Музыкальный фольклор и его влияние на развитие младших школьников
статья по музыке

Ростовцева Юлиана Николаевна

Статья на тему: "Музыкальный фольклор и его влияние на развитие младших школьников"

В статье раскрывается воздействие музыкального фольклора на развитие личности учащихся, на формирование мировоззрения и нравственных качеств.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор и его влияние на развитие младших школьников

В статье раскрывается воздействие музыкального фольклора на развитие личности учащихся, на формирование мировоззрения и нравственных качеств.

В младшем школьном возрасте достаточно заметно происходит формирование личности человека. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка: складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками). Ребенок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный, кружковый). Включение в обучение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении необходимой системы отношений к окружающей действительности – к другим людям, коллективу, к обучению и связанным с ним обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей. По словам В.А. Крутецкого, «в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности» [1]. В этом процессе неоценима роль устного народного творчества, которое входит в систему народной педагогики.

Народная педагогика выполняет важную задачу, развивая человека как социальную личность и одновременно раскрывая ее индивидуальность. Принимая народное творчество в свой внутренний мир, человек обогащается духовно.

Именно учитель, любящий детей, научит их любить все вокруг, замечать прекрасное и безобразное, относиться с уважением к себе, к людям, к традициям народа. Научить этому можно с помощью фольклорных произведений, в которых заключен опыт народов, советы, мысли.

В детском фольклоре многие жанры сочетают в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, считалки, скороговорки, заклички, приговоры, обрядовые песни.

Фольклор значительно совершенствует владение речью. Пословицы, поговорки, постановки русских народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка.

Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе развития детей, формировании их сознания. В начальной же стадии эстетического развития органы чувств ребенка правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия, а формирование этических чувств – нравственно здоровой пищи для души.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

Обучение детей фольклору, должно происходить на основе синтеза художественно-творческой деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, т. к. фольклор – искусство синкретическое, а не только словесное.

Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала.

Вместе с тем, учитывая тревожное состояние детей сегодня, отмечается терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей.

Фольклорное произведение как органическая часть жизнедеятельности человека. К наиболее распространенным, активно бытующим жанрам детского музыкального фольклора относятся заклички. Заклички – от слова «закликать» – «звать, просить, приглашать, обращаться» – короткие словесные формулы, обращенные к явлениям природы (солнцу, радуге, дождю, ветру и др.). Слова закличек выкрикиваются нараспев хором, что дает возможность особенно полно раскрыть возможности детского голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность звучания. Например:

Дождик, дождик, пуще!
Дадим тебе гуще!

Весенне-летние заклички (обращенные к прилету первых птиц, приходу весны и т. д.) связаны с древней традицией обращения к силам природы. Чтобы ребенок правильно воспринял закличку, он должен пережить не только состояние красивого музицирования но и состояние единения с природой. В закличках можно «гукать», «ухать» (посылая возглас – сильный, громкий на слог «гу» или «у» в пространство), стремясь охватить его звучанием своего голоса, и слыша «эхо» в ответ по всей округе. Например:

Весна-красна,
На чем пришла?
На сохе, на бороне,
На овсяном снопе,
На ржаном колосе! Гу!

Разучивание закличек на уроках вызовет интерес и не составит трудностей, т. к. слова закличек не выпеваются, а музыкально проговариваются. Заклички дают возможность ребенку в эстетической форме выразить свое эмоциональное отношение к природе: звуковые комбинации, являясь узкообъемными (2–3 звука) создают на природе эффект «открытости», побуждают к многообразию слуховых ощущений.

Игровой напев – это песня, исполняемая в игре, тесно связанная с ее сюжетом и не имеющая самостоятельного значения вне игры. С игрового припева обычно начинается игра, он связывает части игрового действия, может использоваться в нем и в роли концовок. Игровой припев может также содержать условия игры и определять последствия при их нарушении. В быту, в повседневности игровые песни призваны помочь интересней провести игру, организовать ее. Песни, припевы иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту, т. к. в основе их миропонимания лежит именно игра, игровой момент. При исполнении игровых припевов встречаются все типы интонирования – от лирического напевного пения до мелодизированного говорка. Исполняя попевку следует учитывать ее роль в той или иной игре: сопровождается ли она движением, фиксирует ли ритмические акценты хлопками в ладоши, ударами мяча, прыжками, подскоками.

Существуют игровые песни, суть которых состоит в подражании действиям ведущих, когда они стоят в круге («Дрема» или «Дедушка Трифон» и др.). Большое внимание в игровых песнях следует уделять использованию простой, но выразительной игровой атрибутики (жгуты, ленты, платочки, палочки, шишки, камушки, скакалки, мячи, повязки или шапки, надвинутые на глаза и т. п.).

Использование несложных игровых песен и игр с припевами позволяет знакомить детей с определенными жанрами музыкального фольклора, как искусства синкретичного, в единстве слова, музыки, движения, где значительное место занимают игровые упражнения, подвижные игры, танцевальные упражнения: простейшее сочетание танцевальных шагов, ходьба с остановками в конце музыкальной фразы, ходьба под музыку, песню учащихся.

Не менее действенным средством освоения звуковой сферы музыкального фольклора являются народные инструменты. В них, как и в песнях, проявляется музыкальность народа, его самобытность. В детском музыкальном фольклоре широкое использование музыкальных инструментов связано с такими традиционными жанрами, как инструментальные наигрыши и сигналы.

Русский фольклор является эффективным средством формирования ценностных ориентаций младших школьников, отражая своеобразие данного типа культуры в единстве с его интеллектуальной и чувственной сторонами и выполняя гармонизирующую, интегрирующую функции, создает фундамент для формирования духовно-нравственной сферы личности школьника, определяя ее социальную значимость, целостность, уникальность и неповторимость.

Особенность преподавания детского фольклора заключается, прежде всего, в невозможности игнорировать его связь с народной педагогикой. Весьма желательны выходы на концерты, мероприятия посвященные народным праздникам и непосредственное участие детей в них, экскурсии в музеи, на экспозиции, дающие возможность увидеть условия, в которых рождался русский детский фольклор, познакомиться с творчеством народа в других видах искусства [2].

  1. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
  2. Сердюк М.А. Язык фольклора и учет его особенностей при изучении произведений устного народного творчества в начальной школе. Борисоглебск, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .

ПРОГРАММА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ   "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...

методическая разработка родительского собрания "Качество питания и его влияние на полноценное развитие младшего школьника"

Познакомить родителей с влиянием генетически модифицированных продуктов на здоровье детей, разработать меню младшего школьника....

ВЛИЯНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Мои авторские наработки и результаты исследовательской работы....

Влияние мнемотехники на речевое развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нар...

Влияние игры на свирели на развитие младших школьников

Один из самых простых духовых инструментов , свирель, может влиять на физическое,психическое и нравственное развитие ребенка.Игру на свирели по праву можно назвать здоровьесберегающей технологией....

Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного развития младших школьников.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Чем раньше ребёнок получит возможность познакомитьс...

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий услов...