Конспект урока музыки 2 класс "П. И. Чайковский "Детский альбом" Пьеса "Мама"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Соломенцева Лариса Алексеевна

Урок включает в себя понятия: Музыкальный альбом, "Детский альбом", характеристика пьесы "Мама", разучивание песни "Мама".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока музыки во 2 классе.

Работа составлена учителем музыки Первой категории ОАНО «Лидеры» Московская область, Одинцовсий район, с. Ромашково, 2024 год

Урок музыки во 2 классе по теме:

«Музыкальное путешествие»

Предмет

Музыка

Класс

2 класс

Автор УМК, учебник

По программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Тема урока

«Музыкальное путешествие. «Детский альбом» П. И. Чайковского».

Тип урока

Комбинированный: новые знания, закрепление знаний, игра-путешествие-контроль, выработка умений и навыков слушания, анализа и исполнения музыки и ритма.

Тема раздела: День, полный событий.

Цель: знакомство с новой пьесой из «Детского альбома» П. И, Чайковского, получение навыка слушания и анализа музыки, закрепление и контроль знания, определения музыкального отрывка с помощью игрового момента. Применение ритмических и хоровых навыков.

Задачи урока:

Образовательные:

  • ознакомить с новой пьесой из «Детского альбома»: «Мама»
  • сформировать навык слушания и анализа музыки
  • закрепить знания музыки из «Детского альбома» П. И. Чайковского
  • сформировать умение определять по музыкальной интонации характер музыки и применять это на практике.

Развивающие:

  • развитие творческого мышления, развитие ритмических, слуховых, вокально-хоровых, игровых навыков;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Воспитательные:

● воспитание уважения к шедеврам музыкальной культуры.

Планируемый результат универсальных учебных действий (УУД):

регулятивные: 

  • развивать умение слушать, осмысливать, сравнивать, анализировать полученную информацию;

познавательные: 

  • познакомиться с музыкальными образами «Детского альбома» П. И. Чайковского, понятием «Музыкальный альбом»;

коммуникативные: 

  • способствовать умению формировать и высказывать свою точку зрения, участвовать в работе и диалоге с одноклассниками;
  • уметь применить навык чтения ритмического рисунка;

личностные: 

  • воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своей страны, чувство гордости и сопричастности;
  • научиться применять свои умения в хоре и ритмическом ансамбле.

Основные понятия: «Детский альбом», музыкальный альбом, музыкальный образ, музыкальная интонация, характер музыки, жанры музыки, ритм, длительности, ритмическая основа.

Используемый материал:

музыкальный:

  • П. И. Чайковский Симфония№1 2 часть;
  • пьеса из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Мама»;
  • Физкультминутка - песня «Солнышко лучистое»;
  • Песня «Мама моя любимая»- Л. Мельникова;
  • Распевка –скороговорка «Антошка»;

Иллюстрационный:

  • Репродукции к пьесам из «Детского альбома»

Видеоряд:

  • Отрывки из мультфильма «Детский альбом»;
  • Капризный дождик – ритмическое сольфеджио;
  • Физкультминутка «Солнышко лучистое» видеоклип;
  • Песня «Мама моя любимая».

Оборудование: компьютер, фортепиано, телевизор, музыкальная карта- усилитель звука, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, музыкальные инструменты (деревянные ложки), презентация, портрет композитора П. Чайковского.

Форма урока: комбинированная.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, игровой, анализ

Ход урока:

  1. Мотивационный этап. (Интрига с целью концентрации внимания, включения в деятельность.)
  • (Дети входят в класс под звуки Второй части Симфонии №1)

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте, ребята! (по восходящей гамме в пределах квинты)

Ученики: Здравствуйте, учитель! (по нисходящей гамме в пределах квинты)

Учитель: Какую музыку вы услышали? Какое настроение в этой музыке?

Ученики: Мечтательное.

Учитель: А какую интонацию использовал композитор? На что похожа мелодия? На танец или песню?

Ученики: На песню

Учитель: На добрую песню? Или просто грустную?

Ученики: На добрую.

Учитель: А в какой стране могут петь так красиво и задушевно, протяжно и проникновенно?

Ученики: В России.

Учитель: А как вы думаете, о ком мы сегодня будем петь также задушевно, с любовью и нежностью в преддверии замечательного весеннего праздника? О ком и для кого сегодня будем исполнять песню?

Ученики: О маме и для мамы.

Учитель: Я сегодня хотела пригласить вас в маленькое музыкальное путешествие.

Давайте начнем его вместе с нашим Антошкой и для начала прокатимся вместе с ним по дорожке и распоемся.

Дети исполняют распевку-скороговорку «Ножки у Антошки»

Ножки у Антошки едут по дорожке,

Дорожка кривая, ни конца, ни края.

Грязь по колено, лошадка охромела…

Топы-дрепы, топы-дрепы

Тяпши-ляпши, тяпши-ляпши

Цынцы-брынцы, цынцы-брынцы,

Тпруська-тпруська, тпруська-тпруська,

Тпруууууу…..

Приехали.

Распевку исполняют, как обычно, с повышением тона, по хроматизмам, но с разными «задачами»:

  • Медленно
  • Чуть быстрее
  • С закрытым носом, изображая диспетчера железнодорожной станции
  • С закрытым ртом, выполняя ритмический рисунок и, напрягая мышцы пресса
  • В миноре и медленно
  • в мажоре быстро и плавно, как бежит ручеек
  • остро, превратившись в кузнечиков
  • быстро и тихо, почти шепотом.

Учитель: Наша первая остановка на неизвестной станции. Вам предстоит угадать, как может называться эта станция. Давайте послушаем музыку и подумаем, какой характер у неё? Какая музыка: добрая или злая, нежная или грубая, певучая или трескучая, спокойная или тревожная?

Дети слушают пьесу «Мама» из Детского альбома.

Учитель: Как вы думаете, ребята, о ком хотел нам рассказать своей музыкой Петр Ильич Чайковский? К кому в нашем сердце всегда найдется место любви и теплоте?

Ученики: К маме.

Учитель: Конечно, вы абсолютно правы.

Наверное, все сейчас вспомнили улыбку своей мамочки, как мамочка нежно вас обнимает, какие у нее ласковые руки. Всё, что сейчас почувствовало ваше сердечко – всё это чувствовал и композитор, когда писал эту музыку. Когда мама вас обнимает, какие движения у мамы – плавные или резкие?

Ученики: Плавные.

Учитель: Значит, мелодия тоже должна быть…

Ученики: Плавная

Учитель: Мы с вами уже знакомы с музыкой Петра Ильича Чайковского. В прошлый раз мы вернулись из дальних странствий по Италии, Франции, Альпам в родную Россию. Слушали мелодии «Неаполитанской», Немецкой» и «Французской» песенок. Мы прошли по маршруту самого композитора, который из каждого путешествия привозил новые мелодии и впечатления для своих произведений. Мы слушали и смотрели разные истории, которые изобразил композитор в своём музыкальном альбоме.

Ребята, а кто мне может ответить, что такое альбом, и какие виды альбомов вы когда-нибудь видели?

Ученики: Альбом фотографий, альбом для рисования, альбом для марок, альбом с открытками и тд.

Учитель: Согласна. Действительно, альбомов великое множество. Сегодня в копилку знаний можно добавить еще один вид альбома – музыкальный. Также как коллекционер в своем альбоме хранит свои воспоминания, также в своем в музыкальном альбоме Петр Ильич собрал свои лучшие впечатления и посвятил их детям. Сегодня в этот альбом мы добавим очень нежную пьесу «Мама».

Мы говорили с вами, что свои мысли и чувства можно выражать по-разному. Кто может ответить: с помощью чего выражает свои мысли и чувства поэт?

Ученики: С помощью рифмы.

Учитель: Верно, а с помощью чего выражает свои мысли художник?

Ученики: С помощью красок.

Учитель: Согласна с вами. Кто-то выражает мысли с помощью рифмы, кто-то прозой, кто-то красками, кто-то звуками. Но, в любом случае, мы слышим и видим выражение эмоций и впечатлений автора. Ведь эмоции – это отражение того, что «говорит» нам наше сердечко, откликаясь на то, что мы видим и слышим. А вы слушаете своё сердечко? Что вам говорит ваше сердечко, когда вы поёте песню для мамочки?

Давайте-ка сейчас каждый тайно спросит своё сердечко: как спеть песенку так, чтобы выразить всю свою нежность и любовь к самому дорогому человеку на свете. Давайте споём нашу песенку «Мама».

Дети исполняют песню.

Мама моя любимая
Рядом со мной идет.
Мама моя красивая
В школу меня ведет.
Солнышко нам смеется,
Птицы поют для нас.
Мамочка мне улыбнется
И скажет: "В добрый час!"

Припев:
Мамины глаза,
Мамина улыбка
Дарят мне любовь,
Нежный добрый свет.
Мамины глаза,
Мамина улыбка,
Лучше моей мамочки
Во всем мире нет!

2
Мама моя все может:
Строить, варить, побеждать.
Людям добром поможет,
Умеет не унывать.
Я быть хочу похожей
На милую маму мою.
Нежную и хорошую,
Самую добрую.

Припев:
Мамины глаза,
Мамина улыбка
Дарят мне любовь,
Нежный добрый свет.
Мамины глаза,
Мамина улыбка,
Лучше моей мамочки
Во всем мире нет!

Учитель: Ну, а сейчас пришло время продолжить путешествие, и я приглашаю вас прокатиться до станции «Физкультурная». Кажется, нас ждет весёлая физкультминутка! Но минутка, в которой главные «ингредиенты» – музыка и ритм. Слушайте музыку и повторяйте движения.

Дети «разминаются» под песню «Солнышко лучистое»

Учитель: Сейчас пришло время отправляться дальше. Я получила приглашение на обед к Его Величеству «Ритм»! Посмотрим, что в этой корзинке? Ребята! Его Величество Ритм прислал нам деревянные ложки! А давайте-ка мы сделаем маленький сюрприз для Его Величества! Исполним на этих ложках веселую песню! Но для начала вспомним, что такое ритм? Что важно в ритме? Чем измеряется ритм?

Ученики: Ритм измеряется длинными и короткими звуками.

Учитель: Верно, они называются длительностями, и они чередуются, сменяют друг друга, но не ссорятся! Они не спешат и не опаздывают, не толкаются и не ругаются, а уважают друг друга.

Внимательно следите за капельками: большие капли, большие тучки, большие зонтики и большие кораблики – это длинные звуки, короткие капельки, тучки, зонтики и кораблики – короткие звуки. Всем хватит и места и музыки. Будьте внимательны!

Дети берут деревянные ложки и исполняют ритмическое упражнение.

Видеоклип «Капризный дождик»

Учитель: Ну, вот и подошел к концу наш урок, а значит и наше путешествие, и пора подвести итог. У нас сегодня было много впечатлений. Мы узнали, что в задушевной простой песенной мелодии можно услышать самые теплые чувства, можно услышать, что «говорит» наше сердце и выразить свои эмоции в песне. Познакомились с понятием «музыкальный альбом» и добавили в нашу музыкальную копилку пьесу, которая называется…

Ученики: Мама

Учитель: А написал эту пьесу…

Ученики: Петр Ильич Чайковский

Учитель: А музыкальный альбом Петр Ильич написал для…

Ученики: Для детей

Учитель: И назвал его…

Ученики: «Детский альбом»

Учитель: Мы порадовали Его Величество Ритм и знаем теперь, что Его Величество любит больше всего, чтобы не путали его длительности!  

Хочу пожелать вам всегда мажорного настроения, четкого ритма и доброты в сердце!

Учитель: До свидания, ребята (по восходящей гамме в пределах квинты)

Ученики: До свидания, учитель (по нисходящей гамме в пределах квинты)

В ходе урока использованы следующие материалы интернет-ресурсов:

  1. П. И. Чайковский Симфония №1 2 часть https://www.youtube.com/watch?v=8exM6NujZYE&ab_channel=VitaliyKamesh
  2. П. И. Чайковский «Мама» из «Детского альбома»
  3. Л. Мельникова «Мама моя любимая»:

https://www.youtube.com/watch?v=PRykx-p68sE&ab_channel=%D0%94%D0%95%D0%A2%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%90%D0%94%D0%BD%D0%B0%D0%94%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B5

  1. Физкультминутка «Солнышко лучистое»

https://www.youtube.com/watch?v=_WTx5Jw-mLQ&ab_channel=SuperParty

  1. Видеоклип «Капризный дождик»:

https://www.youtube.com/watch?v=zkfp5uii-Yo&ab_channel=%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Конспект урока музыки для 1 класса "Осенние краски в музыке"

Урок музыки в первом классе с элементами театрализации.  Тема: "Осенние краски в музыке"....

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...