Стимулирование творческой активности младших школьников
статья по теме

Честнокова Татьяна Павловна

Статья о возможностях реализации креативного принципа в обучении и воспитании учащихся начальной школы. Одним из важных средств развития творческой активности считаю литературный краеведческий материал. Полное самовыражение в творчестве - залог психического здоровья школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_tvorcheskoy_aktivnosti.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Богатое воображение, потребность в творчестве – вот качества, присущие гению и ребенку. «Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет», - верно заметил английский писатель Честертон. Следовательно, стимулирующая роль педагога начальных классов в развитии и реализации творческого потенциала школьника особенно велика. Мне особенно близка в этом вопросе позиция авторов Образовательной системы  «Школа 2100». Данная система накопила достаточно большой опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учеников и достижения ими личностных и метапредметных результатов. Среди деятельностно-ориентированных принципов, на которых базируется система «Школа 2100», выделяется креативный принцип. Поэтому, в каждом учебном курсе значительное место отводится продуктивным заданиям, творческим домашним работам. Работая по программе «Школа 2100» более десяти лет, я наблюдаю неизменный высокий интерес детей  к таким заданиям, получаю импульсы к собственным педагогическим идеям. По оценке моих учащихся лидирующие позиции в рейтинге самых интересных творческих работ  занимают:

  1. рассказы о частях слова, о частях речи от первого лица («Я – суффикс», «Я – имя существительное»);
  1. сочинение орфографических сказок («Как гласные помогли согласным»);
  2. кроссворды из слов на определенную орфограмму («Шипящий кроссворд», «Безударный кроссворд»);
  3. изготовление сказочных персонажей, макетов городов, домиков литературных героев;
  4. создание фотословарей и фотоэнциклопедий («Словарь настроения»; «Энциклопедия зимы»);
  5. составление сюжетных уроков («В Словарном царстве, в Падежном государстве…», «Следствие ведут Уравнения»).

Одним из важных средств развития творческой активности младших школьников считаю литературный краеведческий материал. Реализуя авторскую программу «Самоцветное слово Урала», я активно использую нетрадиционные формы проведения уроков: «Литературное кафе», конкурс иллюстраторов и чтецов, урок-превращение «Сказы старого мастера», урок-письмо «Певец Урала». Своеобразной школой литературного творчества становятся для детей встречи с каслинскими поэтами. Пробуждение мысли ребенка, его впечатления и ощущения от знакомства с творчеством писателей-земляков сохраняются в «Шкатулке откровений». Ведь творчество во многом определяется умением выражать свои чувства и эмоции, поэтому важно постоянное обращение к эмоциональной сфере ребенка.

         Через краеведение происходит активное вовлечение детей в творческий процесс практической направленности: создание игр, кроссвордов, составление краеведческих сборников, «пробы пера» в манере уральских авторов, письма к писателям. Самые удачные творческие работы учащихся  объединяются в классный сборник «Самоцветики».

А чтобы оригинальное литературное творение родилось прямо на уроке, порой достаточно предложить детям необычную тему для сочинения:  «Рассказ первого листочка», «Тайна бутона», «Путешествие ручейка», «Веснушки у весны». Так появился целый сборник весенних миниатюр, презентация которого проходила на празднике для мам  «Весна идет». Осознание того, что твоя работа может кого-то порадовать, оказать кому-то помощь,  значительно стимулирует творческий потенциал учеников.

Не менее важно, чтобы ребенок мог оценить масштабы своего творчества, визуализировать свой творческий маршрут. В конце четверти каждый ребенок проводит самоанализ на странице в портфолио «Мои творческие работы»: оценивает интерес, самостоятельность выполнения, степень трудности творческих заданий,  выбирает свою  Лучшую творческую работу четверти для классной выставки.

Создание ситуации успеха, поощрение учащихся за его достижения - необходимые  слагаемые в развитии творческих качеств личности. Помимо словесного одобрения, мои ученики получают и конкретные знаки своих удач: ордена Активности и Творчества. Каждое полугодие мы чествуем Мистера и Мисс Творчество нашего класса. Им предоставляется почетное право открыть персональную выставку творческих работ.

Механизм творческого саморазвития личности срабатывает тогда, когда учащийся ведет внутренний диалог с самим собой, анализируя свои достоинства и недостатки, открывая в себе возможности для самосовершенствования, выходит на более высокий уровень творческой самореализации. Особым успехом у моих учеников пользуется прием «Моя творческая работа растет вместе со мной»: четвероклассник преобразует свою творческую работу, выполненную, например, в 1 классе.

 В 3 классе я провожу с учащимися серию занятий по изучению познавательной сферы «Моя Вообразилия». А в  4 классе мы открываем работу «Я-клуба». Дети постигают азы самопознания на занятиях «Ярмарка достоинств», «Моя планета Творчества», «Как открыть самого себя».

Полноценное самовыражение в творчестве – залог психического здоровья ребенка. Создавая творческую атмосферу вокруг него, педагог поощряет его деятельность, делая ее источником положительных эмоций и развития творческого потенциала. Наивысшее счастье учителя – разделить с учеником радость открытия, радость творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей школьников

Необходимо с первых же дней обучения ребенка в школе развивать его творческие способности, верить в него, уважать как личность, стремиться помочь каждому в достижении успеха. ...

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

С тех пор, как учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих учащихся оно перестало быть благом, больше того, для многих оно стало бременем, а иногда наказа...

«Стимулирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка»

Выбор темы связан с актуальной проблемой начального образования – переходом на новые государственные образовательные стандарты....

«Создание коллективного панно как прием стимулирования творческой деятельности школьников»

г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель изобразительного искусства с методикой преподаванияКириллова В.М.Творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем детстве. Они лучше всего в...

Обобщение опыта работы "Формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности"

Одной  из  основных  задач  школы  является  обеспечение  доступности  качественного  образования  в  соответствии  с  возможностями...

Классный час по теме стимулирование творческой деятельности учащихся учителя начальных классов МБОУ "Хучельская ООШ" д. Хучель Канашского Района Чувашской Республики Григорьевой Ренаты Валерьевны.

Классный час по теме " шляпочный турнир". Знакомство детей с головными уборами, частями шляпы, с национальными головными уборами, головными уборами разных профессий. Развитие творческих способностей д...