Что такое проект?
методическая разработка по теме

Убонова Марина Юрьевна

Данный методический материал содержит ключевые понятия проектирования, проектирование логических и деятельностных средств построения урока-диалога, а также требования к проектированию.

Автор: Убонова Марина Юрьевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Что такое проект?98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I. Введение в проектную деятельность

  1. Ключевые понятия проектирования:

- классификация проектов

- что такое образовательный проект

- их специфика и характеристика

- что можно назвать проектом

- признаки проекта

            Примерная структура проекта

II. Проектирование логических и деятельностных средств построения урока-диалога.

     Требования к проектированию              

  1. Основные понятия, необходимые для проектирования
  2. Общий способ деятельности учителя при проектировании урока
  3. Рекомендации по проектированию
  4. Проблемы учителя в проектировании урока
  5. План действий при создании педагогического проекта

Зачем нужно учиться делать проекты?

Предметом проектирования в образовании является:

создание условий (средств, механизмов) для шага развития учащихся, педагогов, смены их позиций. Особенностью проектирования является не изучение уже существующего, а создание новых продуктов и познание того, что лишь может возникнуть.

Содержанием проектирования является не только технологический подход, преобразование системы, но и акт взаимодействия участников проекта, их взаимоотношения, создание творческой группы.

        Любой проект – это способ организовать совместную деятельность людей, согласовывать взгляды, идеи, приемы, средства достижения общей цели.

        Педагогическим проектированием называют предварительную разработку деталей педагогических систем. Благодаря проектированию педагогическая система становится как бы технологичной. Она является объектом проектирования как единство целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей.

        Педсистема рассматривается на разных уровнях:

- педсистема всей российской школы

- педсистема конкретной школы

- педсистема каждого отдельного учителя

- педсистема отдельного предмета, темы, конкретного знания и т.д.

        Задачей проектирования педсистемы является построение на основе определенной системы образовательных целей соответствующих технологий, т.е. детально спроектировать педагогический процесс во всех его составляющих компонентах (содержание, методы, средства) таким образом, чтобы гарантированно получить требуемый результат – достижение запроектированных образовательных целей.

        Проектирование рассматривается как механизм развития самого образования, как высшая форма инновационной деятельности, которая не сводится ни к обновлению, ни к нововведению. Оно рассматривается как процесс выращивания новых форм общности педагогов, учащихся, нового содержания, новых способов и техник педагогической деятельности.

        Проектирование должно начинаться с тезауруса, т.е. с понимания основных понятий.

Перечень ключевых понятий проектирования

Проект – замысел решения проблем.

Проект – (лат.) – вытягивание.

                   - вытянутое положение, производное от слова «бросание чего-то вперед,                                                              

Проект – разработанный план сооружения, механизма (чертеж, смета).

          - предварительный текст какого-нибудь документа, замысел, план чего-либо.

Проект – результат какой-либо особой деятельности-проектирования.

Проектом можно назвать можно проектную заявку, содержащую описание проектных идей и предложений.

Проект – (англ.) -  прообраз будущей вещи, системы, это что-либо, что задумывается или планируется.

Проект – (амер.) -  это некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения.

Проект – это то, что изменяет мир, система сформулированных в рамках проекта целей и мероприятий по их реализации.

Проект – это комплексная деятельность временного коллектива в условиях активного взаимодействия с внешней средой, которая направляет на выполнение четко обозначенной цели и получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием различных ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и т.д.).

Проектирование – мысленное (но достаточно формализованное) осуществление преобразования объекта с заданной целью и реализация преобразования (усовершенствования) в практике.

Исследование и проектирование противоположны друг другу. В исследовании обнаруживается то, что уже есть. В проекте создается то, чего еще нет.

Классификация проектов

3 класса проектов:

1 класс – мегапроекты (совокупность множества взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью: международные, национальные, межотраслевые, отраслевые и т.д.).

2 класс – мультипроекты (комплексные, осуществляемые в организации при переходе к рыночной экономике).

3 класс – монопроекты (инвестиционные, инновационные и другие, имеющие определенную цель).

Эта классификация основана:

  1. по уровню проекта
  2. масштабу
  3. направленности
  4. отрасли реализации

Типы проектов:

  1. социальные
  2. экономические
  3. организационные
  4. технические
  5. смешанные

Виды проектов:

  1. учебно-образовательные
  2. исследовательские
  3. инновационные
  4. комбинированные
  5. инвестиционные

По срокам:

  1. Краткосрочные (1-2 года)
  2. Среднесрочные (3-5 лет)
  3. Долгосрочные (более 5 лет)

Образовательные проекты по своему масштабу могут быть любого класса, по типу – социальные,  гуманитарные.

Являясь по типу социальными проектами, образовательные проекты имеют ряд подвидов. За основание их классификации принята такая схема: цель – результат и основной вид деятельности в процессе реализации.

Подвиды образовательных проектов:

  1. учебные  (направлены на формирование необходимых ЗУНов и компетентностей);
  2. исследовательские  (направлены на изучение рынка труда, профессиональных потребностей, рынка образовательных услуг; эти проекты создают объективные предпосылки для других образовательных проектов);
  3. инновационные  (обеспечивают разработку и внедрение новых образовательных технологий, учебно-научных структур, техническое программное перевооружение образовательных продуктов);
  4. комбинированные (распространенный вид проекта учебного, инновационного, исследовательского характера);
  5. инвестиционные (редкие проекты, реализуемые через издание учебно-методической литературы, программ, создание образовательного процесса на хозрасчетной основе).

Специфические черты и характеристика образовательных проектов

  1. Основной субъект проектной деятельности – школьник, учитель, студент, сотрудник образовательного учреждения.
  2. Главная цель – повышение эффективности образовательной деятельности: развитие личностного и профессионального потенциала, оптимальное и профессиональное становление, создание условий для его карьерного роста, создание предпосылок повышения эффективности труда.

  1. Задачи формируются из главной цели и включают следующие группы:
  1. задачи обучения;
  2. исследовательские задачи;
  3. задачи по материально-техническому обеспечению;
  4. по информационному обеспечению.

В зависимости от подвида образовательных проектов определяется различная комбинация групп задач и их приоритеты, так в учебном проекте приоритетными будут задачи обучения, а в исследовательском проекте – исследовательские задачи.

Проект ли это? (признаки проекта)

  1. целеустремленность – обязательная ориентация на достижение конкретных целей, определяющих результат;
  2. новизна, направленность на изменение, развитие, создание нового;
  3. ориентация на выявление и решение конкретных проблем;
  4. ярко выраженная субъектность проекта (кому, кто), наличие авторского начала. О проекте нельзя сказать, что мы всю жизнь это делаем, не задумываясь, кто и когда это придумал;
  5. однократность, уникальность целей и самого проекта (больше новизны, меньше рутины);
  6. высокая и не всегда четко измеряемая степень неопределенности и риска;
  7. подвижность, возможность развития проекта;
  8. востребованность и потребность в экспертном подходе к пониманию проекта.

Критерии оценки проекта

        Чтобы создать хороший проект, необходимо понимать ситуацию, уметь определять приоритетность для развития проблемы, оформлять на этой основе идеи.

        Под результатом проекта понимается продукт, итоги, полезные эффекты проекта. В зависимости от типа, цели проекта в качестве результата могут выступать учебные программы, научные разработки, программные средства, система качества.

        Вместе с тем для проектной группы важны и другие внутренние результаты – как рост компетентности проектной команды. Выходы любого проекта многоплановы.

        Об успешности проекта судят по тому, насколько полученный результат соответствует инновационным, качественным, временным, социальным характеристикам запланированному уровню, поставленным целям.

Критерии оценки:

  1. реализуемость,
  2. конкурентоспособность,
  3. жизнеспособность,
  4. востребованность (наличие четко сформулированной проблемы, описание целевой группы, инновационные характер),
  5. измеримость и конкретность ожидаемых результатов,
  6. возможность использования практического опыта реализации проекта в других условиях, другими людьми.

Примерная структура проекта

Основные разделы и их содержание

  1. Введение.

Обосновать выбор темы, четко сформулировать ключевую проблему проекта.

  1. Стратегический план.

Общие стратегические цели – соответствие приоритетам ИОО и стратегическим задачам реформирования образования России.

        Конкретная цель проекта, значимая для реформирования образования в регионе и удовлетворение потребностей заказчиков образования, в интересах которых осуществляется этот проект. На кого проект воздействует прямыми или косвенными способами.

        Стратегия проекта.

Раскрытие сущности и содержания предполагаемых изменений, показ того, от чего к чему осуществляется переход.

        Предполагаемая продолжительность проекта, этапы реализации, включающие описание последовательности осуществления преобразований.

        Ожидаемые результаты.

Обоснование жизнеспособности проекта и его результатов.

План реализации.

Содержание этого раздела будет более конкретным и подробным и акцентирует внимание на раскрытие конкретных действий, ресурсов, способов, исполнителей.

  1. Приложения.

-полная логико-структурная схема проекта

-краткое изложение результатов исследования и анализа потребностей и список проблем.

Основные понятия, необходимые для проектирования урока

        Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

Структура УД

Эти учебные

действия

направлены

на раскрытие

ребенку

условий

происхождения

понятия,

которое

«строится»

школьником

в процессе

выполнения        

определенных

предметных

и умственных

действий.

        Учебная задача – ядро учебной деятельности, построение нового способа действия, которое является ощутимым для ребенка приращением мышления и понимания, чувственным и субъектным преодолением (изменением границ и допущений) прежнего, сложившегося ранее способа действия; такая задача, при решении которой дети выходят на общий способ действий.

        Постановка учебной задачи  - разрыв между уже освоенными мыслительными и организационными средствами деятельности и теми, освоить которые лишь предстоит и которые должны, с точки зрения учащегося, быть ими освоены.

        Принятие учебной задачи – умение ученика выделить вопрос, подчинить учебной задаче свои действия, опираться на смысл отношений, которые отражены в учебной задаче.

        Решение учебной задачи – преобразование учебного материала, открытие чего-то нового, действовать с учебным материалом в неопределенной ситуации (неопределенность поиска).

      Проблемная ситуация (ситуация «разрыва») – это ситуация, в которой ученик обнаруживает недостаточность, непригодность имеющихся у него средств, способов для реализации задачи.

              Рефлексия – исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности.

             Понятие (понятийное содержание) – это особая форма знаний, основание, объяснительный принцип способов осуществления действий с изучаемым объектом.

        

            Моделирование – средство фиксации нового знания, способа, открытого в предметном плане.

            Учебное взаимодействие (сотрудничество) – совместная деятельность субъектов учебного процесса, при которой происходит включенность ученика и учителя в общую деятельность.

            Учебный диалог – способ организации обучения, компонент педтехнологии, показатель перехода на личностно-смысловой уровень деятельности, средство активации учащихся.

            Учебная активность – способность к продуцированию возможно большого числа попыток осуществления мыслительной и организационной деятельности для достижения определенной цели. А также его способность использовать «набранные» ошибки для выработки выигрышной стратегии достижения цели.

            Групповая работа – форма работы, смысл которой – развернуть как можно больше подходов к работе над достижением поставленной цели и критически оценить каждый из них. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовые решения – группа размышляет, исследует.

           Позиции учителя и ученика в обучении – субъекты учебной деятельности.

           Позиции учителя:

        - психологическая – способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления;

        - предметная – умение анализировать содержание программ, учебников, вносить изменения в содержание учебного материала;

        - методическая – способность деятельностно выстраивать собственную педпрактику, т.е. этапы проектирования, разворачивания и анализа.

Общий способ деятельности при проектировании урока

  1. Какое место занимает данный урок в системе уроков по данной теме?
  2. Определение предмета исследования на данном уроке, исходя из логики развертывании предметного содержания (определение темы урока).
  3. Определение дидактической цели  данного урока (по содержанию).
  4. Предварительное  определение результата (продукта) (замысел) данного урока (по данной теме, выделенной цели).
  5. Выстраивание структуры урока, его этапов, соответственно поставленной цели (выстраивание цепочки промежуточных целей по достижению результата).
  6. Определение средств, которые есть у детей для продвижения в содержании.
  7. Как организовать учебную деятельность детей по достижению цели на каждом этапе в соответствии с конечной целью урока. Какие методы и формы организации при этом можно более эффективно использовать? Как при этом организовать собственную педагогическую деятельность, чтобы осуществлялся процесс сотрудничества при овладении понятийным содержанием.
  8. Определение объема знаний и соответственно структурирование содержания по смысловым частям исходя из учебной задачи.
  9. Контроль за реализацией проекта урока можно осуществлять по-разному:
  1. соответственно цели;
  2. соответственно результата (что дети должны усвоить);
  3. соответственно организации совместной деятельности;
  4. соответственно выбора формы организации учебной деятельности и т.д.
  1. Составление плана урока в соответствии с проектом:

Тема урока:

Цель:

Тип урока

УЗ

Деятельность

(через структурирование содержания и вопросов)

Формы организации деятельности

Этапы урока

Содержание урока

учителя

учащихся

Рекомендации по проектированию

  1. Выстроить учебный материал в виде УЗ, несущих понятийное содержание (выделить систему понятий раздела, курса).

  1. Знать структуру, механизмы построения УД на уроке, т.к. это основное понятие современной теории обучения. Понятие УД связано с усвоением знаний, умений в форме творческого преобразования материала, т.е. отличать УД от традиционного усвоения и тренировки.

 

  1. Проектировать свои педагогические действия, реплики, вопросы, а также предполагаемые действия, версии учеников.

  1. Определить вид будущего диалога (оценочный, целевой, исследовательский) и логически выстроить диалог.

  1. Прогнозировать (спроектировать) результат урока в форме самостоятельного рассуждения ученика с опорой на предметное действие (как он умеет рассуждать, выбирая способ).

  1. Проектировать не отдельный урок, а цикл, который определяется логикой предмета.

  1. Проектировать детские цели, а не цели учителя.

  1. Проектировать групповые формы обучения для постановки и решения УЗ, так как групповая работа позволяет включиться в общую работу класса без принуждения, попробовать каждому свои силы, строить человеческие и деловые отношения.

      Средства запуска групповой работы – задания – «ловушки»,                  

      исследовательские задания.

  1. Отличать учебные задачи от конкретного задания.

10. Преодолевать стереотип фронтального обучения. Выстраивая учебное      

       взаимодействие (учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик).

11. Проектировать логику разворачивания учебного материала через систему                

       заданий (практических, исследовательских, рефлексивных).

12. Перевод формулировки темы урока в УЗ.

13. Проектировать учебные ситуации на уроке; ситуация неопределенности -                              

             как условие проекта развивающего урока.

      14. Вводимое понятие не дается готовым, оно должно быть предельно общее, а                       не конкретное.

Проблемы учителя в проектировании урока

  1. Проектирую урок в информационной форме, а не через рассуждение учеников.
  2. Строю образцовый алгоритм урока, а не вариативно и многовариативно.
  3. Вижу содержание урока как ответ на непоставленные вопросы учеников.
  4. Вижу систему знаний как совокупность непротиворечивых суждений, ответов.
  5. Предмет изучения видится не задачно, а по образцу.
  6. Понятия воспринимаю словесно, а не через обобщенный способ действия детей.
  7. Учебную деятельность вижу как набор учебных действий, т.е. не целостно, формально, без активной позиции ученика.
  8. Не продумываю, как соотносится известное с новым способом, как решение новой учебной задачи связано с предыдущей и последующими учебными задачами.
  9. Не продумываю и не простраиваю связи между действиями, репликами и выводами в дискуссии.
  10. Не продумываю свои позиции на этапах урока, в процессе урока.

- «провокатор», «спорщик» - проблемная ситуация;

- рассудительный арбитр, вдохновитель – постановка учебной задачи;

- скрытый «помощник», консультант – поиск решения;

- «жертва», требующая помощи, заблудившийся путник – моделирование нового способа.

- «вечно сомневающийся, Фома неверующий» - применение способа в разных ситуациях.

  1. Оценку действий ученика в основном беру на себя.
  2. Определение и формулировка целей.
  3. Отбор содержания и выбор адекватных методов и форм обучения.
  4. Выстраивание логики урока (логика учебного материала, ученических и учительских действий).

        План действий при создании педагогического проекта:

  1. Сбор информации с целью теоретического анализа современного состояния педагогической системы в Российском образовании

Подбор соответствующей литературы, необходимой для осмысления темы проекта.

  1. Анализ образовательного процесса в школе, классе
  2. Вычленение и формулировка актуальных проблем, противоречий
  3. Определение проблемного поля
  4. Постановка целей и задач проекта
  5. Изучение теоретических источников в рамках проблемы проекта
  6. Формулировка концептуальных представлений (гипотеза) о желательном (идеальном с нашей точки зрения) состоянии образовательного процесса.
  7. Определение механизмов, способов действий по реализации идей, целей проекта
  8. Подготовка проектной документации (моделей, концепции, программы, плана реализации и т.д.)
  9. Педагогически грамотное описание полученных результатов
  10. Разработка критериальной основы оценивания продукта проекта

Оценка (усвоение общего способа как результата решения данной УЗ)

Построение системы частных задач, решаемых общим способом

Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»

Принятие и самостоятельная постановка УЗ от учителя

Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта

УЗ (центральное звено)

Учебно-познавательные мотивы

Контроль (определение соответствия учебных действий условиям УЗ)

Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Проект6" Хлеб- всему голова".

Музыкально-литературная композиция...