Программа кружкового объединения "Фольклорный театр"
материал по музыке

Ирина Пархомчук

В зрелом возрасте, умудрённые жизненным опытом, с теплотой и нежностью, мы будем вспоминать незатейливую колыбельную, которую напевала нам мама или бабушка, первые сказки, весёлые поговорки, загадки, считалочки. А сколько пословиц, поговорок, сколько в них поучительности и мудрости. В наши дни, когда большую часть времени дети проводят вне дома, вне семьи, когда наблюдается огромный дефицит общения ребёнка с родителями… Здесь наносится непоправимый ущерб физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль, дети не получают элементарных представлений о народной экологии, культуре. А ведь народная культура в той или иной степени помогает детям сохранить моральное здоровье. Приобщать детей к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Многие обычаи сегодня переосмыслены и наполнены новым содержанием, но основа старинных народных праздников, их обрядовость сохранена.

Цель программы:

  1. Пробуждение интереса детей к традиционным национальным обычаям, народной культуре.
  2. Выявление одарённых детей в области народного художественного творчества.
  3. Достижение принципа диалектического единства, как индивидуального, так и коллективного.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Софьинская СОШ

Дополнительное образование детей и школьников

       

Название работы: Программа кружкового объединения

                                  дополнительного образования

                                  «ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР»

Автор: Пархомчук Ирина Александровна

Место выполнения работы: МО, Раменский район, МОУ Софьинская СОШ

МОУ Софьинская СОШ

Раменский муниципальный район

Московская область

   «Согласовано»                       «Согласовано»                    «Утверждаю»

Руководитель ШМО                      Заместитель                    Руководитель МОУ

____/____________/              руководителя по УВР             Софьинская СОШ

                             Ф.И.О.                   МОУ Софьинская СОШ             ___/____________/

Протокол № __ от                 ____/______________/                              Ф.И.О.

«___»  _________20__г.                    Ф.И.О.                              Приказ №  ___от

                                                 «___» ________20 __г.       «___» ________20 __г.  

Программа кружкового объединения

дополнительного образования

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР

Пархомчук Ирина  Александровна

/учитель музыки/

Возраст ___от 8 лет________________________________

Количество часов в неделю ___4 ч.___________________

Количество часов в год __144ч. ______________________

                                                                            Рассмотрено на заседании

методического объединения

                                                                            (педагогического совета)

                                                                           протокол № _________

от «__» ___________202г.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

«Сладострастные звуки родимой песни и музыки

                                            в живой человеческой душе ум пробуждают

                         и чувства высокие воспитывают»

                                                                                            М. Ломоносов

В зрелом возрасте, умудрённые жизненным опытом, с теплотой и нежностью, мы будем вспоминать незатейливую колыбельную, которую напевала нам мама или бабушка, первые сказки, весёлые поговорки, загадки, считалочки. А сколько пословиц, поговорок, сколько в них поучительности и мудрости. В наши дни, когда большую часть времени дети проводят вне дома, вне семьи, когда наблюдается огромный дефицит общения ребёнка с родителями… Здесь наносится непоправимый ущерб физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль, дети не получают элементарных представлений о народной экологии, культуре. А ведь народная культура в той или иной степени помогает детям сохранить моральное здоровье. Приобщать детей к народной культуре лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Многие обычаи сегодня переосмыслены и наполнены новым содержанием, но основа старинных народных праздников, их обрядовость сохранена.

Отдавая должное классике и  её влиянию на формирование личности, тем не менее, считается, что основой при формировании эстетического сознания подрастающего поколения, должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры каждого народа, источником и фундаментом которых является фольклорный театр.

 Великий Л.Н. Толстой считал, что одновременно с родной речью ребёнок должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и многоголосном вариантах. Народные песни, загадки, поговорки – весь богатейший запас художественного эстетического развития детей был задействован им в процессе воспитания.

А. Одоевский в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в процессе обучения детей. Простота и доступность песни, её высокая художественность, глубина мысли, своеобразие её мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством.

Увлечение фольклором в искусстве не случайно, это не дань моде, а естественное стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании детей. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, попевках  доступны и понятны детям. Причём сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в эту игру – они участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, спектаклей. Игра соответствует природе ребёнка. Через игру он познаёт новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причём развитие способностей приходит как бы само собой, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный характер назидательности. Ребёнок, перевоплощаясь в героя действа, переживает ситуацию, одновременно учится двигаться по сцене. Игровую композицию можно создать на основе любой игровой песни / «А мы просо сеяли», «Варенька» и др./, посиделок и праздников, музыкальных гостиных, где дети имеют ценную возможность апробировать себя в любой роли и условиях полной свободы.

Сегодня детское творчество становится всё более ориентированным на личность ребёнка, его индивидуальные особенности и интересы.

Цель программы:

  1. Пробуждение интереса детей к традиционным национальным обычаям, народной культуре.
  2. Выявление одарённых детей в области народного художественного творчества.
  3. Достижение принципа диалектического единства, как индивидуального, так и коллективного.

Задачи:

  1. Познакомить детей с разными жанрами народного театрального и песенного творчества.
  2. Развить импровизационно-творческую и организованную деятельность детей через игровое действо.
  3. Научить детей звуко извлечению в народной манере пения.
  4. Воспитать чувство коллективизма через вживание в традиции своего народа, путём приобщения к коллективным формам творческих занятий.

Данная программа рассчитана на детей  8-13 лет и содержит двухгодичное обучение с использованием познавательно-игровых форм занятий.

Ожидаемые результаты:

Ориентирование детей в разных жанрах народного творчества.

Освоение народных танцевальных движений.

Чистое унисонное интонирование, пение с элементами двухголосья.

Приобретение сценических навыков, постановка речи, движений.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для группы не менее 15 человек. В начале каждого занятия проводится комплекс упражнений для ротового аппарата, мимика лица, распевание /10-20 мин./

Каждое занятие содержит теоретическую и практическую части. Используются следующие формы занятий: игра, посиделки, рассказ, видео-занятие. Используются такие методы работы как прослушивание, видеоряд, работа голосового аппарата, игра.

Организационное занятие. Вводный инструктаж содержит в себе правила поведения, обращение с музыкальными инструментами, аппаратурой. Безопасное поведение во время работы на сцене. Форма одежды, наличие сменной обуви, удобной для перемещения по сцене и выполнения танцевальных движений. Режим занятий.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КРУЖКОВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Музыкальный театр»

1-ый год обучения

ТЕМА

Общее кол-во часов

Теория

/часов/

Практика

/часов/

1.

Организационное занятие.

Вводный инструктаж.

2

2

---

2.

Что изучает русское народное

Музыкальное творчество?

Жанровое многообразие.

4

2

2

3.

Предмет – фольклористика.

4

2

2

4.

Наш голос – что это такое?

Строение голосового аппарата, гигиена голоса, плюсы распевания и упражнений.

4

2

2

5.

Солнечный и лунный календарь народных праздников.

Календарные песни и заклички.

6

2

4

6.

Попевочный букварь.

Малообъёмные песни. Освоение ритма в музыке.

4

1

3

7.

Что такое образная речь? Виды народных сказок.

4

1

3

8.

Народные игрища.

Драматизированная игра.

8

2

6

9.

Игровые песни. Прибаутки.

8

2

6

10.

Колыбельные песни, пестушки, потешки.

8

2

6

11.

Рождественские колядки и журилки.

6

2

4

12.

Раз в крещенский вечерок…

Подблюдные песни, игры.

8

2

6

13.

Считалки, дразнилки, скороговорки, загадки.

4

2

2

14.

Язык народного танца, его лексика, элементы.

10

2

8

15.

Частушечный жанр.

4

1

3

16.

Хороводные песни.

Игровые хороводы.

10

2

8

17.

Хоровод – один из основных жанров народного  танца.

Хороводные фигуры.

8

---

8

18.

Широкая Масленица…

8

2

6

19.

Постановка музыкальных сказок.

14

---

14

20.

Плясовые песни, композиции.

8

2

6

21.

Воспитательно-артистическая деятельность.

12

2

10

ИТОГО:

144

35

109

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-ый год обучения

Тема №1

Организационное занятие. Вводный инструктаж содержит в себе правила поведения, обращение с музыкальными инструментами, аппаратурой. Безопасное поведения во время работы на сцене. Форма одежды, наличие сменной обуви, удобной для перемещения по сцене и выполнения танцевальных движений. Режим занятий.

Тема №2,3

Что изучает русское народное музыкальное творчество?

Предмет – фольклористика. В форме рассказа-беседы объяснить дтям назначение данного направления, кратко ознакомить с жанровым многообразием фольклора. Практическая часть – выявление слуха, ритма, тембра, муз. памяти в мини-концерте.

Тема №4

Занятие-рассказ о строении голосового аппарата, гигиене и рабочем режиме голоса. Разучивание распевок как основы народных песен.

Тема №5

Самостоятельные сообщения детей о праздниках солнечного и лунного календаря. Знакомство с малообъёмными песнями и закличками.

Тема№6

Песни-попевки, потешки объёмом 1-2 звука, терции. Работа над ритмическим рисунком, освоение метроритма в игре на простейших шумовых инструментах /бубен, ложки, уголок/

Тема №7-9

Занятие-рассказ о народных сказках. Импровизация к сказке «Теремок». Проведение игровых  моментов. Обыгрывание песен «Уж ты, дедушка Степан», «Тётушка Арина», «Барин» и др., расширение голосового диапазона до кварты, квинты.

Тема №10

Занятие в форме игровых посиделок, развивающих в детях любовь к семье, сплочённость, коллективная работа.

Тема №11

Занятие-рассказ о Рождестве. Разучивание колядок, журилок. Участие детей в рождественских чтениях на базе школьного музея.

Тема №12

Рассказ о Святках. Подблюдные песни, игры-гадания. Просмьтр дипломного проекта студентов Колледжа культуры и искусств по теме «Раз в крещенский вечерок…»

Тема №13

Считалки, дразнилки, загадки – как неотъемлемая часть народного творчества.

Тема№14

Занятие-показ. Подготовка частушечного блока к Сладкой школьной ярмарке.

Тема №15

Изучение основных элементов русского народного танца. Позиции рук, ног, хлопушки, притопы, поклоны, свободное движение под муз. сопровождение.

Тема №16,17

Основные фигуры хоровода. Соединение танцевальных и песенных элементов в хороводе. Движение по кругу.

Тема №18

Участие детей в поселковом праздновании Широкой Масленицы.

Тема№19

Работа над постановкой музыкальных сказок.

Тема№20

Занятие- презентация плясовых песен. Работа на постановкой вокально-хореографических композиций.

Тема №21

Воспитательно-артистическая деятельность. Сценическая пластика, речь. Сольная работа. История костюма.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-ой год обучения

ТЕМА

Общее кол-во часов

Теория

/часов/

Практика

/часов/

1.

Организационное занятие.

Вводный инструктаж.

2

2

---

2.

Кадрили.

Плясовые композиции.

8

---

8

3.

Лирические протяжные,

Обрядовые песни

10

2

8

4.

Хороводные композиции

10

---

10

5.

Открытое занятие « Зимние вечёрки»

30

4

26

6.

Культурно-воспитательная деятельность

20

---

---

7.

Народный костюм. История развития. Элементы.

10

2

8

8.

Частушечный жанр.

4

--

4

9.

Музыкальная сказка

 «Аленький цветочек»

30

2

28

10.

«Семик» - праздник пышного расцвета природы. Открытый показ.

20

2

18

ИТОГО:

144

14

130

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-ой год обучения

Тема №1

Организационное занятие. Вводный инструктаж содержит в себе правила поведения, обращение с музыкальными инструментами, аппаратурой. Безопасное поведения во время работы на сцене. Форма одежды, наличие сменной обуви, удобной для перемещения по сцене и выполнения танцевальных движений. Режим занятий.

Тема№2

Работа над кадрилями. Включение элементов 2-ух голосья, работа над движениями. Сценическое мастерство.

Тема№3

Лирические протяжные, обрядовые песни. Унисон, элементы двухголосья. Знакомство с русским свадебным обрядом. Свадебные величальные песни.

Тема№4

Хороводы. Работа над хороводными плясовыми. Сценическое мастерство. Речь, движения.

Тема№5

Подготовка и проведение открытого показа «Зимние вечёрки»

Тема №6

Культурно-воспитательная деятельность. Посещение музеев, концертных программ, видеофрагментов.

Тема №7

Народный костюм. История развития, экскурсия-викторина. Выполнение элементов кокошника.

Тема №8

Частушечный жанр. Работа над дикцией, ритмом, движениями. Сценическое мастерство.

Тема№9

Подготовка и открытый показ музыкальной сказки «Аленький цветочек»

Тема №10

«Семик»- праздник пышного весеннего расцвета природы. Открытый показ.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Картавцева М.Т. «Школа русского фольклора» - М., 2000г.
  2. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. «Фольклорные праздники. Гусли звончатые» - ГИЦ «Владос»: - М., 2001г.
  3. Науменко Г. «Жаворонушки. Русские песни, сказки, игры». Вып.№4: - М., «Советский композитор» - 1986г.
  4. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка» - М., Просвещение: 1988г.
  5. Виноградов Г. «Русский детский фольклор» Иркутск, 1988г.
  6. Гусев В.Е. «Специфика фольклорных жанров. Русский фольклор».-М., 1980г.
  7. Михайлова М.А. «А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры, развлечения» - Ярославль:2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы в детском саду "Умелые ручки"

Целью программы “Умелые ручки” является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка...

Календарно-тематическое планирование по теме: ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ "ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК" (ТЕХНИКА -КВИЛЛИНГ)

Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных програмным содержанием и временем, на которых иногда трудно осущес...

Программа кружковой работы "Риторика" для 4 класса

Программа кружка "Риторика" для 4 класса. Здесь можно найти пояснительную записку, структуру, объём часов и тематическое планирование....

Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса....

Программа кружковой деятельности на тему: "Сказочный ларчик"

Программа кружковой деятельности на тему: "Сказочный ларчик"...

Сценарий познавательно-развлекательной программы, посвященной Дню Театра «Волшебная страна – театр»

Познавательно-развлекательная программа ко Дню театра.Цель: Формирование и обобщение знаний о театре.Задачи:1. Познакомить и сформировать детей   любовь к театру и культуру общения. 2. ...