Использование новых методик и технологий на занятиях по внеклассному чтению.
статья по теме

Алмаева Ирина Васильевна

Использование новых методик и технологий на занятиях по внеклассному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых методик и технологий на занятиях по внеклассному чтению.

В системе коррекционного воспитания детей с нарушениями интеллекта важная роль принадлежит внеклассному чтению. Внеклассное чтение — это педагогически организованное чтение воспитанниками детской литературы во внеурочное время. В программу внеклассного чтения включены произведения, которые не вошли в программу классного чтения или изучаются частично.

Цель внеклассного чтения — развитие устойчивого интереса воспитанников к книгам как источнику знаний и социального опыта, формирование читательской самостоятельности как свойства личности.

В исследованиях В.Б.Побрейн, Л.М.Серовой, З.Н.Смирновой, В.А.Щербаковой выявлены не-сформированность мотивов чтения, узость читательских интересов, низкий уровень познавательной активности, медленный темп чтения, недопонимание прочитанного воспитанниками с отклонениями в развитии, что значительно затрудняет их самостоятельную работу с книгой во внеурочное время.

Внеклассное чтение значительно отличается по содержанию и методике организации от повседневных уроков классного чтения, так как основной их целью является развитие читательских интересов, расширение социальной компетентности и приобщение воспитанников к миру книг.

Содержание внеклассного чтения включает обсуждение одного произведения всеми воспитанниками, или произведений разных авторов, объединенных одной темой, или разных произведений одного писателя, а также произведений одного литературного жанра. В соответствии с рекомендованными программой списками литературы для внеклассного чтения, в зависимости от разнообразия и объема книжного фонда школьной библиотеки воспитатель определяет содержание занятия и намечает его проблематику.

В организационно-методическом плане структура внеклассного чтения строго не регламентирована, не подчиняется какой-либо схеме. Организация занятия предполагает широкое использование приемов внеклассной работы по литературе: декламация, драматизация, иллюстрирование текста, конкурсы на лучший рисунок, лучшего чтеца, привлечение творческих работ самих учащихся, технических средств обучения, а также произведений смежных видов искусства—живописи и музыки. Каждое занятие — творчество воспитателя и воспитанников. Чем больше разнообразия, живописи, педагогических находок, импровизации будет на этих занятиях, тем большего успеха достигнет воспитатель в плане приобщения детей к самостоятельному чтению.

Кроме того, в методике внеклассного чтения должны реализовываться следующие принципы; подготовленность воспитанников к занятиям, предельная самостоятельность детей на самих занятиях, праздничность занятий (А.К.Аксенова).

Рассмотрим, каким образом эти принципы можно реализовать в практике коррекционного обучения.

Как было отмечено выше, эффективность занятия внеклассного чтения зависит от качества предварительной работы воспитателя и самостоятельной работы воспитанников с книгой во внеурочное время. При подготовке к занятию по внеклассному чтению решающее значение приобретает руководящая роль воспитателя по координации подготовительной работы детей с разумным учетом их желаний и увлечений. Деятельность воспитателя по руководству подготовкой к занятию, включает рекомендации по отбору книг, в соответствии с индивидуальными возможностями детей, продумывание заданий к произведениям, их распределением между воспитанниками, подробные инструкции, советы по выполнению разных видов самостоятельной работы над содержанием, наблюдение за ходом подготовки к занятию, оказание своевременной помощи в случае возникновения затруднений и др.

В первую очередь необходимо помочь воспитанникам осознать содержание рекомендованной для самостоятельного чтения книги. С этой целью А.К.Аксенова рекомендует составлять по содержанию произведения вопросник, который помещается в уголке внеклассного чтения.

Не менее важным условием организации внеклассного чтения является предельная самостоятельность воспитанников на занятиях. В связи с этим уже на подготовительном этапе необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности воспитанников на предстоящем занятии. Это позволит им уверенно чувствовать себя на занятии, быть активными участниками обсуждения прочитанного произведения.

С этой целью можно предложить воспитанникам по желанию подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода из содержания. При этом воспитатель помогает воспитанникам определить границы смысловой части, провести ее разметку, расставить паузы, логические ударения, определить интонацию, темп чтения, а также оценить выразительность чтения воспитанников и помочь им ее улучшить. Такой подход повышает ответственность воспитанников за качество подготовки к занятию, является дополнительным стимулом для неоднократного воспроизведения намеченного отрывка, что благоприятно отражается на технике чтения детей в целом.

Кроме этого, можно предложить воспитанникам подготовить сообщение биографических сведений об авторе или истории создания произведения, пересказ интересного эпизода, краткий пересказ главы или сюжета рассказа, комментирование иллюстраций, высказывание собственного впечатления о любимом герое и т.д. Такая организация работы позволяет избежать перегрузки: каждый готовит только один вопрос, но одновременно имеет представление о теме в целом и может принять участие в обсуждении других вопросов.

В подготовительный период к занятию детям с отклонениями в развитии предоставляется возможность выразить свое восприятие произведения различными средствами. Это может быть творческая переработка текста: продолжение сюжетной линии, пересказ с изменением лица рассказчика, сочинение рассказа или сказки по аналогии, написание отзыва о книге и т.д.

Интересной формой проявления творчества воспитанников является графическое рисование, которое способствует более глубокому осознанию прочитанного. Дети внимательно читают соответствующую часть текста и по желанию изображают наиболее интересный эпизод, действующих лиц, отдельные предметы. В случаях затруднений воспитанникам необходимо дать трафареты для изображения людей, животных.

Более сложной формой графического рисования по тексту является «экранизация» содержания. Это творческая работа по коллективному созданию серии рисунков, отражающих последовательность развития сюжета произведения. Для этого главы произведения или основные эпизоды содержания распределяются между воспитанниками по желанию и после предварительного чтения соответствующей части текста они делают к ней рисунок.

Большое значение в этом плане имеет оформление класса. Праздничную атмосферу помогут создать портрет писателя, украшенный букетом цветов, веточками деревьев с распускающимися или разноцветными листьями, цветущим комнатным растением; выставка книг, фотоэтюдов, иллюстраций к обсуждаемому произведению; плакаты с яркими высказываниями автора, цитатами из его произведений, отзывами выдающихся людей о произведении, творчестве писателя и т.д. Эмоционально дополнит праздничность занятия негромкий музыкальный фон.

Интересным является использование на занятии различных по сложности форм драматизации: чтение по ролям, постановка «живых картин», инсценирование отдельного эпизода, драматизация развернутой формы. Для этого нужно провести адаптацию произведения к постановке, то есть создать сценический вариант произведения или его части: отобрать эпизоды, составить диалоги, разработать мизансцены (пространственное расположение героев), определить действия каждого персонажа, подобрать детали театрального реквизита, распределить роли.

Кроме вышеперечисленного, целесообразно использовать литературный монтаж, небольшие викторины по биографии и творчеству писателя, различные игровые задания, демонстрацию слайдов, диафильмов, репродукций картин. Все это оживляет занятие по внеклассному чтению, делает его интересным и желанным для детей. занятия внеклассного чтения должны быть не только увлекательными по содержанию, но и разнообразными по форме. Занятие может быть проведено в форме беседы, заочной экскурсии по памятным местам жизни писателя, викторины, КВН и т.д.

В процессе сочетания различных форм работы с текстом беседы, выборочного чтения, краткого пересказа и пр. коллективно воспроизводится фактическое содержание произведения, восстанавливается последовательность развития действия, наиболее значимые поступки героев.

На занятиях внеклассного чтения решаются преимущественно воспитательно-эстетические задачи, которые состоят в общей оценке содержания, в выяснении основных идей произведения, в формировании у воспитанников оценочного отношения к людям, их поступкам, развитии нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Реализация этих задач осуществляется в процессе обсуждения произведения с воспитанниками. Воспитатель, исходя из содержания, намечает идейно-нравственную проблематику занятия и организует дискуссию между воспитанниками. Это наиболее сложный этап занятия. Для того чтобы он прошел успешно, следует еще на этапе подготовки к занятию предусмотреть вопросы, требующие вдумчивого чтения, побуждающие воспитанников к размышлению о поведении героев, мотивах их поступков, взаимоотношениях с другими персонажами. Предварительное обдумывание этих вопросов в процессе подготовительной работы позволит воспитанникам участвовать в обсуждении идейно-нравственной стороны текста и аргументировать свое мнение.

Таким образом, используя тот или иной прием, воспитатель заинтересовывает воспитанников содержанием рекомендуемой книги. В уголке внеклассного чтения помещается обложка или иллюстрации книги, вывешивается вопросник контроля самостоятельного чтения воспитанников.

При построении занятия внеклассного чтения следует помнить, что структура занятия подвижна и в своих деталях зависит от поставленных воспитателем целей, содержания произведения. Занятия внеклассного чтения не должны строиться шаблонно. На хорошо подготовленном и удачно спланированном занятии воспитанники активно работают, сопереживают героям произведения, соглашаются или не соглашаются с ними, имеют собственное суждение о прочитанном, что является показателем литературного развития воспитанников.

Литература: журнал « Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитие». № 6 2006 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеклассному чтению по творчеству В.П. Катаева

В данном файле можно найти конспект занятия по внеклассному чтению по теме " В.П. Катаев. "Цветик - семицветик", а также приложения, необходимые для проведения занятия по данному конспекту (сценарию)...

Использование новых информационно-коммуникативных технологий в начальных классах

Материал представлен статьей и презентацией о целях и средствах информатизации и коммуникации,классификации образовательных технологий....

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Разработка занятия по внеклассному чтению

Разработка занятия по внеклассному чтению для учащихся 1-2 учащихся...

Использование здоровьесберегающих методик и технологий в работе с детьми с ОВЗ для сохранения и укрепления здоровья

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех его этапах обучения в ...

Статья на тему «Использование дидактических игр на занятиях по внеклассному чтению»

Речь  – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом, соответственно, развитие мышления в значительной мере зависит от развития...