Программа по музыке (4 года обучения)
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Гритчина Ирина Михайловна

Программа по музыке может быть использована с любым УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_programma_2021-2022_g.doc303 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Яйская средняя общеобразовательная школа №2»

                                                                                           Приложение к ООП НОО

                                                                                              МБОУ « Яйская СОШ №2»

утверждённой приказом директора

                                                                                                   № __ «___» _________2021 г.

                                                                                                    ___________ Щербакова О.Б.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

для обучающихся 1-4 классов

Количество часов – 135

Срок реализации – 4 года

                                                                                                Составитель:

учитель начальных классов

                                                                                                    Гритчина И.М.

                                                                                            Принята

                                                                                                                        педагогическим советом

                                                                                                      Протокол №1

                                                                                                                       от « 27 » августа 2021г.

Яя

2021

Содержание программы:

1.Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»…………………………………. ………3

2.Содержание учебного предмета «Музыка»………………………………………………………….5

3.Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания  с указанием  количества часов, отводимых на изучение каждой темы  …………………………………………………….…………………………………………………..   16

 

Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2.  сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  3. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  4.  использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Содержание учебного предмета «Музыка»

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Пе-сенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

В программе 1 класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе 2-4 классов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

1 класс (33 часа)

Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 часов)

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Музыкально-поэтические традиции Кузбасса.

Шорская музыка. Игра на хомысе.

Примерный музыкальный материал

Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Детский альбом. П. Чайковский.

Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Колыбельная Волковы, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Гусляр Садко. В. Кикта.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта.

Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Тата-ринова.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах

Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Пастушья песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.

Азбука. А. Островский, слова 3. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др.

Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня.

Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.

Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова.

Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Раздел 2. Музыка и ты (17 часов)

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Звучащие картины. Алжирская сказка «Чудесная лютня». Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Государственный музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва. 

Примерный музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке.

Утро в лесу. В. Салманов.

Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин

Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев.

Вечер. В. Салманов.

Вечерняя сказка. А. Хачатурян.

Менуэт. Л.-А. Моцарт.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Баба Яга. Детская народная игра.

У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня.

Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова.

Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.

Волынка. И.-С. Бах.

Колыбельная. М. Кажлаев.

Колыбельная. Ген. Гладков.

Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

Кукушка. К. Дакен.

Спасибо. И. Арсеев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.

Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.

Клоуны. Д. Кабалевский.

Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского. Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татари-нова; Бубенчики, американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина

2 класс (34 часа)

Раздел 1. Россия – Родина моя (3 часа)

Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

 Гимн Кузбасса

Примерный музыкальный материал

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова.

Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова.

Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой

Раздел 2. День, полный событий (6 часов)

Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальные инструменты: фортепиано — его выразительные возможности. Звучащие картины.

Театр танца «Сибирский калейдоскоп»

Примерный музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Детская музыка. Пьесы. С. Прокофьев.

Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского.

Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой.

Ай-я, жу-жу, латышская народная песня.

Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатое, слова Ю. Яковлева

Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (5 часов)

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

Звоны Сибири. Музыка в храмах Кузбасса

Примерный музыкальный материал

Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Народные песнопения о Сергии Радонежском        

Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский.

Вечерняя песня. А. Тома, слова К.Ушинского.

Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения. Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны.

Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

Старинные обрядовые праздники народов, проживающих в Кузбассе

Примерный музыкальный материал

Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши.

Наигрыш. А. Шнитке.

Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.

Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.

Камаринская. П. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева. Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. В музыкальном театре (5 часов)

Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы — характеристики главных действующих лиц. Финал.

Государственный музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва.

Примерный музыкальный материал

Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль.

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.

Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. В концертном зале (5 часов)

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.

Симфонический оркестр Кузбасса

Примерный музыкальный материал

Петя и волк. Симфоническая сказка. С.Прокофьев.

Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М.Мусоргский.

Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере « Руслан и Людмила». М. Глинка.

Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А.Кушнера

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов)

Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рисунок, лад — цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

Композиторы Кузбасса

Примерный музыкальный материал

Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах.

Весенняя. В.-А. Моцарт, слова И.-Ф. Овербек, пер. Т. Сикорской.

Колыбельная. Б. Фли - В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Песня жаворонка. П. Чайковский.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский.

Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Кавалерийская; Клоуны; Карусель (слова И. Рахилло). Д. Кабалевский.

Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

3 класс (34 часа)

Раздел 1. Россия – Родина моя (5 часов)

Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

Композиторы Кузбасса

Примерный музыкальный материал

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А.Толстого.

Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А.Толстого.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестный автор XVIII в.; Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С.Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М.Глинка.

Раздел 2. День, полный событий (4 часа)

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э.Григ).

Лирика композиторов и художников Кузбасса

Примерный музыкальный материал

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (4 часа)

Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Храмы Кемеровской области

Примерный музыкальный материал

Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.

Прелюдия №1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.

Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Ансамбль коренных народов Сибири «Алтын-Ай»

Примерный музыкальный материал

Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского-Корсакова.

Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).

Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки. Русские, украинские народные песни.

Раздел 5. В музыкальном театре (6 часов)

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Государственный Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва

Примерный музыкальный материал

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина

Раздел 6. В концертном зале (6 ч)

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.

Филармония – центр музыкальной жизни Кузбасса

Примерный музыкальный материал

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И. -С. Бах.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. -В. Глюк.

Мелодия. П. Чайковский.        

Каприс № 24. Н. Паганини.

Пер Гют. Сюита № 1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты): Э. Григ.

Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен.

Контрданс; К Элизе; Весело. Грусно. Л. Бетховен.

Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

Волшебный смычок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч)

Музыка – источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.

Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

Джазовое искусство в Кузбассе

Примерный музыкальный материал

Мелодия. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель», Г. Свиридов.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония № 9. Финал Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

4 класс (34 часа)

Раздел 1. Россия – Родина моя (3 часа)

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).

Композиторы Кузбасса: С.Б. Толстокулаков, В.М. Пипекин, Е.М. Лугов, К.В.Туев

Примерный музыкальный материал

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов. Вокализ. С. Рахманинов.

Песня о России. В. Локтев, слова 0. Высотской; Родные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня; Колыбельная в обраб. А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Раздел 2. О России петь — что стремиться в храм... (4 ч)

Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.

Музыка в храмах г.Кемерово

Примерный музыкальный материал

Земле Русская, стихира.

Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.

Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

Ангел вопияще. Молитва. П. Чесноков.

Богородице Дево радуйся (№ 6). Из «Всенощной». С. Рахманинов.

Не шум шумит, русская народная песня; Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Раздел 3. День, полный событий (6 ч)

Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.

Примерный музыкальный материал

В деревне. М. Мусоргский.

Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Сквозь волнистые туманы.

Зимний вечер, русские народные песни.

Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пушкина.

Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.

Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.

Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.

Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица А. Рублева.

Обрядовые праздники народов, проживающих в Кузбассе

Примерный музыкальный материал

Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

Солнце, в дом войди; Светлячок; Сулико, грузинские народные песни.

Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия, итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский.

Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

Светит месяц, русская народная песня-пляска.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

Раздел 5. В концертном зале (5 часов)

Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

Симфонический оркестр Кузбасса

Примерный музыкальный материал

Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.

Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Арагонская хота. М. Глинка.

Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

Раздел 6. В музыкальном театре (6 часов)

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.

Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.

Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва

Примерный музыкальный материал

Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина. Из балета «Петрушка». И.Стравинский.

Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И.Штраус.

Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф.Лоу.

Звёздная река. Слова и музыка В Семёнова. Джаз. Я.Дубравин, слова В.Суслова. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 часов)

Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

Оркестр русских народных инструментов Кузбасса

 

Примерный музыкальный материал

Прелюдия до-диез минор. С. Рахманинов.

Прелюдии №7 и № 20. Ф. Шопен.

Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.

Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен.

Исходила младёшенька; Тонкая рябина, русские народные песни; Пастушка, французская народная песня в обработкеЖ. Векерлена.

Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыка Б. Окуджавы; Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого; Резиновый ёжик; Сказка по лесу идёт. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

Шехерезада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римскитй-Корсаков.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания  с указанием  количества часов, отводимых на изучение каждой темы  

Номера разделов

Наименование  разделов

Кол-во часов

Содержание деятельности в воспитательном аспекте

1 кл

2 кл

3 кл

4

кл

1.

Музыка вокруг нас

16

Формирование уважительного отношения к культуре других народов посредством бесед, рассказов учителя.

Активизация познавательной деятельности о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии, через интеллектуальные игры « Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», составление кроссвордов необычной формы, связанной с музыкой (в форме балалайки, барабана, лиры, гитары... )

2.

Музыка и ты

17

Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов

фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, посредством виртуальных экскурсий по знаменательным музыкальным точкам России и Кузбасса.

3.

Россия – Родина моя

3

5

3

Развитие чувства гордости

за свою Родину, российский народ

и историю России, посредством бесед, посещения библиотеки.

Активизация  познавательной деятельности в осознании своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения различных направлений современного музыкального искусства России, через «пластическое интонирование», импровизацию, игры «Из какой мы песни?», «Расскажи мне о музыке»

4.

День, полный событий

6

4

5

Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края,  через участие в коллективной творческой деятельности при

воплощении различных музыкальных образов, вертуальных экскурсий по музыкальным театрам России и Кузбасса.

5.

О России петь – что стремиться в храм

5

4

5

Активизация  познавательной деятельности в осознании своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения музыки Русской православной церкви посредством прослушивания музыки, которая звучит в храмах, игр-имитаций «Изобрази звук», «Звучит –не звучит» , « Музыкальный инструмент»

6.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4

4

3

Формирование уважительного отношения к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств посредством бесед, игр « Узнай по ритму», « Узнай и спой», «Из какой мы песни?»

7.

В музыкальном театре

5

6

6

Развитие интереса  наблюдать за разнообразными явлениями жизни

и искусства, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии

окружающей действительности посредством виртуальных экскурсий по музыкальным театрам России и Кузбасса, «пластического интонирования», импровизации.

8.

В концертном зале

5

6

5

Развитие интереса наблюдать за разнообразными явлениями жизни

и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, посредством участия в музыкальной жизни класса, школы, посёлка, области.

9.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

6

5

7

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества через игры «Музыкальный поезд», « В мире музыкальных инструментов», « Вспомни мелодию», а также посредством самостоятельного составления кроссворд только из фамилий композиторов, или названий инструментов, или названий музыкальных жанров.

Итого

33

34

34

34

№ р/п

Наименование  разделов и тем

Количество часов

Раздел 1  Музыка вокруг нас

16 ч

1.1

«И Муза вечная со мной!» 

1

1.2

Хоровод муз.

1

1.3

Повсюду музыка слышна.

1

1.4

Душа музыки – мелодия. Музыкально-поэтические традиции Кузбасса.

1

1.5

Музыка осени

1

1.6

Сочини мелодию.

1

1.7

«Азбука, азбука каждому нужна»

1

1.8

Музыкальная азбука.

1

1.9

Музыкальные инструменты

1

1.10

«Садко» (из русского былинного  сказа).

1

1.11

Музыкальные инструменты. Шорская музыка. Игра на хомысе. 

1

1.12

Звучащие картины

1

1.13

Разыграй песню

1

1.14

Пришло Рождество, начинается торжество

1

1.15

Родной обычай старины.

1

1.16

Добрый праздник среди зимы. Обобщение по разделу «Музыка вокруг нас».

1

Раздел 2.   Музыка и ты

17 ч

2.1

 Край в котором ты живёшь.  

1

2.2

Поэт, художник, композитор

1

2.3

Музыка утра.

1

2.4

Музыка вечера.

1

2.5

Музыкальные портреты

1

2.6

Разыграй сказку ( Баба-Яга. Русская народная сказка). У каждого свой музыкальный инструмент

1

2.7

Музы не молчали.

1

2.8

Мамин праздник

1

2.9

Обобщение по разделу «Музыка и ты».

1

2.10

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

1

2.11

Музыкальные инструменты.

1

2.12

Чудесная лютня (по алжирской сказке)  Звучащие картины.

1

2.13

Музыка в цирке.  

1

2.14

Дом, который звучит.  Государственный Музыкальный театр Кузбасса им. А.Боброва

1

2.15

Опера - сказка  

1

2.16

Ничего на свете лучше нету

1

2.17

«Афиша. Программа». «Твой музыкальный словарик».

1

Итого

33

Тематическое планирование 1 класс


2 класс

№ р/п

Наименование  разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Россия – Родина моя

3 ч

1.1

Мелодия.

1

1.2

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

1

1.3

Гимн России. Гимн Кемеровской области.

1

Раздел 2. День, полный событий

6 ч.

2.1

Музыкальные инструменты

(фортепиано)

1

2.2

Природа и музыка. Прогулка.

1

2.3

Танцы, танцы, танцы…  Театр танца « Сибирский калейдоскоп»

1

2.4

Эти разные марши.

1

2.5

Расскажи сказку. Колыбельная. Мама.

1

2.6

Звучащие картины

Обобщение.

1

Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм

5 ч.

3.1

Великий  колокольный звон. Звучащие картины. Звоны Сибири.

1

3.2

Святые земли русской. Князь  Александр  Невский.

1

3.3

Сергий Радонежский

1

3.4

Жанр молитвы. Музыка в храмах Кузбасса.

1

3.5          

С Рождеством Христовым! Обобщение.

1

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4 ч.

4.1

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.

1

4.2

Разыграй песню.

1

4.3

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

4.4

Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны.  Старинные обрядовые праздники народов, проживающих в Кузбассе.

1

Раздел 5.  В музыкальном театре

5 ч.

5.1

Сказка будет впереди.

1

5.2

Детский музыкальный театр: опера, балет. Государственный  музыкальный театр Кузбасса им. А.Боброва.

1

5.3

Театр оперы и балета.

1

5.4

Волшебная палочка.

1

5.5

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

1

Раздел 6.  В концертном зале

5 ч.

6.1

Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»)  Симфонический оркестр Кузбасса.

1

6.2

«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.

1

6.3

«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.

1

6.4

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40

1

6.5

Увертюра.

1

Раздел 7.  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

6 ч

7.1

Волшебный цветик – семицветик.

1

7.2

Музыкальные инструменты. И всё это – Бах!

7.3

Все в движении. Попутная песня.

1

7.4

Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда.

1

7.5

Природа и музыка. «Печаль моя светла».

1

7.6

Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? (обобщение) Композиторы Кузбасса. 

1

Итого

34

3 класс

№ р/п

Наименование  разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Россия – Родина моя

5 ч.

1.1

Мелодия  - душа музыки.  Композиторы Кузбасса.

1

1.2

Природа и музыка. Звучащие картины.

1

1.3

«Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава».

1

1.4

Кантата «Александр Невский».

1

1.5

Опера «Иван Сусанин».

1

Раздел 2. День, полный событий

4 ч.

2.1

Утро.

1

2.2

Портрет в музыке. Лирика композиторов и художников Кузбасса.

1

2.3

В детской! Игры и игрушки. На прогулке.

1

2.3

Вечер. Обобщающий урок.

1

Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм

4 ч.

3.1

Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»

1

3.2

Древнейшая песнь материнства.          

1

3.3

Вербное воскресенье. Вербочки. Храмы Кемеровской области.

1

3.4

Святые  земли Русской (княгиня Ольга и  князь Владимир).

1

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4 ч.

4.1

«Настрою гусли на старинный лад».  Былина о Садко и Морском царе

1

4.2

Певцы русской старины (Баян. Садко)

1

4.3

Певцы русской старины (Лель). Ансамбль коренных народов Сибири

« Алтын-Ай»

1

4.4

Звучащие картины. «Прощание с Масленицей» (обобщение).

1

Раздел 5.  В музыкальном театре

6 ч.

5.1

Опера «Руслан и Людмила»

1

5.2

Опера «Орфей и Эвридика»

1

5.3

Опера «Снегурочка».

1

5.4

Океан – море синее.

1

5.5

Балет «Спящая красавица».

1

5.6

В современных ритмах. Государственный Музыкальный театр Кузбасса им. А.Боброва

1

Раздел 6.  В концертном зале

6 ч.

6.1

Музыкальное состязание. Филармония –центр музыкальной жизни Кузбасса.

1

6.2

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

1

6.3

Музыкальные инструменты (скрипка)                     

1

6.4

Сюита «Пер Гюнт» ( обобщение)

1

6.5

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая  часть симфонии.    

1

6.6

Мир Бетховена

1

Раздел 7.  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»  (5 ч.)

5 ч.

7.1

«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Джазовое искусство в Кузбассе.

1

7.2

«Люблю я грусть твоих просторов».

1

7.3

Мир Прокофьева

1

7.4

Певцы родной природы.

1

7.5

Прославим радость на земле

1

Итого

34

4 класс- 34 ч

№ р/п

Наименование  разделов и тем

Количество часов

Раздел 1.  Россия-Родина моя

3 ч.

1.1

 Мелодия-душа музыки. «Ты запой мне ту песню…»  Композиторы Кузбасса С.Б.Толстокулаков, В.М Пипекин, Е.М.Лугов, К.В.Туев

1

1.2

Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда русская, зародилась, музыка?

1

1.3

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!»

1

 Раздел 2.   О России петь, что стремиться в храм

4ч.

2.1

Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

2.2

Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий.

1

2.3

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияще

1

2.4

 Родной обычай старины. Светлый праздник. Музыка в храмах Кузбасса.

1

Раздел 3.  День, полный событий

6 ч.

3.1

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

3.2

Зимнее утро, зимний вечер.

1

3.3

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

1

3.4

Ярмарочное гулянье.  

1

3.5

Святогорский монастырь.

1

3.6

«Приют, сияньем муз одетый…».

1

Раздел 4.  Гори, гори ясно, чтобы не погасло!  

3 ч.

4.1

Композитор – имя ему народ.

1

4.2

Музыкальные инструменты России

1

4.3

Народные праздники. Троица. Обрядовые праздники народов, проживающих  в Кузбассе

1

Раздел 5.   В концертном зале

5 ч.

5.1

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Симфонический оркестр Кузбасса

1

5.2

Гармонии таинственная власть. Старый замок.

1

5.3

Счастье в сирени живет…

1

5.4

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

1

5.5

Патетическая соната.  Годы странствий. Царит гармония оркестра.

1

Раздел 6.  В музыкальном театре

6 ч.

6.1

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

1

6.2

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

1

6.3

«Исходила младешенька» Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

1

6.4

 Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1

6.5

Балет «Петрушка».

1

6.6

Театр музыкальной комедии. Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва

1

Раздел 7.  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

7 ч.

7.1

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.

1

7.2

Исповедь души. Революционный этюд

1

7.3

Мастерство исполнителя. Оркестр русских народных инструментов.

1

7.4

В каждой интонации спрятан человек.

1

7.5

Музыкальные инструменты. (гитара)

1

7.6

Музыкальный сказочник.

1

7.7

Рассвет на Москве-реке.

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения

Для кружка по изготовлению  работ  из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...

Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения

Обучение   учащихся  с умеренной степенью умственной отсталости   третьего года обучения ведется по адаптированной  программе для экспериментальных классов для  глуб...

Рабочая программа "Шахматы" 1- 4 годы обучения

Программа составлена в соответствии с ФГОС, к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» 1- 4 годы обучения под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой....

Урок музыки "Времена года в музыке композиторов" 4 класс

Цели урока: -Образовательные: закреплять представления о времени года (осень), в процессе вокально-хоровой работы формировать навыки  пения, чистоты интонирования, чёткой артикуляции, ...

Внеурочная деятельность .Урок музыки "Времена года в классической музыке"

Музыка П. И. Чайковского и А. Вивальди - это сокровищница классической музыки.Проявления природы в музыке у каждого композитора свое. Средства муз.выразительности как красски у художника , рисуют карт...