Педагогический тест как система контроля ЗУН младших школьников
статья по теме

Борисова Светлана Михайловна

Важным моментом управления учебной деятельностью является определение её цели и формирование у школьников положительного отношения к учебе. Всякое управление наряду с организацией различных учебно-познавательных действий, операций предполагает осуществление контроля за результатами учебной деятельности.Функцию контроля знаний и умений выполняет и педагогический тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_za_usvoeniem_uchashchimisya_znaniy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль за усвоением учащимися знаний, умений и навыков помимо урока может осуществляться в форме тестирования. Этот вид контроля имеет свои преимущества:

- исключается субъективность учителя

- результаты поддаются статистической обработке

- существенно экономится время ученика и учителя

- охват опросом большого количества детей

Тестирование как один из видов контроля помогает решить такие главные задачи:

  1. Оперативный контроль ЗУН каждого ученика по теме
  2.  Экономия времени для повторения не только изучаемой темы, но и ранее изученных тем.

Своевременно выявленные пробелы помогают учителю осуществлять дифференцированный подход в организации учебной работы. Разработка заданий в тестовой форме проводится на основе обоснованных требований. К таким требованиям относят:

  1. В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок
  2. Основная часть задания формулируется предельно кратко
  3. Все варианты ответа к одному заданию должны быть приблизительно одинаковой длины

Под длиной теста понимается количество заданий, входящих в тест. Если тест очень длинный, то ухудшается мотивация и внимание. Помимо требований в тестологии выделяют принципы отбора содержания тестового материала:

  1. значимость
  2. научная достоверность
  3. соответствие содержания теста уровню современного состояния науки
  4. возрастающая трудность учебного материала
  5. вариативность содержания
  6. системность содержания
  7. взаимосвязь содержания и формы
  8. соответствие цели

Содержание заданий и всего теста в целом должно удовлетворять определенным критериям, задающим систему нормативных требований качеству содержания теста:

- критерий полноты отображения материала учебной программы

- критерий соответствия содержания теста знаниям и умениям, по проверку которых тест направлен

- критерий соответствия теста требованиям Образовательного стандарта по дисциплине

- критерий качества содержания тестовых заданий

Существуют две основные формы тестовых заданий:

  1. задания закрытой формы – задания с выбором из вариантов ответа, задание на установление соответствия и задания на конструирование правильной последовательности
  2.  задания открытой формы – задания, когда ответ набирается или формулируется самим испытуемым т.е. в постановке   задания нет возможных вариантов ответа

Кроме этого, могут быть задания на перегруппировку, распознавание, образование по аналогии, поиск ошибок. Педагогические тесты по целям применения делятся на:

- критериально-ориентированные

- аттестационные

- тесты прогнозирования результатов обучения

В своей практической работе использую критериально-ориентированные тесты. С их помощью могу определить уровень усвоения всех орфографических и пунктуационных правил, изученных за определенный период. Первые КОРТ по форме были легкие, упрощенные, которые содержали в своем ответе  «да,нет», «плюс», «минус».

Например, по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

  1. Сочетание жи-ши пишется с буквой «и»
  2. Сочетание ча-ща пишется с буквой «я»

1          2          3

      +          -          +

Потом стала оставлять тесты, которые были в виде заданий с множественным выбором ответов. Варианты ответов писала на доске, а задания читались устно.

Например, по теме «Звуки и буквы» (1 класс)

  1. Какая их этих букв всегда обозначает один звук?  

         -е –ю – у – е

2. Какой согласный звук в паре слов разный?

     Мишка –мышка  (м)  (ш)   (к)

3. Зачеркни лишнее слово:   вершина     крыши   куча    афиши

Для проверки итогового контроля учащимся раздаются тестовые бланки.

Этапы тестирования:

- Подготовительный (3-5 мин)

На данном этапе дается инструктаж по заполнению бланка, уточняется смысл непонятных слов.

- Исследовательский (30-40 мин)

Важно обеспечить самостоятельное выполнение детьми заданий

- Проверочный (5 мин)

Тесты:

  1. По теме «Предложение и текст» (2класс)

Задание 1. Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль называется…….

Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает? Называется….

  1. Выпиши только предложения:

А) Плывут небу тучи по

Б) На вершине сосны сидел дятел

В) На созрел урожай поле

Г) спрятались бочка за

3. Выпишите только сказуемые.

Надвинулась темная туча. Над лесом блеснула яркая молния. Глухо прокатился отдаленный гром. Пронесся свежий ветер. Хлынул проливной дождь.

  1. Разбери по членам предложения. В лесу ребята нашли гнездо. Там был совенок. Он не умел летать. Дети взяли совенка на руки. Вдруг налетела на них сова. Они перепугались и положили совенка обратно в гнездо.

Тестовые бланки можно и предложить при проверке словарных слов. Предлагаю тест, по которому работали дети 3 класса:

  1. Укажите слова, в которых пропущена буква А:

З..вод,  л..сь.   к..пуста   уро..ки    п..льто     н..ра     р..бота

Ответы даны под буквами:

А) 1,3,5, 7    Б) 1,2, 5, 7    В) 3, 4, 6, 7

2) Укажите слова, в которых пропущена О:

А) 1, 4, 7, 8       Б) 2, 3, 5, 6          В) 2, 4, 6, 7

3) Укажите слова, в которых пропущена буква Е:

Уч..тель    п..нал    р..сунок    р…бята     м..сяц    л..сица   ул..ца   лаг..рь   Род..на

4) Укажите в каких словах встречается сочетание  -оро-

В---на     к---бль    в---бей     к---ва    к---ндаш     г---ть     д---га   об---на

А) 2,3,4, 6, 8        Б) 5, 6,7, 2, 8         В)    1, 3, 4, 7, 8

5) Укажите слова, в которых пропущено удвоенное согласное С:

Ра…тение     ли…ица     ру…кий      капу…та     Ра…тояние    ко…монавт    Ро…ия  па…жир

А) 2, 4, 5, 6      Б) 3, 5, 7, 8     В) 1, 3, 6,4

Контрольный тестовый бланк для 3 класса:

  1. Отметь значком (Х) существительные с окончанием Е:

Спал в кроватк…,    идет по дорог..,      лежит в портфел…,   отметки в тетрад…, куст сирен..

  1. Вставить окончания прилагательных:

Нет красн…   карандаша,    осенн…   вечером,       за ближн…. Селом    

  1. Вставь пропущенные буквы в окончаниях и определи спряжение.

Пиш..т, стро..тся,  танцу…шь,   крич…т    дыш..т

Не всегда удается отпечатать тестовый бланк каждому. Поэтому как система контроля применяю выборочный диктант или другие виды работ.

Минимальная продолжительность тестирования зависит от форм, количества и трудности заданий. Для простого тестового задания закрытой формы с выбором одного ответа достаточно 10-15 секунд. Тестирование как форма проверки знаний учащихся находит все более широкое применение. Тестирование помогает детям выработать навык самоконтроля.

Литература:

Аванесов В.С. Начала теории. Управление школой.- 1999. № 28

Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. Учебное заведение. – М., 1994. -135с.

Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. – М., Педагогика, 1982 -320с.

Евтюхин Н.В., Бондарева Т.В., Дубинина Т.В., Сурыгина И.Ю. Современное состояние методов тестирования знаний и умений за рубежом и в России. // Инновации в образовании. -2004. -№1. –с.27-47