Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Фомина Юлия Алексеевна

Данный конспект - технологическая карта поможет вам в собственных разработках уроков по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyki_v_4_klasse.docx854.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»

специальность 42.02.02 Преподавание в начальных классах

Технологическая карта

урока музыки,

проводимого в 4-Б классе

МБОУ «Вешенская СОШ»

 

Разработала студентка 3-н группы

Фомина Юлия Алексеевна

                                                                            ФИО

Руководитель практики

от колледжа: ___________   Антипова Н. В.

                                                                                                                                                                                                                                 подпись                           ФИО

Оценка___________  _______________

                                                                  (подпись рук.пр.)

Оценка за самоанализ___________  _______________

                                                                    (подпись рук.пр.)

ст. Вёшенская

2024 г.

Технологическая карта урока                             

Тема: «Зимнее утро»

Цель урока: создать условия для приобретения обучающимися опыта эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.

Задачи:

  1. Образовательная: - познакомить обучающихся с понятиями: выразительность, изобразительность;

- повторить основные понятия, термины: характер, настроение музыки, музыкальная фраза, песня;

- прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» (см. папка Зимнее утро стр.44. Зимняя дорога) ;

- послушать пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского(см. папка Зимнее утро стр.44Зимняя дорога) ;

- сравнить настроение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» и музыки пьесы «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.И.Чайковского (см. папка Зимнее утро стр.44Зимняя дорога) ;

- прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога» (см.папка Зимнее утро стр.44Зимняя дорога) ;

- послушать русскую народную песню и хор В Шабалина с одинаковым названием «Зимняя дорога» и найти в них отличие (см.папка Зимнее утро стр.44Зимняя дорога) ;

- выполнить задание на стр.45  учебника «Музыка» 4 класс. 

  1. Развивающая: - развивать способность к выявлению настроения и чувства человека, выраженные в музыке;

- развивать умение применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- развивать готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по жанрам музыкального искусства.

  1. Воспитательная: - способствовать формированию личностного смысла постижения искусства и расширению ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Оборудование: сигнальные карточки, раздаточный материал, презентация, учебник

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап

1-2 мин

Читаю стихотворение для эмоционального настроя на урок,  приветствую детей.

- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

ИЛИ

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Алексеевна, сегодня урок музыки проведу у вас я.

- Ребята, напоминаю вам, что отвечаем на вопросы мы строго по поднятой руке, не шумим, не нарушаем дисциплину. Спасибо.

- Напомните мне, пожалуйста, правила посадки ученика за партой.

Я с вами соглашусь, существуют такие правила посадки:

  1. Тело соприкасается со спинкой стула;
  2. Плечи расправлены;
  3. Ноги располагаются на полу всей подошвой, не перекрещиваются;
  4. Руки не подпирают голову.

Спасибо вам за ответы, продолжим.

Ребята, обратите внимание на рабочие листы на ваших столах, в течение урока мы будем работать с ними и заполнять их. Я скажу вам, когда нужно будет к ним обратиться, без моей просьбы, прошу их не брать.  

Приветствуют учителя, напоминают правила посадки, слушают рассказ учителя, участвуют в беседе/диалоге, отвечают на вопросы

Повторение ранее изученного (актуализации знаний)

5-7 мин

Задаю вопросы по ранее изученному материалу. С помощью вопросов-заданий подвожу к называнию темы и целей урока

Муз викторина (проверка усвоения прошлого материала)

Ребята, сейчас мы  вами проведем музыкальную викторину с целью вспомнить прошлый материал урока. У вас на столах лежат карточки под №1. Послушайте внимательно, что вам нужно будет сделать. Я включаю вам произведение для прослушивания, а вы из предложенных вариантов выбираете тот, который подходит к композитору музыкального  произведения или автору стихотворения.  Работают все, по окончании выполнения этой викторины мы проверим ваши результаты.

Слушаем первое произведение, отвечаем. Затем второе, выбираем ответ. Слушаем третье и заполняем карточку.

ОТВЕТЫ

  1. Свиридов Г.В. «Осень»
  2. Чайковский П. И. «Осенняя песнь»
  3. Свиридов Г.В. «Пастораль»

Молодцы, вы были очень внимательны на прошлом уроке.

Мы проверили с вами ваши знания, теперь перейдем к теме нашего урока.

- Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно будет разгадать ребус, в ребусе спрятано 2 слова (если возникнут вопросы, пояснить, как разгадывать ребусы).

- Посмотрите внимательно на экран/доску, подумайте, и мы обсудим с вами ваши ответы.

C:\Users\User\Downloads\зимнее утро (1).png

Кто скажет мне, как звучит тема нашего урока?

Верно, тема урока - «Зимнее утро». Заполните карточку.

Чтобы поставить цель нашего урока, вам нужно собрать из разбросанных слов целое, понятное предложение, чтобы в конце урока мы поняли, достигли мы этой цели или нет. Обратите внимание на доску/экран, подумайте, и мы обсудим ваши ответы.

Знания живописи взаимосвязь получить о музыки и литературы из этих слов поставьте цель к уроку.

Цель нашего урока звучит именно так - получить знания о взаимосвязях музыки, живописи и литературы.

Заполните карточку

Спасибо вам за ответы, продолжим.

Отвечают на вопросы, тем самым актуализируя знания и повторяя пройденный материал. Называют тему урока, ставят цель к нему с помощью заданий, заполняют карточку.

Тема урока – Зимнее утро.

Цель: Получить знания о взаимосвязях музыки, живописи и литературы.

Информационный блок (изучение нового материала)

20-25

Провожу подготовку к восприятию дальнейших произведений

- Ребята, как вы думаете, почему тема урока звучит именно так?

- Я с вами полностью согласна, авторы учебника решили посвятить тему такому времени года как зима, потому что она совсем скоро наступит.

- Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

- Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы  в произведениях русских композиторов, чье ФИО назовете мне вы. (П.И.Чайковского, В.Шебалина). Слушайте меня внимательно.  

Кому принадлежат известные музыкальные композиции «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и «Танец маленьких лебедей»  из балета «Лебединое озеро»»?

Конечно же, это П. И. Чайковский. Заполните карточку.

Кто вспомнит какую-то информацию о Чайковском?

Петр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) - один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений, среди которых известнейшие балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Один из самых исполняемых композиторов во всем мире.

- Ребята, сейчас мы с вами прослушаем произведение- пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. И. Чайковского . Написал Чайковский «Детский альбом»  для своего племянника. Володи Давыдова.

Слушайте произведение внимательно, я буду задавать вам вопросы.

СЛУШАНИЕ «ЗИМНЕГО УТРА» ЧАЙКОВСКОГО (55 секунд)

- Анализируем с помощью словаря чувств и эмоций и делаем записи в карточку.

Ребята, у вас на столах лежат карточки музыкальных средств выразительности, с помощью них вы будете отвечать на мои вопросы, слушайте меня внимательно. На первые 2 вопроса можно отвечать с помощью карточки чувств и эмоций.

Вопросы для анализа

  1. Что выражает произведение?
  2. Что изображает композиция?
  3. Каков характер муз. произведения?
  4. Какую мелодию вы услышали?
  5. Каков лад?
  6. Каков регистр?
  7. Каков темп?
  8. Тембр?
  9. Ритм?

Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла.

Написал Чайковский «Детский альбом»  для своего племянника. Володи Давыдова.

Также мы поработаем над поэзией очень известного поэта (А.С. Пушкина), а какого, ответите вы на карточках, после того, как я задам вам вопрос.

Вопрос о поэте. Чью няню звали Арина Родионовна, которой поэт посвятил это стихотворение? Ответ запишите в карточку

- Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь...

Верно, ребята, это Пушкин А.С. Заполните карточку.

Сегодня на уроке мы будем работать и над его произведениями.  

- Что вы помните/знаете об А.С. Пушкине?

А. С. Пушкин - русский поэт, драматург и прозаик.

А. С. Пушкин – автор детских сказок «О рыбаке и рыбке», «О попе и работнике его Балде» и многих других.

Его литературное наследие богато, а произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий и национальностей. Они переводятся на десятки языков мира.

Ребята, обратите внимание на 2 новых определения:

  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - это воплощение в музыке естественных звуков и шумов (голос птиц, журчание воды, движение поезда, человеческие голоса) 
  • ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - это показатель того, насколько сильные эмоции и переживания может вызвать у людей та или иная мелодия.

ИЛИ

  • Выразительность в музыке — это мелодия, которая выражает мысли, чувства и переживания человека.
  • Изобразительность — это то, что придаёт музыке яркость и глубину мелодии, которую хотел выразить композитор. Это отражение в музыке явлений природы, звуков машин, работы механизмов.

Средства выразительности в музыке:
— мелодия,
— ритм,
— темп,
— лад,
— динамика,
— тембр.

Ребята, именно эти средства передают весь смысл, задумку, которую заложил автор в своем произведении.

Прием «Если бы вы были художниками…»

Ребята, а какие бы цвета красок/палитру вы использовали, если бы были художниками и писали картину зимы?  (выберите 2 варианта)

Объясните, почему оставшийся вариант не подходит?

(палитру вывожу на экран)

Picture background

Picture background

Picture background

РАССМАТРИВАНИЕ РАЗНЫХ КАРТИН ЗИМЫ (ПО НАСТРОЕНИЮ).

1.

Сказочные зимние пейзажи русских художников, фото № 5

И. Вельц (Вельтц) «Зимний пейзаж» 1895

2.

Picture background

Н. Сверчков «В метель» 1873

3.

Picture background

И. Левитан «Золотая осень» 1895

- Ребята, мы с вами прослушали произведения Чайковского и Пушкина. Перед вами картины, рассмотрите их и выберите ту, которая больше всего подходит к этим произведениям. Свой ответ поясните.

- Объясните, почему не подходят оставшиеся картины.

ОБОБЩАЮ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

При написании картины зимы можно использовать следующие цвета и оттенки:

  1. Для неба: ледяная голубизна, буро-коричневое или сизо-сереневое небо. 
  2. Для снега: только что выпавший снег — светлыми, едва уловимыми холодными оттенками, полежавший несколько дней — сероватыми, сизыми, чуть тёплыми оттенками. Подтаявшую и заледеневшую верхнюю корочку снежного покрова можно нарисовать желтоватыми, оранжеватыми, зеленоватыми оттенками. Тяжёлый февральский и мартовский снег — тёмным, с синими оттенками теней и насыщенными охристо-рыжими оттенками в свету. 
  3. Для деревьев: сероватые, голубые, бледно-охристые. 
  4. Также можно использовать сложные, малонасыщенные цвета и оттенки, в большинстве своём высветленные. Для этого в чистые голубые, оранжевые, сиреневые краски помимо белил стоит добавлять ахроматический серый (белый+чёрный). Такая смесь немного замутнит цвет и придаст ему благородное звучание состояния зимнего дня. 
  5. Выбор цветов и палитры зависит от личных предпочтений и желаемого эффекта.

АНАЛИЗИРУЕМ ВЫБРАННУЮ КАРТИНУ С ПОМОЩЬЮ СЛОВАРЯ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

  1. Вам понравилась картина? Почему?
  2. Какое настроение она у вас вызвала?
  3. Какие цвета красок использовал художник?
  4. Как вы думаете, в каком настроении художник писал эту картину?

СЛУШАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА (1.20 мин)

- Ребята, надеюсь, вы слушали стихотворение  внимательно. Пришло время ответить на мои вопросы.

- Анализируем с помощью словаря чувств и эмоций и делаем записи в карточку.  

  1. Какова тема стихотворения?
  2. Какое настроение вызвало у вас стихотворение? (радостное, грустное, задумчивое)
  3. С помощью каких средств выразительности вы это настроение определили? Приведите примеры.

        

ОБОБЩАЮ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Стихотворение «Зимнее утро» — блестящее лирическое произведение Пушкина. Оно было написано в 1829 г., когда поэт уже был освобожден из ссылки.

«Зимнее утро» относится к произведениям поэта, посвященным тихой идиллии деревенской жизни. Поэт всегда с глубоким трепетом относился к русскому народу и русской природе. Любовь к Родине и родному языку была врожденным качеством Пушкина. Он с большим мастерством передавал это чувство в своих произведениях.

Стихотворение написано простым и понятным языком. Произведение пропитано необыкновенной чистотой и ясностью.

Средства выразительности:

  • Эпитеты: день чудесный, друг прелестный, мутном небе, бледное пятно, тучи мрачные, голубыми небесами, великолепными коврами, янтарным блеском, веселым треском, утреннему снегу, нетерпеливого коня, поля пустые, леса густые.
  • Метафоры: сомкнуты негой, коврами снег лежит, лес чернеет, ель зеленеет, река блестит, трещит печь, скользя по снегу.
  • Сравнения: Луна как бледное пятно.

(Основным выразительным средством являются многочисленные эпитеты. К прошедшему печальному дню относятся: «мутном», «бледное», «мрачные». Настоящий радостный день это – «великолепными», «прозрачной», «янтарным». Центральное сравнение стихотворения посвящено любимой женщине – «звезде севера»).

Слушают учителя, беседуют по прослушанным стихотворениям, музыкальным произведениям, рассматриваемым картинам и анализируют эти виды искусства вместе с учителем, заполняют карточку.

- Потому что сильно похолодало, уже начались заморозки, скоро осень закончится и наступит такое время года как зима.

С помощью музыки, красок, поэзии/С помощью звуков, красок и слов

Композитор, написавший музыку к этим произведениям/эти произведения – П. И. Чайковский.

Чайковский - знаменитый русский композитор, дирижер

  1. Произведение выражает чувство таинственности, зимней сказки
  2. Произведение изображает зимний лес, окутанный снежным покровом
  3. Характер музыкального произведения – сначала спокойный, а потом как будто бы какая-то суматоха
  4. Лад – мажорный
  5. Регистр – его нет, потому что произведение инструментальное
  6. Темп – средний
  7. Тембр - его нет, потому что произведение инструментальное
  8. Ритм – ровный/пунктирный

Это А. С. Пушкин посвятил стихотворение няне.

А. С. Пушкин - русский поэт. Писал стихи, сказки.

Если бы я был художником, я бы взял 1 и 2 палитру, она больше походит к цветам зимы.

Палитра номер 3 не подходит, потому что это цвета осенних картин

Картина 1 подходит больше всех, т.к. в стихотворении и музыкальной композиции описаны именно эти образы зимы (мороз, солнце, блеск и белоснежность снега)

Картина 2 не подходит, т.к. на 2ней изображена метель, а в стихотворении и музыкальной композиции сказка и спокойствие. Картина 3 не подходит, потому что она вообще не о зиме.

  1. Картина понравилась, потому что в солнечную и морозную зиму можно играть в снежки, лепить снеговиков, ледяные замки, кататься на санях.
  2. Настроение сказочности и радости
  3. Краски, которые использовал художник:  серый, светло-голубой, светло-розовый, светло-коричневый
  4. Я думаю, что художник писал картину в таком настроении, когда понимал, что каждое время года красиво по-своему и изобразил зиму именно в этих красках

1. Тема стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина — это выражение восхищения и любви поэта к русской природе.

2. Радостное, потому что помимо сильного мороза есть и солнце, снег блестит, солнце греет насколько это возможно.

3. Эпитеты (день чудесный, великолепными коврами и др.), сравнения (луна как бледное пятно), метафора (коврами снег лежит).

Физминутка

1-2 мин

Провожу физ. минутку для снятия напряжения

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Выполняют упражнения с целью взбодриться, обновить силы

Информационный блок (изучение нового материала)

Выразительное чтение стихотворения «Зимняя дорога» А.С. Пушкина по цепочке (3 мин)

Ребята, мы с вами размялись, теперь можно продолжить работать.

Сейчас мы поработаем над еще одним стихотворением Пушкина «Зимняя дорога». Читаем по цепочке выразительно, соблюдаем паузы, делаем остановки, работаем над интонацией.

Приступаем, начинает эта парта и так по цепочке. Мы прочитали с вами стихотворение. Ответим на мои вопросы.

АНАЛИЗ «ЗИМНЕЙ ДОРОГИ» ПУШКИНА

- Ребята, надеюсь, вы слушали стихотворение  внимательно. Пришло время ответить на мои вопросы.

- Анализируем с помощью словаря чувств и эмоций и делаем записи в карточку.  

  1. Какова тема стихотворения?
  2. Какое настроение вызвало у вас стихотворение? (радостное, грустное, задумчивое)
  3. С помощью каких средств выразительности вы это настроение определили? Приведите примеры.

1. Пушкин описывает мрачные картины зимней природы, которые усиливают чувство печали и безысходности. В стихотворении также звучит мотив дороги как символа жизненного пути, полного трудностей и испытаний.

2. Зимняя природа, описанная Пушкиным, вызывает чувство холода и одиночества, а путешествие по дороге кажется бесконечным и утомительным. Строки передают ощущение тоски и скуки, что усиливает общее мрачное настроение.

3. Все эти средства выразительности помогают создать атмосферу грусти, тоски и одиночества, характерные для данного стихотворения.

Прием «Если бы вы были композиторами, какую музыку к этим стихам написали вы?»

Какой бы вы выбрали темп? Лад?

Спасибо вам за ответы.

Ребята, вы что-нибудь слышали о Л. Зыкиной?

Людмила Зыкина — советская и российская певица, исполнительница русских народных песен, романсов и эстрадных песен.

СЛУШАНИЕ ПЕСНИ В ИСПОЛНЕНИИИ Л.ЗЫКИНОЙ (3.56 мин)

Мы сейчас прослушаем р.н.п. «Зимняя дорога» на слова стихотворения Пушкина в исполнении русской певицы Людмилы Зыкиной, и ответим на вопросы:

- Анализируем с помощью словаря чувств и эмоций и делаем записи в карточку

Вопросы для анализа

  1. Что выражает произведение?
  2. Что изображает композиция?
  3. Каков характер муз. произведения?
  4. Какую мелодию вы услышали?
  5. Каков лад?
  6. Каков регистр?
  7. Каков темп?
  8. Тембр?
  9. Ритм?

Спасибо вам за ответы и правильные рассуждения. Продолжаем.

Но такие замечательные стихи не могли не обратить на себя внимание профессионалов. И вот наш русский композитор Виссарион Яковлевич Шебалин написал на стихи  Пушкина произведение для хора «Зимняя дорога»

СЛУШАЕМ И АНАЛИЗИРУЕМ ХОР ШЕБАЛИНА «ЗИМНЯЯ ДОРОГА» (2.22 мин)

Вы слышали что-нибудь о В. Я. Шебалине?

Виссарион Яковлевич Шебалин (1902–1963) —советский композитор, музыкальный педагог, профессор. Хотя в творчестве Шебалина нет произведений, специально написанных для детей, его музыка так талантлива и ярка, что нередко делаются переложения хоровых, оперных сочинений Шебалина, отрывков из киномузыки специально для юных исполнителей

- Анализируем с помощью словаря чувств и эмоций и делаем записи в карточку

Вопросы для анализа

  1. Что выражает произведение?
  2. Что изображает композиция?
  3. Каков характер муз. произведения?
  4. Какую мелодию вы услышали?
  5. Каков лад?
  6. Каков регистр?
  7. Каков темп?
  8. Тембр?
  9. Ритм?

Мы послушали 2 произведения и теперь сравним р.н.п. и хор Шебалина.

Вопросы для устного сравнения:

  1. Похоже ли настроение в обеих песнях?
  2. Передают ли они настроение стихотворения?
  3. Есть ли сходство в построении мелодии обеих песен?
  4. Передаются ли в музыке размышления, чувства человека, который едет по зимней дороге?
  5. Какое настроение хотел передать нам Шебалин?

Читают стихотворение по цепочке, анализируют произедения, отвечают на вопросы учителя, заполняют карточку

  1. Тема стихотворения "Зимняя дорога" — это одиночество, тоска и уныние, вызванные зимним путешествием.
  2. (радостное, грустное, задумчивое). Настроение, вызванное стихотворением, скорее всего, будет грустным и задумчивым.
  3. Пушкин использует множество средств выразительности, чтобы передать настроение стихотворения:
  • Эпитеты: "Скучная картина!", "Поле да поле", "Мутно небо". Эти эпитеты подчеркивают унылое и однообразное окружение, вызывая чувство скуки и подавленности.
  • Олицетворение: "Унылая пора! Очей очарованье!" — зима здесь олицетворяется, становясь живым существом, вызывающим уныние.
  • Анафора: "Еду, еду в чистом поле; / Колокольчик однозвучный / Утомительно гремит". Повторение слов "еду, еду" усиливает ощущение монотонности и бесконечности путешествия.
  • Звукопись: "Колокольчик однозвучный" — повторение согласных звуков "к" и "ч" имитирует звон колокольчика, добавляя к общей картине ощущение усталости и однообразия.
  • Инверсия: "Дрожащие огни" — изменение привычного порядка слов делает фразу более выразительной и подчеркивает неуверенность и нестабильность ситуации.

Я бы выбрал средний темп (не быстрый и не медленный, лад – минор, потому  что в стихотворении заложен смысл тоски)

Нет, не слышали ничего о Л. Зыкиной.

  1. Произведение выражает одиночество, тоску и уныние, вызванные зимним путешествием.
  2. Изображает композиция картину зимнего путешествия
  3. Характер  проявляется через использование минорного лада, плавных и размеренных интонаций, а также спокойного темпа исполнения. Это создаёт атмосферу спокойствия, умиротворения и гармонии, которая идеально подходит для описания зимней дороги.
  4. Мелодия в произведении спокойная, плавная и мягкая. Она создаёт атмосферу умиротворения и гармонии, соответствующую зимнему пейзажу.
  5. Лад – минорный, потому что идет описание тоски
  6. Регистр – средний
  7. Темп - средний
  8. Тембр – женский
  9. Ритм - ровный

Нет, мы ничего не слышали о В. Я. Шебалине.

  1. Произведение выражает красоту зимней природы и «сердечную тоску» лирического героя.
  2. Композиция изображает зимний пейзаж.
  3. В характере музыкального произведения преобладают грустные настроения.
  4. Мелодия спокойная, размеренная, с элементами тоски и веселья.
  5. Лад – минорный, потому что идет описание грусти
  6. Регистр – средний
  7. Темп - средний
  8. Тембр – смешанный
  9. Ритм - пунктирный

Блок самопроверки и самоанализа

Раздаю тесты для проверки усвоения материала, даю инструкцию по выполнению, выполняем общую проверку

Ребята, мы с вами отлично поработали, пришло время проверить наши знания. У вас на столах лежит карточка №3 с вопросами.  3 вопроса на выбор ответа, 2 на соотнесение и 1 вопрос, на который вы должны дать письменный ответ. Я даю вам несколько минут на его выполнение, все вопросы мы обсуждали, те, кто внимательно меня слушал и работал, все смогут выполнить. Приступайте.

Обсуждаем результаты.

Выполняют тесты, тем самым закрепляя материал

Домашнее задание

Даю д/з и инструкцию по его выполнению

Ребята, пришло время записать наше домашнее задание в дневник. Оно звучит так: прочитать и выполнить задания из учебника на стр.45. На следующем уроке его обязательно проверят.

Слушают д/з и инструкцию к нему,  записывают его в дневник

Подведение итога

Задаю вопросы по пройденному материалу, тем самым подводя итоги

Ребята, попрошу ответить вас на мои вопросы.

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. С какими произведениями мы познакомились?
  3. Какие новые понятия вы сегодня узнали?
  4. Что вы можете сказать о Чайковском, Пушкине, Зыкиной и Шебалине?

Спасибо вам за ответы, вы были активны и внимательны.

Отвечают на вопросы, подводя итоги урока

Рефлексивный блок

1 мин

Обращаю внимание детей на сигнальные карточки для самооценки на уроке

Ребята, если вам было интересно, понятно и у вас все получилось, поднимите карточку солнечной зимы, если было скучно, непонятно и у вас ничего не получилось – карточку зимней вьюги/метели.

Наш урок подошел к концу, спасибо вам за вашу работу, до свидания!

Оценивают свою деятельность на уроке при помощи сигнальных карточек

КАРТОЧКА №1

1. Выберите верный ответ. Какое произведение вы услышали первым?

  • Свиридов Г.В. «Осень»
  • Чайковский П. И. «Осенняя песнь»
  • Свиридов Г.В. «Пастораль»

2. Выберите верный ответ. Какое произведение вы услышали вторым?

  • Свиридов Г.В. «Осень»
  • Чайковский П. И. «Осенняя песнь»
  • Свиридов Г.В. «Пастораль»

3. Выберите верный ответ. Какое произведение вы услышали третьим?

  • Свиридов Г.В. «Осень»
  • Чайковский П. И. «Осенняя песнь»
  • Свиридов Г.В. «Пастораль»

КАРТОЧКА №2

  1. Дата: ______________ .
  2. Тема урока: «________________________» .
  3. Цель урока: ____________________________________________________________________________________________ .
  4. Новые понятия:
  • Выразительность – это показатель того, насколько сильные эмоции и переживания может вызвать у людей та или иная мелодия/ это мелодия, которая выражает мысли, чувства и переживания человека.
  • Изобразительность – это воплощение в музыке естественных звуков и шумов (голос птиц, журчание воды, движение поезда, человеческие голоса)/ это то, что придаёт музыке яркость и глубину мелодии, которую хотел выразить композитор. Это отражение в музыке явлений природы, звуков машин, работы механизмов.
  1. Напишите ФИО композитора/поэта/исполнителя по его характеристике:
  1. Кому принадлежат известные музыкальные композиции «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» и «Танец маленьких лебедей»  из балета «Лебединое озеро»»?

 ______________________________________________________

  1. Какой поэт посвятил стихотворение своей няне по имени Арина Родионовна? Послушайте стихотворение и запишите ответ. _______________________________________________________
  2. Кто исполнитель русской народной песни «Зимняя дорога» на слова А. С. Пушкина? ________________________________________________________
  3.  В исполнении чьего хора мы работали с произведением «Зимняя дорога» на слова А. С. Пушкина? ________________________________________________________
  1. Заполните таблицу

Средства музыкальной выразительности

Чайковский П. И. «Зимнее утро» музыкальная композиция

Пушкин А.С. «Зимнее утро» стихотворение

Выражает

Изображает

  1. Заполните таблицу

Признаки для сравнения

Л. Зыкина

Хор В. Шебалина

Сходства

Отличия

КАРТОЧКА №3

Тест

Инструкция:

Первые 3 вопроса - выбор одного варианта ответа

4 и 5 вопрос – установление соответствия

6 вопрос – письменная запись ответа

1.

2.

3.

4.

5.

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Конспект урока музыка 2 класс "Что выражает музыка?"

Тема урока. «Что выражает музыка?»Цель. Создать условия, для того, чтобы  учащиеся почувствовали в произведение которое они исполняют, различные настроения и чувства....

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"...