АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Музыка» 3,4 и 4 дополнительный классы
рабочая программа по музыке

Молчанова Анастасия Сергеевна

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» адресована обучающимся 3, 4 и 4 дополнительного классов с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_7.2.doc280.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение 8

к Адаптированной основной общеобразовательной программе

 начального общего образования

обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Музыка»

3,4 и 4 дополнительный классы

Пояснительная записка                                                 

       Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» адресована обучающимся 3, 4 и 4 дополнительного классов с задержкой психического развития (вариант 7.2) МБОУ «Адамовская ООШ», является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, вариант 7.2.)   и  разработана на основе:           

  • Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598);
  •  авторской программы  Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой;  Т.С Шмагиной, (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение», 2017г.);
  • Федерального  закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;
  • Приказа  Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 (ред. от 28.05.2014г) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от  08.06.2015н №576, от 28.12.2015г №1529, от 26.01.2016г№38)
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в  2021- 2022 учебном году организовано обучение детей с  ЗПР;
  • Адаптированной основной образовательной программы школы для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);
  • Устава школы

Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.

Цели и задачи курса

Целью музыкального образования  является формирование музыкальной культуры учащихся, как неотъемлемой части   духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии потенциала подрастающего поколения.

         Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитывать  интерес, эмоционально-ценностное отношение и любовь к музыкальному искусству,  художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитывать чувство музыки как основу музыкальной грамотности;
  • развивать образно-ассоциативного мышление детей, музыкальную память и слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накапливать тезаурус – багаж музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формировать опыт музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как наряду с другими видами искусства организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственной жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

Формирование музыкальной культуры на основе общения с музыкальными предметами является специфическим путем освоения обучающимися социально-культурного опыта, оказывает влияние и на развитие как эмоционально-чувственной сферы, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это в свою очередь способствует адаптации его в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.

Наиболее совершенная система музыкального воспитания школьников была разработана и внедрена в педагогическую практику АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Школа России» по предмету «Музыка» 1-4 классы составленная и разработанная авторами Е. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, которые в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования, что и являет основой для составления данной рабочей программы.

Место предмета в учебном плане

В 3, 4 и 4 дополнительном классах на предмет «Музыка», отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34учебных недель в каждом классе).

                       

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества,  сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной  жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты

       К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

         - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

         - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

         - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

         - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

         - овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

         - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

         - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

         - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

         - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты

       Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

         - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

         - формирование общего представления о музыкальной картине мира;

         - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

         - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

         - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

         - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

         - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

         - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

Тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Россия – Родина моя

5

        Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент).

        Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость.

     Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата

2

День, полный событий

4

    Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

3

О России петь – что стремиться в храм

4

        Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов.

       Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5

    Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка.

5

В музыкальном театре

5

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

   Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

        Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

    Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.

6

В концертном зале

6

Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель.  Музыкальные инструменты. Развитие музыки – движение музыки.         Песенность, танцевальность, маршевость. 

       Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

6

     Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.

      Композитор- исполнитель – слушатель.

     Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

       Выразительность и изобразительность в музыке.

 Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

        Итого

34 часа

4 и 4 дополнительный  класс

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Россия – Родина моя

3

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки  и музыки русских композиторов

         Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

2

О России петь – что стремиться в храм

1

    Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов

3

День, полный событий

5

       Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

       Песенность, танцевальность, маршевость.

        Народная и профессиональная музыка.      Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества.

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

2

     Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.

        Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.

5

В музыкальном театре

5

     Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

   Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

    Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Музыкальная драматургия сонаты.

6

День, полный событий

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы.

7

В музыкальном театре

6

Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. 

      Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

        Народные музыкальные традиции Отечества. Балет.   

     Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

8

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

3

      Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

    Музыкальные инструменты. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Произведения композиторов-классиков.

9

О России петь – что стремиться в храм

3

    Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.

      Народные музыкальные традиции родного края.       Духовная музыка в творчестве композиторов.

традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

10

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1

     Музыкальный фольклор народов России.  Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.

11

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

4

    Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира.

     Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова

Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. 

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Дата по плану

Дата по факту

«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

1.

Мелодия – душа музыки.

1

Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».

Соединение изобразительного и выразительного в музыке.

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Определять средства музыкальной выразительности.

2.

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

1

Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.

Выявлять жанровое начало  музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

3.

Жанр канта в русской музыке.

1

Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша.

Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов.

4.

Кантата «Александр Невский».

1

 Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов.

5.

Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна…

1

Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями.

Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Жанры музыки (песня, танец, марш);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало  музыки.

«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»

6.

Образы утренней природы в музыке.

1

Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

7.

Портрет в музыке

«В каждой интонации спрятан человек».

1

 Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.

Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации.

8.

Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского.

1

Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации.

9.

Образы вечерней природы.

1

Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.

Уметь  видеть многообразие  музыкальных  сочинений.  Исполнять  песни  о  вечере  мягко,  распределяя  дыхание  на всю  фразу.

«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»

10.

Два музыкальных обращения к Богородице.

1

Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.

Определять  характер  музыки, выражающий  чувства художника.

11.

Древнейшая песнь материнства.

Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

1

Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.

Сравнивать  музыку  Шуберта  и  Рахманинова. Уметь  характеризовать  духовную  музыку.  

12.

Образ матери в современном искусстве.

1

Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.

 

Сравнивать содержание  художественных  картин,    музыкальные  и  художественные  образы.

13.

Праздники православной церкви. Вербное воскресение.

1

Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.

Знакомство  с  праздниками  Православной  церкви. Знать  историю  праздника  «Вербное  воскресение».

14.

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.

1

Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.

Исполнять  знакомые  песни  о  праздниках  /рождественские  песни/.

15.

Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир.

1

Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе.

Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.

16.

Обобщающий урок.

Музыка на Новогоднем празднике.

1

 Тестирование учащихся.

Демонстрировать  навыки, приобретенные  на  уроках.

«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

17.

Былина как древний жанр русского песенного фольклора.

1

Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.

Имитация игры на гуслях.

Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.

Определить  характер  былин,  знать  содержание,  особенности  исполнения  народных  певцов  русской  старины - гусляров,  особенности  жанра  «былина»/ старина/.

18.

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.

1

Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре.

Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.

19.

Масленица – праздник русского народа.

1

 Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.

Исполнение с сопровождением  простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

20.

Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

1

Урок-путешествие в оперный театр.

Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа.

Певческие голоса: сопрано, баритон.

3-частная форма арии.

Знакомство с  разновидностями   голосов /баритон  и  сопрано/.   Составление характеристики героя,  сравнение  его  поэтического  и  музыкального  образов.

21.

Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

1

Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.

Определение  увертюры. Уметь услышать,  на  каких  темах построена  музыка  увертюры. Исполнять  тему  заключительного  хора.

22.

Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки.

1

Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.

Видеть  контраст  добра и  зла,  познакомиться  с  мифом  об  Орфее,  выучить  темы. Услышать  в  музыке  современность/ написана  давно, но  созвучна  нашим чувствам/.

23.

Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.

1

Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).

Услышать  контраст  в  музыке  пролога  и  сцены  таяния,  составить  портрет  царя  Берендея,  проследить  развитие   пляски  скоморохов.

24.

Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

1

Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете.

Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.

Услышать  контраст  во  вступлении  к  балету, слушая  финал,  рассказать  о  том, как  заканчивается  действие.

25.

Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.

1

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла.

Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»

26.

Инструментальный концерт. Народная песня в концерте.

1

Определение жанра концерта.

Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.

Уметь в  музыке  услышать  близость  народной  песне.  

27.

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость.

1

Определение жанра сюиты.

Особенности вариационного развития.

 Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.

28.

Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена.

1

Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.

Сравнивать образ 1  части  симфонии с  картиной  Айвазовского «Буря  на  северном  море». Сравнить  характер  тем  финала.

Продирижировать  оркестром.

29.

Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора.

1

Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена.

«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»

30.

Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина.

1

Знакомство с разновидностями, особенностями  джазовой музыки. 

Определение характерных элементов джазовой музыки.

Определение главной мысли,  сопоставление на основе принципа «сходства и различия».

31.

Мир композиторов:

Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов.

1

Стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

Создать  воображаемый   портрет   композиторов,  что  их  объединяет.

32..

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт.

1

Стилистические особенности музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».

Подчеркнуть  значение  музыки  в  жизни  человека,  великую  силу  искусства.  Найти  общее  в музыке   Моцарта,  Бетховена,  Глинки.

33.

Прославим радость на земле.

1

Гимн  человеческому  счастью.

Слушание гимна. Характерные черты гимна.

34.

Обобщающий урок

1

Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса.

Исполнять  выразительно  полюбившиеся  мелодии.

Итого:

34

4 и 4 дополнительный класс

Дата по плану

Дата по факту

«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

1.

Россия – Родина  моя.

Мелодия.

НРК Песни о Родине композиторов Урала.

1

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Уметь  составить  сравнительную  характеристику  музыки Чайковского  и  Рахманинова,  подобрать  стихи  о  родном  

крае,  созвучные  музыке  этих  композиторов.  Выделить мелодию,  как  главное  выразительное  средство  музыки.

2.

Как сложили песню.

1

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Знать  особенности  русской  народной  песни,  уметь  определять  жанры,  выразительно  исполнять  народные  мелодии.  В  музыке  Рахманинова  определять  мелодическое начало.

3.

«Ты  откуда,  русская,  зародилась  музыка».

1

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Уметь  исполнять  главные  темы   хора  «Вставайте,  люди русские», услышать интонацию  плача,  мольбы,  определять

характер  патриотической  музыки.  Сравнить  хор  «Славься» Глинки   и   «Въезд  Александра  Невского  во  Псков».

4.

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!»

1

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Прокофьев  «Александр  Невский».

Знакомство  со  святыми  земли  Русской,  назвать  имена  святых /Александр  Невский,  Сергий  Радонежский,  Княгиня Ольга,  Великий  князь  Владимир/,  знакомство  с  песней-гимном    стихирой,  слышать  торжественный,  праздничный характер.  Сравнить  музыку  Бородина,  Мусоргского  с  картиной  Васнецова.

«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ»

5.

« Приют

спокойствия,  трудов  и  вдохновенья».

А.С. Пушкин  и  музыка.

1

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Чайковский  «Зимнее  утро»  из  «Детского  альбома». Описать  чувства  ребенка.  Сравнить  с  настроением  стихотворения  Пушкина.  Уметь  выразительно  читать  стихи. Сравнить  хор  Шебалина  «Зимняя  дорога»  с  одноименным стихотворением  Пушкина.

6.

Зимнее  утро.  

Зимний вечер. Чайковский  «У камелька»

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Сравнивать  музыку  Чайковского  и  стихи,  слышать  мечтательный,  задумчивый  характер.  

Знать сказки  Пушкина, вспомнить  героев сказки о царе  Салтане,  услышать,  как  в  музыке  передается  сказочность. Назвать  знакомые  музыкальные  инструменты, создающие образы  белки, богатырей, царевны.  Знать  понятие  тембра и  регистра.

7.

«Что  за  прелесть  эти  сказки».  Прокофьев  «Сказочка».  Римский-Корсаков  «Сказка  о  царе  Салтане». «Три  чуда».  

1

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

Повторить  жанры  народной  музыки:  хороводные,  плясовые.  В  музыке    Мусоргского из   «Бориса  Годунова» услышать  отголоски  колокольных   звонов,  определить  характер  музыки.

8.

Ярмарочное  гулянье.  Святогорский монастырь.

1

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Слушая  романсы,  определять  характер  музыки  и  слов. Знать  отличительные особенности   жанра  романса.

9.

Романсы  на  стихи  Пушкина.   «Приют,

сияньем  муз  одетый».

1

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Уметь  определять  на  слух  музыкальные  произведения.

«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

10-11.

Глинка  «Иван  Сусанин».

«Праздников  праздник,  торжество  торжеств».

2

Дальнейшее  знакомство  с  музыкой  оперы.  Знакомство  с  песнопениями   русской  Православной  церкви.

Услышать  интонации  народной польской  и русской  музыки. Определить  содержание  арии  Сусанина,  характер  музыки.

12.

 Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

1

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Слышать  интонационное  своеобразие    музыки  других  народов.  Сравнивать    музыку  Мусоргского  «Пляска  персидок »  и  Глинки  «Персидский  хор»,  отличия  от  русской  музыки.

13.

Русский  Восток.

Восточные  мотивы. Музыка  Хачатуряна

1

Народная и профессиональная музыка.

Услышать  своеобразный  колорит,  орнамент  восточной  музыки,  сравнить  с  картиной  Сарьяна  «Армения».  В  « Колыбельной  Гаяне»  обобщить  особенности  как  армянской,  так и  русской   музыки.  Определить  характер  танца  с  саблями.

«ГОРИ ГРОИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

14.

Композитор – имя  ему  народ.

Музыкальные инструменты России.

НРК   Песни  родной  стороны.

1

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

 Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Дальнейшее  знакомство  с музыкальными  инструментами России.  Исполнять  народные  песни  с движением.

15.

Оркестр русских народных инструментов.  нрк. Творческие коллективы Урала.

1

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. 

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

16.

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

1

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Уметь   высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться  на музыкальное произведение.

«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»

17.

Музыкальные  инструменты.  

Вариации  на  тему  рококо.  Чайковский

«Вариации».

1

Музыкальные инструменты.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Знать  особенности  стиля  рококо  в  искусстве,  определение музыкальной  формы  «вариации»,  сравнить  тему  вариаций  и  мелодию  хора  «Уж   как  по  мосту,  мосточку».  Выявить

интонационное  сходство.

18.

Мусоргский  «Картинки  с  выставки»

«Старый  замок».

1

Различные виды музыки:  инструментальная.

Закрепить  музыкальные жанры:  песня,  романс,  вокализ. Определить  образное  содержание,  характер  и  настроение музыки.

19.

«Счастье  в  сирени  живет». Рахманинов

романс  «Сирень».

1

Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.

Найти  общие  черты  в  музыке  Рахманинова  и  Шопена, знать  особенности  полонеза,  вальса,  мазурки.  Определять  на слух  трехчастную  форму  музыки.

20.

«Не  молкнет  сердце  чуткое Шопена...».

Танцы  Шопена.  

1

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

Определить  душевное  состояние,  которое  передает  музыка, эмоциональный  строй,  современна  ли  музыка   сонаты. Сравнить музыку  Бетховена  со стихотворением  Заболоцкого.

21.

Патетическая  соната  Бетховена.

Годы странствий. Глинка романс  «Венецианская ночь»,  «Арагонская  хота»,  Чайковский  «Баркарола».

1

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

Увидеть  интернациональность  музыкального  языка.  Закрепить  средства  выразительности,  свойственные  баркароле.  Сравнить  с  ноктюрном  Бородина  /любование природой/.  Составить  сравнительную  характеристику  музыки   Глинки  и  Чайковского.

22.

«Царит  гармония  оркестра».

Концертные залы Челябинска

1

Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического.  

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении.

«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»

23.

Театр  музыкальной  комедии.  Мюзикл.

1

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.Знать названия изученных жанров  музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Знать названия изученных жанров  музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

24.

Балет «Петрушка»

1

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

Демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»

25.

Святые  земли Русской.

Илья  Муромец.  Бородин  «Богатырская  симфония».  Мусоргский

«Богатырские  ворота».

1

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

26.

Кирилл и Мефодий. нрк. Праздники народов Урала.

1

Народные музыкальные традиции Отечества.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

27.

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

1

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

28.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов  и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

29.

Народные праздники. Троица.

1

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Знать и понимать народные  музыкальные традиции родного края.

Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ»

30.

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

31.

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

32.

В каждой интонации спрятан человек.

1

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Знать и понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

33.

Музыкальный сказочник.

1

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

34..

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

1

Выразительность и изобразительность в музыке.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.

Итого:

34

 

Материально – техническое обеспечение программы

Дидактическое обеспечение

 Методическое обеспечение

3 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 3 кл. учеб. для

общеобразоват. учреждений.  М.:Просвещение, 2008.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»:  3 класс. М.: Просвещение, 2010.

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.

4 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 4 кл. учеб. для

общеобразоват. учреждений.  М.:Просвещение, 2008.

Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»:  4 класс. М.: Просвещение, 2010.

Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.

Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 2-4 классов

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:-        укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка и пение"

quot;Музыка - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с интеллектуальными нарушениями  элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развитие их...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» для 1 (дополнительного) класса 2020 - 2021 учебный год

Адаптированная рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 (дополнительного) класса на 2020-2021 учебный год, разработана на основе Федерального государственного об...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в ...