О системе развивающего обучения Л.В.Занкова
статья по теме

Статья полезна начинающим учителям и родителям, у которых дети будут обучаться по данной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл O_sisteme_razvivayushchego_obucheniya_L._V._Zankova.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Каковы идеи системы Л. В. Занкова? 

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуни кативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие само стоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный чело век постоянно находится перед выбором. Например, сейчас вы выбира ете школу, учителя, систему обучения. Ваш ребенок должен будет выби рать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательно му старту: ребенок должен будет выби рать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. Именно на старте ребенок должен научиться основным спо собам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их ре шения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Такие условия создаёт система Л.В.Занкова.

Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального об щего развития каждого школьника на базе усвоения предметных зна ний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохране нии здоровья, причем каждому из этих компонентов придавал одинако во важное значение.

На первый план выдвигается усвое ние прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии. И обучение дол жно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом ста вится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а рас крыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему в школе нет «главных» и «неглав ных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему леп ту в общее развитие ребенка

        Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?

Содержание строится с опорой на три кита: 1) цель — общее разви тие каждого ребенка; 2) учет особенностей обучаемых; 3) образователь ные стандарты.

Отбор и структурирование содержания всех учебных курсов, харак тер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, на полненной эмоциями. Учитывая возрастные особенности обучаемых, в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Поэтому взрослые должны научиться оценивать пред лагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей. Откажитесь от желания сравнивать со своим школьным опытом совре менные учебники и манеру преподавания.

 

        Как проходит урок в занковских классах?

Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных..

В чем выражаются эти отличия?

Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может со стояться только в том случае, если в классе установились добрые, дове рительные отношения между учителем и учениками и между самими уче никами. Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководя щей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допус кая при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известное вы сказывание Л.В. Занкова «Ребенок — это тот же человек, только ма ленький» - как нельзя лучше характеризует те отношения, которые дол жны установиться в классе.

Во-вторых, процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направ ляя на нужный путь. Урок ведется в форме дискуссии. Без этого невоз можно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учеб ники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки и чтобы это не каралось отметкой (ско рее - наоборот: активность на уроке должна поощряться).

В системе Л. В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая по зволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и ро дителям оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе. И это третье, очень важное, условие для создания в классе развивающей среды.

В-четвертых, система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практи куются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, в природу, на пред приятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Трудность, которую мы предлагаем детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных «карательных» мер — все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативно го отношения к учебе. В практике не редки такие «пара доксальные» ситуации, когда дети не хотели со звонком выходить из класса (задача не была решена до конца) или на каникулах скучали по школе, по учебе.

        Обучение в начальной школе закончено - что дальше?

 

Сейчас коллектив авторов работает над тем, чтобы обучение по сис теме Л. В. Занкова было продолжено и в основной школе (5—9 классы). С этой целью в Федеральном научно-методическом центре им. Л.В. Зан кова создаются комплекты учебных пособий, а учителя-предметники про ходят необходимую переподготовку. К настоящему времени созданы учебники для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.

Однако многолетний опыт реализации системы общего развития в на чальных классах показал, что даже при отсутствии учебников в основном звене занковских школьников до конца их пребывания в школе отличают учебная и общественная активность, самый высокий в школе показатель поступаемости в вузы, высокие адаптационные возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...