Развитие умения самооценивания у младших школьников
статья по теме

Зудина Наталья Фёдоровна

В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально-активной, нравственной, реализующей свои способности личности. Решение данной актуальной задачи связано с понятием самооценивания личности.

      Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека, определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок.

      В свете новых стандартов обучения, где отводится огромная роль на формирование УУД – развития умения оценивать самого себя и свою деятельность – напрямую связано и как бы объединяет два блока универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД – которые направлены на осмысление целей изучаемого материала.
  2. Регулятивные УУД – при которых дети учатся соотносить уже имеющиеся знания с теми, которые еще только предстоит освоить.

      Первопроходцем всегда быть сложно, но вспоминая материалы курсов по введению ФГОС  - в моей памяти всплывают слова Бойкиной Марины Викторовны*, которая была одной, если можно так сказать, из основоположников стандартов нового поколения. Так вот, на первой лекции самыми первыми её словами, были слова: «Всё новое, это хорошо забытое старое». И в течение лекции, она раскрыла нам глаза на то, что, новые стандарты, это новые взгляды на систему образования с той точки зрения, что всё, что было раньше оно осталось, сохранилось, только на первое место вышли те аспекты образования, на которые отводилось чуть меньше внимания, нежели сейчас.

      Если раньше основной целью образования являлось формирование всесторонеразвитой личности, то теперь эта цель звучит иначе – это общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Далее см. документ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_umeniya_samoocenivaniya_u_mladshih_shkolnikov.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 337

г. Санкт-Петербург


Развитие умения самооценивания

у младших школьников

        

                                                                          Выполнила:

                                                                                 учитель географии и

                                                                               начальных классов

                                                                   Зудина Н.Ф.

г. Санкт-Петербург

2012 г.

      В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально-активной, нравственной, реализующей свои способности личности. Решение данной актуальной задачи связано с понятием самооценивания личности.

      Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека, определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок.

      В свете новых стандартов обучения, где отводится огромная роль на формирование УУД – развития умения оценивать самого себя и свою деятельность – напрямую связано и как бы объединяет два блока универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД – которые направлены на осмысление целей изучаемого материала.
  2. Регулятивные УУД – при которых дети учатся соотносить уже имеющиеся знания с теми, которые еще только предстоит освоить.

      Первопроходцем всегда быть сложно, но вспоминая материалы курсов по введению ФГОС  - в моей памяти всплывают слова Бойкиной Марины Викторовны*, которая была одной, если можно так сказать, из основоположников стандартов нового поколения. Так вот, на первой лекции самыми первыми её словами, были слова: «Всё новое, это хорошо забытое старое». И в течение лекции, она раскрыла нам глаза на то, что, новые стандарты, это новые взгляды на систему образования с той точки зрения, что всё, что было раньше оно осталось, сохранилось, только на первое место вышли те аспекты образования, на которые отводилось чуть меньше внимания, нежели сейчас.

      Если раньше основной целью образования являлось формирование всесторонеразвитой личности, то теперь эта цель звучит иначе – это общекультурное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

      Даже в новых программах слова «должен знать\ должен уметь» заменяются на слова - «получит возможность»…Так вот, обучающийся получает от нас возможность научиться тому или иному умению, а вот сможет ли он освоить это умение в полной мере, уже будет зависеть от его самооценки себя, своих сил и возможностей. Поэтому мы и должны научить их адекватной самооценке или хотя бы научить выслушивать мнение стороннего наблюдателя.

      Мы с ребятами моего класса еще в прошлом году завели «Листы учета достижений» и если, в первом классе в основном все же я проводила оценку учебных и внеучебных достижений ребенка, то в этом году ребятам было предложено самостоятельно оценивать самих себя. Конечно, в первый раз пришлось им все подробно объяснить, что это такое и зачем это нужно, как это заполняется и т. п.

_____________________________________________________________________________________

* Бойкина Марина Викторовна -  старший преподаватель кафедры начального образования, автор учебника «Азбука», «литературное чтение», СПб АППО

      Лист заполняется в течение всего года, но каждый критерий предусматривает две оценки:

  1. оценка ребенка самого себя
  2. оценка тех же качеств, но уже учителем.

Зачем это необходимо? Во-первых, сразу видно, где наши взгляды совпадают, и в каких вопросах мы быстрее найдем пути решения возникающих проблем, если таковые возникают. Во-вторых, если наши оценки не совпали, то от того как оценил себя обучающийся, будут зависеть пути достижения наилучшего результата, так как подход к человеку с завышенной самооценкой будет совершенно иным, нежели к тому, у кого эта самооценка занижена. По итогам года, используя заполненные «листы учета достижений», я уже смогу сделать выводы – как менялись взгляды ребенка на самого себя и свои способности.

      Конечно, оценка учителя, тоже не всегда бывает объективной, в этом случае, если ребенок считает, что он достиг того или иного умения, он всегда может доказать это своей работой, а это уже выход на иной этап самооценивания – создание портфолио.

           

В работе были использованы материалы с интернет-сайтов:

  1. https://sites.google.com
  2. http://www.vevivi.ru
  3. http://standart.edu.ru

Лист учета достижений за 2012 – 2013 уч. год

Ф.И. уч-ся _______________________________________________ 2 «Б»класс

Условные обозначения: 5 – отлично, 4 –хорошо, 3 –посредственно,

2 – неудовлетворительно, * - знаю, но иногда ошибаюсь, : - пока самостоятельно не выполняю

Параметры

1триместр

2 триместр

3 триместр

год

учит.

самооц.

учит.

самооц.

учит.

самооц.

учит.

самооц.

Коммуникативность

Чтение

1. Навык чтения

Способ чтения

Правильность

Беглость

Сознательность

Выразительность

2.Работа с текстом

Ответы на вопросы

Определение темы

Составление плана

Подробный пересказ

Краткий пересказ

Стихи наизусть

Грамматика

Фонетический разбор

Разбор слова по составу

Разбор по членам предложения

Определение частей речи

Написание безуд. гласн. в корне слова,  провер. ударением

Написание безуд. гласн. в корне слова,  не провер. ударением

Написание проверяемых согл. в корне слова

Непроизносимые согласные

Разделительные Ь и Ъ

Каллиграфия

Списывание с заданием

Письмо под диктовку

Творческие работы

Письмо по памяти

Математика

Табл. (+), (-) в пределах 20 (с переходом через 10)

Табл. (+), (-) в пределах 100 (с переходом через 10 и без перехода)

Табл. умнож. и деления

Внетабличн. умножение

Внетабличн. Деление

Деление с остатком

Опред. порядка действий

Решение составн. задач разных типов

Решение уравнений

Письмо вычисл. В пределах 1000

Устные вычисления

Нахождение периметра

Нахождение площади

Личностное и социальное развитие

Умение слушать и следовать указаниям

Умение завершать работу

Умение работать самостоятельно

Умение работать в группе

Умение рационально использовать время

Проявление инициативы

Прилежность

Аккуратность

Умение планировать

Умение играть с другими

Умение уважать права других

Умение уживаться в коллективе

Дисциплина, самоконтроль

Умение бережно обращаться со шк. имущ.

Выполнение домашней работы

Выполнение поручений


Выводы по итогам

обучения:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Классный руководитель:_____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие общих исследовательских умений и навыков младших школьников"

В документе содержатся краткие описания "Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников" и рекомендации по организации работы на уроке: примерные задания, упражнения и т.п....

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

Развитие умения самооценивания у младших школьников

В свете новых стандартов обучения, где отводится огромная роль на формирование УУД – развития умения оценивать самого себя и свою деятельность – напрямую связано и...

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...

Формирование коммуникативных умений и развитие социальных компетенций у младших школьников

Распространение собственного педагогического опыта учителя...

Пути развития исследовательских умений и навыков младших школьников

Учебно-методическое пособие предназначено учителям общеобразовательных школ, психологам, учащимся, организующим и занимающимся учебно-исследовательской работой....

Статья "Технологии диалогового взаимодействия как средство развития умений самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики."

Технологии диалогового взаимодействия как соедство развития умений самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики...