Конспекты уроков - 3 класс
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Кожевникова Юлия Сергеевна

Конспекты уроков - 3 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс 3

Тема урока музыки:  «Мир Бетховена»

Цель: Ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений, развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего эмоционально - ценностном отношении к искусству понимании его функций в жизни человека и общества.
  2. Метапредметные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стиливого анализа муз. сочинений.
  3. Предметные: формирование основ музыкальной культуры, знакомство с музыкальными произведениями Л. В. Бетховена: «К Элизе», «Сурок»; формирование музыкально-слуховых представлений; развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления;

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений,  собственный показ, практический метод, метод пластической импровизации.

Материалы и оборудование: муз.центр, фортепиано, компьютер, проектор, флэшка, ноты,

Музыкальный репертуар:

  1. Л.Бетховен – «К Элизе», «Сурок»
  2. Б. Савельев – «Большой хоровод»

Структура урока:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока


Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t (мин.)

1.

Организационный момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

  - Здравствуйте, ребята!

- Прежде чем начать наш урок, хочу проверить как вы помните тему прошлого урока. Сейчас вы будете отвечать на мои вопросы и за правильный ответ вам будут выдаваться фишки, которые потом превратятся в оценки.

1. С каким видом музыки, мы познакомились на прошлом уроке?

2. Родина Джаза?

3. Назовите инструменты Джазового оркестра?

4. В Джазе присутствуют Спиричуэл, Блюз, Регтайм

- Вы правильно ответили на все вопросы.

- Посмотрите на экран, портрет какого композитора вы видите?

- Совершенно верно! Это Людвиг ван Бетховен.

Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке?

- Как будет называться тема нашего урока?

- Вы почти правильно определили. Запишите в тетрадь - Тема урока: Мир Бетховена.

 

- Здравствуйте  

-Джаз

-Америка (США)

- Бетховен

 

- Узнать о жизни и творчестве композитора.

- Л. В. Бетховен

(Запись темы в тетрадь)

5 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

- Кто же такой Людвиг ван Бетховен?

 Бетховен - это немецкий, композитор дирижер и пианист. Родился композитор в немецком городе Бонн. Людвиг учился играть на скрипке и органе. Он оставил огромный след в истории музыки. В 26 лет композитор начинает терять слух и понимает, что глухота неизлечима. Он продолжает писать музыку и в 44 года окончательно теряет слух.

Глухота, постигшая композитора, заставляла его постоянно искать путь общения с миром, с окружающими его людьми.

И музыка помогала ему в этом. Музыкальный мир композитора очень широк. В нем есть все: радость и скорбь, юмор и печаль, добро и зло, любовь и слезы.

- Сегодня мы познакомимся со знаменитой пьесой композитора которая называется "К Элизе". Кому же она посвящена? И кто такая Элиза?

Музыкант Людвиг Ноль как - то обнаружил рукопись «К Элизе» в Мюнхене Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нотами. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена. Тогда Ноль опубликовал это произведение.

Есть версия, что эта пьеса  посвящена пианистке и ученице Бетховена Терези  Малфатти. Она виртуозно исполняла его произведения. Это предположение было основано на том, что Бетховен ухаживал за ней и даже собирался жениться, но получил отказ. Кроме этого, рукопись долгое время хранилась именно у неё.  

- Сейчас мы прослушаем это произведение и  проследим как меняется характер произведения? я предлагаю поиграть вам в следующую игру:

( детям раздается по две карточки: красную и белую, как только динамика произведения начинает нарастать, дети должны поднять красную карточку, стихать – белую, если музыка звучит равномерно не поднимать ничего.)

(Звучит Л. Бетховен «К Элизе». Дети приступают к заданию)

-Как звучала музыка? В каком характере?

- Менялась ли динамика произведения?

-Как часто она менялась? Изменялся ли темп?

Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. 

Ребята, Л. Бетховен писал не только инструментальную музыку, но и музыку для вокального исполнения. 

-Не менее известна и любима песня «Сурок», написанная композитором в молодые годы на стихи немецкого поэта Гёте. 

Герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком.  Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. 

О чем эта песня? О ком в ней поется? Кто исполняет песню? Какие образы вы представили когда ее слушали? Как звучала музыка? 

(Ответы детей)

- трубы, саксафон, барабаны

- Да, менялась как динамика, так и темп. Звучание музыки то нарастало, то стихало. То же самое происходило и с темпом

- О Сурке и мальчики, которые бродили. Песню исполнял детский хор. Музыка: нежная, ласковая, добрая, мягкая

17 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

  - Совершенно верно! Сегодня мы с вами разучим эту небольшую песню.

( Дыхательные упражнения. Распевание)

(Разучивание первого куплета)

Ребята вспомните песню с которой мы с вами познакомились на том уроке.

- Правильно! И вашим домашним заданием было выучить слова и сейчас мы проверим как вы подготовились. Но с начало подготовим наш голосовой аппарат к пению.

  - А теперь мы споем эту песню под минус.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

-Высходящее движения мелодия

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Можете сеть на места!

-

(Исполнение песни 1 куплет)

- Большой хоровод

(Исполнение песни)

15 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний)

М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Подведем итог нашего урока.

- Ребята, с творчеством какого композитора вы сегодня познакомились?

-Какие музыкальные произведения мы прослушали?

-Какое музыкальное произведение вам понравилось больше всего?

-Д/з нарисовать образ к любому из прослушанных произведений Л. В. Бетховена. 

Спасибо за работу на уроке! До свидания!

 

-Л. Бетховеным

- К Элизе, Сурок

(Ответ детей)

3 мин.



Предварительный просмотр:

Класс 3

Тема урока музыки:  «Острый ритм - джаза звуки»

Цель: Ознакомление учащихся со стилем "джаз" с историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля через знакомство с исполнителями джаза.

Планируемые результаты:

  1.  Личностные: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений, развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего эмоционально - ценностном отношении к искусству понимании его функций в жизни человека и общества.
  2. Метапредметные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стиливого анализа муз. сочинений.
  3. Предметные: формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к джазовой музыке через музыку  Louis Armstrong – «Let my people go» .Разучивание песни Б. Савельева "Большой хоровод".

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений, метод сравнения, собственный показ, практический метод.

Материалы и оборудование: муз.центр, фортепиано, компьютер, проектор, флэшка, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. Louis Armstrong – «Let my people go»;
  2. Jazz Band – «Thats It»;
  3. Б. Савельев – «Большой хоровод»

Структура урока:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t (мин.)

1.

Организационный момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

  - Здравствуйте, ребята!

- Сегодня к нам на урок пришел таинственный господин. Имени, которого я и вы не знаете Кто он? Откуда? Каков его характер ? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю сегодня узнать о нем на уроке.

Я предлагаю Вам, отгадать загадку, с помощью которой вы определите его имя.

Звучит импровизация,

Устроил зал овацию.

Фоно, ударник, саксофон-

Приятный музыкальный фон.

Хочу, друзья, спросить у вас.

Что заиграли? Это - ....

Правильно! Это Джаз.

- Ребята, кто знает как звучит джаз?

- Джаз - острый, резкий у него неровный ритм. В основном звучат ударные и духовые инструменты.

- Как думаете какая тема будет сегодняшнего урока?

- Вы практически правильно определили. Тема урока: "Острый ритм - джаза звуки". Запишите в тетрадь.

Исходя из темы урока, что мы должны сегодня узнать ?

- Здравствуйте  

-Джаз

(Ответы детей)

- Джаз

- Кто создал джаз.

- Познакомиться с историей возникновения.

- Узнать Джазовые инструменты.

- Великих джазистов.

5 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

- Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Перенесемся в 20 - е года 20 столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда называли Америку и Европу) бурлил разговорами о какой-то джаз - банде. Прочитайте их разговор:

- Какое странное имя?

- Кличка какая-то?

Кто он? - возмущались одни.

Кто он!!! восхищались другие.

-Джаз появился в крупном городе Новый орлеан, США. В Америке проживало большое количество негров, которые когда -  то были рабами. Они напевали свою африканскую музыку. А через некоторое время их музыка соединилась с музыкой белых людей. Внеся свой стиль в музыку белых людей, негры стали ее исполнять и из этого возникла песня "Спиричуэл".

- Сейчас мы послушаем спиричуэл в исполнении американского трубача, вокалиста Луи Армстронга и ответим на вопросы. Какая музыка по характеру? Какие инструменты звучали?

- Вы правильно назвали инструменты. Но это не все посмотрите на экран. Здесь представленны группы инструментов,  которые входят в джазовый оркестр. Запишите в тетрадь.

Африканский народ очень ритмичны и музыкальны. Когда удавалось отдохнуть от работы они пели, а инструментами им служило все что попадет под руку.

- Я предлагаю вам почувствовать ритм джаза, а поможет нам в этом наше тело.

1 ряд. Будет показывать ритм щелчками пальцев

2 ряд. Показывает ритм хлопками в ладоши

3 ряд. Слегка притопывает одной ногой.

- Когда Джаз впервые услышали в Новом  Орлеане, он стал набирать свою популярность и музыканты начали разъезжать по странам с концертами. Позднее добовляются Блюз и Регтайм.

Блюз - это жанр музыкального искусства. В переводе означает уныние. Грустные песни, в которых выражается тоска по потерянному счастью и любви.

Регтайм - в переводе означает рваный ритм. Пьеса танцевального характера.

- Сейчас я включу произведение, а вы попытаетесь определить Что это регтайм или блюз?

Правильно!

- Главным качеством джаза является импровизация.

(чтение по ролям)

(Ответы детей)

- трубы, саксафон, барабаны

- Регтайм

17 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

  - Ребята вспомните песню с которой мы с вами познакомились на том уроке.

- Правильно! И вашим домашним заданием было выучить слова первого куплета и сейчас мы проверим как вы подготовились. Но с начало подготовим наш голосовой аппарат к пению.

( Дыхательные упражнения и распевание. Исполнение песни)(Разучивание 2 куплета )

  - А теперь мы споем эту песню под минус.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

-Высходящее движения мелодия

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Можете сеть на места!

- Большой хоровод

(Исполнение песни 1 куплет)

(Исполнение песни)

15 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний)

М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Подведем итог нашего урока. А для этого дружно встанем. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать, но необычно. Если ответ будет верно, вы поднимаете руки вверх, а если же нет хлопаете в ладоши:

1. Страна Япония стала родиной джаза?

2. Негритянский народ не имеет никакого отношения к Джазу?

3. Тема нашего урока "Острый ритм -джаза звуки?

4. В Джазе присутствуют Спиричуэл, Блюз, Регтайм?

-Д/з узнать именна русских исполнителей Джаза.

 

-Нет. США. Дети хлопают в ладоши.

- Нет. Дети хлопают

-Да. Поднимают руки вверх

- Да. Поднимают руки вверх

3 мин.



Предварительный просмотр:

Класс 3

Тема урока музыки: Сюита «Пер Гюнт» Э. Григ

Цель: Ознакомление с творчеством норвежского композитора Э. Грига, через прослушивание фрагментов  сюиты «Пер Гюнт»;

Планируемые результаты:

  1.  Личностные: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего эмоционально - ценностном отношении к искусству понимании его функций в жизни человека и общества.
  2. Метапредметные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стиливого анализа муз. сочинений.
  3. Предметные: формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности норвежского композитора Э. Грига. Разучивание песни Б. Савельева "Большой хоровод".

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений, метод сравнения, собственный показ, практический метод.

Материалы и оборудование: муз.центр, фортепиано, компьютер, проектор, флэшка, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. Э. Григ – «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;
  2. Э. Григ – «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»;
  3. Б. Савельев – «Большой хоровод»

Структура урока:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t (мин.)

1.

Организационный момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

  - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна!

- Сегодня я предлагаю вам самим попробовать угодать, чему будет посвящен наш урок. Посмотрите на слайд, что вы видите?

Верно, а что мы можем узнать по флагу ?

- Правильно!

- Назовите русского композитора?

- Молодцы!

- Посмотрите на слайд. Это флаг Норвегии.

-Я предлагаю совершить путешествие в красивую страну Норвегию. Она находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. 

 Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. По легенде эти сказочные существа живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

-А как вы думаете у Норвегии есть свои композиторы?

- Значит сегодня мы с кем должны познакомиться?

- Да, но не просто знакомиться, а узнаем его творчество. Вы сейчас сами попробуете назвать произведение, с которым предстоит знакомство, по ребусу.

- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с сюитой "Пьер Гюнт" норвежского композитора Эдварда Грига

- Здравствуйте  

- Флаг России

П. И. Чайковский

- Да

- С норвежским композитором

5 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

Эдвард Григ -  норвежский композитор, пианист, дирижер. Сел за инструмент в 4 года. В 12 лет написал свое первое произведение. В своих произведениях Григ отражал разные стороны жизни в Норвегии – и радости, и скорби. Григ очень часто использовал в своих произведениях народную норвежскую музыку. Ему очень нравилась пьеса "Пьер Гюнт"  писателя Генриха Ибсена.  

Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша красив и смел, но неисправимый фантазер, искатель приключений. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. От горя умирает мать Отправляется Пер Гюнт странствовать по миру в поисках счастья, оставив в деревне любимую девушку по имени Сольвейг. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: в Америку, в Египет, в Китай и в Африку. Но в конце он скучает по дому и возвращается обратно на Родину.

И Эдвард решает написать к этой пьесе сюиту

Что же такое сюита?      

Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких  частей, разных по характеру.

- Сегодня на уроке мы проследим путь странствий главного героя и познакомимся с самыми яркими музыкальными картинами сюиты.

Открывает сюиту музыкальная картина «Утро». Пер Гюнт, путешествуя по Египту встречает восход солнца, но перед глазами его — родная Норвегия. Сейчас мы разделимся на три группы и попытаемся ответить на вопросы:

1 группа: -О чем рассказывает эта музыка?

2 группа: - Какой инструмент звучит в начале произведения?

3 группа: - Что напоминает звук духового инструмента?

- Скажите при помощи чего композитор смог передать нам ощущения этого пробуждения?

- Мелодия была разной? или она была одинаковой ?

-Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется? 

- Такое развитие музыки называется – вариационным.

 Вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций).

 

- Однажды Пер Гюнт долго бродив по горам, уставший решил прилечь отдохнуть в пещере, пока какие - то тени не стали обступать его. Они  превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. Это были тролли. Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камни. И сам горный король сделал Перу предложение - вступить в мир троллей и жениться на его дочери.

Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. Но Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья.

Первичное прослушивание:

- Сейчас послушаем и ответим на вопросы:

- Какой характер у музыки?

- Изменялся ли темп и динамика?

- Какие инструменты играют ?

- А мелодия была одинакова или менялась?

- Правильно, композитор использует тот же прием.

Вторичное прослушивание:

- Сейчас мы с вами попробуем передать развитие произведения с помощью наше тела: (Когда играет тихо дети стучат об парту пальцами, динамика прибавляется - хлопают в ладоши, кульминация- хлопки по коленкам)

- Ребята, вам понравилось передавать мелодию с помощью нашего тела?

Что же было дальше с Пьерам?

Он долго путешествовал в поисках счастья - 40 лет. И все эти годы ждала и продолжала любить его невеста Сольвейг. Но вскоре он возвращается домой на Родину.  Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит.  Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля.

Слушание «Утро».

-О пробуждении природы, о красоте родного края.

- Флейта

- Пение птиц.

- при помощи постепенного усиления мелодии.

- одинаковой

Слушание: "В пещере горного короля"

- мрачный, страшный

- в начале тихо, медленно, а потом быстро и громко.

- Струнные, ударные

- одинакова

Да!

17 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать)

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

  - Ребята, как называется вид музыки, которую мы прослушали?

- Существует ли еще один вид? Какой?

- Верно, а вокальная музыка – это в первую очередь песни. Сейчас мы с вами послушаем песню, а вы мне скажите про, что она?

  - Давайте проговорим с вами слова первого куплета. (выведены на слайд) 

( Дыхательные упражнения и распевание)

  - Послушайте мелодию (разбирают мелодию) 

(Разучивание мелодии, текста первого куплета с припевом)

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

-Высходящее движения мелодия

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Можете сеть на места!

- Инструментальная

- Вокальная музыка

Дети слушают песню.

Ответ детей.

15 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний)

М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Про какого композитора мы сегодня с вами говорили?

-Из какой он страны?

-С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились?

-Какие два произведения мы сегодня слушали ?

- Скажите, чем схожи эти произведения ?

-Д/з нарисовать троля, который вам представился после прослушивания музыки "В пещере горного короля"

 

- Эдвард Григ

-Норвегия

- Пер Гюнт

- Утро и В пещере горного короля

- оба основаны на вариациях

3 мин.



Предварительный просмотр:

Класс: 3

 

Тема урока музыки: «Опера «Руслан и Людмила»

Цель: формирование знаний об оперном искусстве через знакомство с шедевром русской оперной культуры – оперой «Руслан и Людмила» великого русского композитора М.И. Глинки

Планируемые результаты:

         Метапредметные: характеризовать образцы творчества крупнейшего русского композитора М.И. Глинки, активно

         участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально –

         ценностное   отношение к музыке как живому, образному искусству;

         Предметные: ознакомить с жанром оперы, отдельными сценами и с певческими голосами; освоить понятия: опера, увертюра,

         баритон, уметь определять тему урока, ставить перед собой задачи, познакомить детей с

         Личностные: формировать целостный взгляд на мир, отношения к добру и злу через отрывки из оперы М. И. Глинки

        «Руслан и   Людмила» ария Руслана и Фарлафа, формировать этические чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, метод размышления о музыке

Материалы, оборудование: компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано, нотный материал, карточки с

Музыкальный репертуар: музыка М.И. Глинки «Увертюра» «Ария Руслана» «Рондо Фарлафа».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительной деятельности
  4. Организация слушательской деятельности
  5. Итог
  6. Рефлексия                  

Этап

УУД

                 Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж

(мин.)

1

Организационный момент

Л (проявление эмоциональной отзывчивости); П (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

-Здравствуйте, ребята.

Учитель вместе с детьми пропевают слово «Здравствуйте».

-Меня зовут Юлия Сергеевна сегодня я буду вести у вас урок музыки.

 - Сегодня на уроке мы с вами совершим музыкальное путешествие. Посмотрите на экран и скажите в какое место мы с вами отправимся?  Давайте вместе попробуем отгадать на какой спектакль мы пойдём, а для этого нужно отгадать загадку:

В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

И музыку играл оркестр.

Спектакль как же назовут?

 - Да, правильно это опера.

-Вы знаете, что такое опера.

Опера - это музыкальный спектакль, где все герои поют. Я знаю на прошлом уроке вы слушали оперу-былину Николая Андреевича Римского-Корсакова.

-Вы помните как она называется?

-Расскажите, кто такой Садко?

-Посмотрите на доску и скажите, какую оперу вы еще слушали?

-Правильно, оперу Снегрочка, а кто ыл одним из главных персонажей?  

   Сегодня, мы отправились с вами в театр не просто так, мы познакомимся еще с одной оперой великого русского композитора М.И.Глинкой «Руслан и Людмила». Скажите, как будет называться тема нашего урока? Запишите пожалуйста в тетрадь.

Мы должны с вами познакомиться с оперой узнать как она строиться. Ее главных героев определить какие персонажи добрые, а какие злые.

-В театр

-Опера

- Быстрая, громкая, стремительная

«Садко»

-Садко- это славный купц-гусляр

-«Снегурочка»

-Лель

-Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

5

2

Организация слушательской деятельности

П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений);

Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

 П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);

Л (развитие способностей к художественно-образному

- И вот мы пришли в музыкальный театр, сели на кресла. Звучит музыка, играет симфонический оркестр, но занавес закрыт, никто не поет на сцене, нет никакого действия. Ведь звучит увертюра.

Она подготавливает нас слушателей к тому, что ждет нас впереди в музыкальном спектакле, что будет происходить на сцене. И сейчас прозвучит фрагмент увертюры к опере «Руслан и Людмила». Послушайте и определите какая музыка по характеру?

А вы услышали, как поменялась музыка?

А заканчивается увертюра радостно и торжественно, как добро побеждает зло.

-Молодцы!

-Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария. Ария – это эпизод в опере, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. И сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила». Слушайте внимательно, ответьте на вопросы:

Какая музыка по характеру?

Каким вы представили себе Руслана?

Партию Руслана в опере исполняет низкий мужской голос, но выше, чем бас. Этот голос называют – БАРИТОН.

Руслан-смелый, честный , но вспыльчивый человека. Он не будет долго размышлять, когда надо быстро действовать и наоборот, способен рассуждать и предаваться думам, когда к этому располагает время и ситуация. Он честен себе и верен своей любви. Но и в силе Руслану нет равных. Ни хитростью, ни силой, ни даже магией обойти его не удается никому.

- Быстрая, громкая, стремительная

Да, она стала светлая, спокойная. 

10

3

Организация исполнительской деятельности

П (открытие новых знаний, нового материал)

Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости) Л(развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

- В опере «Руслан и Людмила» есть еще один герой и это Фарлаф. А как композитор относится к этому персонажу мы узнаем послушав и спев рондо Фарлафа.

 Партию Фарлафа в опере исполняет самый низкий мужской голос- бас.

Как вы поняли какой Фарлаф по характеру?

 А что отличает тему Фарлафа и тему Руслана?

 Предлагаю спеть тему Фарлафа по нотной записи. Постарайтесь передать интонацией его безудержную радость. Торжество и хвастовство.

ВХР трудности

Методы и приемы

Нисходящее движение мелодии

Звуковысотный показ

Замыкание «й»

Хормейстерский жест

Скачки вверх и вниз

Хормейстерский жест

Подыгрывание мелодии

Собственный показ

Четкое произношение слов

Дирижерский жест

Собственный показ

Допевание гласных звуков

Чёткое снятие рукой.

10

4

Организация слушательской деятельности

П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений)

Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

- Ребята, скажите, а какие женские голоса вы знаете в опере?

 Мы с вами сейчас послушаем каватину Людмилы. Слово КАВАТИНА для нас новое.

Кавати́на — это небольшая лирическая оперная ария. С конца XVIII века часто - выходная ария в опере. Это небольшая и несложная песенная форма в небыстром темпе в духе арии с одной нежной темой. Давайте мы с вами сравним образ Руслана и Людмилы? Как композитор показывает музыкой отважного Руслана и изящную, любящую Людмилу? А как композитор передал образ Фарлафа?

-Сопрано, альт.

-Давайте

-Людмила нежная, романтичная, безаботная

Руслан- отважный герой

5

5

Итог

Р (подведение итогов)

Молодцы ребята! Подведем итог нашего урока, посмотрите на экран и ответьте на вопросы?

Музыкальный спектакль, содержание которого выражено в пении?

Музыкальное вступление к опере?

С какой оперой знакомились сегодня?

Кто композитор этой оперы?

Назовите героев оперы, с которыми мы сегодня познакомились?

Красивый мужественный мужской голос, выше, чем бас?

-опера

-увертюра

-«Руслан и Людмила»

-М.И. Глинка

- Руслан, Людмила, Фарлаф

-Баритон

3

6

Рефлексия

Р(оценка собственной работы)

Ребята, какое настроение передалось вам от общения с музыкой? Покажите свое настроение с помощью цветовых карточек. На этом наш урок закончен. Спасибо за урок!

2



Предварительный просмотр:

Класс 3

 

Тема урока музыки: Н.А. Римский-Корсаков «Океан-море синее»

Цель: Формирование представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко».

Планируемые результаты:

Метапредметные: Расширение кругозора и умения рассуждать, умение сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения.

Предметные: Продолжение изучения былинного творчества русского народа на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко»

Личностные: Формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.

Тип занятия: Расширение и углубление знаний.

Методы и приемы: метод размышления о музыке, метод возвращения к проеденному материалу, наблюдения за музыкой, метод музыкального обобщения, метод музыкального собеседования.

Материалы и оборудование: ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, ноты, пазл.

Музыкальный репертуар:
      1. Н. А. Римский-Корсаков вступление к опере- былине «Садко» - «Океан-море синее»

      2. Сл.и муз. А.Петряшевой «Музыка зовет»

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Итог урока.
  5. Рефлексия.

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин)

1

Организационный момент

Личностные УУД- проявление эмоциональной отзывчивости.

-Здравствуйте, ребята.

Учитель с детьми пропевает слово «здравствуйте»

-Присаживайтесь

-Кто мне расскажет, что вы проходили на прошлом уроке? (Ответ одного ученика)

-А кто главный герой оперы «Снегурочка»?

-Какие фрагменты оперы мы слушали?

-Что произошло со Снегурочкой в опере?
- Ребята, просмотрите художественный ряд.

- Что изобразил художник на этих картинах? 

- Какое море вы увидели?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

- А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря. Посмотрите, везде море разное.

-Здравствуйте.

-Н.А.Римский-Корсаков  опера «Снегурочка»

-Главным героем оперы является Снегурочка

-Ария Снегурочки « С подружками по ягоды ходить» и сцена таяния «Люблю и таю»

-Снегурочка растаяла

-Море

-Разное: спокойное и бурное, шторм.

- Теме моря. Музыке моря.

5

2

Организация слушательской деятельности

Л.выполнять творческие задания (пластическое интонирование).

Р. адекватно воспринимать предложения учителя.

К.рассуждать о музыке, её характере, средствах выразительност, контрастах.

- Сегодня мы так же познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. Он был еще и морским офицером, часто бывал в море.

-Как вы и сказали, сегодня мы познакомимся с темой моря Н.А. Римский-Корсаков вступление к опере-былине «Садко» « Океан-море синее»

С какими операми Николая Андреевича Римского-Корсакова вы уже познакомились?

Именно к опере-былине «Садко» композитор написал вступление «Океан-море синее».

Посмотрите на слайд и соотнесите определения с нужными словами.

- Что такое опера?

- Что такое былина?

- Что такое опера- былина?

-- Каких вы знаете былинных героев? (Отвечают два человека?)

- Сначала композитор сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней.

- Как вы думаете, как музыка рисует картины моря? Посмотрите на экран и скажите с помощью чего он рисует музыку моря?

- С помощью пазлов которые лежат у вас на столах, давайте узнаем что такое динамика, темп, мелодия, лад, тембр.

Сейчас мы прослушаем вступление к опере-былине «Садко»   «Океан – море синее»

- Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим?

- Ребята, вы слышали один музыкальный инструмент или

несколько?

- А какие музыкальные инструменты вы

услышали?

-И сейчас мы с вами окажемся на берегу синего моря и немножко отдахнем  и сделаем зарядку. Все встаем со своих мест. (Физ.минутка)

- Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то мы будем показывать рукой так. (показывает)

– Если море будет бурное, то как мы покажем?

Молодцы. Вы справились с заданием.

-Мы познакомились с операми «Снегурочка», «Садко»

-Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

-Динамика, темп, мелодия, лад, тембр.

-Повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов.

-Несколько

-Скрипки, виолончели, духовые инструменты.

15

3

Организация исполнительской деятельности

 Л – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле.

Р- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

- Ребята, как вы поняли музыка всегда идет с нами по жизни даже Николай Андреевич Римский- Корсаков услышал «музыку моря» Она «зовёт» нас на какие-то мероприятия, просто помогает весело проводить время. Музыка зовет. Прям как название песни, которую мы с вами учили на прошлых уроках, предлагаю вам её вспомнить.
Учитель поёт

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми

- Попрошу одного из вас исполнить это фрагмент

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Помощь инструмента.

- У вас очень хорошо получилось, думаю, что вам всем нравится музыка и вы пели о том, как именно вы это чувствуете, как вам помогает, вас зовет музыка.

Учащиеся поют

Учащиеся поют

Ребёнок исполняет фрагмент произведения

15

4

Итог урока

Р–оценка собственной работы,подведение итогов .

- Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине «Садко» Римского–Корсакова «Океан – море синее». Сейчас попрошу вас открыть тетрадки и ответить на вопросы про проеденному материалу.

-Кто написал вступление к опере-былине «Садко»?

-Как называется вступление к опере?

-Что такое опера-былина?

-Что такое динамика?

-Как называется песня, которую мы сегодня с вами исполняли?

-Н.А. Римский-Корсаков

- «Океан-море синее»

-Опера-былина-

-Динамика- сила звука в произведении

- «Музыка зовет»

3

5

Рефлексия

Р -  умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

-Сейчас в тетрадях оцените свою работу, если вы выполнили этот пункт, добавляем один балл.
1.Внимательно слушал музыку
2.Отвечал на вопросы
3.Старательно исполнял песню
4.Делал записи в тетрадь
5.Слушал ответы товарищей
-Посчитайте свои баллы, у кого получилось 5, поднимите руку.

 Дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось.
- Урок окончен, спасибо, до свидания.

Записывают д/з в тетрадь

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....