Конспект "Народные инструменты"
план-конспект занятия по музыке (2 класс)

Морозова Ангелина Андреевна

·        Знакомство с русскими народными инструментами

·        развитие ассоциативного тембрового мышления.

·        воспитание эмоциональной отзывчивости, интереса к ритмическому озвучиванию литературных миниатюр,  плясок, сказок, вступления, проигрыша и завершения в песнях.

формирование потребности в творческом самовыражении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_2g.docx29.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информационная карта урока музыки,

 проведенного учителем

 

Морозовой Ангелиной Андреевной

во 2 «Ж» классе ГБОУ г. Москвы

Школа №1392 им. Д. В. Рябинкина

                                                           Дата проведения урока: 07.04.2019

                                                           Учебный год: 2018/ 2019        

Место урока в программе:

Изучение нового материала

Тема урока: Русские народные инструменты.

Предметные умения

УУД

  • Знакомство с русскими народными инструментами
  • развитие ассоциативного тембрового мышления.
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, интереса к ритмическому озвучиванию литературных миниатюр,  плясок, сказок, вступления, проигрыша и завершения в песнях.
  • формирование потребности в творческом самовыражении.

 Познавательные: 

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели
  • поиск и выделение необходимой информации
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Регулятивные: 

  • самоконтроль деятельности.
  • самооценка результатов работы.
  • Работать в парах.
  • Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Коммуникативные:  

  • умение работать в паре.
  • умение строить речевое и высказываться в соответствии с поставленными задачами.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Объяснять и обосновывать действие, выбранное для выполнения задания.

Личностные: 

  • Развивать аналитическое  мышление.

Опорные

понятия, термины

Новые

понятия, термины

Ложки, бубен, барабан, треугольник

Дудочки, свистульки, свирель.

Трещотка, рубель.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

фронтальная работа,  парная, индивидуальная.

Этапы урока

Содержание (ход урока)

Примечания

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Андреевна и я проведу у вас урок музыки. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в удивительный мир народных инструментов. На этом уроке вас каждого посетит волшебница Муза, которая вдохновит вас. Каждый из вас сегодня попробует быть композитором. Вы будете сочинять свои ритмы и воспроизводить их на разных инструментах.

Актуализация знаний

Ребята, посмотрите вот этот мир волшебных инструментов. Назовите пожалуйста их.

Дети называют инструменты, а я их записываю на доске в две строчки:

Инструменты расположены на столе учителя и на столах учеников лежат по две ложки.

Ложки, бубен, барабан, треугольник

Дудочки, свистульки, свирель.

Введение в тему

Ребята, посмотрите внимательно на инструменты, которые записаны на двух разных строчках, и скажите, чем они отличаются друг от друга?  

Посмотрите, как мы играем на ложках, бубне…Возьмите в руки ложки и давайте поиграем.

Отчего возникает звук?

А как мы играем на бубне, на барабане, на треугольнике?

Правильно. Ребята, все эти инструменты относятся к группе ударных инструментов. А теперь давайте посмотрим на вторую строчку, подумайте и скажите, а как мы играем на дудочке, свистульке, свирели?

Ответы верные.  Эти инструменты относятся к группе духовых

инструментов.

Давайте сейчас с вами поиграем на ложках. Возьмите каждый по две ложки,

вспомните как их правильно нужно держать и как правильно на них нужно играть.

Провожу ритмическую разминку:

Ребята, сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, который называется «Прогулка в лес». Вы внимательно послушайте и подумайте с помощью каких инструментов мы можем украсить этот рассказ?  

Стоял чудесный вечер, обещавший чудесную прогулку по лесу. Легкий запах елок и только распустившихся луговых цветов придавал ощущение мягкости и свежести. Высохшие иголки, мелкие веточки и зеленая трава под ногами отдавали легкой упругостью при ходьбе. На деревьях виднелся свежий мох. Периодически с разных сторон доносились звуки голосящих птиц.

Впереди виднелась небольшая опушка, покрытая нежным белым и сиреневым красками цветов. Трава еще была не настолько большой, чтобы в ней можно было уютно расположиться и задремать, но и холод земли уже не так чувствовался.

По середине опушки лежало огромное высохшее дерево, на стволе которого можно было уютно устроится и наблюдать за тем, как ветер играет красками на опушке, превращая статичную картину в бесконечную череду меняющихся оттенков.

Расположенная недалеко речка, периодически манила к себе, отсылая путникам свои позывы в виде освежающего дуновения ветерка. Сама речка была довольно небольшой с мягким и неспешным течением. Иногда можно было заметить всплески воды, оставляемые мелкой рыбешкой.

   

Сейчас я еще раз читаю текст, а вы каждый попробуйте придумать свой ритм, которым можно украсить литературный текст (читаю повторно).

Начинаем игру в композитора, по моему указанию каждый должен сочинить ритм   недлинный и простой, а остальные ребята как в игре «ритмическо эхо» этот ритм должны повторить. Итак, будьте внимательны, начинаем нашу прогулку:

1«Пойдем по дорожке прямой, вы, дети, идите за мной»

«Слышите дятла стук и мы повторим этот звук»

3 «Сейчас по тропинке свернем мы направо, увидели зайца,

Он прыгнул в канаву, а ножки стучали тук…

 

 «и мы повторим этот звук»

4 «Вот и вышли из леса, кругом тишина. Только стучат два веселых бобра».

Ребята, понравилась вам прогулка в лес? А как вы думаете, какие еще действия мы можем ввести в прогулку и с помощью каких инструментов или шумовых эффектов можно их украсить?

Представьте, мы идем по дороге, перед нами открылся огромный луг, и мы пошли по чему?

С помощью какого инструмента можно передать ходьбу по траве, чтобы рассказ стал более красочным?

Можно, но есть еще шумовой эффект, который можно выполнить с помощью ладошек. Подумайте и покажите.

Ребята, давайте мы с вами добавим еще вот такой слог «шу-шу…», и выполним скользящие удары ладонями с одновременным произношением этих шипящих слогов.  Выполняем все вместе.

Вот так можно имитировать разные действия, которые встречаются в нашей жизни.

Дети затрудняются ответить.

Дети играют

От удара.

Ударяем и возникает звук.

Вдуваем в них воздух, и они звучат.

Ученики выполняют исполнительский прием.

передаем ритм

шага, ритм бега и играем в игру «ритмическое эхо»

  • с помощью ложек
  • с помощью бубна

называю имя ученика, который должен воспроизвести ритм,

 остальные внимательно слушают, затем все вместе повторяют этот ритм

называю имя другого ученика, который должен воспроизвести уже другой ритм, остальные повторяют этот ритм

называю имя 3-го ученика, который придумал свой ритм

весь класс повторяет данный ритм

называю имя 4-го ученика, который простукивает свой ритм, все повторяют

По траве.

С помощью бубна.

Большинство детей показали скользящие удары одной ладони о другую.

Открытие нового знания

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми народными инструментами.

 Может быть вы где-нибудь эти инструменты видели и знаете, как их называют? Даю инструменты детям и предлагаю попробовать на них поиграть.

Ребята, вы угадали название трещотки, а вот другой инструмент как бы вы назвали?

Этот инструмент правильно называют-рубель.

В старину этим инструментом стирали и гладили белье. Рубель был простым прибором быта. Позже, спустя определенное время, он стал музыкальным инструментом.

Дерево из которого изготавливают инструменты: ясень, вяз, клен.

Какие же требования предъявляются к игре на этих инструментах?

Трещотку мы держим на уровне плеча, начинаем ее вращать и получается резкий трещащий звук.

А сейчас давайте украсим звучанием трещоток песню «Как у наших, у ворот».

Способы игры на рубеле.  По зубчикам рубеля мы играем деревянной палочкой или деревянным молоточком, который держим в правой руке.

Движения руки с молоточком –скользящие.  Этот прием в музыке мы называем-глиссандо. Давайте все вместе произнесем это слово.            

Играть глиссандо можно вверх и вниз.                                        Рубель держим в левой руке на уровне плеча, немного его наклонив вниз.  

Ребята, скажите, какие новые инструменты вы сегодня узнали.

Давайте сейчас вспомним что такое – тембровая окраска? Что такое тембр?  У каждого человека голос имеет тембровую окраску. И если вы хорошо друг друга знаете, то с закрытыми глазами можете узнать, кто говорит. Точно также, как и голос человека, так и музыкальный инструмент имеет свой тембр, тембровую окраску. Есть звуки деревянные, металлические. Эти свойства очень важны для тембра.

Скажите, а тембровая окраска трещоток и рубеля одинаковая или разная?

Ответ правильный.  Ребята, запомните, что выразительные возможности ударных инструментов очень велики, отдельные из них имеют свои неповторимые краски.  

Показываю трещотки и рубель, но название не говорю

Играют на трещотке, правильно называют, догадались как нужно воспроизвести звук на рубеле, но название инструмента не знают.

Музыкальная доска, зубчатая доска.

Показываю, затем ученики играют по –цепочке.

Весь класс поет, а во вступлении, проигрыше и в завершении звучат трещетки.

Глиссандо.            

Отработка приемов игры по-цепочке ,под музыку «Ах вы,сени».

Трещетки, рубель.    

Звук трещоток и рубеля трещащий , но рубель звучит чуть понежнее                                                        

Физминутка

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Чок – чок, каблучок!

В танце кружится сверчок.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –

С муравьем она порхает.

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки!

Всё! Устали ножки!

Широким жестом развести руки в стороны.

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

Потопать ногами.

Покружиться.

Движения руками, как при игре на скрипке.

Движения руками, как крыльями.

Покружиться парами.

Танцевальные движения, как в гопаке.

Похлопать в ладоши.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Оркестр».  

Сначала мы с вами послушаем музыку (русская пляска «Подгорка») определяем характер, количество музыкальных фраз, затем с учетом динамики звучания инструментов составляем исполнительскую цепочку.

Ребята, с помощью музыкальных инструментов можно украсить и сказки, давайте попробуем украсить сказку «Репка» .  Для этого нам нужно для каждого действующего лица подобрать тот инструмент, который сделал бы более  красочным и выразительным персонажа сказки.   Как вы думаете, какой инструмент подойдет для репки?

Можно взять эти инструменты, давайте будем уточнять,  какой из них больше подойдет.

Представьте, что посадили зернышко, присыпали его землей и из него выросла огромная репа с листьями.  Какой же инструмент точнее передаст образ выросшей репы?

Правильно, а как мы будем играть на металлофоне?

Хорошо, давайте подумаем какой инструмент подойдет следующему действующему лицу- деду.  Представьте, что репка выросла большая-пребольшая, дед тянет –тянет, вытащить не может.  нужно подать какой -то сигнал, чтобы деда все услышали.   Как вы думаете, какой здесь можно применить инструмент?

Ответы правильные, давайте возьмем дудочку, ее называют свирелью.

А  как вы думаете, какой инструмент подойдет для бабки?  Представьте, что бабка бала болтливая и очень разговорчивая.  В народе таких людей называют как? С этим инструментом мы сегодня познакомились.

А какой инструмент мы подберем для внучки?  Давайте сначала дадим характеристику внучке.  Представьте, что внучка была очень подвижная, активная, энергичная, любила бегать.  Как вы думаете, какой же инструмент подойдет?

А  почему вы так думаете?

Согласна, как вы думаете какой инструмент подойдет для украшения образа жучки, кошки и мышки? Давайте будем сравнивать их тембры. У жучки тембр более низкий, она лает и рычит, Какой же инструмент больше подойдет?

Верно, когда вы будете играть на рубеле, то можно одновременно лаять и рычать.

Следующий персонаж –кошка. Чаще кошка мяукает в каком регистре-низком или высоком?

Согласна, давайте к звучанию треугольника добавим мяуканье кошки.

Остался последний персонаж, который нам нужно озвучить-мышка. Как вы думаете какой инструмент подойдет для образа мышки?

Сейчас мы с вами поставим сказку «Репка». Когда я буду назавать действующее лицо, вы будете играть на соответствующем инструменте.

«Посадил дед

Репку

и т .д.

Ребята, какой мы с вами можем сделать вывод, проанализировав весь урок?

В каких жанрах мы можем применить игру на народных инструментах?

Вызываю к доске 10 человек, они выбирают понравившиеся им  инструменты (  бубен, круговой мультитон, ложки, трещотки, рубель).

Рубель, металлофон.

Металлофон.

Показывает прием глиссандо.

Дудочку, свисток.

Трещотка.

Круговой мультитон.

Когда звучит мультитон , то нам кажется, что кто-то очень быстро бежит или катится.

Рубель

Кошка мяукает в высоком регистре, можно взять треугольник.

Мышка пищит тоненьким голоском, тихо.  Подойдет инструмент бубенцы.

звучит свирель, на которой играет дед

звучит глиссандо на металлофоне,

играет ученик, исполняющий образ репки

В песне, в пляске, в сказке.

Закрепление

Ребята, сегодня на уроке вы играли на разных народных инструментах, познакомились с 2-мя новыми инструментами. Скажите их название.                                                                                                              

Вы импровизировали-составляли свои ритмы и  украшали  разные произведения.  Скажите в каких видах творческой деятельности можно применить игру на народных инструментах?

Учитель: Сегодня мы с вами убедились в том, что расширилось творческое пространство игры на народных инструментах.

Трещотка, рубель.                                                                                            

В песнях, в плясках, в сказках, в оркестре.                                                                                

Рефлексия

Прощание

По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных станах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).

Спасибо вам за урок. Мне было очень приятно с вами работать, досвидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с шумовыми инструментами. Исполнение русских народных песен с помощью шумовых инструментов.

Данная разработка предствляет собой занятие по внеурочной деятельности общекультурного направления "Мир музыки" по теме "Знакомство с шумовыми и нструментами. Исполнение русских народных песен с помощ...

Знакомство с инструментами шумового оркестра, овладение приемами и техникой исполнения на ударно – шумовых инструментах.

Данный материал поможет освоению и накоплению игровых навыков на шумовых инструментах. Развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображен...

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

Культурологический проект "Русские народные музыкальные инструменты и инструменты Орловской области"

Проект расширит музыкальный кругозор учащихся о русских народных инструментах и инструментах родного края, познакомит с известным композитором Е.Дербенко и его ансамблем....