Программа кружка ОДОД "Вокал"
методическая разработка по музыке (1 класс)

Саргсян Сильва Патвакановна

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Направление: общекультурное.
Количество часов: 1 час в неделю (33 ч.- 1 класс, 34 ч.- 3 класс)

Категории участников: обучающиеся 1,3 классов.

Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.
Задачи:

1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
5. Развитие вокально-слуховых способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sargsyan.docx28.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 520
Колпинского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

на заседании МС

Председатель МС

_____________Кравчук С.В.

Протокол № _

от «      »_______    2023г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____________Мордакина Н.А.

«    »_________ 2023г.

 «Утверждено»

   Директор ГБОУ школа № 520

    г. Санкт-Петербурга

         ____________Зубко И.Г.

      Приказ № ___

      от «  »_______ 2023 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Вокал»

(общекультурное направление)

Возрасть обучающихся 7-9 лет

                                                                                                   Срок реализации 1 год  

Составитель программы:

Педагог ДО

Саргсян Сильва Патвакановна

2023 -2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Направление: общекультурное.
Количество часов: 1 час в неделю (33 ч.- 1 класс, 34 ч.- 3 класс)

Категории участников: обучающиеся 1,3 классов.

Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.
Задачи:

1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
5. Развитие вокально-слуховых способностей.
Пути реализации программы:
В работе с детьми: 

  • Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
  • Широкое включение песни в повседневную жизнь
  • Организация индивидуальной работы

В работе со взрослыми: 

  • Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.
  • Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.
  • Привлечение родителей к участию в праздниках.

В работе учителя:

  • Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
  • Участие в концертной деятельности учащихся.
  • Обзор новой методической литературы.
  • Накопление материала, аудио — записей для использования на занятиях.

Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в начальной школе. 
Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.
Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно — интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
Реализация задач осуществляется через различные 
виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:
— целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями; 
— учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; 
— мотивации детской деятельности; 
— отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка; 
— включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух; 
— поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.
В ходе реализации программы применяются различные 
формы организации образовательного процесса:· Тематические занятия, мероприятия;· Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;· Игры – викторины, игры – загадки;· Творческие мастерские;· Музыкальные путешествия.· Художественные акции учащихся в школьном социуме.Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы:· Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;· Создание коллективных творческих проектов;· Публичные выступления;· Участие в творческих конкурсах различного уровня;· Школьные фестивали искусств;Важно учитывать
возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.
Каждый возраст имеет свой певческий
диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—8 лет —9-10лет. Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).

Результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах

Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения.
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм. 
Реализация задач осуществляется через различные

виды музыкальной  деятельности:

- сольное  и ансамблевое пение;

- слушание различных интерпретаций исполнения;

-  пластическое интонирование;

-  элементов импровизации;

- движения под музыку;

- элементы театрализации.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи);

- наглядно – зрительный (мультимедиа);

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация);

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

- методические ошибки.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.

           Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.

Программа  реализуется в объёме  33 часа в год.

Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.

Оснащение образовательного процесса:

  • специальный кабинет;
  • записи фонограмм в режиме + и -;
  • ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
  • мультимедиа;
  • записи аудио, видео на  дисках и флеш - картах.


Содержание учебной программы 1 год обучения

1. Введение.– 1 час содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: Занятие-беседа.


2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 часСодержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Форма.Занятие – знакомство.3. Детские песни в нашей жизни. -2 часа.Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.4Песенки из мультфильмов. – 2 часа.Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.Форма.Занятие-путешествие (игровая деятельность)5.Колыбельные песни. – 1 часСодержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.Форма. Комплексное занятие.6. Осенние песни.-2 часаСодержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.Форма.Занятие – знакомство.7.Музыкальные игры и загадки.— 2 часаСодержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры.
8. Волшебная страна звуков.– 1 часСодержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие – исследование.9. В гостях у сказки.-2 часаСодержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)

10. Добрым быть совсем не просто…-1 часСодержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление.11. Новогодний карнавал.-1 часСодержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.Форма.Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)

12. Хороводные песни и шутки. Игры.-2 часаСодержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.

13. Необычные звуки и голоса.- 2 часа.Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.Форма.Занятие-экскурсия (игровая деятельность).14. Веселей встречай друзей.— 2 часаСодержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении. 
Форма.Тематическое занятие.

15. Весенний вальс.-1 часСодержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».Форма.Литературно – музыкальная гостиная.16. Мелодии дня.-1 часСодержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма.Комплексное занятие.


17. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 часСодержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.Форма.Занятие – погружение, исследование.

18. Краски музыки и голоса.-2 часаСодержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие – исследование.

19. Музыкальная страна.- 2 часаСодержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.Форма.Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.

20. Весело – грустно.-2 часаСодержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями(весело- грустно).Форма. Занятие – рассуждение.

21. Летний день, замечательный праздник.-1 часСодержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки.Форма.Игровая и концертная деятельность.

Планируемые результаты первого года обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения.

№ урока

№п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

«Звучащий мой голос»

1

1

Введение. 

1

2

2

Знакомство с голосовым аппаратом

1

3,4

3

Детские песни в нашей жизни.

2

5,6

4

Песенки из мультфильмов.

2

7

5

Колыбельные песни.

1

8,9

6

Осенние песни.

2

10,11

7

Музыкальные игры и загадки.

2

12

8

Волшебная страна звуков.

1

13,14

9

В гостях у сказки.

2

15

10

Добрым быть совсем не просто…

1

16

11

Новогодний карнавал.

1

17,18

12

Хороводные песни и шутки. Игры.

2

19,20

13

Необычные звуки и голоса.

2

21,22

14

Веселей встречай друзей.

2

23,24

15

Весенний вальс.

2

25

16

Мелодии дня.

1

26

17

Музыкальные инструменты.

1

27,28

18

Краски музыки и голоса.

2

29,30

19

Музыкальная страна. 

2

31,32

20

Весело – грустно.

2

33

21

Летний день, замечательный праздник.

1

Список литературы для педагога:

1.Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.
2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
4. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
5. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999

6.Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990

7. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999

8. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000

9. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005

10. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010

11. Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010

12. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990

13. Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991

Учебно-познавательная литература для учащихся

1. КабалевскийД.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.
2. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
3. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
4. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год

ПРОГРАММА  КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ  ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...