Масленица-праздник русского народа
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Татьяна Михайловна Гимаева

Урок проходит в 3 классе по программе Е.Д.Критской 3 четверти. В уроке использованы различные методы и приёмы, современные педтехнологии, в том числе здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные. В уроке очень много песен,игр, познавательного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_3_klasse_maslenitsa-prazdnik_russkogo_naroda.docx27.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок в 3 классе «Масленица-праздник русского народа»

Цели: Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с  музыкальным фольклором (масленичные песни, игры, хороводы)

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями народного праздника –Масленица

Развивающие: развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков, творческих навыков, чувства ритма.

Воспитательные: воспитание пробуждения интереса к традициям и обычаям русского народа, уважения к народным традициям.

Планируемые результаты

Предметные:

- развитие интереса к различным видам искусства: музыкальному, изобразительному

- формирование художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России

-формирование   представление о роли музыки в человеческой жизни и художественной картине мира в целом

- формирование элементарных умений и навыков  при реализации содержания различных видов творческой и музыкальной деятельности

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-умение выявлять характерные свойства русской народной песни

-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания  народной музыки в различных  видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные:

- умение ориентироваться в многокультурном разнообразии

-  умение применять различные  логические  приемы (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация);

-  умение планировать,  контролировать, корректировать и оценивать свои  учебные действия; - умение  воспринимать окружающий мир в его  природном, культурном социальном и художественном  многообразии.

-овладение способностью выбора способов  решения проблем поискового характера;

-применение знаково-символических и   речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- умение участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление знаний о  традициях семьи и народа;

 Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа

Тип урока:первичное усвоение новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока: фортепиано, экран и проектор, музыкальные инструменты

Методы: деятельностный, иллюстративный, частично-поисковый, наглядно-слуховой.

Виды деятельности учащихся:

  • Слушание музыки
  • Пение
  • Инструментальное музицирование
  • Музыкально –пластическое движение

Музыкальный материал:

  • Р.н.п. «Как по улице красавица гуляла»
  • Р.н.п. «Как вставала я ранешенько»
  • Р.н.п.« Ой,блины»
  • Р.н.п. «Разрумяными блинами»
  • Р.н.песня-хоровод «Сею, вею, снежок»

Ход урока:

1.Орг.момент

Вход под музыку «Как по улице красавица гуляла»р.н.п. (1 мин)

Музыкальное приветствие

-Здравствуйте ребята!

Действие и ответы детей

-Здравствуйте, учитель!

2. Актуализация знаний

Девочки исполняют песню «Пришла масленица» (2 мин)

Определение темы урока

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Будьте как дома, не стесняйтесь,

Вместе с нами сегодня развлекайтесь!

-Ребята, сегодня мы с вами окунемся в яркий мир русского фольклора и продолжим знакомство с музыкальным фольклором России. Кто мне скажет, что такое фольклор? Что мы относим к фольклору?

-Да, верно, к фольклору  мы относим русские народные песни.,загадки и т.д.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, русскую народную песню в исполнении девочек вашего класса, и скажите о чем эта песня?

-Да, верно, о Масленице.

-А кто из вас уже слышал такое слово? И знает его значение?

-Как вы думаете , а какая будет тема нашего урока? Верно, тема нашего урока «Масленица-праздник русского народа» (слайд 1)

-А что мы должны будем узнать? (слайд 2)

- Это устное народное творчество, народная мудрость. Это загадки, потешки, сказки, частушки,песни, дразнилки и т.д.

-о масленице

-Это русский  народный праздник.

Тема нашего урока-Масленица

-Что это за праздник?

-Когда и как  он отмечается ?

-Когда появилась масленица,

-Традиции масленицы,

Итак, ребята, нам предстоит много узнать, поэтому я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие , в ходе которого мы найдем  с вами ответы на все поставленные вопросы (слайд3)

3. Изучение нового материала.

История создания Масленицы ( 7 мин)

Первая станция «История появления Масленицы» (слайд4)

Ребята, история этого праздника уходит своими корнями в далекое прошлое.. Сейчас послушайте внимательно сообщения о Масленице, о котором расскажут ваши одноклассницы. (слайды 4,5.6.7,8,9)

Итак,1. Откуда Масленица берет свое начало?

2. Что означает этот праздник?

3. Когда отмечался этот праздник раньше?

4. Что это за день ?

Почему его так боялись люди?

5. Кого раньше называли комом и почему?

6.-Кому давали первому  угощения и почему?

7.Какая существует поговорка в народе?

-Как вы думаете , а почему этот праздник называется Масленица?

-Чуть позже этот праздник стал называться Мясопуст, так как во время празднования нельзя было употреблять мясо, потому что он отмечался в последнюю неделю перед великим постом. У православных великий пост длится 7 недель, и заканчивается священным праздником Пасхой!

Дети слушают сообщения учащихся и отвечают на вопросы.

  1. У древних славян
  2. Прощание с зимой
  3. Отмечался 22 марта
  4. 22 марта-день весеннего равноденствия : зима борется с весной, наблюдались резкие колебания погоды
  5. Медведя считали почитаемым животным и сравнивали с богом Вересом, после  пробуждения  после зимней спячки медвеля , считали , что пробуждается природа.
  6. «Первый блин комом»

Потому что, во время праздника люди ели много масла.

4. Знакомство с  днями масленицы (6 мин). Работа по карточкам

-Вот видите, какая интересная история этого праздника, и удивительно, что он дошел до наших дней и мы с удовольствием ждем и  празднуем его до сих пор, потому что тоже хотим теплую весну!

- А кто из вас знает, сколько дней шла масленица?

Как было сказано выше, масленица шла несколько дней, и каждый день имел своё название. Сейчас мы с вами узнаем название этих дней. У 1 группы на партах лежат карточки. На одних указаны названия  дней, на других описание каждого дня. Ваша задача, прочитать и соотнести эти карточки. Для каждого ученика один день. Другая группа внимательно посмотрите на иллюстрации, вам нужно будет соотнести картинку каждому дню, когда будет говорить выступающий из другой группы.

понедельник-«Встреча масленицы»

Вторник «Зайгрыш»-

Среда-«Лакомка»

Четверг- «Разгуляй»

Пятница- «Тещины вечерки»

Суббота- «Золовкины посиделки»

Воскресенье-«Прощеное воскресенье»

7

Дети по одному выходят к доске, прикрепляют день недели, озвучивают название дня, и проговаривают описание дня, другой человек из другой группы, находит соответствующую иллюстрацию, и также прикрепляет ее на доске напротив названия дня.

5.Станция «Традиции Масленицы» Работа по картине Кустодиева «Масленица» (3 мин)

- Ребята, а как вы считаете можно ли Масленицу назвать музыкальным праздником?

-Ответить на этот вопрос нам поможет следующая станция , которая называется «Традиции» (слайд 10)

-Конечно, этот праздник очень веселый и яркий, не случайно его называют широкая масленица, очень много людей принимают в нем участие, и как любой  праздник имеет свои традиции, а какие, вы узнаете, когда соберете  пазл, который лежит у вас на партах. Собрав этот пазл, перед вами предстанет картина известного художника 20 века Бориса Кустодиева, который очень искусно и детально изобразил этот праздник, и вы сможете разглядеть, что же делали люди на этот праздник. картину и самим определить какие развлечения и традиции существовали на этом празднике (Слайд 11 Кустодиева «Масленица»

 

Ответы детей.

Дети собирают картину и перечисляют традиции

  1. Катание на тройке
  2. Исполнение песен
  3. Ярмарки
  4. Водили хороводы

6. Исполнение песни «Разрумяными блинами» (2 мин )

- Чтобы лучше почувствовать атмосферу этого праздника, давайте попробуем озвучить эту картину.

- Ребята, с чего начинался праздник? Начинался праздник с весенних закличек. Люди выходили на улицы и закликали весну.

-А вам известны заклички? (да), расскажите нам.

На Масленице звучали разные русские народные песни,  плясовые, хороводные, шуточные.

-Перед вами несколько жанров русских народных песен (на доске), вам нужно выбрать жанр русских народных песен, которые не звучали на масленице)

(свадебные, солдатские, хороводные, плясовые, шуточные).

Ребята, а сейчас давайте исполним масляничную песню, так, чтоб весна нас услышала, и побыстрее уже наступила!

Дети  зазывают весну.  Исполняют русскую народную  песню

«Разрумяными блинами» (с музыкальными инструментами

Свадебные, солдатские

Дети исполняют русскую народную  песню

«Разрумяными блинами» (с музыкальными инструментами

  1. Масляничные игры, традиция сжигания чучела

7. Хоровод «Сею, вею»  (2 мин)

-Конечно, как же на Масленицу не обойтись без веселых игр! (слайд 12,13,) Это и взятие снежного городка, это и перетягивание каната, и «Ручеек» и «Ворота» . а также соревнования: залазание на столб, перетягивание канатов, где мужчины демонстрировали свою силу и удаль!

Ну, и конечно же веселые хороводы! Хороводы водили большие, иногда в нем участвовали 50 человек и более! В конце празднования Масленицы люди становились в самый большой хоровод. Как вы думаете, зачем?

-Верно, сжигали чучело!  (слайд 14)

-Это одна из самых ярких и запоминающихся традиций!

- А кто запомнил как называлось это чучело раньше, и зачем его сжигали?

-Давайте встанем в хоровод, и тоже споем споем все дружно  обрядовую песню «Сею, вею».

Сжигали чучело

Чучело звали Мареной. Ее образ символизировал богиню гибели и возрождения природы, это было олицетворение зимы, потому его сжигали, как бы совершая обряд прощания с зимой.

 Дети становятся в хоровод и поют р.н.п. «Сею, вею»

10. Исполнение песни «Ой, блины» (2 мин)

-Ребята, назовите, пожалуйста, одну из самых важных и вкусных  традиций? почему на масленицу пекли именно блины? А с чем пекли блины?

-Давайте исполним все вместе русскую народную песню «Ой, блины» (слайд 8)

Печь блины

Напоминают солнце

Дети подносят блины гостям.

11. Итог (2 мин)

-Ребята, скажите пожалуйста, что сегодня  нового  вы узнали на  уроке? -Перечислите традиции масленицы.

-Ребята,  сегодня мы очень много узнали о масленице и  убедились , что Масленица-это очень музыкальный, веселый праздник праздник, который хранит в себе богатую историю  русских  традиций, русского фольклора, корни которого уходят в далекое прошлое наших предков-древних славян!

….

Да, убедились

11. Оценивание (1 мин)

-Сегодня ребята, большинство из вас были активными, пели, отвечали на мои вопросы, играли на музыкальных инструментах., поэтому настало время оценить вашу работу. У вас на партах лежат красные солнышки. Кто работал на «5», поднимает красное солнышко, кто на «4», желтое солнышко.

12. Рефлексия (6 мин)

- Ребята, назовите мне птиц, с которыми связан приход весны?. Их пекли и развешивали на деревьях, тем самым закликали весну. Сегодня я вам предлагаю сделать этих птичек из бумаги. Если вам сегодня урок понравился, то вы выбираете красную птичку, если не понравился -зеленую , если урок оставил вас равнодушным-белую! Хвостик к птичке-вы сделаете сейчас сами, и поместите своих птичек на весеннее дерево, так как делали наши предки.

Жаворонки, перепелки

13. Д.З (1 мин)

Нарисовать рисунок о масленице

-Урок окончен! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитка проекта "Масленица - праздник проводов зимы"

Исследовательский проект. Цель, задачи, основные этапы проекта о русском празднике Масленица....

материал для фестиваля народов мира. "Русский народ"

Материал может быть использован на клаасных часах, на фестивале народов мира. Представлен материал о традициях русского народа, русский костюм, частушки о блинах....

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

«Масленица – праздник проводов Зимы»

урок-праздник для 3 класса...

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное  чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...