«Различные формы работы в классе баяна для поддержания интереса к обучению»
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Темаурока:«Различныеформыработывклассебаянадляподдержания интереса к обучению»
Цель урока: формирование интереса к обучению на инструменте посредством различных форм работы на уроке.
Задачиурока:
Образовательные:
- способствовать формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения;
- накоплениепройденногорепертуара;
Воспитательные:
- укреплятьмотивациюиинтерескобучениювклассебаяна;
- воспитыватьчувствоответственностикработе;
- воспитыватьхудожественно–эстетическийвкус;
Развивающие:
- обеспечитьразвитиемузыкальногомышления,памяти,воображения, эмоций;
- использоватьигровыеприемыизучениямузыкальногоматериала;
- работатьнадритмическимединствомвансамбле;
- развиватьнавыкпубличныхвыступлений;
Здоровьесберегающие:
- занятия музыкой положительно влияют на память, учат детей рационально использовать свой рабочий день;
- чередованиевидовучебнойдеятельности;
- на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования Алькеевская детская музыкальная школа Алькеевского муниципального района Республики Татарстан...
План-конспект открытого урока по специальности«Баян»
«Различные формы работы в классе баяна для поддержания интереса к обучению»
Авторразработки:Шагалиев Ильнур Габдельхаевич, преподаватель по классу баяна
Базарные Матаки
2025 год
План-конспектоткрытогокустовогоурокапоспециальности«Баян»
«Различныеформыработывклассебаяна для поддержания интереса к обучению»
сучащимися1а,3аклассов
Ф.И.О.преподавателя:Шагалиев И.Г.
Срокобучения:8-летнийкурсобучения
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний)
Формапроведения:нетрадиционныйурок(игровыеформы)
Способы организации деятельности: индивидуальная и групповая Учебный материал: ноты пьес для учащихся и преподавателей, иллюстрациикисполняемымпьесам,музыкально-дидактическийматериал
«Лепбук»,средстваИКТ.
Средстваобучения:стул,подставкиподноги,музыкальныеинструменты (баян), средства ИКТ.
Темаурока:«Различныеформыработывклассебаянадляподдержания интереса к обучению»
Цель урока: формирование интереса к обучению на инструменте посредством различных форм работы на уроке.
Задачиурока:
Образовательные:
- способствовать формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения;
- накоплениепройденногорепертуара;
Воспитательные:
- укреплятьмотивациюиинтерескобучениювклассебаяна;
- воспитыватьчувствоответственностикработе;
- воспитыватьхудожественно–эстетическийвкус;
Развивающие:
- обеспечитьразвитиемузыкальногомышления,памяти,воображения, эмоций;
- использоватьигровыеприемыизучениямузыкальногоматериала;
- работатьнадритмическимединствомвансамбле;
- развиватьнавыкпубличныхвыступлений;
Здоровьесберегающие:
- занятия музыкой положительно влияют на память, учат детей рационально использовать свой рабочий день;
- чередованиевидовучебнойдеятельности;
- на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя;
Методы:
наглядные | -дидактическийматериал,нотныйматериал,средства мультимедиа; |
словесные |
|
практические | -игранамузыкальноминструменте(баян) -работа на инструменте над чувством ритма, над развитием ладо – гармонического слуха, надпостановкой исполнительскогоаппарата; -играв ансамбле; |
методы музыкального образования |
|
|
Этапы(ход)урока:
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | |
I. | Организационный этап | Приветствует учащихся. Сообщаетцельурокаиход работы. Мотивирует учащихся к деятельности. | Готовятся к уроку. Слушают и принимают цель урока. Настраиваются психологически на урок, работу. Настраиваются на выступления. |
II. | Основнойэтап | Организует работу. Включает учащихся в познавательную и концертную деятельность. Организует анализ деятельность учащихся. Мотивирует на выступления учащихся. | Учащиеся сольно исполняют произведения. Участвуют в анализе произведений. Отвечают на вопросы преподавателя. Закрепляют пройденный репертуар |
III. | Завершающий этап | Обобщает, систематизирует проделанную работу на | Учащиеся анализируют, делаютвыводыпо |
уроке. Даетоценкудеятельности учащихся. Подводититогиурока. Домашнее задание. | своей работе на уроке. Запоминают домашнеезадание. |
Списоклитературы
- Ершова С.И. В помощь специалисту. Информационный сборник, 1-й выпуск. – Архангельск 2015. – 40 с.
- Гагарина Т.В. Краткий справочник по музыкальной грамоте. Ч.2.: учебный материал для подготовки к урокам для учащихся музыкального отделения. – Сыктывкар, 2012.
- БогоявленскаяД.Б.«Психологиятворческихспособностей»М.,2002.
- ВыготскийЛ.С.«Психологияискусства»,М.1991.
- КинарскаяД.К.«Музыкальныеспособности»,М.,2004.
Конспектоткрытогокустовогоурокапоспециальности«Баян»
«Различныеформыработывклассебаянадляподдержанияинтересак обучению»
Здравствуйте,уважаемыеколлеги.Темамоегосегодняшнегоурока:
«Различные формы работы в классе баяна для поддержания интереса к обучению».
Сегодня на открытом уроке принимают учащиеся моего классаАникиев Артем (1 класс) иФедяев Андрей (3 класс). Моя задача сегодня, продемонстрироватьВамразличныеформыработывнашемклассе. Дляэтого я сегодня использую метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.
Это нетрадиционный (игровой) по форме тип урока. Сегодняя нестану показатьВам работу над каждым произведением, а покажу, какие формы работы я использую в своем классе, чтобы это было, прежде всего, интересно детям.
Главная цель учебного процесса - творческое самовыражение учащихся. Наиболее полно самовыражение ребенка происходит в игре. В игре он свободен, активен, непосредственен. Поэтому важно продлить атмосферу игры на весь начальный период обучения. Удобнее всего игровые формы использовать в донотном периоде. Здесь минимум теории, минимум технологии; познание музыки носит чисто эмоциональный характер. Этот период требует от педагога максимум фантазии и изобретательности: всевозможные музыкальные игры, слушание музыки, музыкальные загадки, по возможности подбор по слуху простейших мелодий и попевок, ритмические считалки и т.д.
Естественно, что при всем этом присутствуют не только развлекательные моменты; параллельно решается целый ряд воспитательных задач. Творческое самовыражение учащихся неразрывно связано с их инициативой. Педагог же обязан поддержать и стимулировать самостоятельные поиски ребенка.
Не секрет, что в последние годы интерес к занятиям музыкой стал меньше, скорее всего, что-то изменилось в сознание людей. Появилось многодругих увлечений: многоканальное телевидение, компьютерные игры, гаджеты и т.д. Одним словом - соблазнов много! На начальном этапе обучения важно найти такие формы работы, чтобы увлечь ребенка, влюбить его в музыку. Итак, мы начинаем.
Ребята, сегодня мыс вами попадёмв увлекательную музыкальную страну, а чтобы понять, кто или что нам поможет в этой стране, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Крайеезовутполями,
Верх украшен весь цветами. Головной убор-загадка — Естьумамынашей…шляпа
Всё верно. Этомузыкальная шляпа. Скажите, пожалуйста, а какие вы знаете произведения в литературе, где шляпа была волшебная?
Ответыдетей:Рассказы НиколаяНосова,«Живаяшляпа»,ШарляПеро«Котвсапогах».
Молодцы! Вы абсолютно правы. Сегодня наши шляпы будут разных цветов и на уроке они нам будут давать задания. И первую шляпу сейчас возьмёт Андрей. Андрей, какого она цвета? Правильно. Она желтая. Шляпа жёлтого цвета говорит нам о том, что нужно обобщить, повторить все, что мы изучили ранее.
Однойиз форм работы, которую очень любят дети, особенно младшего возраста – «Музыкальная шкатулка».
Ребята, давайте откроем нашу шкатулку. В нее мы собираем пройденный репертуар (складываем вшкатулкузаписочкисназванием пьес). К каждой пьеске ученикпо желанию рисуеткартинку. Так процесс обучения и раскрытие художественного образа новых пьес становится легче.
Озвучит сегодня свою «музыкальную шкатулку» ученик 1класса Аникиев Артем. (По выбору преподавателей Артем исполняет 2 произведения).
Ребята,авызнаете,чтоновыйгодпокитайскомукалендарюнаступает
12 февраля? Артём, я знаю, что в твоей музыкальной шкатулке есть новогодняя песня «Бубенцы».Давай сейчас мы её повторим.
Молодец, Артём! Когда ты исполняешь эту пьесу, что ты представляешь себе? Какуюбы картинкуты нарисовал? (Ответ ученика).
У Санта-Клауса есть верные помощники – олении на шее у каждого оленя висит колокольчик. Андрей, возьми, пожалуйста, колокольчик.
Артём, а давай попробуем сыграть этупьесуво второй октаве таким же тоненьким голоском, как звучит колокольчик. Андрей тебе будет помогать, играя на колокольчике. (исполнение пьесы)
В своей работе я часто использую другие музыкальные инструменты. Это развивает тембральный слух учащегося. А следующую шляпу нам помогут найти наши гости. (зеленая шляпа лежит на стуле у гостей)
Зелёная шляпа ребята просит нас в любой оригинальной форме представить результаты того, что мы уже с вами изучили и попробовать подойти к этим пьесам творчески. У Артема сегодня уже получилось представить одну из своих пьес!
Одна из форм работы с учениками - это ансамблевое музицирование. Свои первые шаги на сцене детям всегда легче делать, если с ними рядом педагог или старший ученик. Очень важно, когда ученик вслушается в совместнуюигру,пытаетсяподстроитьсяиследитьзапартиисвоегопартнёра.Ансамбль – это коллективное творчество, это развитие умения слышать и слушать.
Артём,давайсыграемпеснюВ.Шаинского«Втравесиделкузнечик».
Асейчасдавайпопробуемисполнитьэтупьескудуэтом.(исполнениес преподавателем).
Сейчас у нас с тобой в работе есть чешская народная песня «Доброй ночи». Давай ее исполним на инструменте. Артем, на сколько частей можно разделить эту пьесу? (ответ учащегося)
Артем, какты знаешь, в музыке есть два лада-это мажор и минор. Обрати внимание, что первая и третьячасть пьесы у тебя в миноре, асредняя – в мажоре.
Я знаю, что вы с мамой сочинили свои слова кэтой пьеске. Артем, давай исполним еще раз этупьесу с твоими словами. (исполнение)
Ребята, я думаю, что желание зелёнойшляпы (в любой оригинальной формы представит результаты изученных пьес) мы выполнили! Молодцы!
Следующую шляпу позвольте, найду я. И вот перед нами шляпа белого цвета. Это шляпа белого цвета предлагает нам узнать что-то новое.
Андрей, бери инструмент. В исполнении Андрея прозвучит «Маленькая прелюдия» Александра Доренского.
Андрей, мы никогда с тобой ещё не исполняли музыку Александра Доренского.И сегодня я тебе хочу рассказать об этом композиторе.
Доренский Александр Тихонович (1951 г. р.) – Заслуженный деятель всероссийского музыкального общества, преподаватель с тридцатилетним стажем по классу баяна/аккордеона ДМШ им. Римского-Корсакова г. Ростова–на–Дону. Александр Тихонович написал огромное количество музыкальных произведений для детского и юношеского возраста. Его произведения широко известны как в России, так и за рубежом. Музыкальныйстильсочинений А.Доренскогоотличается демократичностью языка и яркой образностью фактуры произведений. Александр Тихонович преподаватель с 30 летним стажем. Известный композитор и педагог. Автор сочиненийдляаккордеона,ансамблей:такиекак:«Музыкадлядетей»,
«Виртуозная музыка», «Ступени мастерства. I ступень», «Ступени мастерства. II ступень» и многие другие. Таким образом можно сказать, что ДоренскийАлександрТихонович—современныйРостовскийкомпозитор,
который пишет очень интересные и доступные произведения не только для взрослых, но и для самых маленьких детей.
Андрей, а что такое прелюдия? Ты слышал такое слово? (ответ учащегося)
Прелюдия — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.Прелюдия- это вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, написаннаядляклавесина, фортепиано, органа. Прелюдии и фуги в 17-18 веках были также популярны, как сейчас популярна современная музыка. Раньше прелюдии и фуги сочиняли только для органа, клавесина или фортепиано. Сейчас композиторы почти для любого инструмента сочиняют полифонические произведения.
Давай представим, что это произведение написано для органа. Поэтому исполнение остинатного баса надо послушать. Попробуем сыграть партию левой руки более плотным штрихом. (работа над произведением)
Андрей, давай повторим пьесу О.Гаврилова «Колобок», которую мы готовим на выступление. В этой пьеске у тебя не все пока получается. Попробуй сейчас сам тебе дать оценку своего исполнения, что получалось, а что - нет. (ответ ученика)
Ты знаешь, Андрей, Черная шляпа – эта шляпа критиков. Это очень полезная шляпа. В чем недостатки твоей игры? Над чем еще надо поработать? Сейчас ты сам выступил в качестве критика и ответил на все эти вопросы.
Еще одна интересная форма работы, которая нравится не только детям, но и их родителям, дедушкам и бабушкам – это музыка для домашнего музицирования. Не каждый ребенок станет профессиональным музыкантом в будущем, а подобрать песню с аккомпанементом, играть по буквенным обозначениям, прочитать с листа – этому педагог обязан научить каждого ученика.
Артем, найти нам шляпу красного цвета! Красная шляпа – символизирует чувства, эмоции. В красной шляпе вы можете свободно выражать свои эмоции.
Андрей, какие пьесы из твоего репертуара твоим родителям больше симпатизируют? (ответ ученика) Андрей, давай повторим «Песенку о медведях» А Зацепина. Андрей, а знаешь из какого кинофильма эта музыка?
Сегодня я покажу тебе отрывок из этого фильма, где главные герои исполняют эту песню. Слушаем.
Какие у тебя возникают чувства, слушая оригинальное исполнениеэтой песни? (песня исполнена радостно, весело, с оптимизмом, с задором, жизнерадостно, с настроением)
Андрей,впервоначальномтекстесловавпеснебылитакие:
«Где-тонабелойльдине, Там, где всегда мороз, Чешут медведи спины
Оземнуюось».
НоэтисловапоэтуЛеонидуДербенёвупришлосьзаменитьна:
«Где-тонабеломсвете, Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи О земную ось».
Именно в таком варианте песня вошла в фильм и известна зрителям. Андрей,сыграйпьесуещераз,ужеопираясьнаоригинал.Снастроением!
УАндреяврепертуареестьещепесняИ.Матвиенко«Конь».(исполнение пьесы, работа над звуком и ведением фразы)
У нас осталась, ребята, только синяя шляпа. Синяя шляпа - время подводить итоги. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше? (ответы детей) Замечательно! Цель нашего занятия достигнута. Благодарю вас за хорошую работу на уроке! Сегодня я вам ставлю за урок " 5 ". Желаюуспехов в дальнейшем творчестве!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Поисково-исследовательская и конкурсная деятельность учителя через различные формы работы ШМО"
"Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами". ...
Развитие у обучающихся интереса к чтению через использование различных форм и методов индивидуальной и массовой работы
В статье рассматриваются различные формы и методы работы с учащимися на уроках чтения...

Различные формы работы в системе внеурочной деятельности на примере краеведения
Наиболее эффективные формы проведения занятий по краеведению...

Формы работы с классом. Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" дети вправе рассчитывать на то, что их способности найдут понимание и поддержку учителя в поисках наилучшего использования их возможн...

Различные формы работы с родителями с родителями.Мастер-класс "Творим вместе с мамой"
До свидания,детский сад!Видео:https://cloud.mail.ru/public/BRnv/ayD2cQbz2 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17232607","attributes":{"alt":"","class":"media-image","he...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
На уроке математики рекомендуется применять индивидуальные, групповые, коллективные и фронтальные работы. Они помогут сделать урок интереснее и увеличат возможности самого занятия....

Эколого-краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности"
Разработка содержит дидактический материал эколого-краеведческого содержания...