Урок музыки в 3 классе
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Рыбкина Татьяна Владимировна

Урок музыки в 3 классе « Частушки и страдания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_v_3_klasse.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  музыки в 3  классе по теме:  « Частушки и страдания»

Цели: познакомить детей с одним из видов русского народного музыкального  творчества – частушкой и страданием, углублять знания обучающихся по народному музыкальному творчеству; использовать ранее полученные знания детьми на уроках,  развивать речь, внимание, логическое мышление, музыкальные память и слух, уметь анализировать и сравнивать произведения, развивать музыкальные способности игры на инструментах  и

творчество детей, умение работать в коллективе и группах, воспитание любви и интереса к народной музыке.

Оборудование: АРМ, система голосования, музыкальное оформление, учебники «Музыка» 3 класс, диск «Игры и задачи» 1-4 класс, документ –камера, мини- проекты, словари, музыкальные инструменты (металлофон, гармошка, бубен, книги о музыке.

Форма урока: урок творчества.

Учитель: Татьяна Владимировна Рыбкина

 Ход урока.

  1. Организация класса.

     а) Звенит звонок, начинаем музыкальный урок.

         б) Вход в класс под музыку (песенка о школе)

2. Актуализация знаний обучающихся.

1). Проверка домашнего задания ( мини - проекты «Музыка моей семьи», «Музыка моей школы») –защита проектов.

3.Подготовительная работа по введению новой темы.

1) Работа с учебником «Музыка» 3 класс, стр.11

- о чём прочитали?    

 - найдите предложения, в которых выражена главная мысль.

2) Тесты с использованием системы голосования.

-Фольклор - это:

 а) устное творчество; б) жанр устного народного творчества;

с) герой народной сказки.

- Краткое законченное образное изречение обобщающего характера, применимое к самым различным случаям  - это:

а) загадка, б) поговорка, с) пословица.

- Народные сказки делятся на волшебные, бытовые и:

 а) сказки о растениях; б) сказки о животных; в) сказки о насекомых; д) сказки про игрушки.

- Под окном растет калина, красны ягоды висят.

Как по улице по нашей девчата песни голосят- это

 а) загадка; б) сказка, с) потешка, д)частушка.

3)Самооценка  - рефлексия.

3. Создание проблемой ситуации.

     1)Что такое частушка?

- ответы учащихся;

- поиск толкования слова в словарях.

2) Прослушивание музыки (частушки)

3). Игра «Угадай мелодию?»

4.Вывод  темы и цели урока обучающимися.

5. Активизация учащихся.

1). Рассказ учителя:

Частушка самый любимый  жанр  русского народного творчества. В коротеньких песенках, часто возникающих мгновенно, экспромтом, выражаются волнующие людей чувства, настроения, пересказываются какие-то события.

 Это русские народные песни четкого танцевального ритма,  основанные на многократном повторении куплета в сопровождении музыкального инструмента. Произошла частушка от старинных шуточных и плясовых песен. Эмоциональный тон частушки чаще мажорный. Частушки поются под гармонь, баян, балалайку, и даже «под язык», т. е. без инструментального сопровождения.

Частушек, бытующих в народе, очень много: без них не обходится ни одно гулянье, праздник или семейный вечер.

         Почти каждая область, край России имеют свои частушки рязанскими, печерскими, белозерскими, псковскими, ставропольскими.

Наша  Россия очень большая и в разных уголках  частушки называли по- своему.

2) Словарная работа:  частухи, припевки, вертушки, туртышки, пригудки, частоговорки, коротушки, повертушки  (интерактивная доска + документ-камера)

3)Знакомство с  видами частушек.

Частушка тесно связана с литературой. Долгое время бытовали 8 строчные, затем 6-строчные и только потом частушка укоротилась до 4- строк. Важным  моментом в частушке является совпадение окончаний. Существуют 2 основных варианта литературных строф (документ – камера)

Перекрёстная                   Парная

---------------------0           ----------------------0

---------------------*           ----------------------0

---------------------0           ----------------------*

---------------------*           ----------------------*

   А я умница, да я разумница,

Про то знает вся улица.

Петух да курица, кот да кошечка,                      парная

Мой друг Ермошечка да я немножечко !

Я –весёлая Снегурка, 

Поиграю с Вами в жмурки.

Но боюсь напиться чаю-                                     парная

От горячего растаю.

Дети водят хоровод,

Хлопают в ладоши. 

Здравствуй, здравствуй, Новый год!             перекрёстная

Ты такой хороший!

Вам частушки мы пропели,

А теперь торопят нас.

До свиданья, чтоб успели                            перекрёстная

К вам прийти ещё не раз.

7. Игровая ситуация.

1)Игра «Доскажи словечко»

Я с комариком …(плясала)

Русская народная…(песня)

Ой, вставала я …(ранёшенько)

Оркестр народных …(инструментов)

2) Игра «Найди  лишнее слово»

Сарафан, лапти, платок,  кроссовки, рубаха.

Ложки, гармошка, музыкальный центр, бубен, дудочка.

-доказательства учащихся.

8. Музыкальная танцевальная  физминутка.

( исполнение на народных музыкальных инструментах)

9. Творческая проектная работа в группах.

1)  Разделяют частушки на политические,  общественные, лирические,  шуточные, детские.

1группа – «Частушки про школу» -интерактивная доска

1)У доски я всё сбиваюсь,

Не могу ответ найти.

Может мне из класса выйти,

И по новой в класс войти.

2) Я проснулась еле, еле

Встала со своей постели.

Ой, как в школу неохота,

А сегодня же суббота!

2 группа – «Частушки про семью» - зелёная доска.

Папа, мама, брат и я- очень дружная семья.

Нам так вместе хорошо, очень дружно, весело.

3 группа - Игра «Выбери нужные строки».

Ход игры:

У учителя в руках карточки с записанными на них частушками (первые 2 строчки), а у ребят 2 две строчки. Учитель исполняет, а учащиеся - по содержанию, ритму, рифме определяют и исполняют свою часть.

 2) Оценивание защиту проектов по группам (исполнение частушек под музыку)

10. Проблемные вопросы: 

 Как ты понимаешь частушка –страдание?

11. Рассказ  о частушке – страдании.

Медленные частушки — страдания обычно бывают  про любовь. Мелодия в них более распевна. В текстах отражены областные и местные особенности диалекта, например, любимый или любимая в разных областях называются забавочкой, притяточкой, ягодиночкой, дролечкой, залеточкой, воталинкой.

 «Девичьи страдания», Подмосковные частушки  напоминают лирические страдания:

Ох, боевая я девчонка,

 Ох, боевее меня нет.

 Все работы испытала.

 Ох, тяжелей любови нет.

Мелодия подмосковных частушек своей простотой, «с грустиночкой» напевностью наиболее ярко выражает типичный образ лирических страданий.

12. Прослушивание и обсуждение  «Подмосковные частушки»

13. Вывод: Общие традиции исполнения присущи многим частушкам и страданьям. У одних  мелодии  исполняются только двумя певцами — парнем и девушкой, у других одним хором или солисткой.

14. Подведение итогов урока.

Этап рефлексии.

Сердечки в квадрате. Если урок понравился, то большие сердечки надо поместить в середину квадрата , если уроком остались недовольны, то маленькое сердечко.

1)- в чём затруднились на уроке?- Что мы узнали о частушке? Какие виды частушек существуют?

 Я понял, что   частушки…

Теперь я могу находить …

 У меня получилось …

 Я попробую сочинить частушку…

 Меня удивило…

Было трудно вспомнить…

Было интересно …

2)д/з сочинить собственную частушку .

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ    ....

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"

данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...

"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

Урок музыки. 2 класс.Что изображает музыка.

Урок по учебникам В.О.Усачёвой ,Л.В.Школяр,УМК "Школа 2100"....

Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"

Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....