программа по музыке 5-8 классы
рабочая программа по музыке

Программа  по музыке 5-8 классы по новым ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_programma_5-8_klassydocx.docx98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31.05.2021, примерной программы по музыке, программы курса «Музыка 5-8 классы» под редакцией Критской Е.Д., «Издательство «Просвещение» 2019, а также Программы воспитания «СОШ № 76»

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным  содержанием  музыкального  обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями  эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто коммуникации;

формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:

1 . Приобщение кобщечеловеческим  духовным  ценностям через личный психологический опыт  эмоционально-эстетического переживания.

2 . Осознание социальной  функции  музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.

3 . Формирование ценностных личных предпочтений   в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.

4 . Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для

различных музыкальных стилей.

5 . Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование  в  предметных  умениях  и  навыках, в том числе:

а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;  аналитической,  оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);

б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);

в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);

г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);

д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);

е) исследовательская деятельность  на  материале  музыкального искусства.

6 . Расширение  культурного  кругозора,  накопление  знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно. Общее количество  — не менее 136 часов (по 34 часа в год).

СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Музыка,5,6,7,8 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д.,  «Издательство «Просвещение» 2019

Музыка,5,6,7,8класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д.,  «Издательство «Просвещение»; 2019

Готовые мультимедийные уроки по   музыке http://urokicd.ru/muzyka?yclid=354144675941032687;

Методическая разработка урока музыки по теме «Волшебство музыкальных инструментов», Липянская Ю.В., учитель музыки, https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_uroka_muziki_172317.html;

  1. «Диалог метра и ритма», Кныш Ирина Борисовна, учитель музыки, https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2019/06/21/uchebno-metodicheskiy-material-k-uroku-muzyki-6- klass-2-chetvert;
  2. «Символика музыкальных инструментов в мировой художественной культуре» Лютви Лиана Машаллаевна, преподаватель МХК, https://urok.1sept.ru/статьи/674849/;
  3. «Мелодией одной звучат печаль и радость», Ланцова Мария Евгеньевна, учитель музыки, https://urok.1sept.ru/статьи/673501/;
  4. «Системообразующая деятельность учителя на примере реализации содержания программы по музыке в 6-м классе в рамках ФГОС», Мазурова Татьяна Михайловна, учитель музыки и ИЗО, https://urok.1sept.ru/статьи/664215/;
  5. «А.П.Бородин: жизнь и творчество великого композитора в вопросах и ответах», Юрова Светлана Анатольевна, преподаватель теоретических дисциплин, https://urok.1sept.ru/статьи/660928/.

Образовательные платформы

https://eom.edu.ru/ - «Российская электронная школа». Каталог интерактивных уроков;  http://school-collection.edu.ru - единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе;

Единая коллекция ЦОР  http://window.edu.ru/ Электронные учебники:

  • Просвещение https://digital.prosv.ru/
  • Российский учебник https://rosuchebnik.ru
  • Первое сентября https://1сентября.рф)
  • Музыка ( учебники, учебные пособия)https://alleng.org/edu/art4.htm

Электронные рабочие тетради («Яндекс.Учебник»)

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной  и  воспитательной  работы,  урочной и внеурочной деятельности. Они должны  отражать  готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

1.  Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном  обществе;  знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской  Федерации  и  других стран мира; проявление интереса к освоению  музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес  к  изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

2. Гражданского  воспитания:готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных  интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной  классики,  готовность  поступать  в  своей  жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни  семьи,  образовательной  организации,  местного сообщества, родного края,  страны, в том числе  в  качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

3.Духовно-нравственного воспитания:

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

4. Эстетическоговоспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,

роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5.Ценности научного познания:

Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений обоснованных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки  как искусства интонируемого смысла; овладение  основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование  доступного объёма специальной терминологии.

6.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7.Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

8.  Экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

Метапредметные результаты

1 . Овладение универсальными познавательными действиями

устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

-сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили

-обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

-выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

-выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

-самостоятельнообобщатьиформулироватьвыводыпоре-зультатампроведённогослуховогонаблюдения-исследования.

-следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

-составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

-проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видео форматах, текстах, таблицах, схемах;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности - музыкального мышления.

2 . Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

эффективно использовать интонационно выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность(сотрудничество):

Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участникам и взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и в клад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3 . Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:

ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

планировать  достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля и рефлексии;

даватьадекватнуюоценкуучебнойситуацииипредлагатьпланеёизменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности; понимать причины неудачи уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;

использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха(релаксации), концентрации внимания и т.д.

Эмоциональный интеллект:

чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других, как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия ит. д.).

Предметные результаты

5 класс

Модуль «Музыка моего края»:

знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческихколлективовсвоего края;

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

Модуль «Европейская классическая музыка»:

различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные

композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Русская классическая музыка»:

различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризоватьтворчествонеменеедвухотечественныхкомпозиторов-классиков, приводить

примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:

определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения водном виде искусства на основе восприятия

произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.

6 класс

Модуль «Народное музыкальное творчество России»:

Определять  на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных,ударно-шумовых инструментов;

объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельностипрофессиональныхмузыкантоввразвитииобщей культурыстраны.

Модуль «Европейская классическая музыка»:

Различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,произведение, исполнительский состав;

определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль«Русская классическая музыка»:

Различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

Характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Жанры музыкального искусства»:

различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.),знать их разновидности, приводить примеры;

рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных инструментальных и музыкально-театральных жанров.

7 класс

Модуль «Музыка народов мира»:

определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям;

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).

Модуль «Европейская классическая музыка»:

различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

исполнять(в том числе фрагментарно )сочинения композиторов-классиков;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Жанры музыкального искусства»:

различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные иинструментальныеи т.д.),знатьих разновидности,приводитьпримеры;

рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты)вокальных ,инструментальных и музыкально-театральных жанров.

Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:

различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки ;исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;

приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.

Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:

определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия

произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения,озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разныхвидовискусств, объясняялогикувыбора;

высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях,жанре,исполнителях музыкального произведения.

8 класс

Модуль «Музыка моего края»:

знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческихколлективовсвоего края;

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

Модуль «Жанры музыкального искусства»:

различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.),знать их разновидности, приводить примеры;

рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

Модуль «Русская классическая музыка»:

различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Европейская классическая музыка»:

различать на слух произведения европейских композиторов-классиков ,называть автора, произведение, исполнительский состав;

определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей(барокко,классицизм, романтизм, импрессионизм);

исполнять(в том числе фрагментарно)сочинения композиторов-классиков;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:

определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;

различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов,входящихвих состав;

исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРДМЕТА

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
        
модуль № 1 «Музыка моего края»;
        
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
        
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
        
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
        
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
        
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
        
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
        
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
        
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

5 класс

Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Фольклор — народное творчество
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).

Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя).

Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.

Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.).

Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.

Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).

Русская исполнительская школа
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского

Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и литература
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.

Музыка и живопись
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д.

Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.).

6 класс

Модуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»

Россия—наш общий дом

Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей,музыкадругих регионов.

Фольклорные жанры

Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов

Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.

Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Музыка—зеркало эпохи

Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).

Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С.Баха и Л.ван Бетховена.

Музыкальный образ

Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека —судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм иромантизм(круг основныхобразов,характерных интонаций,жанров).

Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Золотой век русской культуры

Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М.И.Глинки,П. И.Чайковского, Н. А.Римского-Корсакова и др.).

История страны и народа в музыке русских композиторов

Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов—членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева,Г.В. Свиридова и др.).

Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Камерная музыка

Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.).

Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.

Циклические формы и жанры

Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).Принцип контраста.

Прелюдии фуга.

Соната,концерт: трёхчастная форма,контраст основных тем,разработочный принцип развития.

7 класс

Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»

Музыка—древнейший язык человечества

Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних.

Древняя Греция—колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, ады, учение о гармонии и др.).

Музыкальный фольклор народов Европы

Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора.

Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.

Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Музыкальная драматургия

Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка.

Музыкальная форма—строение музыкального произведения

Модуль «СВЯЗ ЬМУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»

Музыка и театр

Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э.Грига, Л.ван Бетховена , А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и др.).

Единство музыки ,драматургии, сценической живописи, хореографии

Музыка кино и телевидения

Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р.Роджерса, Ф.Лоу, Г.Гладкова,  А.Шнитке)

Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Симфоническая музыка

Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина).Симфония.

Модуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»

Храмовый синтез искусств

Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella/пение

в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества,Воскресения.

Развитие церковной музыки

Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидод’Ареццо, протестантский хорал).

Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение).Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием

Музыкальные жанры богослужения

Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.

8 класс

Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»

Семейный фольклор

Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.

Наш край сегодня

Современная музыкальная культура родного края.

Гимн республики, города (при наличии). Земляки—композиторы, исполнители,деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.

Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Театральные жанры

Опера, Балет. Либретто.Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты ,финал.

Массовые сцены .Сольные номера главных героев. Номерная структура  и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы.

Роль оркестра в музыкальном спектакле

Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Русский балет

Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев,И.Ф.Стравинский,Р.К.Щедрин),балетмейстеров,артистовбалета.Дягилевскиесезоны.

Русская музыка—взгляд в будущее

Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г.Шнитке,Э.Н.Артемьеваи др.).

Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

Музыкальный стиль

Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка (На примере творчества В.А.Моцарта, К.Дебюсси, А.Шёнбергаидр.).

Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ»

Джаз

Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг,синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).

Мюзикл

Особенности жанра. Классика жанра—мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф.Лоу, Р.Роджерса, Э.Л.Уэббераи др.).

Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Наименование раздела

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

К/р

Пр/р

Модуль1.Музыка моего края

Фольклор —народноетворчество

5

0

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314766/https://resh.edu.ru

/subject/lesson/7422/start/255312/https://resh.edu.ru/subject/lesson/74

23/start/255279/https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/conspect/226606/

Календарный фольклор

3

1

2

https://100urokov.ru/predmety/kalendarno-obryadovyjfolklorhttps://www.youtube.com/channel/UCWNs9QRpRp47d898BeSXnDw/videos

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7168/conspect/315708

https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/valerij-gavrilin-perezvonyhttps://

resh.edu.ru/subject/lesson/7423/conspect/255278/

https://100urokov.ru/predmety/kalendarno-obryadovyj-folklor

Модуль2.Русская классическая музыка

Образы родной земли

4

0

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7419/start/255183/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7425/start/255023/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7425/start/255023/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7172/conspect/315947/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7425/conspect/255022/

https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/sergej-rakhmaninov-kolokolahttps://kolokola.com/archives/1869

Русская исполнительская школа

3

1

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7420/start/298442/https://biographe.ru/znamenitosti/svyatoslav-rihterhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/7167/conspect/254441/https://pandia.ru/text/85/472/88149.php

Модуль3.Европейская классическая музыка

Национальные

Истоки классической

музыки

5

0

5

https://urok.1sept.ru/articles/611029

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/ferents-listhttps://soundtimes.ru/uroki-muzyki/chto-takoe-rapsodiya-istoriya-rapsodiihttps://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/643538https://studopedia.net/11_1564_lektsiya--muzikalniy-yazik-elementi-muzikalnogo-yazika.html

https://infourok.ru/urok-21-tema-o-chem-rasskazyvaet-noktyurn-5537344.html

https://iskusstvo-zvuka.livejournal.com/51788.html

Музыкант и публика

5

0

5

https://soundtimes.ru/detskie-spektakli/opera-volshebnaya-flejtahttps://slovar.cc/enc/bse/2012315.html

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/nikkolo-paganini

https://deepcloud.ru/articles/chto-takoe-kapris-v-muzyke-opredelenie https://info.wikireading.ru/33750https://www.soundslife.ru/muzykalnyj-talant-dannost-ili-priobretenie/https://cittadipuccini.ru/Interviste/ArtistaPubblico/ArtistaPubblico.htmlhttps://soundtimes.ru/muzyka-britanii/adele

Модуль4.Связь музыки с другими видами искусства

Музыка и литература

3

0

3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7420/start/298442/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7418/start/255119/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7424/start/305930/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7417/start/254959/https://www.buro247.ru/culture/music/18-dec-2019-harman-kardon-native-project.html

https://www.deims.ru/etiquette/social.htmlhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/7420/main/298446/https://pandia.ru/text/78/019/17824.phphttps://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/aleksandr-nevskijhttps://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-muzyki-na-temu-bylinnoe-narodnoe-tv.html

https://онлайн-читать.рф/былина-илья-муромец-и-соловей-разбойник/#16973

https://multiurok.ru/blog/istorichieskiie-piesni.htmlhttps://studopedia.ru/30_1651_liricheskaya-pesnya-harakternie-cherti-protyazhnoy-liricheskoy-pesni.html

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/modest-petrovich-musorgskij

Музыка и

живопись

6

1

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/start/255055/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/start/305962/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/start/298410/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7433/start/302955/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/conspect/298409/

https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/314838/chto-obschego-mejdu-arhitekturoy-i-muzyikoy-vzaimosvyaz

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/iogann-sebastyan-bakh

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/sergej-rakhmaninov

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/petr-ilich-chajkovskij

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7433/conspect/302954/

Общее количество часов по программе

34

3

31

6 класс

Наименование раздела

Количество часов

              Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

К/р

Пр/р

Модуль1.Народное музыкальное творчество России

Россия — наш общий дом; Фольклорные жанры;

4

1

3

https://www.youtube.com/watch?v=TIkunwA8wvs

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов;

4

1

3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/main/314770/

https://zen.yandex.ru/video/watch/622cf3cdf53aef1fff5f7d2d

Модуль 2.Русская классическая музыка

Золотой век русской культуры

3

0

3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/start/254346/

https://www.youtube.com/watch?v=e76UhNvL_4k

История страны и народа в музыке русских композиторов

4

1

3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/conspect/254345/

https://zen.yandex.ru/video/watch/622c891c5e4d0a774e6f4f5f

https://www.youtube.com/watch?v=6UYklo9h3bw

Модуль3.Европейская классическая музыка

Музыка — зеркало эпохи

5

0

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/833\

https://vk.com/video-42943860_167001533

Музыкальный образ

5

0

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7166/start/254667/

https://www.youtube.com/watch?v=oqFEOFcSbrQ

Модуль4.Жанры музыкального искусства

Камерная музыка

4

0

4

https://yandex.ru/video/preview/

Циклические формы и жанры

5

0

5

/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7175/conspect/315979/

Общее количество часов по программе

34

3

31

7 класс

Наименование раздела

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

К/р

Пр/р

Модуль1.Музыка народов мира

Музыка —древнейший язык человечества

3

0

3

https://www.youtube.com/watch?v=M9Opg0Zy2NA&t=9shttps://resh.edu.ru/subject/6/7/

Музыкальный фольклор народов Европы

5

1

4

https://www.youtube.com/watch?v=j2qskSJ7O1I

Модуль2.Истоки и образы русской и европейской духовной музыки

Храмовый синтез искусств; Развитие церковной музыки;

3

0

3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3252/main/

Развитие церковной музыки; Музыкальные жанры богослужения;

4

0

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3170/main/

Модуль3.Европейская классическая музыка

Музыкальный

образ

5

0

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7166/main/254671/

Модуль4.Жанры музыкального искусства

Симфоническаямузыка

5

1

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3185/main/

Модуль5.Связь музыки с другими видами искусства

Музыка и театр

4

0

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7424/conspect/305929

Музыка кино и телевидения

5

1

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7424/conspect/305929/

Общее количество часов по программе

34

3

31

8 класс

Наименование раздела

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

К/р

Пр/р

Модуль 1.Музыка моего края

Семейный фольклор

3

0

3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2294/main/

https://www.youtube.com/watch?v=hXEg0MxRFtg

Наш край сегодня

5

1

4

https://www.youtube.com/user/filarmoniatula/videos

https://www.youtube.com/watch?v=ynd6KBwlTT8

Модуль 2.Жанры музыкального искусства

Театральные жанры

3

1

2

https://urok.1sept.ru/articles/563146

https://www.youtube.com/watch?v=D1P3Q50-pqU

Модуль 3.Русская классическая музыка

Русский балет

4

0

4

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-iskusstvu-klass-baletnoe-iskusstvo-2304781.html

https://www.youtube.com/watch?v=IzVxfjTKnpAhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/3192/main/

Модуль 4.Европейская классическая музыка

Музыкальный стиль

4

0

4

https://www.youtube.com/watch?v=bE0ee_Mu6Lk

https://infourok.ru/shedevry-mirovoj-klassicheskoj-muzyki-k-debyussi-4447418.html

https://infourok.ru/prezentaciya-biografiya-franca-shuberta-8-klass-5404740.html

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/karl-orf

Модуль 5.Русская классическая музыка

Русская музыка —взгляд в будущее

6

1

2

https://my.mail.ru/mail/nata.platonova.ivanova/video/539/46875.html

https://infourok.ru/prezentaciya-po-iskusstvu-na-temu-muzikalnopoeticheskaya-simvolika-ognya-klass-259389.html

https://vr-app.ru/blog/vr-music/

Модуль6.Современная музыка: основные жанры и направления

Джаз

3

0

3

https://infourok.ru/urok-muziki-v-klasse-temadzhazditya-dvuh-kultur-1778740.html

Мюзикл

6

0

6

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3187/main/

Общее количество часов по программе

34

3

31

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№ п/п

Наименование темы урока

Количество часов

1

Музыка — отражение жизни народа. Фольклор-народное творчество.

1

2

Богатство и разнообразие фольклорных традиций.

Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.)

1

3

Фольклор в музыке русских композиторов.

Программные инструментальные произведения, посвященные легендам и сказкам.

1

4

Песня как жанр музыкально-литературного творчества.

1

5

Как рождается народная песня. Певческие голоса.

1

6

Народный хор.

1

7

Образ Родины в музыкальных произведениях.

1

8

Календарный фольклор. Народные обряды Поморского края.

1

9

Образы родной земли. Писатели и поэты о русской музыке. Программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы и народного быта.

1

10

Отвага и героизм, воспетые в искусстве. Вокальная музыка на стихи русских поэтов.

1

11

Традиции и новаторство в творчестве русских композиторов.

1

12

Колокольность. Вариации колокольного звона.

Колокола. Колокольные звоны: благовест, будничный колокольный звон, трезвон, набат и другие. Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.

1

13

Вокальная музыка отечественных композиторов. Творчество выдающихся отечественных исполнителей. "Вокализ "Рахманинова в исполнении С.Рихтера.

1

14

Поэтическое звучание романса. Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге.

1

15

Композитор, исполнитель, слушатель. Русская исполнительская школа.

Конкурс имени П.И.Чайковского. Романс Чайковского "Растворил я окно", аккомпаниатор М.Ростропович

1

16

Национальные истоки классической музыки. Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф.Шопена.

1

17

Национальные истоки классической музыки. Значение и роль композитора Э Грига –основоположника национальной классической музыки.

1

18

Писатели и поэты о западно-европейской музыке.

1

19

Значение и роль венгерского композитора Ф. Листа —основоположника национальной классической музыки

1

20

Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Ноктюрн, баркарола.

1

21

Кумиры публики напримере творчества В. А.Моцарта. Виртуозность. Признание публики

1

22

Кумиры публики на примере творчества Н.Паганини.

Талант, труд, миссия композитора и исполнителя.

1

23

Понятие виртуозного исполнения. Музыкальный талант.

1

24

Публика и музыкант.Миссия композитора иисполнителя.

1

25

Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и

сегодня. П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета Щелкунчик. Оркестр  Е.Мравинского, Ленинград,1941

1

26

Музыка и литература.Единство слова и музыки в вокальных жанрах: песня, кантата.

1

27

Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке: былина, поэма, баллада.

Программная музыка.

1

28

Картины исторических событий в музыке.

1

29

Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства.

1

30

Небесное и земное в звукахи красках. Образы духовной музыки в творчестве композиторов - классиков. Молитва. Песнопение.

1

31

Гармония и синтез:скульптура, архитектура,музыка. Хорал. Духовный стих.

1

32

Импрессионизм в музыке иживописи. Цветовая гамма извуковаяпалитра.

Аналогии: ритм, композиция, линия -мелодия, пятно - созвучие,колорит - тембр, светлотность - динамика и т.д. Импрессионизм на примере творчества французского клавесиниста  К.Дебюссии  А.К.Лядова.

1

33

Интерпретации в музыке иизобразительномискусстве.

1

34

Урок-викторина на знаниемузыки, названий и авторовизученныхпроизведений

1

6 класс

№ п/п

Наименование темы урока

Количество часов

1

Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны.

1

2

Музыка наших соседей, музыка других регионов

1

3

Картины родной природы в музыкальном воплощении. Фольклорные жанры

1

4

Общее и особенное вфольклоре народов России:лирика,эпос

1

5

Общее и особенное в фольклоре народов России:танец

1

6

Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.

1

7

Народные истоки композиторского творчества: тема малой родины.

1

8

Народные истоки композиторского творчества. Песня-романс

1

9

Светская музыка российскогодворянства XIX в.:музыкальные салоны,домашнее музицирование,балы,театры.

1

10

Увлечение западнымискусством. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов.

1

11

Образы русской духовной музыки.Церковнаямузыка.

1

12

Духовный концерт как жанр в русской музыке XIX-XXвв. Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов

1

13

Единство небесного иземного.

1

14

Образы народных героев, тема служения Отечеству.

1

15

Характерные черты музыкальной речи отечественных композиторов

1

16

Искусство как отражение образа жизни и идеалов конкретной эпохи

1

17

Воплощение стиля барокко в музыкальном творчестве. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций ,жанров).

1

18

ТворчествоА.Вивальди.

1

19

Творчество И. Баха .Полифонический и гомофонно-гармонический склад

1

20

Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества Л. Бетховена

1

21

Воплощение классицизма и романтизма в музыкальном творчестве

1

22

Творчество Ф.Шопена. Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения.

1

23

Судьба человека – судьба человечества. Творчество Л.ван Бетховена.

1

24

Образы зарубежных композиторов. Искусство пения. Стили классицизм и романтизм

1

25

Художественная интерпретация музыкального образа

1

26

Жанры камерной вокальноймузыки (песня, романс,вокализи др.)

1

27

Образы камерной музыки. А.Бородин.

1

28

Образы камерной музыки. С.Рахманинов.

Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.).

1

29

Образы камерной музыки. Космос как источник вдохновения.

1

30

Инструментальная миниатюра(вальс, ноктюрн, прелюдия,каприс)

1

31

Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма

1

32

Сюита, цикл вокальных и инструментальных миниатюр

1

33

Принцип контраста. Контраст основных тем

1

34

Прелюдия и фуга. Соната,концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. Строение сонатной формы.

1

7 класс

№ п/п

Наименование темы урока

Количество часов

1

Археологические находки,легенды и сказания о музыке древних

1

2

Древняя Греция — колыбель  европейской культуры

1

3

Древнегреческие лады .Учение о гармонии

1

4

Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Французский фольклор

1

5

Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Испанский фольклор

1

6

Интонации и ритмы, формы  и жанры европейского фольклора. Польский фольклор

1

7

Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов

1

8

Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация

1

9

Музыка религиозная и светская: сюжеты и образы. Музыкальнаядраматургия

1

10

Основные жанры, традиции отечественной духовной музыки. Образы Христа,Богородицы, Рождества,Воскресения

1

11

Образы духовной музыки. Сочетание традиций разных эпох. Развитие музыкальныхобразов. Музыкальная тема.Принципы музыкальногоразвития: повтор, контраст,разработка.

1

12

Полифония, фуга, хорал. Музыкальная форма —строение музыкального произведения

1

13

Религиозная музыка эпохи Барокко.

1

14

Русская музыка религиозной традиции

1

15

Духовная музыка отечественных композиторов.

1

16

Развитие музыкальных образов

1

17

Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка

1

18

Музыкальная форма —строение музыкального произведения

1

19

Способы развития  и изменения музыки.

1

20

Урок-викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений

1

21

Программная увертюра как симфонический жанр.

1

22

Программная увертюра как симфонический жанр.

Увертюры П.И.Чайковского.

1

23

Образы симфонической музыки. Одночастные симфонические жанры (увертюра,картина).

Симфония.

1

24

Симфоническая музыка Г. В.Свиридова.

1

25

Возможности симфонического оркестра: разнообразие тембров, звуковых красок.

1

26

Музыка к драматическому спектаклю.

1

27

Драматический спектакль"Гоголь-сюита"А.Шнитке.

1

28

Творчество Д. Д.Шостаковича для драматического театра.

1

29

Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии

1

30

Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка

1

31

Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма.

1

32

Краткая история музыки вкино.

1

33

Великие мастера кино музыки.

1

34

Опера в кино

1

8 класс

№ п/п

Наименование темы урока

Количество часов

1

Семейный фольклор. Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека

1

2

Особенности исполнения и звучания фольклорных музыкальных произведений

1

3

Анализ символики традиционных образов

1

4

Современная музыкальная культура родного края

1

5

Музыкальные символы родного края. Гармонь.

1

6

Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры поморской земли

1

7

Театры, филармонии, консерватории родного края

1

8

Подготовка исследовательского и творческого проекта Поморские самоцветы"

1

9

Опера в драматическом театре.

1

10

Роль оркестра в оперном спектакле

1

11

Классика оперного жанра.Зарубежныекомпозиторы.

1

12

Классика балетного жанра.История зарождения. От классики до танца модерн

1

13

Мировая слава русского балета.Дягилевские сезоны.

1

14

Классика балетного жанра. Русские композиторы

1

15

Известные артисты театра в области балета. Творчество М. Плисецкой

1

16

Музыкальный стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматических приёмов. В.Моцарт.

1

17

Симфоническая музыка К.Дебюсси.

1

18

Образы зарубежных композиторов. Песни и баллады Ф.Шуберта.

1

19

Сочетание традиций разных эпох.

1

20

Идея светомузыки. МистерииА.Н. Скрябина.

1

21

Новейшие технологии вмузыке. Синтезатор "АНС" Е.Мурзина.Робот-композитор

1

22

Электронная музыка.

1

23

Современная музыкальная жизнь в России и за рубежом Наследие выдающихся отечественных(Ф.И. Шаляпин,Д.А.Хворостовский, А.Ю.В.Т.Спиваков.) и зарубежных исполнителей (Л. Паваротти,М. Кабалье, В. Клиберн, В.Кельмпфф и др.)классической музыки.

1

24

Новейшие технологии в музыке. Использование виртуальной реальности на музыкальных концертах и фестивалях Видеомаппинг

1

25

Урок-дискуссия "Значение технических средств в создании современной музыки"

1

26

Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля

1

27

Джаз. Спиричуэл. Блюз.Симфоджаз.

1

28

Влияние джаза на композиторское и исполнительское искусство.

1

29

Особенности жанра мюзикла

1

30

Сравнение жанра мюзикла с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль)

1

31

Классика жанра мюзикла.

1

32

Современная трактовка классических сюжетов и образов. Мюзикл.

1

33

Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене

1

34

Творческий проект "Роль музыки в жизни современного человека"

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...

Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой

Рабочая программа  по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....

Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"

      Рабочая программа по музыке составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...

Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"

Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"

       Рабочая программа по музыке для 2  класса составлена на основе:- федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования...