Конспект урока. Тема: Молитва.
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Матвиенко Любовь Николаевна

Цели:   познакомить с произведением из «Детского альбома» П.Чайковского «Утренняя молитва», способствовать  прикосновению к высоким темам духовной жизни людей;

 развивать умение слушать и эмоциональную отзывчивость на музыку,  слух, память, внимание;  воспитывать уважения к традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_molitva.docx16.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема  Молитва.  

Цели:   познакомить с произведением из «Детского альбома» П.Чайковского «Утренняя молитва», способствовать  прикосновению к высоким темам духовной жизни людей;

 развивать умение слушать и эмоциональную отзывчивость на музыку,  слух, память, внимание;  воспитывать уважения к традициям своего народа.

Планируемые результаты:

предметные : научиться слушать и анализировать музыку, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни;

метапредметные : регулятивные –формулировать и удерживать учебную задачу , выполнять учебные действия, познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные-использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы;

личностные : развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования , чувство сопричастности к культуре своего народа.

Музыкальный материал : «Вальс» П.Чайковского, П.Чайковский. «Утренняя молитва», «В церкви», исполнение мужского хора.

                                                                     

                                                                       Ход урока

I. Организационный момент.

 Слайд 1 звучит музыка «Вальс» П.Чайковского.

II. Мотивация учебной деятельности.

- Какую музыку мы с вами послушали?

 - Да, это был «Вальс» из «Детского альбома», который Пётр Ильич Чайковской сочинил для своего племянника Володи Давыдова и для всех детей. Сам композитор писал: «Я хочу сделать целый маленьких отрывков безусловной лёгкости и с заманчивыми для детей заглавиями…» Назовите, какие пьесы из «Детского альбома» вам знакомы?

( «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Похороны куклы», «Камаринская», «Мама», «Нянина сказка»).

Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкой великого композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

Слайд 2  Как вы понимаете  слово-молитва?

(Дети объясняют значение  слова.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства - монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

Тема нашего урока необычная - «Молитва».

Слайд 3-4 Одни из главных молитв.

- Для чего люди читают молитвы?

Слайд 5 Виды молитв.

III. Работа над темой урока.

Подготовка к восприятию музыки.

 Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы. Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Слайд 6 Стих Лермонтова.  

Стих  И. Никитина:                                

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва.

Слайд 7 Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» - это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

Слушание «Утренняя молитва»

Какая музыка по характеру, темпу?

-Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

 Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Слайд 8 Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

Слушание «В церкви»

- Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла (a cappella), то есть пение без сопровождения музыки. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите  Слайд 9. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески - образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду - в храме, в доме, в дороге...

Слайд 10. (Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства».

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель. Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

-Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

3. Вокально-хоровая работа.

Я думаю, что у нас, как и у того ребёнка, образ которого был с нами на этом уроке, всё будет хорошо.

Давайте распоёмся и повторим наши  песни.

IV. Итоги урока. Рефлексия. Слайд 11

-Какая была тема урока?

- Чему научились на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Достигнута  ли  Вами цель урока?  Какая?

- Что запомнилось  больше всего?

- Всё ли Вам удавалось легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Православная молитва"

Урок в соответствии с ФГОС....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Православная молитва»

План - конспект, технологическая карта урока с УУД...

Конспект урока. Тема: Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительн...

Конспект урока Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция» 3 класс

Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция»...

Конспект урока. Тема Повторение изученного по темам «Сложение и вычитание с переходом через разряд», «Решение задач», 2 класс. (УМК) системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Цели деятельности учителя: закрепление материала по изученным темам: «Сложение и вычитание с переходом через разряд», «Решение задач».Планируемые результатыПредметные:Знать: ал...