Конспект урока Тема урока: «Мир Бетховена.»
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Калашникова Галина Игоревна

Тема урока: «Мир Бетховена.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_bethovena.docx52.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УМК: школа России.

Учебный предмет (дисциплина): музыка.

Класс: 3

Дата проведения: 11.05.2021г.

Тема урока: «Мир Бетховена.»

Цель урока: научиться определять музыкальные произведения.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: Л. В. Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок».

Умения: развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления;

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.

Познавательные: логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы:  

 - для учителя: презентация.

 - для ученика: презентация.

Ход урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

I.  Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Личностные:

осознание своей этнической и принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе.

Здравствуйте, ребята.

я вас всех очень рада видеть. Проверим все ли готовы к уроку, у вас на столах должны лежать учебник, тетрадь, карандаш, ручка.

А сейчас настроимся на рабочий лад на уроке.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Проверим готовность к уроку.

У вас на столах должны лежать:

Здравствуйте.

Проверка готовности на столах:

2 мин.

II. Актуализация знаний.

Коммуникативные:

слушать собеседника и вести диалог.

Прежде чем приступить к теме урока проверим домашнее задание.

Что было задано на прошлом уроке?

Повторите слова песни.

Пение песни.

Выучить песню.

Повтор слов песни.

Пение песни.

5 мин.

III. Постановка учебной задачи.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Л. Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах.

Определите тему урока.

Но начну я с рассказа о событии, которое произошло весной 1912года. Газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского лайнера «Титаник». Он столкнулся с айсбергом и затонул.

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…

(Звучит фрагмент «Героической» симфонии).

Это была Третья «Героическая» симфония великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена. Обречённые на гибель люди слушали эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники. Музыка Бетховена звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами.

Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение? Как вы думаете почему?

Мир Бетховена.

5 мин.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Личностные:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ.

Познавательные:

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные:

слушать собеседника и вести диалог; понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Посмотрите внимательно на портрет композитора Л. Бетховена. Перед нами человек с упрямым взглядом, со сжатыми губами, пронзительно смотрящий вперед. Портрет композитора явно говорит о музыке, которую он создавал, — мужественной, героической. Но прежде чем весь мир узнал музыку Бетховена, ему пришлось многое преодолеть.

Дедушка и отец Людвига тоже были музыкантами. А тогда и в Европе гремела музыкальная слава гениального Моцарта. Отец маленького Бетховена заметил, что у его сына абсолютный слух, и принялся учить его музыке. Он захотел сделать из Людвига второго Моцарта, чтобы так же, как Моцарт, сын мог давать концерты и зарабатывать деньги. Но только делал он это совершенно бестактно и даже жестоко, превращая каждое занятие в издевательство

над ребенком. Например, он мог разбудить мальчика ночью, дать ему в руки скрипку, запереть в чулане и заставить играть до утра. А если при игре па клавесине Людвиг случайно нажимал не ту клавишу, его били жнейкой по рукам. Но мальчик был талантлив, он унаследовал прекрасную музыкальность своего деда и отца. Юный Бетховен научился играть на разных инструментах, а еще он начал сочинять музыку.

Представим, как это могло происходить. (Педагог читает текст М.А. Давыдовой.)

«Людвиг не уставал прислушиваться к звукам, льющимся из-под пальцев. Ему казалось, что клавиши старенького клавесина хотят и чем-то поведать ему. Если нажать клавиши чуть правее, то они

отзовутся звуком нежным и тонким, похожим на жалобный голос плачущего ребенка. Но можно эти нежные плачущие звуки превратить и веселые. Людвиг заиграл быстрее, громче, и вот уже ему кажется, будто он услышал голоса людей, беспечно веселящихся возле уличных музыкантов. Мелодия народного танца, запомнившаяся с раннего детства, преобразилась под пальцами мальчика. Она звучала то почти воинственно, грубо, то широко и нежно. Из-под клавиш, на которые он нажимал левой рукой, вырывался то вой ветра, то раскаты грома. И юный музыкант чувствовал, как внутри его самого словно шумят музыкальные волны, заполняют его целиком. И Людвиг старался передать свои ощущения, создавая музыку, которую, кроме него, еще не слышал никто на свете!»

Людвиг оказался терпеливым учеником, он просиживал за инструментом часами. В сборниках пьес для юных музыкантов возле первой пьесы Бетховена делают пометку: «Сочинено композитором в 12-летнем возрасте». С 6 лет он начал давать концерты, а уже с 12 лет содержал свою семью. Когда он исполнил свои импровизации на рояле перед самим Моцартом, тот воскликнул:

«Запомните этого парня! Через несколько лет о нем заговорит весь мир!» И Моцарт оказался прав!

Когда Бетховен достиг вершины славы, его постигло страшное несчастье: он попал под дождь, простудился, сильно заболел и лишился слуха. Представляете, какое это было несчастье для музыканта! Но он продолжал сочинять прекрасную музыку, даже став совершенно глухим.

Физмитутка.

По коленочкам ударим —

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем —

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Бетховен, Людвиг ван — Википедия

5 мин.

V. Первичное закрепление.

Личностные:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ.

Познавательные:

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные:

слушать собеседника и вести диалог; понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Ребята, давайте послушаем с вами музыкальное произведение Л. В. Бетховена и постараемся представить, что же хотел изобразить, передать композитор.

Звучит «Лунная соната» Л. В. Бетховена.

Ребята, как звучала музыка? Какого она характера? Какие образы у вас возникли при прослушивании музыки?

«Лунная соната» – четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего он написал тридцать две сонаты для фортепиано).

Название сонаты «Лунная» принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью.

На самом же деле соната Л. Бетховена была посвящена Джульетте Гвиччарди, молодой девушке. Бетховен, как только узнал ее, тут же воспламенился. Джульетта была еще совсем юная. Бетховен был уверен, что Джульетта испытывает к нему самые нежные чувства. Разочарование уже наступило: с первых месяцев 1802 года Джульетта выказывает явное предпочтение молодому графу Роберту Галленбергу, который был всего на год старше ее и тоже занимался композицией .

Ребята, послушаем следующее музыкальное произведение, которое называется «К Элизе». А что бы лучше проследить за тем как часто меняется характер произведения, я предлагаю поиграть вам в следующую игру:

учитель раздает детям по две карточки: красную и белую, как только динамика произведения начинает нарастать, дети должны поднять красную карточку, стихать – белую, если музыка звучит равномерно не поднимать ничего.

Звучит Л. Бетховен «К Элизе». Дети записывают название произведения в тетради, приступают к заданию.

Менялась ли динамика произведения? Как часто она менялась? Изменялся ли темп?

Исследователи творчества Бетховена предположили, что «К Элизе» было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах (1792—1851), виртуозно исполнявшей его произведения. Это предположение было основано на том, что Бетховен ухаживал за ней и даже собирался жениться, но получил отказ.

От медленной первой части к бурному финалу. Музыка нежная, изящная, спокойная, печальная.

Да, менялась как динамика, так и темп. Звучание музыки то нарастало, то стихало. То же самое происходило и с темпом.

10 мин.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Личностные:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ.

У вас на столах лежат карточки с номерами вам необходимо под каждым номером написать название мелодии.

Игра «Угадай мелодию»

1. Звучит «Лунная соната» Л. В. Бетховена.

2. Звучит фрагмент «Героической» симфонии Л. Бетховен

3. Звучит «К Элизе». Л. Бетховен

1. «Лунная соната»

2. Фрагмент «Героической» симфонии

3. «К Элизе»

5 мин.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Коммуникативные:

слушать собеседника и вести диалог; понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Ребята, Л. Бетховен писал не только инструментальную музыку, но и музыку для вокального исполнения. Давайте послушаем с вами произведение, которое называется «Сурок», а вы постарайтесь определить почему оно так называется и о чем оно.

Звучт Л. Бетховен «Сурок».

О чем эта песня? О ком в ней поется? Кто исполняет песню? Какие образы вы представили, когда ее слушали? Как звучала музыка?

Музыка звучит нежная, добрая, ласковая и в то же время печальная и грустная. Мальчик очень любил своего сурка и всем с ним делился.

5 мин.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Личностные:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ.

Наш урок подошёл к концу.

С каким композитором мы познакомились?

Л. Бетховен

3 мин.

Подпись учителя_________________ Сараева В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»

Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Конспект урока. Тема урока: Закрепление пройденного материала. Квадрат.

Цель: закрепиь знание о квадрате, как о частном случае прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые,  они мог...

Конспект урока. Тема урока: Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот) 2 класс

Планируемые результаты:личностные: активизировать наблюдательность детей, развивать глазомер, образное мышление.метапредметные: создавать атмосферу для проникновения учащихся в сущность предметного ми...

Конспект урока. Тема урока: «Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе. Пластилин.»

Цель: Познакомить детей со скульптурой и учить выполнять изображение животного пластическим способом из целого куска пластилина и передать позу....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Правописание частицы не с глаголом

Урок составлен для учащиxся  4 класса по программе УМК "Начальная школа 21 века"...