Главные вкладки

    Статья по теме:
    Проект "Будь здоровым, крепким, сильным"

    Свиридова Татьяна Викторовна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл innovacionnyy_proekt_bud_zdorovym.rar42.32 КБ
    Файл prezentaciya_innovacionnogo_proekta.rar36.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»

    Инновационный проект

    "Будь здоровым, крепким, сильным"

                           « Здоровье (по определению Всемирной организации

                                   здравоохранения) – это состояние полного

                                  физического, психического и социального благополучия,

                           а не просто отсутствие болезней или  физических

                                   дефектов».

    Актуальность выбранной темы

    Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и необходимо.

    Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становиться национальной. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.

    Забота о здоровье школьников – это и контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, и ранняя диагностика, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных факторов учебно-воспитательного процесса, скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении.

    Здоровый ученик  с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками, учителями. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.

    Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учебе. Негативные последствия этого, как для него самого, так и  для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии ученика.

    Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей, поэтому важно эту среду сделать естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды  в оздоровительную.

    Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?

    Известно, что школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в это время

    человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Несмотря на имеющиеся у детей школьного возраста представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему оставалось достаточно пассивным. Проведенный мной анализ состояния здоровья детей за прошедшие 4 года (результаты ежегодных медицинских осмотров) показал, что, несмотря на использование элементов здоровьесбережения в работе, состояние здоровья детей ухудшалось с каждым годом.

    Диаграмма 1

    После проведённых индивидуальных бесед с детьми высветилась еще одна проблема - недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни.

    Проблемы:        

    ухудшение здоровья детей;

    недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни.

    Для разрешения этих проблем, опираясь на литературу по вопросам здоровьесбережения школьников и свой личный  опыт, исходя из материальных условий нашей школы, оснащения медицинского кабинета и возможностей социума, опыт в этой области лучших учителей-коллег и учителей-новаторов, я разработала комплексный инновационный проект “Будь здоровым, крепким, сильным»,

    Этот проект ярко отражает модель общения с учащимися, коллегами, родителями. Он ведёт к вовлечению родителей в образовательный процесс школы, способствуют взаимодействию педагога и родителей в процессе воспитания, обучения и всестороннего развития ребёнка.

    Проект: “Будь здоровым, крепким, сильным!”.

    Основная цель проекта – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование представлений у детей школьного возраста о здоровом образе жизни и понимания ими ответственности перед обществом за сохранение своего здоровья.

    Задачи проекта:

    1. Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:

    • обучать жизненно важным умениям и навыкам;

    • развивать двигательные качества;

    • обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта.

    2. Обеспечение оптимального двигательного режима школьников как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

    3. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность.

    4. Систематически проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в рамках класса и школы.

    5. Разработка и внедрение образовательного курса «Расти здоровым» для учащихся.

    6. Систематически проводить консультации для родителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Достичь тесного сотрудничества учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путем:

    • проведения совместных мероприятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;

    • проведение тематических  родительских собраний:  «Если хочешь быть здоров…», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и т.п.;        

    • проведения системы занятий для родителей по вопросам здоровья детей, формирования здорового образа жизни, соблюдения оптимального двигательного режима;

    • установления тесного контакта в работе между сотрудниками медицинского кабинета школы и родителями учеников;

    • приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования.

    Сроки реализации проекта:

    2008 – 2012 гг.

    Предполагаемый результат:

    Снижение заболеваемости школьников острыми респираторными заболеваниями;

    Снижение числа рецидивов хронических заболеваний;

    Повышение уровня физической подготовки учащихся;

    Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (не только детей, но и родителей).

    Направления работы:

    1. Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников:

    Соблюдение физических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (освещение, мебель, воздушно-тепловой режим и др.);

    Составление расписания согласно физиолого-гигиеническим требованиям;

    Соблюдение режима школьных занятий;

    Построение уроков с учетом работоспособности детей;

    Создание благоприятного эмоционального настроя;

    Личностно-ориентированный подход в обучении;

    Обеспечение оптимального двигательного режима.

    2. Организация и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий.

    Среди других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.

    Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Физические упражнения оказывают системное оздоровительное воздействие на организм в сочетании с избирательностью влияния в каждом конкретном случае.

    Структура комплекса оздоровительных физкультурных мероприятий:

    3. Образовательный курс «Расти здоровым».

    Основная идея: формирование навыков здорового образа жизни.

    Ожидаемый результат:

    1) расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области здорового образа жизни, экологии, ОБЖ;

    2) повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

    Способы достижения:

    1) проведение профилактических бесед и уроков здоровья;

    2) проведение экскурсий, ролевых игр, практикумов.

    1 класс

    Месяц

    Темы занятий

    Сентябрь

    Твое здоровье – что это?

    Можно ли самому «творить здоровье»? (беседа)

    Октябрь.

    Твой новый режим дня (практикум).

    Ноябрь

    Настроение в школе. Как настроить себя на урок.

    Декабрь

    Настроение после школы.

    Январь

    Поведение в школе. Я – ученик (ролевая игра).

    Февраль

    Сменная обувь – зачем она?

    Март

    Как сделать сон полезным.

    Сон - лучшее лекарство.

    Апрель

    Вредные привычки (рассказ медицинского работника).

    Май

    Уход за руками и ногами.

    «Рабочие инструменты» человека

    2 класс

    Месяц

    Темы занятий

    Сентябрь

    Твое здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение.

    Октябрь

    Одевайся по погоде.

    Ноябрь

    Здоровье и питание (посещение школьной столовой).

    Декабрь

    Движение – путь к совершенству (игры дома, в школе, на улице) (спортивные соревнования).

    Январь

    Инфекция и ее предупреждение.

    Февраль

    Сколько времени можно проводить у телевизора в день.

    Март

    Дружи с водой (практикум).

    Апрель

    «Тихий вечер». Как организовать вечер в семье.

    Май

    Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор (экскурсия).

    3 класс

    Месяц

    Темы занятий

    Сентябрь

    Ты – третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своем здоровье?

    Октябрь

    Как воздух влияет на здоровье.

    Ноябрь

    Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс? (практикум)

    Декабрь

    Чистота в твоем доме, на твоем рабочем месте. Чистота и здоровье.

    Январь

    Домашний и школьный ботанический сад.

    Февраль

    Домашний зоопарк (экскурсия).

    Март

    Почему нельзя пить воду сразу из-под крана (беседа).

    Апрель

    Здоровье и цветущие растения.

    Май

    Сохраним природу – сохраним здоровье (поход).

    4 класс

    Месяц

    Темы занятий

    Сентябрь

    Следишь ли ты за своей осанкой. Как сидеть красиво при большой нагрузке и ходить (беседа).

    Октябрь

    Хорошее настроение и здоровье. Улыбка – залог успеха и здоровья.

    Ноябрь

    Цвет и настроение.

    Декабрь

    Народные праздники, их традиции и здоровье.

    Январь

    Что готовили наши прабабушки (знакомство с лучшими рецептами).

    Февраль

    Аптека на подоконнике (викторина).

    Март

    Витамины рядом с нами (растения, корни растений, используемые в пищу).

    Апрель

    Почему нельзя ходить без зонта в дождь? Как загорать?

    Май

    Как подготовить себя к обучению в 5 классе.

    4. Работа с родителями

    Система занятий для родителей «Как сохранить здоровье детей».

    Тематические родительские собрания «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Если хочешь быть здоров» и т.п. в форме круглого стола, семинара, диспута.

    Проведение совместных оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов, соревнований.

    Установление тесного контакта родителей с медицинским работником школы.

    Приглашение родителей на уроки физкультуры.

    1. Система занятий для родителей «Как сохранить здоровье детей».

    Обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения их родителей. Поэтому я разработала систему занятий для родителей, которая перекликается с занятиями для детей курса «Расти здоровым». В результате родители узнают, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др.

    Для проведения занятий использую разные виды работы: беседа, круглый стол, ролевая игра, дискуссия, практикум, лекция.

    2008-2009 гг. (1 класс)

    Месяц

    Темы занятий.

    Сентябрь

    Что такое «валеология»? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху.

    Октябрь

    Ребенок пошел в школу.

    Режим дня школьника.

    Ноябрь

    С каким настроением ребенок идет в школу. Мотивация учения.

    Декабрь

    Как регулировать настроение ребенка после школы.

    Январь 

    Здоровье общества, родителя. Ребенка. Как относиться к ребенку – школьнику.

    Февраль

    Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье.

    Март

    Как организовать сон первоклассника. Нужен ли дневной сон?

    Апрель

    Курение и здоровье. Экология и курение в наше время.

    Май

    Экологическая проблема сегодняшнего дня – мыть руки как можно чаще.

    2009-2010 гг. (2 класс)

    Месяц

    Темы занятий.

    Сентябрь

    Здоровый ребенок – ребенок со здоровой психикой.

    Октябрь

    Времена года – одежда – здоровье ребенка. Занятия на воздухе и отношение к ним родителей.

    Ноябрь

    Осознанный подход к питанию. Экология и питание.

    Декабрь

    Как улучшить показатели двигательной функции. Лыжи и семья.

    Январь 

    Предупреждение инфекционных заболеваний.

    Февраль

    Телевизор и дети. Психические расстройства и ТВ.

    Март

    Вода и здоровье. Закаливание.

    Апрель

    Вечер в семье. «Строгие и грубые родители» - как это отражается на здоровье детей.

    Май

    Отдых на природе. Кого и кто должен воспитывать во время «пикника».

    2010-2011 гг. (3 класс)

    Месяц

    Темы занятий.

    Сентябрь

    Как помочь ребенку адаптироваться к школе после лета. Гимнастика для глаз.

    Октябрь

    Экологические проблемы воздуха, которым мы дышим. Что можно сделать?

    Ноябрь

    Экология жилища. Здоровье и наша квартира.

    Декабрь

    Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье. Пыль и дети.

    Январь

    Цветы в нашем доме. 

    Февраль

    Животные дома и их влияние на настроение и воспитание ребенка.

    Март

    Экологические проблемы воды в городе. Обеззараживание воды.

    Апрель

    Аллергия и цветущие растения. Как себя вести.

    Май

    Охрана природы – залог здоровья.

    2011-2012 гг. (4 класс)

    Месяц

    Темы занятий.

     Сентябрь

    Режим дня в условиях повышения нагрузки. Особенности возраста.

    Октябрь

    Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье.

    Ноябрь

    Цветотерапия: одежда, цвет обоев и мебели, ковров.

    Декабрь

    Русские традиции и обычаи на зимних праздниках (Новый год, Рождество, Святки).

    Январь 

    Блюда русской кухни – залог здоровья.

    Февраль

    Какие комнатные растения используются для лечения (обмен рецептами).

    Март

    Рецепты наших предков составлялись из того, что рядом росло.

    Апрель

    Дождь, загар, озоновый слой и наше здоровье.

    Май

    Ребенок идет в 5 класс. Психологическая подготовка детей и родителей к школе 2 ступени.

    5. Контроль, диагностика результатов.

    Анализ и комплексная проверка в конце первого года существования проекта показали, что с его введением в классе снизилась заболеваемость учащихся и имеется положительная динамика в состоянии их здоровья (диаграмма 2).

    Диаграмма 2

    На диаграмме видно, что количество детей 1 группы здоровья увеличилось, а 2 группы – уменьшилось.

    Также мной была проведена диагностика отношения детей к здоровому образу жизни. Из диаграммы 3 видно, что к концу года у детей отмечается более высокий уровень знаний и умений в области  соблюдения здорового образа жизни.

             

    Диагностика отношения детей к ЗОЖ.

    Диаграмма 3.

    С родителями проводилось анкетирование, которое показало их заинтересованность в приобщении к здоровому образу жизни. Совместная оздоровительная деятельность родителей с ребёнком возросла и имеет достаточно высокие результаты

    Диаграмма 4.

    Результатом реализации проекта на 1 этапе стало: 

    снизилась заболеваемость школьников;

    повысился уровень физической подготовленности учащихся;

    у детей начали формироваться элементарные представления о здоровом образе жизни.

    анкетирование родителей показало, что существенно изменилась структура совместной оздоровительной деятельности ребёнка и взрослого;

    родители стали охотно принимать участие в спортивных мероприятиях класса и школы;

    Данный проект позволяет актуализировать знания и представления ребёнка о здоровом образе жизни, об охране здоровья, воспитывает любовь к спорту, способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

    Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.

    Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе

    учебного процесса:

    внеклассной и внеурочной работы:

    на уроках физкультуры:


    1) комплексы специальной гимнастики;

    2) дыхательная гимнастика;

    3) подвижные игры.

    вне уроков физкультуры:


    1) физкультурная пауза:

    локальная гимнастика для различных частей тела (пальцев, шеи и др.)

    дыхательная гимнастика;

    2) гимнастика до занятий;

    3) подвижные перемены.

    В спецмедгруппах:


    Работа по профилактике:

    1) простудных заболеваний;

    2) нарушений осанки.

    В кружках и секциях:


    1) занятия в спортивных секциях;

    2) проведение недель здоровья;

    3) спортивные праздники;

    4) соревнования по различным видам спорта.

    «Будь здоровым, крепким, сильным»

    Оздоровительные физкультурные мероприятия

    Создание условий для сохранения и укрепления здоровья

    Курс «Расти здоровым»

    Работа с родителями

    Контроль, диагностика результатов

            -  -



    Подписи к слайдам:

    Инновационный проект учителя начальных классов МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»Свиридовой Татьяны Викторовны
    «Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
    1. Ухудшение здоровья детей.
    2. Недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни.
    Проблемы:
    Проект «Будь здоровым, крепким, сильным».
    Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование представлений у детей школьного возраста о здоровом образе жизни и понимания ими ответственности перед обществом за сохранение своего здоровья.
    1. Сформировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни.
    Задачи:
    2. Обеспечить оптимальный двигательный режим школьников как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
    3. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность.
    4. Систематически проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в рамках класса и школы.
    5. Разработать и внедрить образовательный курс «Расти здоровым» для учащихся.
    6. Систематически проводить консультации для родителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей.
    Сроки реализации проекта:2008 – 2012 гг.
    Предполагаемый результат:Снижение заболеваемости школьников острыми респираторными заболеваниями;Снижение числа рецидивов хронических заболеваний;Повышение уровня физической подготовки учащихся;Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (не только детей, но и родителей).
    Направления работы:
    «Будь здоровым, крепким, сильным»
    Создание условий для сохранения и укрепления здоровья
    Оздоровительные физкультурные мероприятия
    Курс «Расти здоровым»
    Работа с родителями
    Контроль и диагностика результатов
    Соблюдение физических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (освещение, мебель, воздушно-тепловой режим); Составление расписания согласно физиолого-гигиеническим требованиям; Соблюдение режима школьных занятий; Построение уроков с учетом работоспособности детей; Создание благоприятного эмоционального настроя; Личностно-ориентированный подход в обучении; Обеспечение оптимального двигательного режима.
    1. Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников:
    2. Организация и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий.
    Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе
    учебного процесса
    внеклассной и внеурочной работы
    на уроках физкультуры:1. Комплексы специальной гимнастики;2. Дыхательная гимнастика;3. Подвижные игры.
    вне уроковфизкультуры:1. Физкультурная пауза:локальная гимнастика дляразличныхчастей тела;дыхательная гимнастика.;2. Гимнастика дозанятий;3. Подвижныеперемены.
    в спецмедгруппах:Работа по профилактике:1. простудных заболеваний;2. нарушенийосанки.
    В кружках и секциях:1. Занятия в спортивных секциях;2. Проведение недель здоровья;3. Спортивные праздники;4. Соревнования по различным видам спорта.
    3. Образовательный курс «Расти здоровым».Основная идея: формирование навыков здорового образа жизни.Ожидаемый результат:1) расширение и углубление теоретических знаний учащихся в области здорового образа жизни, экологии, ОБЖ;2) повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.Способы достижения:1) проведение профилактических бесед и уроков здоровья;2) проведение экскурсий, ролевых игр, практикумов, викторин.
    4. Работа с родителями: Разработка и проведение системы занятий для родителей «Как сохранить здоровье ребенка»; Проведение тематических родительских собраний; Проведение совместных оздоровительных мероприятий, соревнований по различным видам спорта, экскурсий и походов. Установление тесного контакта родителей с медицинским работником школы; Приглашение родителей на уроки физкультуры.
    5. Контроль и диагностика результатов.
    Диагностика состояния здоровья детей
    Диагностика отношения детей к ЗОЖ
    Диагностика совместной оздоровительной деятельности родителей с ребенком
    Результат реализации проекта на 1 этапе:
    снизилась заболеваемость школьников;
    у детей начали формироваться элементарные представления о здоровом образе жизни;
    анкетирование родителей показало, что существенно изменилась структура совместной оздоровительной деятельности ребёнка и взрослого;
    родители стали охотно принимать участие в спортивных мероприятиях класса и школы.
    повысился уровень физической подготовки учащихся;
    Инновационный проект«Будь здоровым, крепким, сильным» учителя начальных классов МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №2»Свиридовой Татьяны Викторовны

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

    Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"...

    Программа "Растём здоровыми и сильными", 3-4 класс

    Программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Растём здоровыми и сильными" рассчитана на два года обучения, 3-4 классы....

    рабочая программа внеурочного курса "Быть здоровым и сильным" 3 класс

    рабочая программа внеурочного курса "Быть здоровым и сильным"...

    «Как стать здоровым и сильным»

    Классный час о том, как вести здоровый образ жизни и закаляться....

    Урок по теме: «Растем здоровыми и сильными»

    Тема занятия: «Здоровая пища для всей семьи»Цели:1)    формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, об организме человека;2)    подвести обучающих...

    Спортивный праздник - состязание, посвященный Дню Здоровья: «Ловкие, сильные, смелые»

    Одна из главных задач учителей и воспитателей как можно раньше приобщать детей к здоровому образу жизни. Спортивный праздник я организовала для детей 1-го класса. Это не просто спортивные состязания, ...