социальный проект "В мире этикета"
рабочая программа по теме

Социальный проект представляет собой программу дополнительного развития воспитанников, цель которой - обогатить детей знаниями об этикете, способствовать нравственному развитию детей путём формирования у них представлений о добре, милосердии, дружбе, культуре общения. Проект предполагает познакомить с правилами хорошего тона детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket_soc_proekt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Управление социальной защиты населения

Администрации Тяжинского района

Муниципальное казенное учреждение

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«В мире этикета»

(социальный проект)

Автор-составитель

Чиканчи Оксана

Николаевна

Тяжинский

2013

Содержание

Введение                                                                                                                3

Цель, задачи, принципы проекта                                                                        5

Условия реализации проекта                                                                               6

Содержание проекта                                                                                            7

План-сетка цикла занятий                                                                                    8

Ожидаемые результаты                                                                                      10

Заключение                                                                                                          11

Литература                                                                                                           12

Введение

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет форму, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону, знакомиться и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, уступчивость, уважительное отношение к людям.

Если правильно прививать культуру общения детям, то очень скоро ребенок станет проявлять сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию.

Подражая взрослым, ребенок без труда усвоит все правила приличия.

Самое важное – чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Детям нужно подавать хороший пример в повседневной жизни, стараясь привить хорошие манеры как бы случайно, незаметно, не спеша, терпеливо.

Нельзя допустить, чтобы ребенок невзлюбил общение с людьми, нужно лишь показать ему, как надо себя вести в любом случае. Нужно, чтобы слово «слушаться» не являлось элементом принудительности, угрозы, наказания, а воспринималось ребенком, как пример того, как вести себя с другими людьми. Научить ребенка правильно вести себя, подчиняться радушной жизненной дисциплине, можно лишь посредством воспитания у него сознательного отношения к своим поступкам.

В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попадать впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребенку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведет себя ребенок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызывало недоумения у окружающих.

Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.

Дети, поступающие в приют или социально-реабилитационный центр – это дети из семей, как правило, ассоциальных, в которых воспитанием детей никто не занимался вообще. И задача педагога в кратчайшие сроки восполнить пробелы социализации личности ребенка с освоением и усвоением общепринятых правил поведения.

Данная программа рассчитана на воспитанников приюта, социальных центров для несовершеннолетних.  Обучение по программе начинается с 6 лет.

Цель проекта

        Обогатить детей знаниями об этикете, способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о добре, милосердии, дружбе, культуре общения.

Задачи проекта:

  1. Способствовать развитию адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  2. Способствовать развитию у детей положительных черт характера.
  3. Воспитывать любовь к родному языку.
  4. Реализовать данный проект в условиях социального центра.

Принципы проекта

Основным принципом является:

- принцип личностного подхода (учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников).

Условия реализации проекта

        Для успешной реализации данного проекта необходимо:

        - создать систему знаний и умений воспитанников;

        - подобрать ролевые игры;

        - использовать на занятиях элементы народного творчества (пословицы, поговорки, загадки);

        - использовать наглядный дидактический материал;

        - начать обучение детей с 6-7 лет (с учетом возрастных особенностей их развития).

        Занятия проходят один раз в неделю. Время, отведенное для работы с воспитанниками – 30 минут.

        Занятия могут изменяться в зависимости от условий и возрастных особенностей детей, их умений, знаний и навыков.

Содержание проекта

        Каждое занятие носит познавательно-обучающий характер.

        Возрастные особенности старших дошкольников и младших школьников требуют, чтобы занятия по этикету проводились в увлекательной игровой форме. Важно, чтобы дети без особых усилий, с интересом овладевали этическими знаниями и умениями применять эти знания в общении с окружающими.

        Все занятия разнообразны, эмоциональны, насыщены стихами, сказками, музыкой, примерами из жизни детей.

        Содержание занятий раскрывается в форме непосредственного общения воспитателя с детьми.

        Проект предлагает трехмесячное обучение с интервалом одно занятие в неделю. Обучение начинается с 6-10 лет. Данный проект рассчитан на воспитанников приюта, социально-реабилитационного центра (детей, оказавшихся в трудных жизненных условиях).

План-сетка цикла занятий

№ п/п

Содержание деятельности

Цикл занятий

Всего часов

1

«С чего начинаются хорошие манеры ли что такое этикет?»

Сформировать представление об этикете, об употребимых этикетных выражениях в определенных случаях.

1

2

«Я и мои эмоции»

Способствовать развитию у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения

1

3

«Доброе слово, что ясный день»

Расширить знания о доброте и ее роли в жизни каждого человека

1

4

«Утешенье, забота, сострадание»

Продолжать разговор о доброте и чуткости, ввести в активный словарь детей слова утешения.

1

5

«О друзьях и о дружбе»

Формировать у детей чувство коллективизма. Объяснить, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.

1

6

«Поведение в общественных местах»

Познакомить с основными правилами поведения в театре, кино, цирке, библиотеке.

1

7

«Правила поведения за столом»

Формировать на материале примеров правильного и неправильного поведения за столом, выражений благодарности, извинения, представлений об этикете.

1

8

«У меня зазвонил телефон…»

Формировать навыки вежливого разговора по телефону

1

9

«Откуда берутся грязнули? Внешний вид нам о многом говорит»

Повторить и закрепить знания о чистоте тела, о порядке, аккуратности и чистоте вокруг нас.

1

10

«О том, что бывает, если дети правил не знают»

Обобщить знания детей в поведении на дорогах, в умении применять свои знания на практике

1

11

«Праздники, поздравления, подарки»

Разъяснить положения о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания

1

12

«Веселый этикет» (конкурсно - игровая программа). Итоговое занятие

Закрепить правила поведения культурного человека на практике, приобщить ребят к правилам хорошего тона

1

Итого:

12

Ожидаемые результаты.

Воспитанники должны:

        - иметь общее понятие об этикете;

        - иметь представление  о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице и применять их на практике;

        - иметь представление о том, как можно выразить свою просьбу словами;

        - иметь представление о соблюдении элементарных правил поведения:  вести себя спокойно, сдержанно, не кричать, не мешать окружающим;

        - уметь пользоваться столовыми приборами.

Заключение

        Формирование навыков и привычек поведения в обществе занимает большое место в процессе воспитания детей. Именно здесь складываются основы аккуратности, вежливости, сдержанности, умения вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Быть культурным, воспитанным человеком не является достоянием избранного круга людей. Стать личностью, умеющей достойно вести себя в любой обстановке – обязанность каждого человека, поэтому с правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с дошкольного возраста и продолжать эту работу на протяжении всего детства.

        Проект предполагает познакомить с правилами хорошего тона детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, помогает восполнить пробелы социализации личности ребенка, освоить и усвоить общепринятые правила поведения.

        На каждом занятии  активизируется познавательная деятельность воспитанников, создается атмосфера доверительности, уважения, в которой дети учатся свободно высказывать свои мнения, знания.  Формы и методы проведения занятий разнообразны: насыщены сложно-ролевыми играми, упражнениями, стихами и песнями, творческими постановками.

        Данный проект способствует оказанию помощи воспитанникам в усвоении этикета, то есть общепринятых правил и норм поведения и общения.

Литература

  1.  Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004
  2. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «Что такое хорошо и что такое плохо».- Ростов н/Д: Феникс, 2003.-( Серия «Сердце отдано детям»)
  3. Корчинова О.В. Детский этикет. Серия «Мир вашего ребенка».- Ростов н/Д: Феникс, 2002
  4. Нравственное воспитание в детском саду/ Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1978
  5. // Педсовет. № 5'2004, с. 12-14, № 3'2005, с.10-12, № 2, 11'2007, № 4,5'2008, № 3'2009, № 1'2010  
  6. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления.- СПб.: Питер, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме «Этикет для меня»

Знакомство ребят на этом уроке с основными понятиями: этика, этикет; вежливые слова; этические нормы поведения в обществе. Учащиеся узнают о том, что этика – одна из древнейших отр...

Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."

Цель: освоение  обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи  занятия:1.      Познакомить  детей  с  правилами  этикет...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности на тему:" В мире этикета" 4 класс.

Целью программы стало: привитие учащимся норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:-прививать детям стрем...

В мире этикета

Программа внеурочной деятельности...