное место отводится красному цвету? 

-История сохранила нам такое предание.В то время, когда с вестью о Воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, одна из Его учениц, Мария Магдалина, дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, она выбрала его со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка. Но когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос также вырвался из оков смерти и Воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца и основным является красный цвет!

-  А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами: “Христос воскресе!” – ответным: “Воистину воскресе!”.

-  Давайте по приветствуем друг друга: первый вариант будет приветствовать «Христос воскресе!», а второй вариант ответит: «Воистину воскрес!».

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!    А. Майков

Без чего невозможно представить церковный праздник? (ответы).

- Входя в церковь мы видим изображения, но это не картины, а что?

Дети: это иконы и свечи.

-  Чем отличается икона от картины? А для чего нужна свеча?

Дети: Икона – это окно из Небесного мира в мир земной.

Горящая свеча – видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча.

А сейчас я хочу познакомить Вас с иконой: “Воскресение”

Всмотритесь внимательно, и ответьте на следующие вопросы. Кто является главным персонажем этой иконы?

Дети: Иисус Христос.

- А кого мы еще видим рядом с ним?

Дети: Люди, святые и простые смертные.

- Что делает Иисус?

Дети: Протягивает руки людям, стоящим перед ним на коленях.

- Что он чувствует при этом?

Дети: Жалость и любовь к этим людям.

-  А теперь вернемся к евангельской истории. В субботу, накануне, своего воскресения, Иисус Христос спускается в ад, чтобы вывести оттуда праведных людей, живших до его рождения. Первыми он выводит Адама и Еву. Именно им он протягивает руки на иконе “Воскресение”.

-Празднование Пасхи начиналось в ночь с субботы на воскресение. Все верующие собирались в эту ночь на молитву в храм. Давайте и мы не будем отступать от этой традиции и побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении стоит очень красивая молитва «Ангел вопияше». «Вопияше»- старославянское слово, оно означает –«восклицает». Молитва исполняется как бы от лица ангела, который обращается к Богородице, восклицая «Радуйся! И повторяет вновь (« и паку реку») «Радуйся!» 

Сейчас мы послушаем эту молитву. И попробуем ответить на вопросы:

-Какие голоса исполняли эту молитву? 

- Какая музыка была по характеру? Выберите слова, которые подходят к этой музыки?

(Слушание П.Чесноков «Ангел вопияше» )

Дети: Церковный смешанный хор и солист.

- Песня, которая сейчас с вами исполним, так и называется – “Христос воскрес”. 

- Самым главным, и в тоже время простым и доступным песнопением Пасхи является тропарь. А что такое тропарь?

Дети: Тропарь – выражает вселенский, небесный смыл праздника

Учитель: Он исполняется всеми присутствующими в храме: священниками и прихожанами (людьми, которые часто посещают церковь или храм). В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый.

И мы сегодня попробуем исполнить эту молитву.

Учитель: Но праздник Пасхи, это не только молитвы. У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей. Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков.

Учитель: Первая неделя после Пасхи называлась Светлой. Все семь дней в храмах были открыты колокольни и, каждый человек, особенно ребенок, мог подняться туда и звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

И мощный звон раздался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал,
Певучие, серебряные громы,
Сказали весть святого торжества…   А. Хомяков

-  Послушаем, как звучат пасхальные колокола.

(Слушание праздничных трезвонов: Красный Лавровский трезвон.)

Учитель: Первое воскресение после пасхи – Красная горка – особая пора для юношей и девушек. Это время свадеб и первого весеннего гулянья на вольном воздухе. Молодежь и дети в этот день пели, водили хороводы, качались на качелях, играли в горелки.

3. Заключительный

2

Ребята, давайте вспомним символы, атрибуты и традиции праздника пасхи

(Дети делятся на 3 группы им раздаются карточки со словами: куличи, крашенные яйца, Пасха, церковная служба, Крестный ход, христосование, икона , свеча. Дети должны разделить на 3 группы карточки).

- Понравился ли вам урок? У вас на столах смайлики  веселые  и грустные.

При выходе из класса дети на доске развешивают смайлики (веселые или грустные)

По-моему, у нас отлично получилось. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....