Программа "Растём здоровыми и сильными", 3-4 класс
календарно-тематическое планирование по зож (4 класс) на тему

Локтина Любовь Васильевна

Программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Растём здоровыми и сильными" рассчитана на два года обучения, 3-4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass.docx75.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №9»

г. Белгорода

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Лицей №9»

_______________ Петренко Е.Г.

№ _____ от «___» __________ 2014  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса  «Растём здоровыми и сильными»

1-2 год обучения

3-4 класс

Учитель начальных классов

высшей категории

Локтина Любовь Васильевна

Белгород

Образовательная программа: «Растём здоровыми и сильными», спортивно- оздоровительного направления, рассчитана на два года, составлена на основе авторской программы  Н.Я.Дмитриевой, К.А.Семеновой (Программы внеурочной деятельности, Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2012 г.),  ориентирована на обозначенные  новыми стандартами начального общего образования направления  воспитательной работы в школе.

 

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от «____» _____________ 2014 г., протокол № ______

Председатель _______________              _____________________________

                                подпись                                                                                 Ф.И.О.

 «Растем здоровыми и сильными»

(3-4 классы)

Н.Я.Дмитриева, К.А.Семенова

Пояснительная записка

Образовательная программа «Растём здоровыми и сильными», спортивно- оздоровительного направления, рассчитана на два года, составлена на основе авторской программы  Н.Я.Дмитриевой, К.А.Семеновой (Программы внеурочной деятельности, Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2012 г.),  ориентирована на обозначенные  новыми стандартами начального общего образования направления  воспитательной работы в школе.

      Здоровье – важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с  тем  уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живет. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня?

       По мнению ученых, среди факторов, обусловливающих здоровье, 20-25% всех воздействий приходится на долю экологических условий, 20% составляют наследственные факторы, 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором (его влияние составляет до50-55%) является образ жизни человека. (Данные академика РАМН Ю.П.Лисицина). Поэтому так необходимо уже с детских лет сформировать у ребенка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье и его сохранении.

       Решающую роль в этом может сыграть школа. Именно от подхода школы и педагогов к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей зависит формирование у учащихся целостного представления о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного. Сегодня в школе значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям .

       Стало очевидным, что здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современно жизни.

       Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности имеет множество аспектов и призвано повлиять на сложившуюся ситуацию. В предлагаемой программе курса «Растем здоровыми и сильными» сделана попытка сформировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить рамки учебных курсов «Окружающий  мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека.

Задачи курса:

  • Формировать представления об основных факторах и «законах" здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;
  • Подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;
  • Воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни;
  • Формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.

         Курс «Растем здоровыми и сильными», рассчитанный на два года – 3 и 4 классы, может реализовываться в любой группе учащихся и не требует от них специальной  предварительной подготовки.

         Представленная программа курса «Растем здоровыми и счастливыми» для учащихся 3 классов включает два раздела: «В гармонии с окружающим миром» и «Законы здоровья». В процессе изучения первого раздела дети  расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации (разумеется на доступном для данного возраста уровне),  учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем – своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни.

        По возможности в завершении данного раздела можно организовать поход одного дня (поход выходного дня). Цель и длительность похода определяются исходя из особенностей региона, погодных условий, состава группы. К походу следует готовиться вместе со школьниками, ставя целью развить и укрепить на практике полученные знания. Если нет возможности идти в настоящий поход, можно провести занятия как игру, обеспечив учащихся необходимым инвентарем.

        Содержание второго раздела («Законы здоровья») нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На внеклассных занятиях учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное – практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.

        Предлагаемый курс  выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня  подкрепляется практическими заданиями, повышающими самоорганизацию школьников. Дети в этом возрасте уже должны в соответствии с правилами дорожного движения переходить  дорогу, знать как вести себя с незнакомыми людьми, уметь ориентироваться в разных, порой непростых ситуациях. Выполнение домашних заданий бывает связано с использованием современных технических средств, в первую очередь компьютера, что требует знания и соблюдения определенных санитарно-гигиенических требований.

               В целом же изучение курса «Растем здоровыми и сильными» в интересной и занимательной  форме позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье,  научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.

Резервные занятия распределены следующим образом: 1 час добавлен в тему «Поход», 3 часа распределены в тему «Спортивные эстафеты»

Содержание курса

3 класс

В гармонии с окружающим миром (34 часа)

Природа, как твое здоровье? Что такое экология.  Что такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе.  Роль экологии в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных. «Хорошая» и «плохая» экология.

Мой любимый школьный двор. Экскурсия на пришкольной территории. Наблюдение за растительным и животным миром. Оценка экологического состояния пришкольного участка. Что мы можем сделать для нашего двора (уборка пришкольной территории, изготовление скворечников, посадка деревьев).

Наша среда обитания. Город, село, деревня. Прогресс  и переселение в города. Что такое мегаполис? Современный город: преимущества и опасности. Ориентирование в городе: что делать, если ты заблудился? Карта города и план населённого пункта. Основы безопасности жизнедеятельности в городе. Как вести себя в чрезвычайной ситуации.

В городских джунглях. Выбираем безопасный маршрут. Предполагается осмотр окрестностей школы и выбор потенциально опасных мест и безопасного маршрута до дома. Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Наблюдение за дорожным движением возле школы. Экскурсия в центр города (если школа городская) или в город (для школьников села, посёлка и т.д.)ю

Школа светофорных наук. Причины дорожно-транспортного травматизма детей. «Дирижёр» уличного движения. Правила перехода перекрёстка. Нерегулируемый перекрёсток. Правила дорожного движения. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Велосипед на улицах города.

Я пешеход и пассажир. Применение пройденного на практике. Наблюдение за дорожным движением города или села.

Если стихия разбушевалась. Что такое природные катаклизмы (наиболее характерные для данной местности погодные условия).  Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Землетрясение. Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на расстоянии. Игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.

Мой дом – моя крепость. Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома. Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов. Газовая плита и колонка. Что делать, если… (в доме пахнет газом; начался пожар; прорвало трубу и т.д.). Вызов экстренных оперативных служб.

Перед экраном телевизора. Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья. «Хорошие» и «плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шум от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости.

Компьютер – не игрушка. Компьютер – великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать». Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических вычислений; для создания базы данных; управления всевозможными устройствами). Первые ЭВМ и современные компьютеры. Компьютер в офисе и дома. Возможности, которые дают компьютер и Интернет.

Правила безопасной работы на компьютере: зрение, поза, расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости.

Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и мошенники.

Наши домашние любимцы. Животные в доме – это радость, но и большая ответственность. Уход за питомцем. Гигиена домашних животных. Ветеринар. Заболевания, переносчиками которых могут стать животные.

Растения и человек. Комнатные растения. Значения растений в вашем доме. Путешествие с комнатными растениями. Уход за растениями. Полезные и опасные растения.

Лекарственные растения: дикорастущие и культурные. Что такое биологически активные вещества. Знакомство с лекарственными растениями и их применением.

Редкие и охраняемые растения вокруг нас.

Растения, которые мы едим. Овощи, фрукты. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды!

Осторожно: ядовитые растения. Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине.

Каким воздухом мы дышим. Что происходит с нашей атмосферой. Что мы можем сделать для сохранения воздуха. Леса - лёгкие нашей планеты. Сохранить живые насаждения.

Погода, климат и здоровье человека. Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; создание метеорологической  мини-площадки; ведение журнала наблюдений).

 Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация.

Что будет, если мы не будем беречь природу? Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга.

Подготовка к походу. Разработка маршрута. Список покупок. Что брать с собой в поход: продуктовый и неприкосновенный запас; аварийный комплект и аптечка; план местности. Как вязать узлы и упаковывать вещи. Палатка и спальный мешок. Правила безопасности в походе.

Спортивные эстафеты. Участие в спортивных эстафетах. Командные игры и конкурсы на свежем воздухе.

4 класс

 Законы здоровья(34 часа)

        Бесценный дар природы. Что такое здоровье?  Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять своё здоровье, заботиться о нём, умение оказывать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.

Факторы, которые влияют на здоровье:

         Мой любимый школьный двор. Экскурсия на пришкольной территории. Наблюдение за растительным и животным миром. Оценка экологического состояния пришкольного участка. Что мы можем сделать для нашего двора (уборка пришкольной территории, изготовление скворечников, посадка деревьев).

         Наша среда обитания. Город, село, деревня. Прогресс  и переселение в города. Что такое мегаполис? Современный город: преимущества и опасности. Ориентирование в городе: что делать, если ты заблудился? Карта города и план населённого пункта. Основы безопасности жизнедеятельности в городе. Как вести себя в чрезвычайной ситуации.

         В городских джунглях. Выбираем безопасный маршрут. Предполагается осмотр окрестностей школы и выбор потенциально опасных мест и безопасного маршрута до дома. Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Наблюдение за дорожным движением возле школы. Экскурсия в центр города (если школа городская) или в город (для школьников села, посёлка и т.д.)ю

         Школа светофорных наук. Причины дорожно-транспортного травматизма детей. «Дирижёр» уличного движения. Правила перехода перекрёстка. Нерегулируемый перекрёсток. Правила дорожного движения. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Велосипед на улицах города.

        Я пешеход и пассажир. Применение пройденного на практике. Наблюдение за дорожным движением города или села.

        Если стихия разбушевалась. Что такое природные катаклизмы (наиболее характерные для данной местности погодные условия).  Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Землетрясение. Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на расстоянии. Игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.

       Мой дом – моя крепость. Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома. Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов. Газовая плита и колонка. Что делать, если… (в доме пахнет газом; начался пожар; прорвало трубу и т.д.). Вызов экстренных оперативных служб.

       Перед экраном телевизора. Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья. «Хорошие» и «плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шум от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости.

       Компьютер – не игрушка. Компьютер – великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать». Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических вычислений; для создания базы данных; управления всевозможными устройствами). Первые ЭВМ и современные компьютеры. Компьютер в офисе и дома. Возможности, которые дают компьютер и Интернет. Правила безопасной работы на компьютере: зрение, поза, расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости.

Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и мошенники.

        Наши домашние любимцы. Животные в доме – это радость, но и большая ответственность. Уход за питомцем. Гигиена домашних животных. Ветеринар. Заболевания, переносчиками которых могут стать животные.

        Растения и человек. Комнатные растения. Значения растений в вашем доме. Путешествие с комнатными растениями. Уход за растениями. Полезные и опасные растения.  Лекарственные растения: дикорастущие и культурные. Что такое биологически активные вещества. Знакомство с лекарственными растениями и их применением.

Редкие и охраняемые растения вокруг нас.Растения, которые мы едим. Овощи, фрукты. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды!

        Осторожно: ядовитые растения. Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине.

        Каким воздухом мы дышим. Что происходит с нашей атмосферой. Что мы можем сделать для сохранения воздуха. Леса - лёгкие нашей планеты. Сохранить живые насаждения.

        Погода, климат и здоровье человека. Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; создание метеорологической  мини-площадки; ведение журнала наблюдений).

 Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация.

        Что будет, если мы не будем беречь природу? Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга.

        Подготовка к походу. Разработка маршрута. Список покупок. Что брать с собой в поход: продуктовый и неприкосновенный запас; аварийный комплект и аптечка; план местности. Как вязать узлы и упаковывать вещи. Палатка и спальный мешок. Правила безопасности в походе.

        Спортивные эстафеты. Участие в спортивных эстафетах. Командные игры и конкурсы на свежем воздухе.

Тематическое планирование

3 класс 34 часа

№ темы п/п

Ко-во часов

Название темы

Возможные виды деятельности

Разделы пособия «уроки здоровья»/ дополнительная литература (курсив)

1

1

Природа, как твоё здоровье?

Беседа «Что такое экология», викторина

Смирнова Т.В. Живые картинки (гл. 1); детские энциклопедии; использование детских журналов экологической тематики

2

3

Мой любимый школьный двор

Экскурсия, «субботник». Круглый стол «Позаботимся о природе сами»

Детские журналы экологической и декоративно-прикладной тематики

3

1

Наша среда обитания

Обсуждение темы «Город, село как среда обитания»

Урок 16;

Плесовских М.Н.

Мы – пешеходы,

мы – пассажиры

4

1

В городских джунглях

Экскурсия, обсуждение, нанесение собственного маршрута на карту местности

5

2

Школа светофорных наук

Беседа, викторина «Правила движения достойны уважения». Урок-конференция

6

1

Я пешеход и пассажир

Экскурсия, обсуждение, конкурс рисунков

7

3

Если стихия разбушевалась

Беседа, доклады детей, игра-моделирование «Если стихия разбушевалась»

Урок 7; Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь

8

1

Мой дом – моя крепость

Интервью у родителей; игры во дворе («Любимый мой дворик»)

Урок 7; Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь

9

1

Перед экраном телевизора

Беседа; презентация любимой передачи

Урок 22

10

2

Компьютер  - не игрушка

Беседа, работа в кабинете информатики; разработка комплекса упражнений для тех, кто работает за компьютером

Урок 23

11

3

Наши домашние любимцы

Обсуждение, урок-конференция; стенгазета «Наши домашние любимцы»

Урок 24

12

3

Растения и человек

Беседа, работа в группах: сбор сведений о лекарственных, комнатных, съедобных растениях

«О лекарствах в твоей тарелке» (с. 169-171); желательно использовать гербарии и прочие наглядные материалы

13

1

Осторожно: ядовитые растения

Беседа, работа в паре с гербарным материалом, зарисовка ядовитых растений с выделением характерных признаков

Использование гербария, материалов журналов на данную тему

14

1

Каким воздухом мы дышим

Командная игра «Вопросы Морекузыча»

Урок 9 Смирнова Т.В. Живые картинки (с. 138-141)

15

2

Погода, климат и здоровье человека

Лабораторная работа, обсуждение результатов наблюдений, исследовательская деятельность по плану педагога

Использование детских журналов экологической тематики

16

1

Что будет, если мы не будем беречь природу?

Круглый стол «SOS»

Смирнова Т.В.

Живые картинки (глава 8)

17

4

Подготовка к походу. Поход

Занятие – игра «Собираемся в поход»; групповой выезд на природу  (цель и длительность похода определяются исходя из особенностей региона, погодных условий, состава группы); оформление стенгазеты «путевой журнал»

Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь

18

3

Спортивная эстафета

Спортивные игры на свежем воздухе.

Тематическое планирование

4 класс 34 часа

№ темы п/п

Ко-во часов

Название темы

Возможные виды деятельности

Разделы пособия «уроки здоровья»/ дополнительная литература (курсив)

1

2

Бесценный дар природы. Что такое здоровье?

Пропедевтическая беседа по материалам курса. Коллективное творческое дело (создание словаря пословиц, поговорок,

изречений о здоровье

и возможностях  человека).

Введение

2

1

Знаешь ли ты себя?

Беседа; упражнения

для укрепления памяти,

внимания, мышления;

задания на определение типа темперамента и т.д.

Урок 14

3

4

Красивое и сильное

тело.

Беседа, работа в группе: формулировка правил сохранения хорошей осанки, разработка комплекса упражнений, формирующих осанку; укрепление и тренировка мышц; подвижные игры

Уроки 11, 18;

Шаулин В.Н. Физическая культура. 1–4 класс: учебник (§ 4 «Как заниматься физкультурой», § 5 «Как устроен

человек», § 7 Самоконтроль»;

§ 9 Общеразвивающие упражнения»)

4

2

Режим дня. Зачем школьникам режим?

Обсуждение «Учение + увлечение»; работа в группе: составление индивидуальной

тетради-памятки «Мой распорядок дня» (с учетом выявленных особенностей и интересов каждого)

Урок 1

5

2

Доброе утро!

Спокойной ночи!

Подбор комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом индивидуальных

потребностей (и правил ее выполнения); подвижные игры; творческое задание:

сочинение песенки

о трудолюбии или об отдыхе

Урок 2;

Шаулин В.Н.Физическая

культура. 1–4класс: учебник (приложение

«Я тренируюсь»)

6

1

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

Беседа, КТД: конкурс

плакатов на тему занятия

Урок 25

7

1

…и зубной

порошок!

По возможности беседа

с приглашенным врачом-

стоматологом; обсуждение правил гигиены

8

1

Кожа - зеркало

здоровья

Исследование своего

организма, подвижные игры; лабораторная работа. Игры по выбору

Урок 26

9

1

Дышим полной грудью

Беседа, подвижные игры,

дыхательные упражнения;

измерение объема легких

Урок 9

10

3

Какой должна

быть наша пища

Доклады детей о здоровом питании, экскурсия в школьную столовую

Уроки 3, 4, 5, 6

11

1

По ту сторону

микроскопа

Беседа, лабораторная работа

Урок 8;

Смирнова Т.В.

Живые картинки

(глава 7)

12

1

Берегите сердце

Беседа; измерение пульса, исследование изменения пульса; рассматривание

капли крови через микроскоп; подвижные игры

Урок 19

13

1

Наши незаменимые

помощники

Беседа, разработка

упражнений для тренировки глазных мышц

Урок 12

14

3

Чище, краше, лучше!

Спартакиада. Викторина

(история открытий в медицине). Юморина

Урок 16

Шаулин В.Н.Физическая

культура. 1–4 класс: учебник (§18 «Игры»)

15

1

Держи голову в холоде... а ноги в тепле

Беседа, работа в группе:

измерение температуры тела, приготовление компресса и т.д.

Уроки 7, 8

16

1

Наш защитник

иммунитет

Беседа, экскурсия

в медицинский кабинет

Уроки 8, 17

17

1

Айболит спешит

на помощь

Беседа, работа в группе:

Имитационно-игровые ситуации. Измерение давления

Урок 20

18

2

Вот, ребята,

йод и вата

Викторина: проверка знаний о заболеваниях и травмах; отработка навыков оказания

первой помощи

Урок 20;

Шаулин В.Н.Физическая культура. 1–4 класс:

Учебник  (§ 6 Правила

оказания первой помощи»)

19

2

Силачи и Геркулесы.

Занятие - обобщение

Сообщения учащихся об

Олимпийских играх; задания на самопроверку; КТД:

наша копилка интересных

фактов. Спортивный

праздник

Урок 21; «Полезные странички» (с. 160–168). Обобщение пройденного материала (раздел

«В копилку интересных фактов» из пройденных

уроков пособия)

20

3

Спортивная эстафета

Спортивные игры на свежем воздухе.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;

- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение  к красоте родной природы;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;

- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;

- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;

- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.

Метапредметные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;

- принимать и сохранять познавательные задачи, в т.ч. практические;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;

- осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;

- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;

- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

- адекватно использовать коммуникативные , прежде всего речевые, средства для решения различных  коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;

- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;

-  контролировать свои действия в коллективной работе;

- соблюдать правила взаимодействия с игроками;

- во время подвижных игр учитывать реакцию партнера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой  или игровой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:  

- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;

- осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;

- проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- характеризовать роль и значение  режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

- учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать  деятельность, несмотря на различия во мнениях;

- точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.

Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению курса

Учебные и методические пособия:

  1. Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классах. – Самара: Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2007. - 176 с.
  2. Смирнова Т.В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2005. – 144 с.
  3. Смирнова Т.В. удивительные приключения  Ани в стране Ознобышей: книга для чтения. – Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2003. - 40 с.
  4. Шаулин В.Н. и др. Физическая культура: учебник (1-4 классы). – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 176 с.
  5. Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь для 4 класса: компетентностно-ориентированные задания. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 96 с.
  6.  Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 160 с.
  7. Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетенций учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий» и «Символика класса»). – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 128 с.

Познавательные журналы для детей младшего школьного возраста

  1. В мире растений: научно-популярный журнал/гл.ред. С. Швелидзе. – М.: Центр Медиа Проектов. URL:www/ver-foltxpo.ru.
  2. ГЕОленок: познавательный журнал про все на свете/ гл.ред. О. Мареева. М.: ООО «Гунер + Яр Магазин». URL:www/geo.ru
  3. Свирель: детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе для детей среднего школьного возраста/ гл.ред. Г. Турчин. – М.: Редакция альманаха «Лазурь».
  4. Филя: журнал для детей о природе/ гл.ред. И. Антипенко. – М.: Издательский дом «Веселые картинки».
  5. Девчонки – мальчишки. Школа ремёсел: познавательный журнал по декоративно-прикладному искусству/ О.Кудина. – М.: ООО «Формат-М».

Специально сопровождение (оборудование):

- компьютер; проекционное оборудование; доступ в Интернет;

- учебно-лабораторное оборудование (микроскоп, тонометр медицинский, весы, сантиметр);

- спортивный класс;

- плакаты (физиология человека, здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, правила дорожного движения, экологические проблемы и т.д.);

- необходимый реквизит для практических работ (оказание первой помощи, сервировка стола и т.п.).

Познавательные журналы для детей младшего школьного

возраста1:

В мире растений: научно-популярный журнал / гл. ред. С. Швелидзе. - М. : Центр Медиа Проектов. URL: www.verfoltxpo.ru

ГЕОленок: познавательный журнал про все на свете / гл.

ред. О. Мареева. - М.: ООО «Гунер + Яр Магазин». URL: www.geo.ru

Свирель: детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе для детей среднего школьного возраста / гл. ред. Г. Турчин. - М.: Редакция альманаха «Лазурь».

Филя: журнал для детей о природе / гл. ред. И. Антипенко. _ М.: Издательский дом «Веселые картинки».

Девчонки - мальчишки. Школа ремесел: познавательный журнал по декоративно-прикладному искусству / О. Кудина. - М.: ООО «Формат-М».

Приложение

Календарно-тематическое планирование 3 класс курса «Растём здоровыми и сильными»

№ занятия по плану

Дата по календарю

Дата фактич. проведения

Тема занятия

Содержание деятельности (предметные и метапредметные УУД)

Воспитательная работа (планируемые личностные УУД)

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

Природа, как твоё здоровье?

Беседа «Что такое экология», викторина

Создание паката «Берегите природу»

- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

2

Мой любимый школьный двор

Экскурсия.

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

3

Мой любимый школьный двор

«Субботник».

Уборка школьного двора

- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

4

Мой любимый школьный двор

Круглый стол «Позаботимся о природе сами»

Создание знака «Берегите природу»

- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

5

Наша среда обитания

Обсуждение темы «Город, село как среда обитания»

- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

6

В городских джунглях

Экскурсия, обсуждение, нанесение собственного маршрута на карту местности

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

7

Школа светофорных наук

Беседа, викторина «Правила движения достойны уважения».

Коллаж «В гостях у светофора»

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

8

Школа светофорных наук

Урок-конференция

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

9

Я пешеход и пассажир

Экскурсия, обсуждение.

Конкурс рисунков

10

Если стихия разбушевалась

Беседа «Если стихия разбушевалась»

- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений

11

Если стихия разбушевалась

Доклады детей «Если стихия разбушевалась»

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

12

Если стихия разбушевалась

Игра-моделирование «Если стихия разбушевалась»

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

13

Мой дом – моя крепость

Интервью у родителей; игры во дворе («Любимый мой дворик»)

Игры малой подвижности

- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;

14

Перед экраном телевизора

Беседа; презентация любимой передачи

- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

15

Компьютер  - не игрушка

Беседа, работа в кабинете информатики.

Работа в текстовом редакторе

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

16

Компьютер  - не игрушка

Разработка комплекса упражнений для тех, кто работает за компьютером

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

17

Наши домашние любимцы

Обсуждение «Наши домашние любимцы»

Конкурс рисунков

- способность брать на себя ответственность по уходу за животными

18

Наши домашние любимы

Урок-конференция «Наши домашние любимцы»

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

19

Наши домашние любимцы

Стенгазета «Наши домашние любимцы»

- установка на чувство ответственности за животных

20

Растения и человек

Беседа, работа в группах: сбор сведений о лекарственных, комнатных, съедобных растениях

- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

21

Растения и человек

Беседа, работа в группах: сбор сведений о лекарственных, комнатных, съедобных растениях

Создание каталога

- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

22

Растения и человек

Беседа, работа в группах: сбор сведений о лекарственных, комнатных, съедобных растениях

- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение  к красоте родной природы;

23

Осторожно: ядовитые растения

Беседа, работа в паре с гербарным материалом, зарисовка ядовитых растений с выделением характерных признаков

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

24

Каким воздухом мы дышим

Командная игра «Вопросы Морекузыча»

- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

25

Погода, климат и здоровье человека

Лабораторная работа, обсуждение результатов наблюдений.

- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

26

Погода, климат и здоровье человека

Исследовательская деятельность

- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

27

Что будет, если мы не будем беречь природу?

Круглый стол «SOS»

- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

28

Подготовка к походу.

Занятие – игра «Собираемся в поход».

- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;

29

Подготовка к походу.

Занятие – игра «Собираемся в поход».

- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение  к красоте родной природы;

30

Поход

Групповой выезд на природу.

- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

31

Итоги похода

Оформление стенгазеты «Путевой журнал»

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

32

Спортивная эстафета

Спортивные игры на свежем воздухе.

- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;

33

     

 

Спортивная эстафета

Спортивные игры на свежем воздухе.

- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение  к красоте родной природы;

34

Спортивная эстафета

Спортивные игры на свежем воздухе.

- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;

Приложение

Календарно-тематическое планирование 4 класс курса «Растём здоровыми и сильными»

№ занятия по плану

Дата по календарю

Дата фактич. проведения

Тема занятия

Содержание деятельности (предметные и метапредметные УУД)

Воспитательная работа (планируемые личностные УУД)

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

Бесценный дар природы. Что такое здоровье?

Пропедевтическая беседа по материалам курса.

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

2

Бесценный дар природы. Что такое здоровье?

Коллективное творческое дело (создание словаря пословиц, поговорок, изречений о здоровье и возможностях  человека).

- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

3

Знаешь ли ты себя?

Беседа; упражнения для укрепления памяти, внимания, мышления.

задания на определение типа темперамента и т.д.

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

4

Красивое и сильное тело.

Беседа.

Укрепление и тренировка мышц.

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

5

Красивое и сильное тело.

Работа в группе: формулировка правил сохранения хорошей осанки.

- общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

6

Красивое и сильное тело.

Разработка комплекса упражнений, формирующих осанку.

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

7

Красивое и сильное тело.

Подвижные игры.

- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.

8

Режим дня. Зачем школьникам режим?

Обсуждение «Учение + увлечение».

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

9

Режим дня. Зачем школьникам режим?

Работа в группе: составление индивидуальной тетради-памятки «Мой распорядок дня» (с учетом выявленных особенностей и интересов каждого)

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

10

Доброе утро! Спокойной ночи!

Творческое задание: сочинение песенки о трудолюбии или об отдыхе.

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

11

Доброе утро! Спокойной ночи!

Подбор комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом индивидуальных потребностей (и правил ее выполнения); подвижные игры;

- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.

12

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

Беседа.

КТД: конкурс плакатов на тему занятия.

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

13

…и зубной порошок!

Беседа с приглашенным врачом-стоматологом; обсуждение правил гигиены

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

14

Кожа – зеркало здоровья.

Исследование своего организма, подвижные игры.

Лабораторная работа. Игры по выбору.

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

15

Дышим полной грудью

Беседа.

Подвижные игры, дыхательные упражнения; измерение объема легких

- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений

16

Какой должна быть наша пища

Доклады детей о здоровом питании,

- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

17

Какой должна быть наша пища.

Доклады детей о здоровом питании,

- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

18

Какой должна быть наша пища.

Экскурсия в школьную столовую

- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

19

По ту сторону микроскопа.

Беседа, лабораторная работа

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

20

Берегите сердце.

Беседа

Измерение пульса, исследование изменения пульса; рассматривание капли крови через микроскоп; подвижные игры.

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

21

Наши незаменимые помощники.

Беседа.

Разработка упражнений для тренировки глазных мышц.

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

22

Чище, краше, лучше!

Викторина (история открытий в медицине).

- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

23

Чище, краше, лучше!

Юморина

- чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

24

Чище, краше, лучше!

Спартакиада.

- чувство гордости отечественными спортивными достижениями;

25

Держи голову в холоде... а ноги в тепле.

Беседа.

Работа в группе: измерение температуры тела, приготовление компресса и т.д.

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

26

Наш защитник иммунитет.

Беседа.

Экскурсия в медицинский кабинет.

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

27

Айболит  спешит на помощь.

Беседа.

Работа в группе: имитационно-игровые ситуации. Измерение давления.

- установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

28

Вот, ребята, йод и вата.

Викторина: проверка знаний о заболеваниях и травмах.

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

29

Вот, ребята, йод и вата.

Отработка навыков оказания первой помощи.

- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение  к красоте родной природы;

30

Силачи и Геркулесы. Занятие – обобщение.

Сообщения учащихся об Олимпийских играх.

Задания на самопроверку; КТД: наша копилка интересных фактов

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

31

Силачи и Геркулесы. Занятие – обобщение.

Спортивный праздник

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

32

Спортивная эстафета

Спортивные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры

- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений

33

Спортивная эстафета

Спортивные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры

- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;

34

Спортивная эстафета

Спортивные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры

- способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"...

«Как стать здоровым и сильным»

Классный час о том, как вести здоровый образ жизни и закаляться....

Урок по теме: «Растем здоровыми и сильными»

Тема занятия: «Здоровая пища для всей семьи»Цели:1)    формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, об организме человека;2)    подвести обучающих...

Спортивный праздник - состязание, посвященный Дню Здоровья: «Ловкие, сильные, смелые»

Одна из главных задач учителей и воспитателей как можно раньше приобщать детей к здоровому образу жизни. Спортивный праздник я организовала для детей 1-го класса. Это не просто спортивные состязания, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными" для 4 класса

Программа расчитана для учащихся 4 класса. Имеется календарно-тематическое планирование....