Конспекты уроков музыки для 4 классов
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Баландина Мария Владимировна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 24.01.23г.         

Учитель музыки: Королева Г.Л.

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Коробейникова Е.А

Балндиной Марии

Тема урока музыки: «В музыкальном театре»

            Цель: Формирование представления у детей о программной музыке посредством знакомства с оперой М. Глинки «Иван Сусанин»

            Задачи:

Образовательная: освоение жанровых и стилистических особенностей польской музыки в интерпретации русского композитора, расширение знаний о терминах: Полонез, Мазурка, Музыкальная драматургия, Контраст, Конфликт, разучить 2 куплет песни «Дорогою добра»

Развивающая: Изучить термины: Полонез, Мазурка, Музыкальная драматургия, Контраст, Конфликт

Воспитательная: формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный (собственный показ), метод эмоциональной драматургии.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: М. Глинка опера «Иван Сусанин» 2 действие – «Бал в замке польского короля» - полонез, мазурка; 3 действие – «За Русь мы все стеной стоим», песня М. Минков «Дорогою добра»

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

5 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Владимировна и сегодня я проведу у вас урок музыки.

 Давайте поздороваемся с вами музыкально!

Ребята, на прошлом уроке вы знакомились с инструментами симфонического оркестра, и вашим домашним заданием было распределить инструменты симфонического оркестра по группам. Давайте вспомним, какие группы инструментов вы знаете? Какие инструменты входят в состав: струнно-смычковые, духовые (деревянные, медные), ударные, группа дополнительных инструментов.

Да, ребята всё верно, и сейчас мы проверим насколько вам запомнились инструменты в различных видах оркестра.

 Отлично, вы познакомились с музыкальными инструментами оркестра, а сегодня мы с вами познакомимся с прекрасным композитором, которого зовут Михаил Иванович Глинка.

- Здравствуйте.

(Музыкальное приветствие)

(Ответы детей)

(Игра с карточками)

2

Организация слушательской деятельности

12 мин

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами оправимся в театр. Хотите?

- Тогда отправляемся.

- Как сказал Александр Сергеевич Пушкин:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

- И так, мы в музыкальном театре. Вспомните, что такое театр?

- А зачем люди идут в театр?

- А постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра?

- Правильно. А что такое опера?

- 4 ноября в нашей стране отмечают государственный праздник. Помните, как он называется?

- Ребята, он называется День народного единства.

4 ноября 1612 года на Руси закончилась «смута». Благодаря единству, героизму и самопожертвованию.

- Посмотрите на фотографию. Что на ней изображено?

- Вы знаете, кому он посвящен?

- Этот памятник посвящен героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Вы знаете, в чем состоит их героизм?

- Ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским смогло освободить Москву от польской оккупации и сохранить русскую государственность. А ведь могло было быть и по-другому…  И не было бы сейчас России, и нас с Вами. Знаете ли вы что-нибудь об этом времени?

- Как я уже сказала, поляки хотели захватить Москву, но у них это не получилось. А вы знаете почему?

- А почему это не получилось мы с вами узнаем познакомившись с фрагментом из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.

- Какова же цель нашего урока?

- Правильно. Сегодня мы с вами послушаем фрагмент из оперы, который называется «Бал в замке польского короля».

Давайте откроем тетрадь и запишем тему нашего урока. Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». На балу у польского короля.

Михаил Иванович Глинка это первый русский композитор. Он написал оперу «Иван Сусанин», которая была первой русской оперой.

- Оперу «Иван Сусанин» Глинка написал в России. Второе название оперы «Жизнь за царя» - под таким названием состоялась премьера оперы, ее первоначальным названием было все же "Иван Сусанин". Оно сохранялось всю репетицию и только за неделю до представления оперы по приказу высочайшегo Николая I она была переименована в "Жизнь за царя". О чем рассказывает опера?

Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.

Сегодня мы познакомимся со 2 действием. Где проходит бал польского короля.

Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны?

- Потому что король считал, что они уже победили и поэтому начал праздновать победу.

- А что такое бал?

Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.

- Наш бал будет раскрывать образ поляков.

- Закройте глаза и представьте: Роскошный бал в замке польского короля Сигизмунда. В глубине сцены оркестр; в середине танцы. Поляки хвастают своими победами. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами - 4 танца звучат один за другим: послушаем первый танец, и попробуем определить его характер.

Звучит полонез.

Какой характер был у танца?

И так, наш бал открывает полонез. Полонез торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

- Какой образ польского войска нарисовала нам музыка?

- Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска - восклицательная интонация, акценты или отрывистые звуки?

- Посмотрите, перед вами на ваших партах лежат чистые листочки. Подумайте и нарисуйте, какой линией вы изобразили бы движение танца? (ломаной, волнистой, прямой). Кто хочет рисовать линию движения танца у доски? Выходите. Я еще раз включу вам полонез, а вы под музыку будите рисовать линии.

- Посмотрите на доску. У кого получились такие же линии?
- А у кого получились другие? Покажите их своим соседним партам.

- А наш бал продолжается. Следующий танец, который мы видели - это мазурка. После слушания ответите какой характер у мелодии?

Слушание мазурки

Какой характер танца?

- Откуда этот гордый танец? А родина его тоже Польша.

- Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем. Движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру.

- А вы знаете, почему этот танец так называется?

- Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. Как Михаил Иванович охарактеризовал поляков этим танцем?

Что же особенного в этом танце? Здесь акценты! Попробуем с вами выделить эти акценты.

- Как думаете, для чего композитор включил в русскую оперу мелодии польских танцев?

Поляков Глинка характеризует танцевальной музыкой, а русский народ? Сейчас мы попробуем определить.

Следующее действие открывает сцена Сусанина с детьми - дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей».

Прослушайте фрагмент из III действия оперы. Каким здесь показан Иван Сусанин? Как это подчёркивает музыка?

Слушание фрагмента Сцены из 3 действия – дуэт Сусанина и Антониды

Каким здесь показан Иван Сусанин? Как это подчёркивает музыка?

- Совершенно верно, музыка рисует образ простого русского человека – душевного, мягкосердечного, любящего отца. Человеколюбие, доброту Сусанина подчёркивает и то, что простой крестьянин, в семье которого не было особого достатка, усыновил сироту – приёмыша Ваню.

Действительно, особенность мелодии – в её необыкновенной песенности, что характерно для русских народных песен. И это подчёркивает «русскость» оперы.

Тем самым мы можем сказать, что существует контраст между музыкой, которая характеризует поляков и русских? Что такое контраст? В чем он здесь выражается?

Прослушаем музыку дальше, ответим на вопросы: что же нарушает покой в семье Сусанина? Что происходит в этот момент на сцене?

Слушание Сцены с поляками.

Что нарушает покой в семье Сусанина? Что происходит в этот момент на сцене?

- Слышатся интонации и ритмы полонеза. Какого характеризует полонез? Музыкой полонеза характеризуются появившиеся в доме Сусанина поляки.

- В дом Сусанина входят поляки. Они предлагают ему показать им дорогу на Москву. Полонез звучит воинственно, самодовольно, иногда грозно, угрожающе, особенно с хором поляков.

- Далее в сцене слышится тема мазурки.

- Какой характер польской щляхты изображён в мазурке?

- В мазурке поляки изображаются гордыми, надменными и спесивыми.

И именно в этом повторении Глинкой одних и тех же музыкальных тем в разных действиях оперы – в 1-ом, 3-ем, 4-ом - заключаются секреты развития образов, особенности музыкальной драматургии.

Музыкальная драматургия - воплощение в музыке драматического действия. В её основе лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). 

Эти общие закономерности находят выражение в музыкальном спектакле в соответствии с выразительными музыкальными средствами, рисующими музыкальные образы героев спектакля и их развитие.

Чем же заканчивается опера, мы узнаем на следующем уроке. Вашим домашним заданием будет записать интересные факты о творчестве композитора М.И. Глинки

 - Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.

- Чтобы посмотреть представления, получить впечатления и эмоции

- Оперы, балеты, мюзиклы

- Опера – жанр музыкального искусства; драма или комедия, положенная на музыку.

(Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

Обучающиеся вспоминают, рассказывают то, что они знают об этом времени

- Памятник

Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

- Нет

- Послушать и проанализировать оперу М. И. Глинка «Иван Сусанин»

Открывают тетради, записывают число, тему урока

Выражают свое мнение

Выражают свое мнение

 Бальные.

Называют танцы, которые знают

Высказывают свое мнение

- Мелодия звучит то громко, то тихо

- Темп у мелодии быстрый

этот танец имеет острый, пунктирный, скачущий ритмический рисунок, во вступлении звучат властные, надменные, приказные, агрессивные интонации.

Чтобы показать многогранность образа польского народа

Мелодия звучит напевно, задушевно, спокойно. Музыка рисует простого человека, любящего свою семью, доброго, мягкого по характеру: очень душевно и по-доброму он разговаривает со своей дочерью Антонидой. Каким предстает перед нами Иван Сусанин?

2.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

Если бы все шли дорогою добра, то, наверное, никогда не было войн. Ребята, а вы слышали такую песню как «Дорогою добра»

Давайте тогда послушаем эту прекрасную песню (повторим прослушивание)

Ребята, а о чём эта песня?

Да, правильно эта песня о том что нужно всегда идти вперёд, не зависимо от того какая бы трудная дорога не попалась

Сейчас я вам покажу текст, мы с вами его прочитаем и начнем разучивать второй куплет

Ребята, у вас отлично получается, давайте попробуем с мелодией, сейчас мы с вами поиграем в игру, и называется она «Весёлое эхо», я сейчас проиграю мелодию, а вы должны за мной повторить

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Нисходящее движение мелодии;

- Большие скачки на кварту.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

Дикционные:

-Четкое проговаривание «Р»;

- Четко заканчивать фразу на согласные

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

- Произношение текста.

(дети садятся на места)

(ответы детей)

(слушают песню)

(ответы детей )

(проговариваем слова)

(играем в «эхо»)

4.

Итог урока, рефлексия

3 мин

Закончен бал, погасли свечи

Прощай сегодня наш театр до новой встречи.

Закрылся занавес. Что ж, вспомним, где побывали мы сейчас? Какие музыкальные фрагменты прослушали?

А что мы сегодня с вами делали и какую песню мы сегодня с вами пели?

Ребята, сейчас я вам раздам карточки и я вам предлагаю оценить свою работу на уроке

Мне кажется все сегодня справились с заданиями, вы молодцы, ну а я с вами прощаюсь, до новых встреч!

(ответы детей)

Пишут ответы в карточках



Предварительный просмотр:

 

Дата: 28.02.23г.         

Учитель музыки: Королёва  Г.Л__________

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А__________

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н__________

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Коробейникова Е.А__________

Балндиной Марии

Тема урока музыки: «Балет «Петрушка»»

            Цель: Формирование представления у детей о программной музыке посредством знакомства с балетом И.Ф. Стравинского «Петрушка». Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского

            Задачи:

Образовательная: Познакомить с литературным и музыкальным содержанием балета «Петрушка»; показать, что музыка И.Ф.Стравинского носит народный характер

Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока; развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, народным традициям.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный, собственный показ, метод эмоциональной драматургии.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

5 мин

Добрый день, ребята. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся.

«Здравствуйте, ребята.  Здравствуйте»

Какую тему мы проходили на прошлом уроке? А какое произведение слушали?

 Молодцы ребята! Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в музыкальный театр. Но для того, чтобы совершить это путешествие, нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение. Сегодня на уроке мы будем соблюдать тишину и внимательно слушать учителя.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют, отвечают на вопросы  

(Музыкальное приветствие)

(ответы детей)

2

Организация слушательской деятельности

12 мин

Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте, как называется музыкальный спектакль, с которым мы сегодня познакомимся? («Петрушка») Кто композитор? («И.Ф. Стравинский»). Давайте вместе сформулируем тему урока: «Балет И. Стравинского «Петрушка».

 Тема нашего урока: Балет «Петрушка». Ответы детей:                         Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека .

Ребята, посмотрите на экран. Это Игорь Федорович Стравинский - русский композитор. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского. В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.    

Обратите внимание, ниже изображен портрет Александра Бенуа – это художник, автор сценария, костюмов и декораций к балету «Петрушка». Балет из  4 картин. Главными героями балета будет: Арап, балерина и Петрушка. Арап и Балерина – это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески пытается его очаровать. Петрушка – незадачливый, но тонко чувствующий народный шут. Он тяжело переживает свое уродство, одиночество, неразделенное чувство к балерине. Как мы уже выясняли, действие происходит в четырех картинах. Послушайте краткое содержание балета: Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой. Итак, картина первая - народное гуляние, ярмарка. - Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка? - Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок.  Давайте запишем это слово

На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года. Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»  Сейчас мы с вами послушаем действие 1 картины, которое называется «На масленице». Послушайте и скажите, что вы представляли, когда слушали эту музыку?

Какая музыка была по характеру? Какими словами ее можно описать? Молодцы ребята!

Ребята, сейчас я вам раздам музыкальные инструменты и под «Уличные гуляния» мы с вами изобразим характер задорного танца

2 картина рассказывает нам о характере главного героя – Петрушки. Давайте послушаем, какой образ Петрушки, получился у И. Ф. Стравинского.

Дети: слушают, анализируют

     

   

Записывают слово

Слушание: «На масленице».

  Слушание «Комната Петрушки».

3.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Нисходящее движение мелодии;

- Большие скачки на кварту.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

Ритмические:

-

-

Дикционные:

-Четкое проговаривание «Р»;

- Четко заканчивать фразу на согласные

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

- Произношение текста.

 Ребята, помимо прекрасного балета, сегодня мы с вами ещё познакомимся с песней, которую успешно разучим, давайте послушаем её.

Будем разучивать эту весёлую песню по фразам

Слушайте внимательно мелодию и повторяйте за мелодией

(Слушание песни  «Ах вы сени мои сени»)

Разучивание песни

4.

Итог урока

3 мин

Заканчивая урок, хочу вас поблагодарить за хорошую работу на уроке и предлагаю оценить вам свою работу, а так же ответить на пару вопросов, но в начале запишем домашнее задание! Нарисовать Афишу на балет «Петрушку»

Что мы сегодня с вами делали?

Что мы сегодня с вами слушали?

С каким композитором мы сегодня с вами познакомились?

Ну а я с вами прощаюсь, до новых встреч!

(Ответы детей)



Предварительный просмотр:

 

Дата:14.03.23г.         

Учитель музыки: Королёва  Г.Л__________

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А__________

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н__________

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Коробейникова Е.А__________

Балндиной Марии

Тема урока музыки: «Музыкальная комедия»

            Цель: Сформировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся, связанных с «путешествиями» в музыкальный театр.  Познакомить с особенностями жанров оперетты и мюзикла.

            Задачи:

Образовательная: Познакомить с особенностями жанров оперетты и мюзикла.  Послушать вальс из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса

Познакомить с фрагментом «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди»

Развивающая: Умение слушать и анализировать прослушанный материал

Развивать музыкальную память, расширять кругозор и умение рассуждать

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения .

уметь сравнивать и находить сходства и различия

Воспитательная: Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать.

Воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Тип урока: «урок открытия нового знания».

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный, собственный показ

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар:  Оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, фрагмент «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

5 мин

Здравствуйте, ребята. Давайте по музыкальному поздороваемся!

Сегодня мы с вами отправимся в музыкальный театр.

А кто знает какие правила поведения в театре?

А что бы попасть в театр, в первую очередь, что необходимо сделать?

Чтобы получить билет,

Нужен на вопрос ответ!

Итак, для того чтобы получить билет, необходимо ответить на вопросы. Если вы согласны отвечайте – да, если нет – дайте правильный ответ.

Автором оперы «Иван Сусанин» является С.Рахманинов?

Мазурка, полонез – это танцы из балета «Петрушка»?

Марфа – героиня оперы «Хованщина» М.Мусоргского?

Автором балета «Петрушка» является И.Стравинский.

Вы прекрасно справились с заданием, и получаете билет в «Театр музыкальной комедии», так звучит и тема нашего урока.

А какие правила поведения в театре вы знаете?

• В театр приходи вовремя.

•В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют, отвечают на вопросы  

(Музыкальное приветствие)

(Купить билет).

(Ответы детей на вопросы)

2

Организация слушательской деятельности

12 мин

• Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

• Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба.

Итак, мы начинаем наш концерт. Сейчас зазвучит музыка, а вы постарайтесь понять, какие чувства, мысли и переживания охватили вас?

А мы попали на концерт современной танцевальной музыки или классической музыки?

 Охарактеризуйте музыку. Опишите особенности музыки оперетты. В минуты радости и веселья люди танцуют.

Какой танец хотелось танцевать под эту музыку?

 С какими жизненными обстоятельствами звучания этого танца связана такая его композиция?

Правильно, ребята, на нашем концерте прозвучал вальс из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса.

Что же такое оперетта? Может быть кто – нибудь из вас знаком с этим жанром?

Родилась оперетта во Франции. Но особенно была популярна в19 веке в самом музыкальном городе мира -Вене.

Во всем мире «королем вальсов» называют Иоганна Штрауса, австрийского композитора. Он написал самую известную во всем мире оперетту «Летучая мышь», в котором звучит один из самых прекрасных его вальсов.

А сейчас послушайте ещё раз и подумайте:

-Что хотел передать композитор этой музыкой

Оперетта так же закружила Европу в танцевальных ритмах и незаметно перелетела за океан, в Америку. Там она стала называться мюзиклом.

Мюзикл - в переводе с английского означает музыкальный. В отличии от оперетты мюзикл может быть не только комедией, но и драмой.

Ребята, давайте запишем это слово

Сейчас мы обратимся к мюзиклу Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди».

А кто такой Фредерик Лоу ?

Фредерик Лоу — американский композитор австро-немецкого происхождения. Его мюзикл «Моя прекрасная леди» вошёл в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

 (Мюзикл показывался на Бродвее в течение шести с половиной лет, выдержав 2717 постановок, билет на «Мою прекрасную леди» было невозможно купить на шесть месяцев вперед).

- Сюжет мюзикла напоминает историю Золушки.

Сейчас послушайте фрагмент из мюзикла «Моя прекрасная леди» Я танцевать хочу и скажите:

Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали эту музыку? Выберите слова, отражающие ее характер, настроение?

-Какой вы представили себе героиню?

-Знаменитый профессор Генри Хиггинс заключает пари со своим другом, что сможет обучить безграмотную замарашку, уличную цветочницу Элизу правильной речи и высокосветским манерам и выдать ее за настоящую леди. Искрометный юмор, забавные ситуации, Золушка на глазах у зрителей превращается в принцессу.

А сейчас послушайте еще раз и

Сравните её с вальсом из оперетты «Летучая мышь»?

В чем сходство и различие оппереты и мюзикла.

Ну а сходство конечно же в том что оба жанра считаются музыкальными и танцевальными, давайте запишем эти слова

(Звучит вальс из оперетты «Летучая мышь» )

Классической музыки.

Танцевальная, светлая, радостная.

Вальс.

Вальс звучит на балу, где много разных людей; повторяющаяся мелодия словно объединяет их в едином действии — танце.  

Оперетта – музыкальная комедия. В отличие от оперы, актёры в оперетте не только поют, но и говорят. Дети записывают слово

Лёгкость, изящество, красоту, грациозность, свежесть.

Дети записывают слово

 Жена лорда. Вежливое обращение к замужней женщине. Воспитанная женщина благородного происхождения.

(в Оперетте имеют место быть разговоры(диалоги)В отличии от оперетты мюзикл может быть не только комедией, но и драмой.)

2.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Нисходящее движение мелодии;

- Большие скачки на кварту.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

Ритмические:

-

-

Дикционные:

-Четкое проговаривание «Р»;

- Четко заканчивать фразу на согласные

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

- Произношение текста.

 Ребята помимо оперетты и мюзикла, мы с вами познакомимся с вашим гимном, и разучим его, пожалуйста послушайте его

(Слушают)

Разучивание песни

4.

Итог урока

3 мин

Молодцы . А теперь  давай вспомним

-Что такое мюзикл?

-Что такое оперетта?

-Вальс из какой оперетты мы слушали?

-С каким мюзиклом мы познакомились? Как называется?

-Кто композитор «Моя прекрасная леди» ?

-Кто композитор вальса из оперетты «Летучая мышь»?

(Ответы детей)



Предварительный просмотр:

 

Дата: 28.03.23г.         

Учитель музыки: Королёва  Г.Л__________

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А__________

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н__________

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Коробейникова Е.А__________

Балндиной Марии

Тема урока музыки: «Прелюдия»

            Цель: Формирование представления у детей о программной музыке посредством знакомства с творчеством Ф. Шопена, С. Рахманинова

            Задачи:

Образовательная: Познакомить с творчеством Ф. Шопена, С. Рахманинова, послушать прелюдии до-диез минор, 20, 7, познакомить с терминами: прелюдия, трёх частная форма, учить работать совместно с преподавателем, подбирать слова для характеристики музыкальных произведений

Развивающая: развивать музыкальное мышление учащихся, слуховую память, вокально-хоровые навыки содействовать развитию логических операций (действий);

Воспитательная: способствовать формированию слушательской культуры; формирование эстетического вкуса и внутренней культуры;

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный, собственный показ,

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: Прелюдии Ф. Шопена 7 и 20, Прелюдия С. Рахманинова До- диез минор, «Кто добрее всех на свете» Л. Мельникова

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

5 мин

Здравствуйте ребята, давайте с вами по музыкальному.

Мир музыки очень богат, музыка может выразить чувства и настроения человека. Если вам грустно, вы какую музыку стараетесь слушать? Почему?

Сегодня мы с вами поговорим об известных композиторах, которые безумно любили свою Родину, отразили эту любовь в своих произведениях написали произведение Прелюдия.

Давайте запишем тему урока и определим цели на урок

Да всё верно и сегодня мы с вами познакомимся с двумя прекрасными композиторами Ф. Шопен и С. Рахманинов

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют, отвечают на вопросы  

(Музыкальное приветствие)

(Познакомится с термином «Прелюдия узнать о композиторах»)

2

Организация слушательской деятельности

12 мин

Фредерик Шопен Польский композитор родился 22 февраля 1810 года. Уже в детские годы мальчик проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. В Польше происходили революционные восстания, против Российской империи и все знакомы его говорили что ему необходимо отправиться в Европу, чтобы его талант не пропадал зря. Шопен уехал в Европу гастролировать и больше никогда не вернулся в свою страну, но в своей музыки он отразил любовь и преданность к Родине, а когда он умирал он завещал своё сердце Польше и теперь его тело в Европе, а сердце в Польше

В произведениях он воспевал народную культуру своего народа. Он использовал различные народные песни и сегодня предлагаю познакомиться с его творчеством и послушать произведение

 прослушать Прелюдию № 7.

Какие чувства вызывает эта музыка?

Какой инструмент звучал?

Ребята, а что же такое прелюдия? На какое слово похоже?

Прелюдия - вступление к какому-либо музыкальному сочинению, или небольшая самостоятельная пьеса (с 19 века), раскрывающая, как правило, один образ

Давайте запишем это слово.

Для того, чтобы лучше и глубже воспринять музыку, особенности ее звучания, я предлагаю вам побыть в роли дирижеров и передать мягкими жестами танцевальную пульсацию музыки с остановкой на долгих звуках в конце фраз.

Судьба замечательного польского композитора 19 в. Фридерика Шопена (1810—1849) во многом схожа с судьбой С. Рахманинова. Оба покинули свою Родину, оба умерли и похоронены на чужбине.

Однако их роднит еще и удивительное чувство любви к своей Отчизне. Несмотря на все испытания, они пронесли это святое чувство через всю жизнь и воплотили его в своих многочисленных произведениях.

Вслушиваясь в музыку Шопена, нельзя не почувствовать ее родства с польской народной музыкой. Это, прежде всего, относится к чудесным шопеновским мелодиям. Шопен — один из величайших мелодистов в истории музыкальной культуры. И, несомненно, мгновенно ощущаемое своеобразие его мелодики во многом

Обусловлено именно ее национальным колоритом. В самых различных сочинениях Шопена легко улавливаются интонации и ритмы, характерные для польского фольклора. Слушая Шопена, нетрудно заметить, как естественно сплетаются у него различные типы мелодических интонаций: одни — мягкие и плавные, заставляющие вспомнить человеческое пение; другие — декламационные: кажется, что слышишь человеческую речь — то взволнованную, патетическую, то ласковую и нежную; наконец, третьи — подвижные, часто прихотливые, капризные; их можно назвать интонациями инструментальными. Даже обогащение певучих мелодий изящными мелодическими узорами, столь характерное для Шопена, очень типично и для польского народного искусства — для песен и для тех инструментальных наигрышей, которыми деревенский скрипач сопровождает танцы на сельской гулянке…

Очень точно и вместе с тем образно сказал о Шопене его соотечественник — композитор рубежа XIX—XX веков Кароль Шимановский: «…он жадно собирал свои невзрачные с виду маленькие сокровища, отшлифовывал их резцом светлого ума, закалял в огне пламенного сердца, и никто тогда не знал, как глубоко он должен был погружаться в недра своей земли, чтобы добывать из них драгоценный металл. Не понимали еще тогда до конца, чем был и, в особенности, чем будет для Польши Фридерик Шопен, о чем он говорил своей музыкой…»».

Ребята, давайте прослушаем ещё одно произведение Шопена Прелюдия № 20.

ДОБАВИТЬ ВТОРОЕ СЛУШАНИЕ – ВОБРАЖАЕМОЕ ФОРТЕПИАНО

Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Ранее я сказала что судьба Рахманинова была схожей на судьбу Шопена и они оба любили свою родину и Рахманинов бесконечно любил Россию и посвятил ей всё лучшее. Россия пела в его мелодиях.

С раннего детства он владел игрой на фортепиано. У Рахманинова обнаружился большой талант. В девять лет Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. Рахманинов писал в различных жанрах. Получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре. В своем творчестве он создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.

"Прелюдия до диез минор" С.Рахманинова стала любимой и популярной в разных странах мира. Эту пьесу композитор сочинил в 19 лет. Её называют «маленькой трагедией», «схваткой человека с судьбой».

На портрете художника Б.Шаляпина мы видим композитора изображённым в процессе работы, думающим, сосредоточенным.

Послушаем «Прелюдию до-диез минор» С.В. Рахманиновав

Мелодия – основа музыкального мышления композитора С. Рахманинова.

Какой был характер у этой прелюдии?

Прелюдии Рахманинова как бы предвещает «неслыханные перемены, невиданные мятежи» конца 19-нач. ХХ вв. в России и показывает свое отношение к тому, что происходит на его Роди­не.

Мы слышим, что 1-я часть звучит мерно, без особых волнений. Средняя часть звучит взволнованно, напряжённо, возбуждённо и, одновременно, мягко, глубоко. В заключительной части прослушиваются темповые изменения – быстрее, чем в 1-й части. Заканчивается прелюдия очень тихими аккордами. Таким образом, Прелюдия написана в трёхчастной форме.

Давайте, ребята запишем это определение

Ребята а что же такое трех частная форма?

В «Прелюдии» композитор даёт клятву «не отступать от заветных помыслов». Клятву – сдержал. В своём искусстве «он оставался певцом больших чувств и неугасимых надежд».

Дети: слушают, анализируют

     

Дети: Пианино

Дети: перед

Дети: Записывают слово

   

Слушание: «Прелюдия 20».

 (Ответы детей)

Слушание прелюдии «До-диез минор»

Дети: Характер музыки патетический, суровый, волнующий; слышны и тревожные, и лирические интонации.

Вступление воплощает главную идею этого сочинения – идею грозной, богатырской силы, идею судьбы.

Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой.

Мрачный, тревожный характер

(записывают определение)

Дети: Произведение где есть три части

2.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Нисходящее движение мелодии;

- Большие скачки на кварту.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

Ритмические:

-

-

Дикционные:

-Четкое проговаривание «Р»;

- Четко заканчивать фразу на согласные

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

- Произношение текста.

 Ребята, помимо прекрасных прелюдий, сегодня мы с вами ещё познакомимся с песней, которую успешно разучим, давайте послушаем её.

Будем разучивать эту весёлую песню по фразам

Слушайте внимательно мелодию и повторяйте за мелодией

(Слушание песни  «Кто добрее всех на свете»)

Разучивание песни

4.

Итог урока

3 мин

Заканчивая урок, хочу вас поблагодарить за хорошую работу на уроке и предлагаю оценить вам свою работу, а так же ответить на пару вопросов, но в начале запишем домашнее задание! (Выучить текст песни «Кто добрее всех на свете»)

Что мы сегодня с вами делали?

Что мы сегодня с вами слушали?

С каким композитором мы сегодня с вами познакомились?

Ну а я с вами прощаюсь, до новых встреч!

(Ответы детей)



Предварительный просмотр:

 

Дата: 18.04.23г.         

Учитель музыки: Королёва  Г.Л

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Коробейникова Е.А

Балндиной Марии

Тема урока музыки: «Мастерство исполнителя. НРЭО»

            Цель: Формирование представления у детей о программной музыке посредством знакомства с Музыкантами- исполнителями Челябинской области

            Задачи:

Образовательная: Познакомить учеников с музыкальными учреждениями г.Челябинска, послушать и посмотреть на исполнение выдающиеся артистов и танцоров

Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока; развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;

Воспитательная: Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.

Тип урока: урок «открытия» нового знания. 

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный.

Музыкальный репертуар: Фрагмент из мюзикла «Три дождя тому назад» Елены Попляновой, «Танго» Елены Попляновой, «Солнечная капель» Вахрушева, Соснина

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

5 мин

Здравствуйте, ребята!

Давайте с вами сейчас по музыкальному поздороваемся

Давайте вспомним чем вы занимались на прошлом уроке?

С какими композиторами вы познакомились на прошлом уроке?

С какими этюдами вы познакомились на прошлом уроке?

Да, вы большие молодцы, ну а мы с вами сейчас послушаем произведение наших музыкантов и определим тему сегодняшнего урока

Ребята, скажите мне, пожалуйста, что сейчас делали наши музыканты?

Кем они сейчас были?

Следовательно, о ком пойдет речь сегодня на

уроке?

И тема сегодняшнего урока «Мастерство исполнителя».

Давайте запишем тему нашего урока

А какова же цель нашего урока?

- Здравствуйте.

(Музыкальное приветствие)

(Ответы детей)

-Играли на музыкальных инструментах

-Исполнителями

-О музыкантах исполнителях

-Познакомиться с исполнителями инструментальной и вокальной музыки

2

Организация слушательской деятельности

12 мин

Да всё верно, сегодня мы послушаем наших музыкантов-исполнителей, артистов, которые были рождены в Челябинске

Ребята, как вы думаете, где могут выступать музыканты исполнители?

Да, всё верно, а ещё они могут выступать в филармониях, ребята, а вы знаете что это за место-филармония?

Да, всё верно, давайте запишем это слово

Так всё-таки кто такой музыкант-исполнитель?

Да всё верно, давайте запишем это определение

Ребята, а как мы можем назвать человека который сам пишет свою музыку?

Всё правильно и сейчас давайте запишем это слово и будем знакомится с такими прекрасными людьми

И сегодня мы познакомимся с музыкантом исполнителем и композитором Еленой Михайловной Попляновой

Елена Михайловна Поплянова родилась в городе Челябинск, летом 11 июня 1961 года. С детства любила музыку и решила связать с этой любовью свою будущую профессию. В 1980 году получила образование в Челябинском музыкальном училище имени Чайковского. Училась на композитора. Сразу после окончания Елена Михайловна продолжила развиваться в этом направлении и следующие пять лет продолжила учиться в Ленинградской государственной консерватории. Она пытала большую любовь к родному городу, поэтому по окончании учебы вернулась в Челябинск и проживает там по сей день.

Музыкальная деятельность Елены Попляновой очень широка, она является автором многих известных музыкальных композиций. Она написала немало опер по эпизодам из рассказов Антона Павловича Чехова. Любимым занятием было написание детских мюзиклов и сказок для струнного квартета, наиболее популярной из них по праву считается мюзикл «Три дождя тому назад». Ей было создано множество оркестровых произведений. На воловине пути своей карьеры она начала работать над симфониями, организовывала концерты для гитары и струнных инструментов. Писала сонаты на произведения знаменитых русских классиков. Высоко прославились произведения для хорового исполнения под руководством Елены Михайловны.

И сегодня мы познакомимся с мюзиклом «Три дождя тому назад» и сейчас мы с вами послушаем фрагмент трогательной истории о лесном чудище Пыхе, который украл маленькую дождинку Капельку-Капушку, о верности и дружбе жителей лесной полянки.

Ребята, скажите пожалуйста инструментальной или вокальной музыке оно относится?

Попробуйте высказать свои впечатления от прослушанного произведения?

Молодцы, всё верно, ребята ранее я сказала то Елена Михайловна писала не только мюзиклы, но и произведения для разных инструментов и сейчас мы с вами послушаем прекрасное танго в исполнении маленьких музыкантов исполнителей

Ребята какие инструменты здесь вы увидели и услышали?

Как вы думаете о чём может нам рассказать это произведение?

Ребята вы большие молодцы, сейчас мы с вами слушали фрагмент мюзикла, послушали танго, а как называют людей которые внимательно слушают?

Верно, давайте запишем это слово и продолжим с вам урок

- В концертных залах

-Место где выступают

(дети записывают слово)

-Человек который играет, поёт, сочиняет свою музыку

(дети записывают определение)

- Композитор

Слушание фрагмента

(ответы детей)

Слушание Танго

(ответы детей)

-Слушателями

2.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

Помимо знакомства с нашим чудесным композитором Елены Попляновой, сегодня мы познакомимся с весенней песней которая называется «Солнечная капель»

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Нисходящее движение мелодии;

- Большие скачки на кварту.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

- Работа над песней.

Ритмические:

-

-

Дикционные:

-Четкое проговаривание «Р»;

- Четко заканчивать фразу на согласные

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

- Произношение текста.

- Предлагаю вам выучить ее. Встаем со своих мест.

- Сейчас мы с вами сыграем в игру эхо. Я спою вам, ваша задача повторить.

- Послушайте 1 предложение.

(Пою)

- Давайте попробуем вместе.

- Послушайте далее.

(Пою)

- Попробуем вместе.

- Давайте попробуем спеть весь куплет.

- Сейчас мы с вами немного усложним нашу игру, я включу вам минус песни, внимательно читайте слова!

- Молодцы, на следующем уроке продолжим работу над песней

Наш урок подходит к концу, предлагаю вам спеть песню «Дорога добра» Что бы наш сегодняшний день был такой же добрый и позитивный.

Поют песню

 

4.

Итог урока

3 мин

Про что мы сегодня говорили? С кем мы сегодня познакомились?

Какие фрагменты послушали?

С какими понятиями познакомились?

Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Конспект урока музыка 2 класс "Что выражает музыка?"

Тема урока. «Что выражает музыка?»Цель. Создать условия, для того, чтобы  учащиеся почувствовали в произведение которое они исполняют, различные настроения и чувства....

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"...