Рабочая программа "Школа России" 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс)

Музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx43.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  «Рассмотрено»

на заседании ШПК

____________________

Протокол №________

от «___»______202__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М»

________/___________________/

«___» ___________202__  г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М»

__________/М.Г. Вильмова/

Приказ №____от «___»_______202__г.

Рабочая   программа

по предмету:

«Музыка»

4 класс

2022 – 2023 учебный год

Всего часов на учебный год: 34 часов

Количество часов в неделю: 1час

Составлена в соответствии с программой по музыке к учебнику для 1-4 классов   общеобразовательных школ авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. 4-е издание, переработанное. -М.:Просвещение, 2014 г. 127 с. Ил. (учебник входит в систему УМК «Школа России» и «Перспектива»)

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке на 2022/23 учебный год для обучающихся 4-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»  разработана в соответствии с требованиями:

Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина  по музыке для 4-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.

1. Для педагога:

  • учебник «Музыка. 4 класс»;
  • методическое пособие «Музыка. Дидактические материалы. 4 класс».

2. Для обучающихся:

  • учебник «Музыка. 4 класс»;
  • рабочая тетрадь «Музыка. 4 класс».

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, в соответствиис  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования,  обновленными требованиями к составлению рабочей программы по ФГОС(Приказ Минобрнауки России от 31.12. 2015 г.), примерной авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012., и ориентирована на использование учебника: Е.Д.Критская «Музыка» 4 класс. –М.: «Просвещение», 2014 г.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование, имеющееся в кабинете:

Интерактивный комплекс, планшет для проведения тестирования.

Основной целью в работе по предмету «Музыка» в 4 классе является  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:

 формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство четвероклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами народов Бурятии. На национально- региональный компонент отводится 4 часа

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» в 2021-2022 учебном году

 на изучение музыки  в 4 классе отводится 34 часа (из них 34 часа за счет части, формируемой участниками образовательного процесса). Рабочая программа предусматривает обучение музыке в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года на базовом (профильном, базовом) уровне.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы

Реализация программы по музыке в 4-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  • Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

        Личностными результатами изучения музыки являются:

  • Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
  • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
  • Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

 Предметными результатами изучения музыки являются:

  • Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)

музыкально творческой деятельности;

  • Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
  • Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Раздел 2. Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

«Россия-Родина моя»

4 часа

2

«О России петь – что стремиться в храм»

4 часа

3

«День, полный событий» 4ч

4 часа

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3 часа

5

«В концертном зале» - 6ч.

6 часов

6

«В музыкальном театре»

5 часов

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

8 часов

I «Россия-Родина моя»

        Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.Многообразие  жанров  народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

II «О России петь – что стремиться в храм»

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».

III «День полный событий»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

          Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

V «В концертном зале»

         Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).Различные виды музыки:  инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.  Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

VI «В музыкальном театре»

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности.Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Тематическое планирование по музыке

Тематическое планирование по музыке  для 4-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Первая четверть – 8 недель

1 четверть Тема «Россия-Родина моя» - 4 часа

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»,«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

01.09.- 03.09.

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

06.09.-10.09.

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

13.09.-17.09.

4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!»

20.09.-24.09.

Тема «О России петь – что стремиться в храм» - 4 часа

5

Святые земли Русской. Илья Муромец.

27.09.-01.10.

6

Кирилл и Мефодий. нрк. Праздники народов Севера.

04.10.-08.10.

7

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопиаше

11.10.-15.10.

8

Родной обычай старины. Светлый праздник. Обобщение

18.10.-22.10.

Вторая четверть- 8 недель

2 четверть Тема «День, полный событий» - 4 часа

9

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

01.11.-05.11.

10

Зимнее утро, зимний вечер.

08.11.-12.11.

11

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

15.11.-19.11.

12

Ярмарочное гулянье.   Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый…».

22.11.-26.11.

Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3часа

13

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

29.11.-03.12.

14

Оркестр русских народных инструментов.  нрк. Творческие коллективы Ямала.

06.12.-10.12.

15

«Музыкант-чародей». Народные праздники. Троица.

13.12.-17.12.

Тема «В концертном зале» - 6 часов

16

Музыкальные  инструменты. Вариации на тему рококо.

20.12.-24.12.

Третья четверть – 10 недель

17

 Старый замок.

10.01.-14.01.

18

 Счастье в сирени живет…

17.01.-21.01.

19

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

24.01.-28.01.

20

Патетическая соната. Годы странствий.

31.01.-04.02.

21

Царит гармония оркестра.

07.02.-11.02.

Тема: «В музыкальном театре» - 5 часов

22

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

14.02.-18.02.

23

Исходила младёшенька

21.02.-25.02.

24

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

28.02.-04.03.

25

Балет «Петрушка»

07.03.-11.03.

26

Театр музыкальной комедии.

14.03.-18.03.

Четвертая четверть- 8 недель

4 четверть Тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 8 часов

27

Прелюдия. Сергей Рахманинов

28.03.-01.04.

28

Исповедь души. Революционный этюд. Ф.Шопен

04.04.-08.04.

29

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

11.04.-15.04.

30

В каждой интонации спрятан человек.

18.04.-22.04.

31

Музыкальный сказочник.

25.04.-29.04.

32

Рассвет на Москве-реке.  

02.05.-06.05.

33

Обобщающий урок.

09.05.-13.05.

34

Обобщающий урок.

16.05.-20.05.

Приложение

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет: Музыка

Класс: 4

Учитель: ________________

2022-2023 учебный год

урока

Тема

Количество

 часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...