Самоанализ урока
статья по теме

Павлова Татьяна Петровна

Самоанализ урока - это то, что определяет на сколько хорошо учитель владеет методикой преподавания, может дать оценку своей деятельности, умеет ориентироваться в этапах урока, формах и методах преподавания, может проанализировать положительные и отрицательные стороны своей работы, указать возможные направления коррекции своей деятельности. Этот материал поможет учителю составить свой анализ урока, опираясь на схему данного самоанализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_samoanaliz.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Характеристика класса:

Дети учатся во 2 класса по УМК «Школа 2100»

В классе 27 человек, из них 15 девочек и 12 мальчиков.

Уровень подготовки детей разный: от подготовленного ученика с развитой речью и логическим мышлением до слабо подготовленного (ЗПР).

Дети очень непосредственные, активные, самодостаточные (в большинстве) и поэтому не умеют слушать других, как следствие – ответы могут зачастую повторяться, не могут удержать эмоций и выкрикивают с места. Именно поэтому мною были выбраны парная и групповая работы. Цель которых, научить прислушиваться к мнению товорища, научиться работать сообща.

1. Тема урока, ее местоположение в общей системе уроков и тем.

     Степень сложности и трудности изучаемой темы.

Тема урока: «Комплексная работа с текстом»

Этот урок развития речи – один из серии уроков, посвященный умению работать с текстом. Для этой темы в программе выделено 12 часов(1 четверть).  Написание изложений и сочинений, запланированных в учебном плане, предполагает дальнейшую работу по развитию умений комплексной работы с текстом.

Развитие речи учащихся один из самых трудоемких и сложных видов работы, которая требует терпения, времени, заинтересованности не только учителя, но и прежде всего самого ученика. А для этого необходимо, чтобы работа доставляла удовольствие, была интересной, доступной и каждый раз удивляла новизной.

Леонардо да Винчи писал: «Так же, как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усвоить то, что она поглощает».

И наша с вами задача помочь каждому ребенку стать более приспособленным к условиям взрослого и постоянно меняющегося мира общения.

Основной задачей учителя начальных классов является создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск. Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.

2. Цель урока: сформировать представления учащихся о роли языка в жизни человека на основе комплексной работы с текстом.

Задачи:

  1. повторить понятия «текст», части текста, тема, главная мысль,

совершенствовать навыки работы с текстом, познакомить с новым приемом работы  с текстом, активизировать словарный запас,

  1. развитие внимания, логического мышления; развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, формировать компетенции: информационную, коммуникативную, ОКК
  2. воспитание познавательного интереса к учебному предмету; воспитание у учащихся культуры общения,

Основные термины и понятия

Текст, тема, основная мысль, редактор, редактировать.

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь тем, кто обращается за помощью;

- осознание собственных достижений при освоении темы;

- стремление использовать «язык» в качестве друга;

- воспитывать культуру общения;

-

Познавательные:

- отличать текст от набора предложений;

- определять назначение частей текста и обосновывать свое мнение;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-

Регулятивные:

- выполнять задания в соответствии с целью;

- учиться выполнять последовательность действий на уроке;

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- выполнять взаимопроверку;

-

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать;

- договариваться с одноклассниками  о правилах работы в группе, паре;

- выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

-адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

-

- совершенствовать навыки работы с текстом (определять тему, основную мысль);

- познакомить с новым приемом работы с текстом (редактирование);

- активизировать словарный запас;

- умение воспринимать текст на слух;

- умение работать с различной информацией;

- формирование общекультурной компетенции;

-

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение:

Тема: «Устное народное творчество. Пословицы».

« Легенды. Мифы. Притчи».

Информационный материал:

-Дидактический материал по русскому языку

-Сборник диктантов для начальных классов, автор Ф.Д. Костенко;

-Учебник «Русский язык», автор Т.Г.Рамзаева;

Демонстрационный материал:

-Электронная презентация «Комплексная работа с текстом»

Раздаточный материал:

-листы с пословицами (деформированными);

- листы с текстами для редактирования;

- фронтальная.

- другие формы работы:

  1. парная;
  2. групповая.

3. Тип урока и его соответствие дидактической цели.

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала с помощью нового приема работы с текстом.

Считаю, что тип урока соответствует целям, т.к.:

  1. на уроке учебно-познавательная деятельность учащихся была направлена на сознательное и прочное овладение понятием «текст»,
  2. школьники  формулировали выводы, объясняли их, аргументировали, проявили готовность к применению знаний на практике и успешно с ним справились, что является самым важным критерием усвоения новых знаний.

4. Отбор содержания учебного материала.

Урок построен на технологии проблемного диалога, что соответствует технологиям обучения в Образовательной системе «Школа 2100».

   Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь. 

Содержание учебного материала соответствует принципам научности, доступности, связи с жизнью, практической направленности обучения.  В течение всего урока соблюдала принцип непрерывности: результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

5. Структура урока. Решение задач на каждом этапе урока.

Организация учебной деятельности учащихся (сопоставить с результатом и качеством знаний) и общение в классе. Формы, методы, приемы обучения.

  1. Вводная часть:
  1. С помощью игры установила контакт с детьми.
  2. Притча с видеосюжетом – позволила заинтересовать детей темой урока  и вывести на понятие «Говорить на разных языках», которое являлось ключевым для перехода к другому этапу урока.

2. Актуализация знаний:

  1. Использование теста на этом этапе урока позволило сократить время для повторения изученного и сделать эту работу наглядной.

3. Сообщение темы и целей урока:

  1. Вопрос «Чем мы будем заниматься?» - один из приемов «Мозгового штурма», активизирует мыслительную деятельность, дает возможность ребенку поучаствовать в планировании урока.
  2. Словарная работа и рубрика «Это интересно» - способствуют расширению словарного запаса.
  3. Подготовительная работа с текстом на экране наглядно показала как надо выполнять работу, чтобы в течение работы не было затруднений.
  4. Рассказ, который получился в процессе проверки каждой группы – это один из приемов проектной деятельности, который позволяет вовлечь в совместную работу, развивать навыки толерантного общения, умение работать сообща.
  5. Работа с пословицами дала возможность для формирования ОКК, так как пословицы являются частью исторического и культурного наследия наших предков.
  6. Решение речевых задач ( «Морозко») я использовала в целях проверки знаний о культуре поведения и общения, а так же умения составлять правильные предложения.
  7. Постепенно увеличивалась степень сложности задания и самостоятельности учащихся при их выполнении. Самостоятельная работа проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока
  8. Использовала различные виды контроля  на уроке: ученик- ученик    (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде);
  9. Использование технических средств по времени продолжительности непрерывности применения соответствует нормам.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке осуществлялась четкой  постановкой задач на каждом этапе урока, обеспечением их всеми необходимыми материалами.

В течение урока осуществляла непрерывный контроль за работой  детей, сочетала такие виды контроля как самоконтроль (при проверке по образцу) и взаимоконтроль (во время выполнения работы в парах, в группах).

 На  завершающем этапе урока учащиеся творчески применили полученные знания. В результате выполнения задания ребята представили совместный продукт деятельности, в создание которого каждый вложил максимум приобретенных знаний и умений. Поэтому оценка деятельности учащихся прозвучала только качественная, содержательная, что соответствует поставленным целям на данном уроке.

Общение с детьми старалась строить на принципах сотрудничества и взаимопонимания. А организация совместной деятельности в парах и группах на уровне «ученик-ученик» способствовала осознанию общей цели, установлению коммуникации и взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества.

Активность ребят на уроке высокая (низкая, средняя). Учащиеся формулировали грамотные и полные ответы, на уроке преобладали монологические или коллективные (хоровые) ответы. Коррекцию речи осуществляла сама и привлекала детей, чем способствовала формированию и обогащению их лексического запаса.

Использую следующие методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:

-дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимание, воображения, памяти, логического мышления;

-дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности;

-индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);

-дифференцированный метод поощрения;

-использование наглядности в разных видах.

Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:

     - проведена физминутка;

     - чередование письменных и устных заданий;

С целью мотивации  учебной деятельности и успешного усвоения школьниками нового материала сочетала словесные и наглядные методы, мотивировала к учению и методами эмоционального стимулирования, учебного поощрения. Использование методов контроля дало возможность выявить реальную картину усвоения учащимися нового материала.

ПРИЕМЫ:

  1. редактирование текста

     На уроке реализовывались следующие принципы:

  1.  принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития —работа в парах, карточки с подсказкой для «слабых»)

  1.  принцип развития реализовался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников).

  1.   принцип целостности содержания образования (на уроке присутствовала связь с темами предыдущих уроков)

  1. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретённого знания)

  1.  принцип психологической комфортности (старалась создавать атмосферу творчества и доверия).

6. Создание благоприятных условий для обучения.

Считаю, что в течение урока все учащиеся были заняты учебной деятельностью, в классе была благоприятная психологическая атмосфера, которая способствовала успешному решению поставленных задач.

По необходимости оказывала дифференцированную помощь школьникам во время выполнения ими заданий в парах и группах.

Для успешного запоминания нового материала на уроке создавала условия, во время которых включаются различные виды памяти (словесно-логическая, слуховая, образная, эмоциональная).

С помощью разнообразных заданий, создания проблемных ситуаций, учебных задач, требующих осмысления, объяснения, доказательств развивала мышление и внимание учащихся.

Работоспособность ребят на протяжении всего урока была достаточно высокой. Утомляемость со стороны школьников не наблюдалась. Необходимости в проведении физминутки не было, т.к. при проверке результатов работы в парах, во время работы в группах учащиеся проявили двигательную активность, а во время работы в группах они могли принять удобную на данный момент позу для тела (стоять, сидеть, присесть, наклониться и т.д.).

Считаю, что темп урока оптимален, время урока использовано рационально.

    Считаю рефлексию необходимым моментом личностно-ориентированного урока.  Ведь именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.

Считаю, что все задачи, которые я ставила перед собой и учащимися, выполнены без перегрузки детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Урок. Обучение грамоте. + Самоанализ урока.

Урок по теме: Звуки [д], [д\']. Буквы Д,д. Закрепление изученного. (Планета знаний)....

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.

Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...

Конспект урока- исследования на тему "Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах". Самоанализ урока.

Данная работа содержит конспект урока- исследования по русскому языку на тему "Правописание имён собственных. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", самоанализ данного урока и презентацию к у...

Технологическая карта урока по английскому языку 2 класс по теме "Спорт и спортивные игры" по УМК М.З.Биболетовой. Самоанализ урока.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.Так как в нашей стране идёт активная подготовка к олимпиаде в Сочи, весь урок направлен на это событие. В...

урок математики (информационная карта и самоанализ урока)

Данный урок – это один из двадцати трех запланированных на год по решению задач (не только на движение). На предыдущих уроках рассматривался только один вид движения, а именно встречное движение. Проб...

Самоанализ урока технологии по курсу проектной деятельности.Тема урока: «Радужное складывание. Яблоко»

В самоанализе изложила цели, задачи, методы преподавания. Описала как формировались общеучебные проектные умения....

Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)

Самоанализ урока  окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...