УУД - формирование и развитие на уроке.
методическая разработка по теме

Тарасова Ирина Валентиновна

Пробный проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc92 КБ
Microsoft Office document icon приложение-2.doc123.5 КБ
Microsoft Office document icon приложения-1-3-4.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

     Наша система образования сегодня похожа на пестрое полотно, где есть множество различных концепций, систем, моделей, комплектов и отдельных учебников, в которых предложены способы решения новых образовательных задач. Однако в различных концепциях и системах нередко предлагаются подходы, не согласованные между собой по понятийным основаниям, что приводит к разрыву образовательного пространства.

     Практика показала, что отсутствие единого дидактического базиса современного образовательного пространства создает большое число проблем: начиная с чисто практических – переход ребенка из одной школы в другую, преемственность в методах работы, реализуемых разными педагогами в одном и том же классе, – вплоть до управленческих проблем оценки качества образования, аттестации учителей, экспертизы работы школ.

     Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ на деятельность системы образования. Если раньше приоритетной целью являлось «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

1. Технология деятельностного метода как основа формирования универсальных учебных действий.

      Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. “Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.

          Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

     В последние годы в связи с вариативностью образовательных систем остро встала проблема согласования технологии и учебного содержания при переходе от одной образовательной программы к другой как по вертикали, так и по горизонтали.

     Восстановление единства образовательного пространства, реализующего новую, деятельностную парадигму, является в настоящее время одной из приоритетных целей развития системы образования на ближайшую перспективу.

     Великий педагог ХIХ века К.Д.Ушинский однозначно указывал направление поисков: не исключение вариативности, а свободное развитие всех при условии выработки общих понятийных оснований.

      Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

«Именно понятие деятельности, - подчёркивал В.В.Давыдов, - может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер». Не случайно большая часть педагогических исследований последних десятилетий касается именно «активизации деятельности» детей на уроке.

      Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным: «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

  1. формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
  2. формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  3. формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

     Исследование актуальных вопросов обучения было проведено в Ассоциации “Школа 2000...” и Центре системно-деятельностной педагогики “Школа 2000...” АПК и ППРО РФ в 2000-2006 гг.

      В результате был построен предикат учебной деятельности, описывающий процессы формирования деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник школы, в их полноте. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения (Приложение №1).

Интегративный характер технологии деятельностного метода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению (этапы 1,2,5-8), так и введением в практику работы учителей идей из новых концепций развивающего образования П.Я.Гальперина (этапы 3-7), Л.В.Занкова (завершение этапа 2), В.В.Давыдова (этапы 3,4,6,8) и др.

     Таким образом, предлагаемая технология может использоваться в качестве синтезирующего предиката, предоставляющего учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, а управленцам — ту критериальную базу, которая обеспечит оценку эффективности деятельности учителя в новых условиях.

     При разработке Федеральных Государственных Стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

     Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

     Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

     Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях зуновского, компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов.

     Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

        Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

     В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный (Л);

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции) (Р);

3) познавательный (П);

4) коммуникативный (К).

2. Формирование УУД на этапах урока рефлексии (технология деятельностного метода).

        2.1. Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе существуют более 15 учебно-методических комплектов. При этом, судя по опросу учителей начальной школы, более 80‰ педагогов – приверженцы традиционной системы обучения, используют многократно переиздававшиеся учебно-методические комплекты по русскому языку и математике.

     Много лет (с 1998 г.) я работала по учебникам математики Людмилы Георгиевны Петерсон.

     В 2004-2008г.г. я прошла курсы на базе Центра системно-деятельностной педагогики “Школа 2000...” АПК и ППРО РФ, участвовала в разработке уроков различного типа (ОНЗ, рефлексии).

     В 2006-2008г.г. принимала участие в работе региональной  экспериментальной площадки Центра системно-деятельностной педагогики “Школа 2000...” по внедрению деятельностного метода на базе МОУ НОШ №9 г. Сергиева Посада.

     Деятельностный метод обучения использую давно. Учителя, работающие по традиционным программам с неохотой, а иногда и с непониманием принимали (или не принимали) этот метод.  Но время расставляет свои приоритеты. Многие коллеги сегодня с удовольствием работают с учебно-методическим комплектом Л.Г.Петерсон.

    Типы уроков, которые предложила в своей технологии Л.Г.Петерсон, учителя используют в работе по другим программам.

     В 2009г. я взяла для работы программу по математике Б.П.Гейдмана, И.Э.Мишариной, где продолжила работу по технологии деятельностного метода.

     В связи с тем, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, учителя сталкиваются с проблемой: как формировать и как применять их на различных этапах уроках разного типа?

     В течение двух лет я работала над темой по самообразованию «Формирование УУД в учебной и внеурочной деятельности», участвовала в районном семинаре по данной проблеме в этом учебном году. В своей работе я хочу поделиться своим опытом.

     2.2. Сопоставим этапы урока рефлексии в технологии деятельностного метода (Приложение №2) с перечнем УУД, определённым нормативными документами ФГОС.

Тема: «Внетабличное деление».

Основные цели:

1) формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.);

2) тренировать умение выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное, деление двузначного числа на двузначное способом подбора, решать уравнения;

3) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Ход урока:

1. Мотивация к коррекционной деятельности.

УУД:  

-- самоопределение (Л);

-- целеполагание (Р);
-- планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

УУД:  

 -- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- использование  знаково-символических средств (П);
-- выполнение  пробного учебного действия (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);                                                        
-- учёт разных мнений (К).  

3. Локализация затруднений.

УУД:  

-- постановка и формулирование проблемы (П);
-- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-- контроль и коррекция (Р);  
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4. Коррекция выявленных затруднений.

УУД:  

-- самоопределение (Л);
-- планирование и прогнозирование (П);

-- коррекция (Р);  
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

УУД:  

-- использование знаково-символических  средств (П);
-- выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой  и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.

УУД:    

-- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);      
-- контроль, коррекция и оценка (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

7. Включение в систему знаний и повторение.

УУД:

-- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

-- использование знаково-символических средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- построение логической цепи рассуждений (П);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

8. Рефлексия деятельности на уроке.

УУД:  

-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
-- самооценка на основе критерия успешности (Р);
-- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К);
-- планирование учебного сотрудничества (К).

     Проведённое теоретическое исследование и практическая реализация данной технологии на экспериментальных площадках Ассоциации «Школа 2000…» показало, что включение ребёнка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создаёт условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания) (Приложение №3). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражённого в положениях Закона РФ «Об образовании».

         Заключение.     

     Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

             Формирование любого умения проходит через следующие этапы: приобретение первичного опыта выполнения действий и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция; контроль.

     Этот же путь учащиеся должны пройти и при формировании универсальных учебных действий (УУД) и способностей, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного воздействия и др. (Приложение №4).

             Поэтому, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное действие, предложен следующий путь, состоящий из четырёх этапов, которые проходит каждый ученик:

  1. Вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению.
  2. Основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД (или структуре учебной деятельности в целом).
  3. Далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекции.
  4. В завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

     Для того чтобы организовать прохождение учащимися всех этапов формирования универсальных учебных действий, необходимо применять дидактическую систему деятельностного метода обучения (системно-деятельностный подход).

     Комплекс универсальных учебных действий, выполняемых учащимися на уроках по технологии деятельностного метода каждого типа (урок открытия новых знаний, урок рефлексии, урок обобщения и систематизации знаний, урок развивающего контроля), независимо от того, по какой образовательной системе работает педагог, создаёт благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных и личностных результатов образования.



Предварительный просмотр:

3 класс, часть 1, урок 65 (учебник Б.П.Гейдмана).

Тип урока: Р

Тема: «Внетабличное деление».

Основные цели:

1) формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.);

2) тренировать умение выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное, деление двузначного числа на двузначное способом подбора, решать уравнения;

3) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Демонстрационный материал:

1) алгоритм внетабличного деления двузначного числа на однозначное число;

2) эталон деления двузначного числа на двузначное число способом подбора;

3) задание  для этапа 2:

62 : 4 =

96 : 6 =

90 : 10 =

90 : 18 =

42 : 14 =

42 : 6 =

Раздаточный материал:

1) алгоритмы внетабличного деления;

2) алгоритм исправления ошибок;

3) самостоятельная работа 1:

2.

Самостоятельная работа 1.

1.

Вычисли:

36 : 3 =

98 : 2 =

3*.

Найди значение выражения:

84 : 28 = 3           28 · 3 = 84

78 : 39 =

Выполни деление по образцу:

95 : 19 =

(896 : 16) : (896 : 16) =

4) подробный образец для самопроверки самостоятельной работы 1:

  1. 36 : 3 = (30+6) : 3 = 30 : 3 + 6 : 3 = 10 + 2 = 12

98 : 2 = (80+18) : 2 = 80 : 2 + 18 : 2 = 40 + 9 = 49

     

  1. 78 : 39 = …

1 · 39 = 39

2 · 39 = 2 · (30 + 9) = 2 · 30 + 2 · 9 = 60 + 18 = 78

78 : 39 = 2

      3.  1.

5) карточки с дополнительным заданием:

Расшифруй слово, расположив ответы примеров в порядке возрастния:

О

90:15=

Г

68:17 =

И

72 : 2 =

Е

60 : 12 =

М

56 : 4 =

Е

85 : 5 =

Я

90 : 30 · 16 =

Т

(12 · 6) : 4 =

Р

52 : (24 : 12) =

6) самостоятельная работа 2:

2.

Самостоятельная работа 2.

1.

Вычисли:

46 : 2 =

84 : 7 =

90 : 45 = 2         45 · 2 = 90

96 : 32 =

Выполни деление по образцу:

72 : 18 =

7) подробный образец для самопроверки самостоятельной работы 2:

  1. 46 : 2 = (40+6) : 2 = 40 : 2 + 6 : 2 = 20 + 3 = 23

84 : 7 = (70+14) : 7 = 70 : 7 + 14 : 7 = 10 + 2 = 12

     

  1. 96 : 32 = …

1 · 32 = 32

2 · 32 = 2 · (30 + 2) = 2 · 30 + 2 · 2 = 60 + 4 = 64

3 · 32 = 3 · (30 + 2) = 3 · 30 + 3 · 2 = 90 + 6 = 96

      96 : 32 = 3

 

8) образец дополнительного задания:

Расшифруй слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания:

О

90:15=

=

6

Г

68:17 =

4

И

72 : 2 =

36

Е

60 : 12 =

5

М

56 : 4 =

14

Е

85 : 5 =

17

Я

90 : 30 · 16 =

48

Т

(12 · 6) : 4 =

18

Р

52 : (24 : 12) =

26

4

5

6

14

17

18

26

36

48

Г

Е

О

М

Е

Т

Р

И

Я

9) «лестница успеха» для самооценки на этапе 8.

Ход урока:

1. Мотивация к коррекционной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к коррекционной деятельности на личностно значимом уровне;

2) определить тематические рамки урока: внетабличное деление двузначного числа на однозначное число, двузначное на двузначное способом подбора;

3) сформулировать основную образовательную цель урока.

УУД:  

-- самоопределение (Л);

-- целеполагание (Р);
-- планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Организация учебного процесса на этапе 1:

  1. Какие новые темы вы изучали на последних уроках? (Внетабличное деление.)
  2. Какие случаи внетабличного деления вы знаете?
  1. Расскажите о ваших успехах в выполнении внетабличного деления. (…)
  2. Чему будет посвящён сегодняшний урок? (Вероятно, мы посвятим урок выявлению оставшихся затруднений по этим темам, выявлению причин затруднений и их отработке.)
  3. Вы совершенно правы!
  1. Что вам помогает справиться с ошибкой? (Алгоритм.)
  2. Проверьте у всех ли на столах алгоритмы исправления ошибок, и приступаем к работе.
  3. С чего же начнем?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) актуализировать алгоритм внетабличного деления двузначного числа на однозначное число, двузначного числа на двузначное число способом подбора;

2) зафиксировать повторяемые понятия и правила в речи и в виде алгоритмов;

3) актуализировать соответствующие мыслительные операции;

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;

6) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы 1;

7) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы 1;

8) организовать самопроверку самостоятельной работы по подробному образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).

УУД:  

 -- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- использование  знаково-символических средств (П);
-- выполнение  пробного учебного действия (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);                                                        
-- учёт разных мнений (К).  

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация алгоритмов внетабличного деления.

- Что помогает нам правильно решать примеры? (Алгоритм.)

- Давайте вспомним алгоритмы внетабличного деления. Для этого вам придётся поработать в парах. Возьмите карточку №1. Перед вами два алгоритма. Что вы замечаете? (Шаги алгоритмов перепутаны.)

- Какое задание будете выполнять? (Расставить правильно шаги алгоритма.)

- Вы будете работать в паре. Давайте вспомним правила работы.

Учащиеся работают в парах.

Проверка с фиксацией на доске.

2) Актуализация алгоритма внетабличного деления двузначного числа на однозначное.

Учитель открывает на доске задание  для этапа 2:

62 : 4 =

96 : 6 =

90 : 10 =

90 : 18 =

42 : 6 =

42 : 14 =

- Какие числовые выражения не соответствуют нашей теме? Объясните свой выбор.

- Значение каких числовых выражений можно найти с помощью первого алгоритма?

62 : 4 =

96 : 6 =

  1. Найдите значения данных выражений.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях. Вариант комментирования:

  1. Нужно 62 разделить на 4. Сначала представлю число 62 в виде удобных слагаемых, например 40 и 12. Затем, нужно каждое слагаемое разделить на 4. 40 разделить на 4 будет 10, 12 разделить на 4 будет 3. Затем полученные числа нужно сложить. К 10 прибавить 3 будет 13. Записываю результат.

Далее задание комментируется аналогичным образом.

3) Актуализация алгоритма деления двузначного числа на двузначное.

42 : 14 =

90 : 18 =

  1. Какой алгоритм поможет вам выполнить это задание? (Алгоритм деления двузначного числа на двузначное число.)
  2. Найдите значения данных выражений.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях. Вариант комментирования:

  1. Чтобы 42 разделить на 14, нужно подобрать такое число, которое при умножении на 14 даст 42. Беру число 1. Один умножить на 14 будет 14. Не подходит. Беру число 2. Два умножить на 14 будет 28. Не подходит. Беру число 3. 3 умножить на 14 будет 42. Подходит. Значит, 42 разделить на 12 будет 3. Записываю ответ.

Далее задание комментируется аналогичным образом.

4) Самостоятельная работа 1.

  1. Что вы повторили? (Правила внетабличного деления двузначных чисел.)
  2. Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)
  3. С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу? (Чтобы мы сами посмотрели, допускаем ли мы ошибки или нет.)
  4. Вспомните, как вы работали над ошибками. Что вам помогает в этом? (Алгоритм исправления ошибок.)
  5. На данном уроке вы будете использовать алгоритм исправления ошибок с предыдущих уроков, без изменений.
  6. Возьмите карточку №2.

Время выполнения ≈ 5–6 минут.

  1. Время закончилось. Что вы должны сделать? (Проверить свои работы по образцу.)
  2. Возьмите карточку №3.
  3. Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим «+» рядом с верно выполненным заданием, «?» – если ответ не совпал.)
  4. Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Есть ли у нас затруднения.)
  5. Вы это выяснили? (…)
  6. Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании  1 ( 2)?

Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий (кроме № 3*).

3. Локализация затруднений.

Цель:

организовать пошаговое сопоставление работ по подробному образцу для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):

а) организовать выявление учащимися места затруднения;

б) организовать выявление учащимися причины затруднения;

в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.

УУД:  

-- постановка и формулирование проблемы (П);
-- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-- контроль (Р);  

-- коррекция (Р);  
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Организация учебного процесса на этапе 3:

  1. Проверьте первое задание? Что вы использовали при выполнении первого задания?
  2. В каком месте вы допустили ошибку в первом задании?
  3. В чём причина допущенной ошибки?
  4. Проверьте второе задание? Что вы использовали при выполнении задания?
  5. В каком месте вы допустили ошибку во втором задании?
  6. В чём причина допущенной ошибки?
  7. У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)

4. Коррекция выявленных затруднений.

Цель:

1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;

2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;

3) организовать реализацию согласованного плана действий;

4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;

5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.

УУД:  

-- самоопределение (Л);
-- планирование (П);
-- прогнозирование (П);

-- коррекция (Р);  
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Организация учебного процесса на этапе 4:

  1. Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Мы должны выполнить дополнительные задания.)
  2. Выполните дополнительное задание на карточках.

Учитель раздает учащимся карточки с дополнительным заданием.

  1. Какова же дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? (Мы должны исправить ошибки, используя подробный образец для самопроверки, выполнить задание для выбора.)
  2. Какой инструмент вам поможет при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)
  3. Посмотрите на алгоритм исправления ошибок, есть ли у вас вопросы по работе с ним? (…)
  4. Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)

Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально.

Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:

1) организовать обсуждение типовых затруднений;

2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.

УУД:  

-- использование знаково-символических  средств (П);
-- выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой  и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

Организация учебного процесса на этапе 5:

  1. Посмотрите на результаты выполнения самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (...)
  2. Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.)
  3. Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий. (…)

Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.

Цель:

1) организовать выполнение самостоятельной работы  2, аналогичной первой;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по подробному образцу для самопроверки и фиксацию результатов;

3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.

УУД:    

-- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);      
-- контроль (Р);  

-- коррекция (Р);  

-- оценка (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

Организация учебного процесса на этапе 6:

Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы № 2, которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с подробным образцом для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по подробному образцу.

  1. Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
  2. Как будете проверять вашу работу? (По образцу, результат отметим «+» или «?».)

После самостоятельной работы организуется самопроверка по подробному образцу.

  1. Кто допустил ошибки в самостоятельной работе 2?
  2. В чем их причина?
  3. Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
  4. Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
  5. Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе 2?
  6. Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать умение решать геометрические задачи.

УУД:

-- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

-- использование знаково-символических средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- построение логической цепи рассуждений (П);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

Организация учебного процесса на этапе 7:

  1. Какое слово получилось в дополнительном задании? Что такое геометрия?
  1. Найдите  8 на странице 98.
  2. Решите задачу.

Учащиеся выполняют задание, один ученик – на доске.

-      Какие геометрические фигуры вы знаете? Что такое ломаная?

-      Найдите № 9 на странице 98.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

-      Какие ломаные получились?

8. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1) уточнить алгоритм исправления ошибок;

2) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;

3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

4) оценить собственную деятельность на уроке;

5) согласовать домашнее задание.

УУД:  

-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
-- самооценка на основе критерия успешности (Р);
-- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К);
-- планирование учебного сотрудничества (К).

Организация учебного процесса на этапе 8:

  1. Какова была цель этого урока? (Проверить умение выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное число, деление двузначных чисел на двузначные числа способом подбора.)
  1. Кто смог закрепить свои знания?
  2. Кто нет?
  1. В чем причина ваших ошибок?
  2. Что вам помогло справиться с ошибками? (Алгоритм исправления ошибок, образцы для самопроверки,..)
  3. Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в самостоятельной работе 1, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.

Учащиеся оценивают себя по лестнице успеха. Учитель проводит рефлексию оценивания.

  1. Какие еще трудности остались на конец урока?

Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.



Предварительный просмотр:

     Каждый этап урока в технологии деятельностного метода в зависимости от содержания и способов организации раскрывает определенные возможности для формирования УУД. 

Рассмотрим этапы урока ОНЗ и рефлексии в технологии деятельностного метода.

Таблица №1.

Этапы урока ОНЗ

Цели

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1.Включение учащихся в учебную деятельность, используя девиз.

2.Определение содержательных рамок урока.

-- самоопределение (Л);

-- смыслообразование (Л);
-- целеполагание (Р);
-- планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Актуализация  и  фиксирование  индивидуального  затруднения  в  пробном  действии.

1.Актуализировать вычислительные навыки.

2.Актуализировать знания.

3.Зафиксировать индивидуальное затруднение.

-- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- использование  знаково-символических средств (П);
-- выполнение  пробного учебного действия (Р);
-- фиксирование  индивидуального затруднения  в пробном действии (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);                                                        
-- учёт разных мнений (К).  

Выявление

 места  и  причины  затруднения.

1.Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется затруднение.

2.Согласовать цель и тему урока.

-- подведение под понятие (П);
-- постановка и формулирование проблемы (П);
-- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Построение  проекта  выхода  из  затруднения.

Организовать коммуникативное взаимодействие для определения нового правила.

-- самоопределение (Л);
-- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
-- планирование (П);
-- прогнозирование (П);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Реализация построенного проекта.

Зафиксировать новое знание с помощью алгоритма.

-- смыслообразование (Л);
-- познавательная инициатива (Р);
-- выдвижение  гипотез и их обоснование (П);
-- использование знаково-символических  средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой  и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

Первичное закрепление с

проговариванием во внешней речи.

Зафиксировать во внешней речи алгоритм.

-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- использование  знаково-символических средств (П);

-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К);
-- достижение договорённостей и согласование общего решения (К).

Самостоятельная  работа  с  проверкой  по  эталону.

1.Тренировать способности к самоконтролю и самооценке.

2.Проверить умение выполнять вычислительные операции по алгоритму.

-- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);      
-- контроль (Р);  

-- коррекция (Р);  

-- оценка (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Включение в систему знаний и повторение.

1.Тренировать вычислительные навыки.

2.Закрепить решение текстовых  задач.

-- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
-- использование знаково-символических средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- построение логической цепи рассуждений (П);
-- контроль, коррекция, оценка (Р) ;
-- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
-- постановка вопросов (К);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

Рефлексия учебной деятельности

 (итог урока).

1.Зафиксировать новое содержание.

2.Оценить собственную деятельность на уроке.

3.Зафиксировать неразрешенные затруднения как – направление будущей деятельности.

4.Обсудить домашнее задание.

-- рефлексия способов и условий действия (П);
-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
-- самооценка на основе критерия успешности (Р);
-- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К);
-- планирование учебного сотрудничества (К).

Таблица №2.

Этапы урока

рефлексии

Цели

УУД

Мотивация к коррекционной деятельности.

1) создать мотивацию к коррекционной деятельности на личностно значимом уровне;

2) определить тематические рамки урока;

3) сформулировать основную образовательную цель урока.

-- смыслообразование (Л);
-- целеполагание (Р);
-- планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

1) актуализировать алгоритм действий;

2) зафиксировать повторяемые понятия и правила в речи и в виде алгоритмов;

3) актуализировать соответствующие мыслительные операции;

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;

6) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы 1;

7) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы 1;

8) организовать самопроверку самостоятельной работы по подробному образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).

-- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- использование  знаково-символических средств (П);
-- выполнение  пробного учебного действия (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);                                                        
-- учёт разных мнений (К).  

Локализация затруднений.

Организовать пошаговое сопоставление работ по подробному образцу для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):

а) организовать выявление учащимися места затруднения;

б) организовать выявление учащимися причины затруднения;

в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.

-- постановка и формулирование проблемы (П);
-- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-- контроль (Р);  

-- коррекция (Р);  
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Коррекция выявленных затруднений.

1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;

2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;

3) организовать реализацию согласованного плана действий;

4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;

5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.

-- самоопределение (Л);
-- планирование (П);
-- прогнозирование (П);

-- коррекция (Р);  
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Обобщение затруднений во внешней речи.

1) организовать обсуждение типовых затруднений;

2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.

-- использование знаково-символических  средств (П);
-- выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой  и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.

1) организовать выполнение самостоятельной работы  2, аналогичной первой;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по подробному образцу для самопроверки и фиксацию результатов;

3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.

-- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);      
-- контроль (Р);  

-- коррекция (Р);  

-- оценка (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

Включение в систему знаний и повторение.

Тренировать умение …

-- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

-- использование знаково-символических средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- построение логической цепи рассуждений (П);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

Рефлексия

учебной деятельности

(итог урока).

1) уточнить алгоритм исправления ошибок;

2) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;

3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

4) оценить собственную деятельность на уроке;

5) согласовать домашнее задание.

-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
-- самооценка на основе критерия успешности (Р);
-- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К);
-- планирование учебного сотрудничества (К).

        

Сравнительный анализ

результатов учебной деятельности по математике

учащихся 2 класса (2010\11 уч.год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия-формирование и развитие на уроке.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего поте...

Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроках музыки

Содержание:1 Понятие УУД - разъяснение2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования;3 Связь УУД с содержанием учебных предметов;4 Формирование и развитие УУД на урока...

Выступление на ММО учителей начальных классов "Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке."

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения,  в связи с этим возникла необходимость  пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.К...

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ

laquo;УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕИ РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»...

Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,

Материал- из опыты пработы. Это моя  программа воспитательной работы - (концепция воспитания)  «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...